Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол №5 от «10»июня_2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 « 30»августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 от « 30 » августа 2021г. Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» Класс: 1 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 33 ч/год; 1 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: • • • • • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству: Министерство Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». 1-4 класс» (УМК «Школа России», 2014). Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2019. Улан-Удэ 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Изобразительное искусство Класс 1 Учитель Срок реализации 2021-2022 учебный год программы Место в учебном ФГОС (1-7 классы) На изучение курса «Изобразительное искусство» отводится по 1 ч. в плане ОО неделю из обязательной части учебного плана. Итого: количество часов в неделю 1 , в год 33 УМК Обучение ведется по учебно-методическому комплекту «школа России», который состоит из: 1. Примерная образовательная авторская программа по предмету «Изобразительное искусство» Неменского Б.М. 2. Учебник: Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь». 1 класс. Издательство М.: Просвещение, 2019г. Цели и задачи Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка. Общая характеристика учебного предмета Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов; а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театра, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. В основу программы положен принцип «от родного порога - в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Игровые технологии. Проектные. Здоровьесберегающие технологии. Основные образовательные технологии ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Программа обеспечивает достижение первоклассниками метапредметных, личностных и предметных результатов. следующих Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся следующие части: 1.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; 2.Гражданское воспитание включает: - толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; - художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; 3. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; 4. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиций ценностей осуществляется за счет: - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; - совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); - планировать практическую деятельность на уроке; - с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике); - работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов); - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные универсальные учебные действия: - активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; - стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. - ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; - добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - слушать и понимать речь других; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; - понимание образной природы искусства; -эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; - способность использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники; - способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; - умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; - освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты; - овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; - умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В результате изучения курса «Изобразительное искусство» первоклассник научится: - понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); - различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета; - различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета; - узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры); - использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу); - применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; - пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина); - выполнять простейшие композиции из бумаги. Первоклассник получит возможность научиться: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности; воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров; - оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; - применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч) Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски. Художники и зрители. -Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. -Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. -Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. -Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. -Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч) Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности. Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности . Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч) Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. Рассмотрение жилищ разных народов, в том числе бурятского народа. Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать(строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности. Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности Выставка детских работ (1 ч) СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка). Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы. Уровень усвоения программного материала и сформированности умений учитель может фиксировать в предложенной ниже Таблице достижений предметных результатов с помощью двухуровневой оценки: «+» - справляется, «-» - необходима тренировка. Календарно-тематический план «Изобразительное искусство» 1 класс. № 1 Раздел Ты изображаешь. Знакомство с мастером Изображения 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ты украшаешь. Знакомство с мастером Украшение. Тема урока Дата Кол-во часов Изображения всюду вокруг нас. 6.09 1 Мастер изображения учит видеть. Наблюдение за природой. В гостях у золотой осени. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Художник и зрители. 13.09 1 20.09 27.09 4.10 1 1 1 11.10 1 18.10 1 25.10 08.11 1 1 Мир полон украшений. 15.11 1 Направления воспитательной деятельности Патриотическое воспитание. Гражданское воспитание. Духовное, эстетическое и нравственное воспитание. Эстетическое воспитание. Приобщение к духовному наследию. 11 12 13 14 15 16 17 Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки. 18 19 20 21 22 23 24-25 26 27-28 29 30 31 32 33 Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. Выставка детских работ Красоту надо замечать. Узор на крыльях. Красивые рыбы. Украшение птиц Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер украшения помогает сделать праздник 22.11 29.11 6.12 13.11 20.12 1 1 1 1 1 10.01 1 17.01 1 Постройка в нашей жизни. Домики, которые построила природа Дом снаружи и внутри Строим город Все имеет свое строение Постройка предметов Город, в котором мы живем Совместная работа трёх братьев Сказочная страна 24.01 1 31.01 1 7.02 14.02 21.02 28.02 7.03 14.03 21.03 1 1 1 1 2 04.04 11.04 2 Духовное и нравственное воспитание. Приобщение к культурному наследию. Разноцветные жуки Весенний день Урок – любования Времена года Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками 18.04 25.04 09.05 16.05 23.05 1 1 1 1 1 Эстетическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание. 1 Духовное и нравственное воспитание. Эстетическое воспитание. Патриотическое и гражданское воспитание.