Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № _5__ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №___1_____ «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ №_196 от «30» августа 2021г. . Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Класс: 4 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру: Министерство Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы А.Я. Данилюк — М.: Просвещение, 2020.« Основы религиозных культур светской этики 4 класс» (УМК «Школа России», 2014 Учебник: А. И. Шемшурина. «Основы светской этики» 4 класс. Москва. «Просвещение» 2019 год. Улан-Удэ 2021 Предмет Класс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» 4 Учитель Срок реализации 1 год 2021- 2022 программы Место в учебном плане ОО УМК ФГОС (1-4 класс) Обязательная часть: 68 ч. Итого: количество часов в неделю 2, в год 68 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1..Учебник: Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение» 2019 г. 2.Электронного сопровождения УМК Цели и задачи Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззренй. Эта общая цель определяет задачи курса: В области формирования личностной культуры: • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Общая характеристика учебного предмета • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. В области формирования социальной культуры: • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; • формирование патриотизма и гражданской солидарности; • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; • укрепление доверия к другим людям; • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: • формирование отношения к семье как основе российского общества; • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним; • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебновоспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Консти- Основные образовательные технологии туцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностноориентированного обучения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков и проектной деятельности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ Личностные результаты освоения курса: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; 2) формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре и истории всех народов; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 4) формирование духовных и эстетических потребностей; 5) воспитание доброжелательности и отзывчивости; 6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; 7) наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций: - Гражданское воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. - Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития про- грамм патриотического воспитаниядетей, в том числе военно-патриотического воспитания; повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. - Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно- нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и пла-нов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных создание и поддержку производства художественных, документальных, научнопопулярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей; повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Предметные результаты: 1) знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; 2) знакомство с основами светской и религиозной морали; 3) формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной куль- туре и их роли в истории и современности России; 4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Регулятивные УУД • Проговаривать последовательность действий на уроке. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на осно- ве заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД • Уметь пользоваться языковыми средствами: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и следовать им. • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы В результате реализации рабочей программы учащиеся должны: Знать/понимать: - общие этические понятия на разных языках России; - общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны; - понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская; - «Золотое правило нравственности»; - ценные качества человеческой души; - ценности рода и семьи; - правила морали разных религий, светские правила; - как появилась семья; - семейные традиции; - правила поведения в школе; - права и обязанности школьника; - правила дружбы; - понятие: этикет; - сокровища нравственности; - нематериальные ценности; - кодексы мужского поведения в разные времена; - понятия: кодекс чести рыцаря, дворянина, светского аристократа; - роли в семье; - кодексы женского поведения в разные времена; - положение женщины в семье; - понятия: леди, джентльмен; - кодексы чести разных профессий; - понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность; - понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник. Уметь: - определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим); - излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества; - устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях; - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него; - строить отношения между людьми в школе; - жить по законам чести; - держать слово; - иметь силу воли; - применять в жизни кодексы мужского и женского поведения; - строить отношения в семье; - быть леди и джентльменом; - договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций; - жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого; - любить страну, Родину и Отечество. Основное содержание программы 1 Этика-наука о нравственной жизни человека. (1ч) 2 Этика общения (4ч) 3. Этикет (4ч) 4. Этика человеческих отношений (4ч) 5. Этика отношений в коллективе (4ч) 6. Простые нравственные истины (4 ч) 7.Душа обязана трудиться (4ч) 8. Посеешь поступок- пожнешь характер (4ч) 9. Судьба и Родина едины (5ч) Раздел «Этика общения» Обучающие научатся: Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.). Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). Обучающиеся получат возможность научиться: Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций). Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него. Обучающие научатся: Первоначальным представлениям об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности. Раздел «Этикет» Обучающиеся получат возможность научиться: Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими. Обучающие научатся: Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций. Раздел «Этика человеческих отношений» Обучающиеся получат возможность научиться: Правилам поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Обучающие научатся: Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях. Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. Раздел «Этика отношений в коллективе.» Обучающиеся получат возможность научиться: Правилам поведения в коллективе. Равновесие прав и обязанностей школьника Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Обучающие научатся: Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях. Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. Раздел «Простые нравственные истины» Обучающиеся получат возможность научиться: Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие» Обучающие научатся: Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций). Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него. Раздел «Душа обязана трудиться» Обучающиеся получат возможность научиться: Проявлять человеческое соучастие в проявлении сочувствия, сопереживания, сострадания по отношению к другому человеку. Обучающие научатся: Понимать, сочувствовать, терпимо относится по отношению к другим людям. Раздел «Посеешь поступок- пожнешь характер» Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими. Обучающие научатся: Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций. Раздел «Судьба и Родина едины» Обучающие научатся: понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры. Добывать и критически оценивать поступающую информацию. Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.). Обучающиеся получат возможность научиться: Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Положение о безотметочном оценивании ОРКСЭ Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основании Инструктивно-нормативного письма Министерства образования и науки РФ «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» № 08-250 от 22.08.2012 1.2. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения по основам религиозной культуры и светской этики (далее ОРКСЭ) в 4 классе. 1.3. Целью данного Положения является создание благоприятных условий, обеспечивающих его благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений у обучающихся. 2. Задачи: - личностно ориентированное взаимодействие учителя и детей; - ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); - учет индивидуальных способностей детей;- развитие самостоятельности и активности детей; - формирование учебно-познавательной мотивации учащихся. 3. Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. 3.1. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д. 3.2. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). 3.3. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, жела- ние высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка. Рекомендуется использование технологии портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика, что позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ 3.4. По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения и тестовые задания разных типов. 3.5. По ОРКСЭ безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года. Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения. При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются: Обобщающие уроки по теме и разделу, практические работы, самостоятельные работы, проверочные работы, тесты, сообщения, презентации Особенности организации контроля по «Основам мировых религиозных культур и светской этики» Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказрассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно- следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированность логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных дан- ных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской. Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается. Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме. Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки. Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю. Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации. Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ. Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу. Ведение бальной сетки. Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу по которой будут начисляться баллы. Например: активная работа на уроке — 1 балл, выполнение домашнего задания — 2 балла, активное участие в групповой работе — 2 балла, выполнение творческого задания — 3 балла, выполнение дополнительного задания — 3 балла, составление проекта — 4 балла и т. д. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки. Базовые критерии достаточно просты: Я хорошо выполнил свою работу на уроке; Я мог выполнить работу значительно лучше; Я плохо работал на уроке. Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 35 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с обучающимися. Можно предложить цветовое или символическое оформление. Дата Я хорошо выполнил свою работу на уроке Я мог выполнить работу значительно лучше Я плохо работал на уроке. Для более масштабной работы могут использоваться листы самооценки своего участия в групповой работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что намечено проверить. Вот пример такого листа. Лист самооценки урока или группового мероприятия В ходе проекта я... Всегда Иногда Никогда Предлагал новые идеи и направления Определял цели, ставил задачи Ждал помощи от участников группы Принимал участие в совместной работе Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения Помогал группе в выборе правильных решений Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы Находил и исправлял ошибки Оказывал помощь, откликался на работу других Преодолевал трудности, добивался достижения результата Осознавал ответственность за общее дело Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план. Защита проекта. Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей. Защита может проходить в разных формах: в форме праздника с приглашение зрителей; в форме конкурса с приглашением жюри; в рабочей обстановке (на уроке) и т.д КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Раздел 1. Введение 2. Этика общения 3. 4. 5. 6. Этикет 7. 8. 9. Тема урока Колво часов Дата проведения. Этика – наука о нравственной жизни человека. Добрым жить на белом свете веселей Правила общения для всех 1 02.09 ДомашОсновные нее направления задание воспитательной деятельности С.4-8 1 09.09 С.10-15 1 16.09 С.16-19 От добрых правилдобрые слова и поступки Каждый интересен Премудрости этикета Красота этикета Простые школьные и домашние правила этикета 1 23.09 С.20-23 1 1 1 1 30.09 07.10 16.10 23.10 С.24-28 С.30-33 С.34-37 С.38-41 Чистый ручеек нашей 1 30.10 С.42-46 Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. речи В развитии добрых чувств-творение души Природа- волшебные двери к добру и доверию 12. Чувство Родины 13. Жизнь протекает среди людей 14. Этика отноЧтобы быть коллекшений в кол- тивом 15. лективе Коллектив начинается с меня 16. Мой класс-мои друзья 17. Ежели душевны вы и к этике не глухи… 18. Простые Жизнь священна 19. нравственные Человек рожден для истины добра 20. Милосердие-закон жизни 21. Жить во благо себе и другим 22. Душа обязана Следовать нравственной установке трудиться 23. Достойно жить среди людей 24. Уметь понять и простить 25. Простая этика поступков 26. Посеешь поОбщение и источники преодоления обид ступок27. пожнешь хаРостки нравственного рактер опыта поведения 28. Доброте сопутствует терпение 29. Действия с приставкой «со» 30. Судьба и РоС чего начинается Родина дина едины 31. В тебе рождается патриот и гражданин 32. Человек-чело века 10. Этика человеческих отношений 11. 33. 34. Слово, обращенное к себе Обобщающий урок. Слово, обращённое к 1 12.11 С.48-51 1 19.11 С.52-55 1 1 26.11 03.12 С.56-59 С.60-62 1 10.12 С.64-67 1 17.12 С.68-69 1 24.12 С.70-74 1 14.01 С.75-81 1 1 21.01 28.12 С.82-85 С.86-89 1 07.02 С.90-94 1 04.02 С.94-98 1 11.02 1 18.02 1 04.03 1 11.03 1 18.03 1 01.04 1 08.04 1 15.04 1 22.04 1 29.04 1 06.05 1 13.05 С.100103 С.104109 С.110115 С.116120 С.122125 С.126129 С.130133 С.134138 С.140143 С.144149 С.150153 С.154155 1 20.05 Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей Гражданское воспитание. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей Гражданское воспитание. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Гражданское воспитание. себе.