Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № _5__ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №__1_____ «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № ___196____ от «30» августа 2021г. Рабочая программа учебного курса «Музыка» Класс: 4 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по музыке: Министерство Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.«Музыка. 1-4 класс» (УМК «Школа России», 2014). Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 4 класс. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2021. Улан-Удэ 2021 Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета Музыка 4 1 год 2021- 2022 ФГОС (1-4 класс) Обязательная часть: 34 ч. . Итого: количество часов в неделю 1, в год 34 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 4 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство: Просвещение, 2021 г 2. Электронного сопровождения УМК Цель курса: - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Задачи курса: - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; - воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира; - развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно–творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; - освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; - овладение практическими умениями и навыками в учебнотворческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально пластическом движении и импровизации. Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться,призван формировать у ребёнка современную картину мира. Особенность построения курса состоит в том, что он охватывает широкое культурологическое пространство, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей 2 становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Основные образовательные технологии В процессе обучения предмету используются современные образовательные технологии: игровые, компьютерные, коммуникативнодиалоговые и развивающие. Игровые технологии являются основными на уроках музыки в начальной школе. Их применение позволяет прежде всего увлечь ребят музыкой. В наглядной, действенной форме происходит развитие слуха, памяти, ритмического чувства, понимание выразительных и изобразительных возможностей музыки, выработка исполнительских навыков на уроках музыки и на занятиях вокального кружка. Творческая деятельность на уроках музыки раскрывает специфические связи искусства с окружающим миром. Творческие задания пронизывают весь урок от начала до конца. С одной стороны, они постоянно обращаются к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации. Изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов – передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Словесное рисование (например: –Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?), развивающее воображение, речь, чувство стиля, ассоциативное мышление, красочное, многогранное постижение художественного образа. Современный урок музыки невозможен без использования информационных технологий. С появлением персонального компьютера, приобретенного и оснащенного возможность не только слышать классическую и современную музыку, современные произведения отечественных и зарубежных композиторов, но и видеть, как эта музыка создается и как воплощается в жизнь музыкантами и певцами. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится: Личностные УУД 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций, и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 3 Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций: - Гражданское воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. - Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания; повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. - Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными 4 организациями и институтами в сфере духовно- нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных - Приобщение детей к культурному наследию предполагает: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурнымценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; создание условий для доступности музейной и театральной культурыдля детей; развитие музейной и театральной педагогики; поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; создание и поддержку производства художественных, документальных, научнопопулярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей; повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное, или прослушанное; составлять простой план. 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ученик получит возможность: - воспринимать музыку различных жанров; -размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; -ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России; -сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; -ценить отечественные народные музыкальные традиции; -соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов; -определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; -общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов; -исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров; ученик научится: - развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; -понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл; - накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности); - развивать умения и навыка хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.); - расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; - включаться в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных). -оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Содержание Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». 6 Раздел 1: «Россия – Родина моя» (3 ч.) Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»). Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.ПетроваВодкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Обобщение. Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира. («Богатырские ворота» М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва). Родной обычай старины. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник. Кирилл и Мефодий. Обобщение. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Раздел: «День, полный событий» (6 ч.) В краю великих вдохновений. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». Ярмарочное гулянье. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле (Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский). 7 Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле (Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский). Зимнее утро. Зимний вечер. