Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 5 от «10»июня_2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 « 30 »августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ №196 от «30 » августа 2021г. Рабочая программа учебного курса «Русский родной язык» Класс: 3 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего –17 ч/год; 0,5 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по родному русскому языку Министерства Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы, входящей в образовательную область «Родной язык и родная литература» авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В. учеб. пособие для общеобразоват. организаций [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020 и учебника для учащихся общеобразовательных учреждений / Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И. и др. АО «Издательство «Учебная литература» рекомендованного к использованию в образовательном процессе (Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 ноября 2019г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») Учебник: О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др. «Русский родной язык 3 класс».- М.: Просвещение, 2020. Улан-Удэ 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО Русский (родной) язык 3 2021-2022 учебный год ФГОС (3 класс) Обязательная часть: 17 ч. Итого: количество часов в неделю 0,5, в год 17 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: Учебник О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др. «Русский родной язык».- М.: Просвещение, 2020. Цель : Цели и задачи способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. Задачи: обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формирование речевых интересов и потребностей младших школьников. Занятия выстроены следующим образом: – Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является Общая занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми характеристика элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, учебного грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию предмета интереса к изучению родного русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала. В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие принципы: 1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащихся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях. 2.Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках. 3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка. УМК 4. Принцип занимательности. Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает любознательность. Для учащихся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком. 5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала. Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. Основные образовательные технологии Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Планируемые результаты изучения русского(родного) языка Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Русский родной язык», отражают сформированность, в том числе в части: • 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; • 3. Духовное и нравственное воспитание осуществляется за счет: эмоциональности; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия– умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия),формирования выраженной в поведении нравственной позиции,в том числе способности к сознательному выбору добра, содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; • 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий, создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; • 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; Метапредметными результатами изучения курса «Русский родной язык», является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: • самостоятельно формулировать тему и цели урока; • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • пользоваться словарями, справочниками; • осуществлять анализ и синтез; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения; Коммуникативные УУД: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА • • • • • Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа: осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа; осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика); понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • уместное употребление эпитетов и сравнений в речи; понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). 2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике: осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проведение синонимических замен с учётом особенностей текста; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных; употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе): соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста; соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста; совершенствование умений пользоваться словарями: использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; • использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; • использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; • использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебно-этимологических словарей для уточнения происхождения слова; • использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов; 3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета: • владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.), определение языковых особенностей текстов; • умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; • умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; • умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица; • уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; • уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; • умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; • создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации; • создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами); • создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме; • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. • соблюдение основных норм русского речевого этикета: • соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета; • различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Содержание учебного курса «Русский родной язык» Русский язык: прошлое и настоящее 10 ч • Где путь прямой, там не езди по кривой. • Кто друг прямой, тот брат родной.. • Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. • Сошлись два друга - мороз да вьюга. • Ветер без крыльев летает. • Какой лес без чудес. • Дело мастера боится. • Заиграйте, мои гусли... • Что ни город, то норов. • У земли ясно солнце, • у человека - слово. Язык в действии 5ч. • Для чего нужны суффиксы. • Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? • Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? • Как изменяются имена существительные во множественном числе? • Зачем в русском языке такие разные предлоги? Секреты речи и текста 2 ч. • Создаем тексты-рассуждения. • Создаем тексты-повествования Календарно-тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока Дата Направление воспитательной деятельности Русский язык: прошлое и настоящее 10 ч. Где путь прямой, там не езди по 10.01 Духовное и нравственное кривой. воспитание Приобщение детей к Кто друг прямой, тот брат 17.01 культурному наследию; родной. Популяризация научных Дождик вымочит, а красно 24.01 знаний солнышко высушит. Сошлись два друга - мороз да 31.01 вьюга. Ветер без крыльев летает. 14.02 Какой лес без чудес. 21.02 Дело мастера боится. 28.02 Заиграйте, мои гусли... Что ни город, то норов. У земли ясно солнце, у человека - слово. Для чего нужны суффиксы. 07.03 14.03 21.03 Язык в действии 5ч. 04.04 Патриотическое 12 13 14 15 16 17 Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? 11.04 Как изменяются имена существительные во множественном числе? Зачем в русском языке такие разные предлоги? 25.04 18.04 02.05 Секреты речи и текста 2 ч. Создаем тексты-рассуждения. 16.05 Создаем тексты-повествования 23.05 воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний . Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовное и нравственное воспитание Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний Популяризация научных знаний