Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 5 от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 От «30» августа 2021г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Технология» Класс: 2 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по технологии Министерства Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы Н.И. Роговцева «Технология 1-4 класс» (УМК «Школа России», 2014). Учебник: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2020. Улан-Удэ 2021 Аннотация к программе. Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Технология 2 1 год 2021- 2022 ФГОС НОО Обязательная часть: 1 ч. Итого: количество часов в неделю ___1__, в год ___34___ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 2 класс. М.: Просвещение, 2020; 2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.: Просвещение, 2020; 3. Методические пособия: Просвещение, 2020; Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Уроки технологии. 2 класс. Цели изучения технологии : Овладение технологическими знаниями и техникотехнологическими умениями. Освоение продуктивной проектной деятельности. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Эта общая цель определяет задачи курса: - духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственноэстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; - развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями; - формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда; - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; - развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других; - формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности; - развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; - формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; - гармоничное развитие понятийно-логического и образнохудожественного мышления в процессе реализации проекта; - развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; - формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта; - формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты; - формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места; - формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера; - формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.); - формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата; - формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами. Общая характеристика учебного предмета Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон.. Основные образовательные технологии Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Во втором классе продолжится формирование личностных результатов обучения: воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуальноличностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности. Метапредметными результатами изучения технологии во втором классе являются: - овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметными результатами изучения технологии во втором классе являются: доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда; - приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; - элементарные умения предметно-преобразовательной области; - знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий; - элементарный опыт творческой и проектной деятельности. Личностные результаты Отражают сформированность, в том числе в части: 1.Трудовом воспитании и профессиональном самоопределени : воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; 2.Экологическом воспитании: развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 4. Гражданского воспитания: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; Ожидаемые результаты освоения курса «Технология» во 2 классе Ученик научится: - называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; - анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; - организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. Ученик получит возможность научиться: - уважительно относиться к труду людей; - понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте; - демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Ученик научится: - на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; - отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; - применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла); Ученик получит возможность научиться: - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; - прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей. Конструирование и моделирование Ученик научится: - анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; - решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере); - изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере). Ученик получит возможность научиться: соотносить объемные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. Практика работы на компьютере Ученик научится - соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; - использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; - создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. Ученик получит возможность научиться - пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки. Содержание программы. Как работать с учебником .Давайте познакомимся (1 час). Введение. Материалы и инструменты. • анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь; • использовать знаково-символические средства. Человек и земля (23 часа). Земледелие. Посуда. Проект «Праздничный стол». Народные промыслы. Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор». Новый год. Строительство. В доме. Проект «Убранство избы». Народный костюм. • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • учитывать правило в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • адекватно воспринимать оценку учителя. НРК: «Посуда», «Народный костюм», «Праздничный стол» Человек и вода (3 часа). Рыболовство. Проект «Аквариум». • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • адекватно воспринимать оценку учителя. • • • • Человек и воздух (3 часа). Птица счастья. Использование ветра. принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя. Человек и информация. (3 часа) Книгопечатание. Поиск информации в интернете. принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Заключение. (1 часа) Подведение итогов за год. • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с традициями своего народа и других народов России; • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во втором классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации). Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: - чёткость, полнота и правильность ответа; - соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам; - аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств; - целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием). В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект. Текущий контроль проходит на этапе завершения работы над изделием. Отметка складывается из критериев: аккуратность выполнения работы; соблюдение технологии процесса изготовления изделия; качество. Отметка выставляется по пятибалльной шкале со второй четверти второго класса. Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся, где у второклассников появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Календарно-тематическое планирование по курсу «Технология» № п/ п 1 Раздел Как работать с учебником? Тема урока Здравствуй дорогой друг. Колво часо в 1 Дата Домашнее задание 03.09 С.3-6 Основные направления воспитательно й деятельности 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Человек и земля. Работа с учебником Земледелие Посуда. Корзина с цветами» Посуда. «Семейка грибов». Посуда. «Игрушка из теста» Посуда. Проект «Праздничный стол» Народные промыслы Золотая хохлома» Народные промыслы «Городецкая роспись» Народные промыслы. «Дымковская игрушка» Народные промыслы «Матрешка» Народные промыслы «Деревня» Домашние животные и птицы. «Лошадка». Домашние животные и птицы Проект «Деревенский двор» Новый год Изделия: «Новогодняя маска», «Елочные игрушки из яиц» (по выбору учителя) Строительство 1 10.09 С.7 1 1 17.09 24.09 С.8-9 С.10-15 1 01.10 С.16-17 1 08.10 С.18-21 1 15.10 С.22-23 1 22.10 С.24-25 1 29.10 С.26-27 1 12.11 С.28-29 1 19.11 С.30-31 1 26.11 С.32-33 1 03.12 С.34-36 1 10.12 С.40-41 1 17.12 С.42-44 1 24.12 С.45-48 Трудовое воспитание и профессиональн ое самоопределени е. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Гражданское воспитание. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Человек и вода. 26 27 28 Человек и воздух. Изделия: «Изба», «Крепость» (по выбору учителя) В доме Изделие: «Домовой». В доме Проект: «Убранство избы» Изделие: «Русская печь» В доме Изделие: «Коврик» В доме Изделие: «Стол и скамья» Народный костюм Изделие: «Русская красавица» Народный костюм Изделие: «Костюмы для Ани и Вани» Народный костюм Изделие: «Кошелёк» Народный костюм Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка» Рыболовство Изделие: композиция «Золотая рыбка» Рыболовство Проект «Аквариум» Изделие: «Аквариум» Рыболовство Изделие: «Русалка» Птица счастья Изделие: 1 14.01 С.49-51 Изделие 1 21.01 С.52-57 изделие 1 28.01 С.52-57 1 04.02 С.52-57 1 11.02 С.58-61 1 18.02 С.62-64 1 25.02 С.65-66 1 04.03 С.67-68 1 11.03 С.72-75 1 18.03 С.76 1 25.03 С.77 1 01.04 С.80-81 Трудовое воспитание и профессиональн ое самоопределени е. Экологическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Трудовое воспитание и «Птица счастья» Использование ветра Изделие: «Ветряная мельница» Использование ветра Изделие: «Флюгер» 29 30 31 Человек и информация. 32 33 34 Заключительны й урок. Книгопечатани е Изделие: «Книжкаширма» Поиск информации в Интернете Поиск информации в Интернете Подведение итогов за год. 1 08.04 С.82-83 1 15.04 С.84 1 22.04 С.86-88 1 06.05 С.90-93 1 13.05 С.90-93 1 20.05 Выставк а работ профессиональн ое самоопределени е. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Трудовое воспитание и профессиональн ое самоопределени е. Экологическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.