Рабочая программа окружающий мир 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол № _5__
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №__1______
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № 196
от «30 » августа 2021г.

Рабочая программа
учебного курса «Окружающий мир»
Класс: 4
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 68 ч/год; 2 ч/неделю
Рабочая программа составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями)
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
 Примерной основной образовательной программы начального общего образования
по окружающему миру Министерства Просвещения Российской федерации
протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15
 На основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 класс»
(УМК «Школа России», 2014).
 Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2020.

Улан-Удэ
2021

Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Цели и задачи

Окружающий мир
4
1 год 2021- 2022
ФГОС (1-4 класс) Обязательная часть: 68 ч. .
Итого: количество часов в неделю 2, в год 68
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
1.Плешаков А.А.Окружающий мир. 4 класс: учебник для
общеобразовательных
учреждений:
в
2ч./А.А.Плешаков.М.:
Просвещение, 2020 г.
2.Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие
для учащихся общеобразовательных учреждений /А.А.Плешаков.- М.:
Просвещение, 2021 г.
3. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс
(Диск CD-ROM) .
4. Тесты к учебнику "Окружающий мир. 4 класс" Плешаков А.А., Гара
Н.Н., Назарова З.Д. Москва 2019г., «Просвещение»;
Основной целью курса «Окружающий мир» является раскрытие роли
человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в
среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия
в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и
другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты
своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Эта общая цель определяет задачи курса:








формирование уважительного отношения к семье, населённому
пункту, региону,в котором проживают дети, к России, её природе
и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия
окружающего мира,своего места в нём;
формирование модели здоровьесберегающего и безопасного
поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
▪ формирование концепций для обеспечения экологически и
этически обоснованного поведения в природной среде,
эффективного взаимодействия в социуме.
▪ приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах
дорожного движения, необходимых для безопасного движения по
дорогам в качестве водителя и пешехода;
▪ знакомство с дорожными знаками, с регулируемыми и
нерегулируемыми перекрёстками;
▪ развитие сознательного отношения к соблюдению безопасности
на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных
ситуаций и оценке возможных опасностей;



▪ воспитание чувства ответственности за личную безопасность и
безопасность других участников дорожного движения;
.

Общая
характеристика
учебного
предмета

Основной целью курса «Окружающий мир» является раскрытие роли
человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в
среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия
в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и
другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты
своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Эта общая цель определяет задачи курса:









Основные
образовательные
технологии

формирование уважительного отношения к семье, населённому
пункту, региону,в котором проживают дети, к России, её природе
и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия
окружающего мира,своего места в нём;
формирование модели здоровьесберегающего и безопасного
поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
▪ формирование концепций для обеспечения экологически и
этически обоснованного поведения в природной среде,
эффективного взаимодействия в социуме.
▪ приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах
дорожного движения, необходимых для безопасного движения по
дорогам в качестве водителя и пешехода;
▪ знакомство с дорожными знаками, с регулируемыми и
нерегулируемыми перекрёстками;
▪ развитие сознательного отношения к соблюдению безопасности
на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных
ситуаций и оценке возможных опасностей;
▪ воспитание чувства ответственности за личную безопасность и
безопасность других участников дорожного движения;

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит
проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми
нового знания и активное освоение различных способов познания
окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы
обучения с применением системы средств, составляющих единую
информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения
явлений природы и общественной жизни, выполняют практические
работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные
творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные
диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для
успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки,
встречи с людьми различных профессий, организация посильной

практической деятельности по охране среды и другие формы работы,
обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с
окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и
на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения
планируемых результатов имеет организация проектной деятельности
учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
У четвероклассника продолжают формироваться:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
четвероклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса
«Окружающий мир»
Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений
науки и на основе отечественных традиций:
- Гражданское воспитание включает:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой
и
политической
культуры
детей,
расширение
конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы,
в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и
социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок
личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой,
социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
- Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
предусматривает:
создание системы комплексного методического сопровождения деятельности
педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения,
по формированию российской гражданской идентичности;
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину,
готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на
основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военнопатриотического воспитания;
повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов,
обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку
собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства,

как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам
Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
- Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам
расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными
организациями и институтами в сфере духовно- нравственного воспитания детей, в том
числе традиционными религиозными общинами;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных
- Приобщение детей к культурному наследию предполагает: эффективное
использование уникального российского культурного
наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и
кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурнымценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к
классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культурыдля детей;
развитие музейной и театральной педагогики;
поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и
культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию
российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
создание и поддержку производства художественных, документальных, научнопопулярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное,
гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в
приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с
использованием информационных технологий;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных
традиций и народного творчества.
- Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего
поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве
мира и общества.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется
посредством:
воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности
трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным
видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих
действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к
социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание включает:
развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения
к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем учиться вырабатывать
критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы
всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; добывать новые знания:
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы
- работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения
познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и
доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в
них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических
событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы;
составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы,
основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение
первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её
с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки
из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её

обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять
себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
- оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач
и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её
получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать,
оформлять и сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой
аудиторией; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать
пояснения и тезисы для презентации.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета предметных результатов начального образования.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий
программы
В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и
показывать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
- различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга,
водоёма родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также
сельскохозяйственных животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между
природой и человеком; самостоятельно находить в учебнике и дополнительных
источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения,
рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать
и изготовлять отдельные модели;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности
людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины
наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы

возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры
охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
формулировать и практически выполнять правила поведения в природе; в доступной
форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в
практической работе по охране природы;
- называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая
карта);
- называть океаны и материки; называть природные зоны России, рассказывать об
особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;
рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках
России;
- объяснять, что такое Конституция;
- характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир,
Средние века, Новое время, Новейшее время;
- называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.
Четвероклассники получат возможность научиться:
- наблюдать объекты окружающего мира;
самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником,
энциклопедиями;
- работать с учебными и научно-познавательными текстами;
- составлять план учебной статьи;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- работать с различными картами;
- готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- работать в паре, группе, индивидуально;
- оценивать себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки;
границы России, некоторые города России;
- описывать отдельные (изученные) события истории Отечества;
- пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о
родном крае, родной стране, нашей планете.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 ЧАСОВ)
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и
спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник
Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и
времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью
глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние
на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в
истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных
экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего
человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца,

знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и
географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и
реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы
каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям
обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей,
связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон,
охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России.
Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила
безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе
хозяйственной деятельности людей
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России;
поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте
природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление
признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в
зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край - часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате
деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и
жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана
водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение,
места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ.
Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.
Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о
биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и
производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в
природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и
животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласаопределителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их
распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных
ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров
растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;
знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории.
Начало истории человечества:
первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого.
Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок
феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь
мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие
географические открытия. Новейшее
1 По программе в разделе «Родной край - часть большой страны» должно быть

проведено три экскурсии. Экскурсии в природные сообщества рекомендуем провести в
соответствии с особенностями региона, погодными и климатическими условиями. В
календарно-тематическом планировании нами предложен вариант, когда две экскурсии
проводятся в начале осени, а одна зимой. Учитель вправе перенести экскурсии на период,
наиболее благоприятный для организации наблюдений учащихся за природными
объектами. время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники.
Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных
славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть.
Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий
Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь.
Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы
страны в XIII-XV вв.
Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири.
Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и
крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы
России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение.
М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в
XIX - начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй –
последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР.
Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и
патриотизм народа.
День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного
спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов,
посёлков улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края
(города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в
современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание,
Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные
праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр
Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города,

исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного
материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения,
приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
«Окружающий мир» предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов
обучения.
Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускников
начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка
индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором
фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта составляющей комплекса оценки
достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых
стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их
совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний,
достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и
окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью
диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение
уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения
итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на
межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
реализуется в рамках накопительной системы, которая:
• является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и
оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование
качества образования;
• реализует одно из основных положений Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование
универсальных учебных действий;
• позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных
действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе
начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов
образовательного плана;
• предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную
деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического
прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
• соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных
результатов обучающихся, требованиям к результатам освоения образовательной
программы начального общего образования ФГОС;
• динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных
учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование
стремления выпускников начальной школы к объективному контролю, а не сокрытию
своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и
конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной
форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в
неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из
нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя
проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для
тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты
наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих,
тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики
понятия несущественной; нарушение последовательности в описании объекта (явления) в
тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности,
условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным
признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;
не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных
объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности
при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы;
отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не
приводящие к неправильному результату; неточности в определении назначения прибора,
его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному
материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;
самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.
Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2
ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики
изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения
требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов
по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по
пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала;
неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или

более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота,
нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее
основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда
школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником
динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и
прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ
работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.
Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по
существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а
также пути устранения недочетов и ошибок.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1
2

Раздел

Тема урока

Мир глазами
Земля и
человечество астронома
Планеты Солнечной
системыЗвездное
небо-Великая книга
Природы.

3

Дата
по
плану

Домашнее
задание

04.09

С.3-8
Р. т.
С.9-15
Р. т.

07.09

11.09
Мир глазами географа

4

14.09
Мир глазами историка

5

18.09
Когда и где?

6

21.09

7
8

9
10
11

Природа
России

Мир глазами эколога.
Сокровища Земли под
охраной человечества.
Проверочная работа
ро разделу "Земля и
человечество".
Равнины и горы
России
Моря, озера и реки
России
Природные зоны
России
Зона арктических
пустынь

12

25.09
28.09

02.10
05.10
09.10
12.10

Тундра
13

16.10
Леса России

С.16-21
Р.т.с.22-28
Р. т.
С.22-28
Р. т.
С.29-35
Р. т.
С.36-40
Р. т.
С.41-47
Р. т.
С.48-56
Р. т.