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»). Приют, сияньем муз одетый. Обобщение. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Народные праздники. «Троица». Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Обобщение. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день. Раздел: «В концертном зале» (5 ч.) Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром) Счастье в сирени живет… Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»). «Патетическая» соната. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен). Царит гармония оркестра. Обобщение. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Раздел: «В музыкальном театре» (6 ч.) Опера «Иван Сусанин». Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. 8 Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развития в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Русский восток. Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька». Балет «Петрушка» балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле. Театр музыкальной комедии. Обобщнеие. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7ч.) Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Исповедь души. Революционный этюд. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф. Шопен). Развитие музыкального образа. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» 9 Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий). В интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?» Музыкальные инструменты- гитара. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий). Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). «Рассвет на Москве-реке» Обобщение. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. Методы и формы обучения Для реализации рабочей программы на уроках музыки могут используются различные формы обучения: творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты. Игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и индивидуальный опрос знаний, умений обучающихся. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности и оказанию помощи - карточки, таблицы, словари, опорные схемы. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины. В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки. Формы организации учебного процесса: групповые, коллективные, классные и внеклассные. Виды контроля: вводный, текущий, итоговый фронтальный, устный Формы (приемы) контроля: самостоятельная работа, работа по карточке, тест. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся 4класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год: в конце первого полугодия на уроке: №16 «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок» и в конце второго полугодия на уроке №34 – «Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок». Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся 10 применительно к различным формам контроля по музыке Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается: -степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности; -самостоятельность в разборе музыкального произведения; -умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. Оценка «5» ставится, если: -дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. Оценка «4» ставится, если: - ответ правильный, но неполный: - дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя. Оценка «3» ставится, если: -ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. Оценка «2» ставится, если: - ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Хоровое пение. Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу. Оценка «5» ставится, если: -наблюдается знание мелодической линии и текста песни; -чистое интонирование и ритмически точное исполнение; -выразительное исполнение. Оценка «4» ставится, если: -наблюдается знание мелодической линии и текста песни; - в основном чистое интонирование, ритмически правильное; - пение недостаточно выразительное. Оценка «3» ставится, если: -допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть 11 ритмические неточности; - пение не выразительное. Оценка «2» ставится, если: -исполнение не уверенное, фальшивое. Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом: Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий; Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий; Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий; Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ - ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 Раздел Россия – Родина моя! 2 3 4 5 О России петь – что стремиться в храм 6 7 8 9 10 11 13 День полный событий. Тема урока Мелодия - душа музыки Как сложили песню. "Ты откуда русская, зародилась, музыка?" Я пойду по полю белому. На великий праздник собралася Русь! Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Урок-путешествие Праздников праздник, торжество из торжеств. Родной обычай старины В краю великих вдохновений Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Урок творчества. Святогорский монастырь Приют, сияньем КолДата во провечасов дения Домашнее задание 1 01.09 С.8-13 1 08.09 С.14-19 1 15.09 С.20-23 1 22.09 С.26-29 1 29.09 С.30-31 1 06.10 С.32-35 1 15.10 С.36-39 1 22.10 С.42-43 1 28.10 С.44-47 1 10.11 С.48-51 1 17.11 С.52-53 1 24.11 С.54-55 1 01.12 С.56-57 Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Приобщение детей к культурному наследию. 12 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 муз одетый Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Народные праздники."Троица" Музыкальные В инструменты концертном зале Счастье в сирени живет.. "Не молкнет сердце чуткое Шопена.." урок-сказка. "Патетическая" соната Царит гармония оркестра Опера "Иван В музыкальном Сусанин" театре Опера "Иван Сусанин" Исходила младешенька Русский восток Балет "Петрушка" Театр музыкальной комедии. Чтоб музыкантом Служенье муз не быть, так терпит суеты. надобно Прелюдия уменье… Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 29 1 08.12 С.60-63 1 15.12 С.64-67 1 22.12 С.68-71 1 29.12 С.74-79 1 12.01 С.80-81 1 19.01 С.82-85 1 26.01 С.86-89 1 02.02 С.90-91 1 09.02 С.94-99 1 16.02 С.94-99 1 02.03 С.100-101 1 1 1 09.03 16.03 06.04 С.102-105 С.106-107 С.108-109 1 16.04 1 23.04 1 30.04 1 04.05 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Чтоб музыкантом быть, так надобно Исповедь души. Революционный этюд. 30 31 Мастерство исполнителя. Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей. Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей. 13 32 33 34 сопереживание. Музыкальные инструменты гитара. Музыкальный сказочник. "Рассвет на Москве-реке" Обобщение. Заключительный урок-концерт. 1 11.05 уменье… С.122-123 1 18.05 С.124-127 1 25.05 14