Рабочая программа русский родной язык 3 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол № 5
от «10»июня_2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 1
« 30 »августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ №196
от «30 » августа 2021г.

Рабочая программа
учебного курса «Русский родной язык»
Класс: 3
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего –17 ч/год; 0,5 ч/неделю
Рабочая программа составлена на основе:







Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
Примерной основной образовательной программы начального общего образования по
родному русскому языку Министерства Просвещения Российской федерации протокол
от 8 апреля 2015 г. № 1/15
На основе авторской программы, входящей в образовательную область «Родной язык и
родная литература» авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А.,
Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В. учеб.
пособие для общеобразоват. организаций [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М.
Александровой. – М. : Просвещение, 2020 и учебника для учащихся
общеобразовательных учреждений / Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова
С.И. и др. АО «Издательство «Учебная литература» рекомендованного к использованию
в образовательном процессе (Приказ Министерства образования и науки РФ от 22
ноября 2019г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»)
Учебник: О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др. «Русский родной язык
3 класс».- М.: Просвещение, 2020.

Улан-Удэ
2021

Аннотация к рабочей программе

Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО

Русский (родной) язык
3
2021-2022 учебный год
ФГОС (3 класс) Обязательная часть: 17 ч.
Итого: количество часов в неделю 0,5, в год 17

Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
 Учебник О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др.
«Русский родной язык».- М.: Просвещение, 2020.
Цель :
Цели и задачи
способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного
на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них
навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития
школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку,
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи:
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического
запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи
учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
– Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к
выполнению заданий
Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является
Общая
занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми
характеристика
элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах,
учебного
грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию
предмета
интереса к изучению родного русского языка, легкому усвоению и
запоминанию материала. В основе создания данного курса лежат
общедидактические принципы научности, доступности, систематичности
и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и
активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё
такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с
другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания,
полученные учащихся на уроках русского языка, которые учитель
углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи
активизируемого во внеурочное время языкового материала должна
совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться
с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать
развитию каждого ребёнка.
УМК

4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и
поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается путём
использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад,
чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и
кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности.
Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы
учащихся, развивает любознательность. Для учащихся начальной школы
занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к
практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием
проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и
видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем
занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный
курс
позволяет
наиболее
успешно
применять
индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его
способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные
интересы обучающихся.
Основные
образовательные
технологии

Школьники будут работать с информацией, представленной в разных
форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они
научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять
полученную информацию, а также создавать новые информационные
объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки,
небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая
способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.

Планируемые результаты изучения русского(родного) языка
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе
«Русский родной язык», отражают сформированность, в том числе в части:
• 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:
воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного
общества, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
• 3. Духовное и нравственное воспитание осуществляется за счет: эмоциональности;
умение осознавать и определять (называть)
свои
эмоции; эмпатия–
умение осознавать и определять эмоции
других
людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; развития
у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия),формирования выраженной в поведении нравственной позиции,в
том числе способности к сознательному выбору добра, содействия формированию у
детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
• 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование
интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным
и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных
технологий, создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным

ценностям, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
• 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: познавательные
мотивы, направленные на получение новых знаний по предмету, необходимых для
объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной
культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, доступными техническими средствами информационных
технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и
способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному
выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; интерес к чтению, к ведению
диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию
собственных текстов, к письменной форме общения;
Метапредметными результатами изучения курса «Русский родной язык», является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

•
•
•
•

•

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний,
умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова,
обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная
лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов
и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного
творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное

•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений;
правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в
рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта
использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка
для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного
языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с
целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного
языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных:
словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего
и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов,
у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок,
связанных с нарушением согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и
сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего
времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного
русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического значения
слова, для уточнения нормы формообразования;

• использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и
антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
• использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
• использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование
учебно-этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
• использование орфографических словарей для определения нормативного написания
слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
• владение
различными
приемами
слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
• владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского
народа;
• чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и
т.п.), определение языковых особенностей текстов;
• умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
• умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами
текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения
заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
• умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица;
• уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
• уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение
диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
• умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
• создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
• создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о
путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами);
• создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление
сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
• оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
• редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
• соблюдение основных норм русского речевого этикета:
• соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого
этикета;
• различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации.
Содержание учебного курса «Русский родной язык»
Русский язык: прошлое и настоящее 10 ч
• Где путь прямой, там не езди по кривой.

• Кто друг прямой, тот брат родной..
• Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
• Сошлись два друга - мороз да вьюга.
• Ветер без крыльев летает.
• Какой лес без чудес.
• Дело мастера боится.
• Заиграйте, мои гусли...
• Что ни город, то норов.
• У земли ясно солнце,
• у человека - слово.
Язык в действии 5ч.
• Для чего нужны суффиксы.
• Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке?
• Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?
• Как изменяются имена существительные во множественном числе?
• Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Секреты речи и текста 2 ч.
• Создаем тексты-рассуждения.
• Создаем тексты-повествования
Календарно-тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11

Тема урока

Дата

Направление
воспитательной
деятельности

Русский язык: прошлое и настоящее 10 ч.
Где путь прямой, там не езди по
10.01
Духовное и нравственное
кривой.
воспитание
Приобщение детей к
Кто друг прямой, тот брат
17.01
культурному наследию;
родной.
Популяризация научных
Дождик вымочит, а красно
24.01
знаний
солнышко высушит.
Сошлись два друга - мороз да
31.01
вьюга.
Ветер без крыльев летает.
14.02
Какой лес без чудес.
21.02
Дело мастера боится.
28.02
Заиграйте, мои гусли...
Что ни город, то норов.
У земли ясно солнце,
у человека - слово.
Для чего нужны суффиксы.

07.03
14.03
21.03
Язык в действии 5ч.
04.04

Патриотическое

12

13

14

15

16
17

Какие особенности рода имен
существительных есть в русском
языке?
Все ли имена существительные
«умеют» изменяться по числам?

11.04

Как изменяются имена
существительные во
множественном числе?
Зачем в русском языке такие
разные предлоги?

25.04

18.04

02.05

Секреты речи и текста 2 ч.
Создаем тексты-рассуждения.
16.05
Создаем тексты-повествования
23.05

воспитание и
формирование российской
идентичности;
Духовное и нравственное
воспитание
Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация научных
знаний
.
Патриотическое
воспитание и
формирование российской
идентичности;
Духовное и нравственное
воспитание
Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация научных
знаний

Популяризация научных
знаний


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».