С.48-56
Р. т.
С.56 зад для
д\р
С.57-65
Р. т.
С.66-70
Р. т.
С.71-75
Р. т.

Основные
напрвления
воспитательной
деятельности
Популяризация
научных знаний
среди детей.
Приобщение детей
к культурному
наследию.
Экологическое
воспитание.

Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Популяризация

14

19.10
Лес и человек

15

23.10
Зона степей
Проверочная работа за
1 четверть

16

Повторение
изученных природных
зон.

17

18

26.10

30.10

С.103-109
Р. т.

02.11

С.110-117
Р. т.
С.118-125
Р. т.
С.126-134
Р. т.

Пустыни
19
20

21
22
23

13.11
У Черного моря
Проверочная работа
по разделу "Природа
России"
Наш край
Родной край- Поверхность нашего
края
часть
большой
Поверхность нашего
страны
края (экскурсия)

24

16.11

20.11
23.11
27.11
30.11

Водные богатства
нашего края
Наши подземные
богатства

25
26

04.12
07.12

Земля-кормилица
27

11.12
Жизнь леса

28

14.12
Жизнь луга
Жизнь в пресных
водоемах
Растениеводство в
нашем крае
Животноводство в
нашем крае
Проверочная работа
по разделу "Родной
край - часть большой
страны"

29
30
31
32

33

34
35

18.12
21.12
25.12
28.12

15.01
Страницы
всемирной
истории

Презентация проектов
Начало истории
человечества
Мир древности:
далекий и близкий

С.76-83
Р. т.
С.84-94
Р. т.
С.95-102
Р. т.

С.134,в.4
С.135-138
Р. т.
С.139-144
Р. т.
С.142,
проверь
себя.
С.145-148
Р. т.
С.149-159
Р. т.
С.160-163
Р. т.
С.164-169
Р. т.
С.170-177
Р. т.
С.178-186
Р. т.
С.187-194
Р. т.
С.195-203
Р. т.

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое
воспитание.

С.204-205,
подготовить
проект.

18.01
22.01

научных знаний
среди детей.
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Экологическое
воспитание.

С.4-7
Р т.

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и

36
37
38

Средние века: время
рыцарей и замков
Новое время: встреча
Европы и Америки
Новейшее время:
история продолжается
сегодня. Проверочная
работа по разделу
"Страницы всемирной
истории"

39
40

43
44

С.8-14 Р. т.

29.01

С.15-21
Р. т.
С.22-27
Р. т.

01.02

08.02
Жизнь древних славян
Во времена Древней
Руси

41
42

25.01

12.02
15.02

Страна городов
Из книжной
сокровищницы
Древней Руси
Трудные времена на
Русской земле
Русь расправляет
крылья

45

19.02

22.02
26.02
01.03

Куликовская битва
46

05.03
Иван Третий

47

08.03
Мастера печатных дел

48

12.03
Патриоты России

49

15.03
Петр Великий

50

19.03
М.В.Ломоносов

51
52
53
54
55

56

57

22.04
Екатерина Великая
Отечественная война
1812 года
Страницы истории 19
века
Россия вступает в 20
век
Страницы
истории1920-1930-х
годов
Великая
Отечественная война и
Великая Победа
Великая
Отечественная война и

02.04
05.04
09.04
12.04

С.28-32
Р. т.
С.34-39
Р. т.
С.40-45
Р. т.
С.46-53
Р. т.
С.55-58
Р. т.
С.59-64
Р. т.
С.65-69
Р. т.
С.70-74
Р.-т.
С.75-81
Р. т.
С.82-86
Р. т.
С.87-91
Р. т.
С.94-100
Р. т.
С.101-104
Р. т.
С.105-111
Р. т.
С.112-119
Р. т.
С.122-126
Р. т.
С.127-133
Р. т.

16.04

С.136-139
Р. т.

19.04

С.140-146
Р. т.

формирование
российской
идентичности.
Приобщение детей
к культурному
наследию.
Духовное и
нравственное
воспитание детей
на основе
российских
традиционных
ценностей.

58

59

60
61
62
63
64
65

Великая Победа
Страна, открывшая
путь в космос.
Проверочная работа
по разделу "Страницы
истории России"
Основной закон
России и права
человека
Современная
Мы - граждане России
Россия
Славные символы
России
Такие разные
праздники
Итоговая проверочная
работа
Путешествие по
России
Путешествие по
России

66

23.04

С.147-150
Р. т.

26.04

С.151-152
Р. т.

30.04

С.156-163
Р. т.
С.164-167
Р. т.
С.168-174
Р. т.
С.175-179
Р. т.
С.180-203
Р. т.
С.180-203
Р. т.
Повторение
пройденного
материала
Повторение
пройденного
материала
Повторение
пройденного
материала

03.05
07.05
10.05
14.05
17.05
21.05

Путешествие по
России
67

24.05
Повторение

68

28.05
Повторение

Гражданское
воспитание.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Приобщение детей
к культурному
наследию.
Духовное и
нравственное
воспитание детей
на основе
российских
традиционных
ценностей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».