Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № _5_ от «10»_июня 2021г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №____1____ «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 от «30» августа 2021г. Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» Класс: 4 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству: Министерство Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». 1-4 класс» (УМК «Школа России», 2014). Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2019. Предмет Класс Улан-Удэ 2021 Изобразительное искусство 4 Учитель Срок реализации 1 год 2021- 2022 программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета ФГОС (1-7 класс) Обязательная часть: 34 ч. Итого: количество часов в неделю 1, в год 34 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. 4 класс - Неменская. Л.А. Изобразительное искусство. учебник для 4 класса./ Неменская Л.А. под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение,2019. 2. Электронного сопровождения УМК Целями уроков изобразительного искусства в 4 классе является: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; формирование духовных начал личности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений; • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности; • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире; • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы. Основные образовательные технологии Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах четвероклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»: - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций: - Гражданское воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. - Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педаго- гов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитаниядетей, в том числе военно-патриотического воспитания; повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. - Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно- нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и пла-нов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных - Приобщение детей к культурному наследию предполагает: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурнымценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; создание условий для доступности музейной и театральной культурыдля детей; развитие музейной и театральной педагогики; поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; создание и поддержку производства художественных, документальных, научнопопулярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей; повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей четвероклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно - творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт четвероклассников в художественно- творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; - сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; - овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании); - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнении художественно-творческих работ; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства; - усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; - умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике. Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы Обучение в четвёртом классе строится на приобщении детей к истокам культуры своего народа и других народов Земли, на ощущении себя участниками развития человечества. Учащиеся, приобщаясь к истокам родной культуры, обретают опыт эстетического переживания народных традиций, понимают их содержание и связи с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам. Задача - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится: - понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира; - понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры; - понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения; - понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы; - воспринимать окружающий мир и произведения искусства; - выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений; - анализировать результаты сравнения; - объединять произведения по видовым и жанровым признакам; - работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа; - решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении; - создавать творческие работы на основе собственного замысла; - формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат); - работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками; - участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города; - конструировать из бумаги макеты детских книжек; - складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта); - передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека. Четвероклассник получит возможность научиться: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности - воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров; - оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; - использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей; - использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности; - использовать выразительные средства для воплощения собственного художественнотворческого замысла; - анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия; - осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа) Истоки родного искусства (8 часов) В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества Древние города нашей земли (7 часов) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды Каждый народ – художник (10 часов) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира Искусство объединяет народы (9 часов) От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучае- мого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка). Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. «4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. «3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала. «2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Колво часов 1 Дата проведения 02.09 Пейзаж родной земли Деревня - деревянный мир Деревня - деревянный мир 1 09.09 1 16.09 1 23.09 Красота человека Красота человека 1 30.09 1 07.10 7 Народные праздники 1 14.10 8 Народные праздники (обобщение темы) Родной угол 1 21.10 1 28.10 1 Раздел Истоки родного искусства 2 3 4 5 6 9 Древние Тема урока Пейзаж родной земли Домашнее задание Основные направления воспитательной деятельности С.6-13, пейзаж Патриотическое воспитание и формированиероссийской идентичности. С.14-19, пей- Духовное и нравственное воспитание на оснозаж С.20-29, изоб- ве российских традиционных ценностей. разить избу С.29-33, деревенский пейзаж 35-39, портрет 35-39, крестьянка в народном костюме С.40-43, нарисовать любимый праздник С.40-43, нарисовать народный праздник С.46-53, макет Гражданское воспита- древний город города нашей земли Древние соборы Города Русской земли 1 11.11 1 18.11 Древнерусские воины- защитники Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва Узорочье теремов 1 25.11 1 0212 1 09.12 Пир в теремных палатах (обобщение темы) 1 16.12 Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии Народы гор и степей 1 23.12 С.80-91, нарисовать японский сад. 1 13.01 С.80-91, нарисовать праздник в Японии 1 20.01 19 Народы гор и степей 1 27.01 20 Города в пустыне 1 03.02 21 Древняя Эллада 1 10.02 22 Древняя Эллада 1 17.02 23 Европейские города средне- 1 03.02 С.92-101, нарисовать степной пейзаж С.92-101, нарисовать юрту. С.103-109, макет из бумаги древнего города. С.110-123, пейзаж Эллады. С.110-123, фасад храма из бумаги. С.126-135, панно «Пло- 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Каждый народ художник С.54-55, нарисовать собор С.56-59, нарисовать древний город. Нарисовать воиназащитника. С.60-70, нарисовать городскую площадь ние. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. С.71-72, нарисовать наличник С.74-77, нарисовать пир в теремных палатах. Приобщение детей к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. вековья щадь средневекового города» С.126-135, панно «Площадь средневекового города» Нарисовать костюм средневековья. 24 Европейские города средневековья 1 10.03 25 Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Материнство 1 17.03 1 07.04 С.139-143, портрет мамы. 27 Материнство 1 14 .04 28 Мудрость старости 1 21.04 29 Сопереживание 1 28.04 30 Герои - защитники 1 04.04 31 Юность и надежды 1 11.04 32 Искусство народов мира (обобщение темы) Искусство народов мира (обобщение темы) Повторение 1 18.05 С.139-143, портрет мамы вместе с собой. С.144-147, портрет пожилого человека. С.148-151, нарисовать литературного героя. С.152-154, из пластилина эскиз памятника. С.154-155, нарисовать образ детства. Нарисовать детский праздник. 1 25.05 1 31.05 26 33 34 Искусство объединяет народы Патриотическое воспитание. Приобщение детей к культурному наследию.