Рабочая программа русский родной язык 2 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол № 5
от «10» июня2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ №196
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Русский родной язык»
Класс: 2
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего –17 ч/год; 0,5 ч/неделю
Рабочая программа составлена на основе:







Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
Примерной основной образовательной программы начального общего образования
по родному русскому языку Министерства Просвещения Российской федерации
протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15
На основе авторской программы, входящей в образовательную область «Родной
язык и родная литература» авторского коллектива: Александровой О.М.,
Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой
В.Ю., Ковган Т.В. учеб. пособие для общеобразоват. организаций [О. М.
Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020 и
учебника для учащихся общеобразовательных учреждений / Александровой О.М.,
Вербицкой Л.А., Богданова С.И. и др. АО «Издательство «Учебная литература»
рекомендованного к использованию в образовательном процессе (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 22 ноября 2019г. № 632 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»)
Учебник: О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др. «Русский родной
язык 2 класс».- М.: Просвещение, 2020.

Улан-Удэ
2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Русский(родной) язык
2
1 год 2021- 2022
ФГОС НОО (1-4 классы) Обязательная часть: 17 ч.
Итого: количество часов в неделю ___0,5_, в год ___17__
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
1. 2 класс: О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др.
«Русский родной язык 2 класс».- М.: Просвещение, 2020.
2. Русский родной язык. 2 класс. Учебное пособие. Александрова О. М.,
Богданов С. И.

Цели и задачи

Цель:
Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной
и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной
культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
Задачи:
приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с
историей
русского
народа,
формирование
первоначальных
представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и
других языков в контексте богатства и своеобразия языков,
национальных традиций и культур народов России и мира; расширение
представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке
как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей,
поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию
патриотического
чувства,
гражданственности,
национального
самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей
страны и мира.

Общая
характеристика
учебного
предмета

Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является
занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми
элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах,
грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию
интереса к изучению родного русского языка, легкому усвоению и
запоминанию материала. В основе создания данного курса лежат
общедидактические принципы научности, доступности, систематичности
и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и
активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются
ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны
содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания,
полученные учащихся на уроках русского языка, которые учитель
углубляет на дополнительных занятиях.

2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи
активизируемого во внеурочное время языкового материала должна
совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться
с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать
развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и
поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается путём
использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад,
чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и
кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности.
Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы
учащихся, развивает любознательность. Для учащихся начальной школы
занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к
практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием
проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и
видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем
занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный
курс
позволяет
наиболее
успешно
применять
индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его
способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные
интересы обучающихся.
Основные
образовательные
технологии

При организации процесса обучения в рамках данной программы
предполагается применение следующих педагогических технологий
обучения: игровые, информационно-коммуникативные, проектные.
Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и
включают практическую работу, работу в группах и парах,
самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С
первых уроков ученики используют приёмы само- и взаимопроверки.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в
формах: урок-путешествие, викторина, урок-проект, игра-конкурс,
дидактические и ролевые игры.
.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
2. Патриотического воспитания:
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину,
готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на

основе развития программ патриотического воспитаниядетей,
3. Приобщение детей к культурному наследию:
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
• осознавать слово как главное средство языка;
• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой,
буквенной);
• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные;
согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов
и поиска нужной информации (в словарях и др.)
• производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме
представленного в учебнике материала);
• различать родственные (однокоренные) слова;
• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи
(существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка
(выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю
учебника;
• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько
предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены,
пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом
в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым
и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно
выделяемыми морфемами;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цель выполняемых действий;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи
(орфограммы в корне слов);
• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в
соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с
заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки,
допущенные при списывании, письме по памяти.

Учащиеся получат возможность научиться:
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при
написании творческой работы, создании проектов;
• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как
работали;
• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками
или без ошибок, в чем проявилась сложность выполнения
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
• ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых
задач;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
• строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
• находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
• владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и
др.;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления,
справочного бюро;
• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку,
пунктам плана);
• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление
предложений);
• владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с
историческим корнем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
• уметь слышать, точно реагировать на реплики;
• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (обращение, вежливые слова);
• озаглавливать текст;
• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
(обратиться с просьбой, поздравить);
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры,
включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление
красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний,
умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова,
обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения
эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного
народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное
уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений;
правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в
рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования
языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка
для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного
языка:

выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с
целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного
языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных:
словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего
и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у
которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок,
связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного
в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде
(если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного
русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического
значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов
и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование
учебно-этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного
написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого
этикета:
владение
различными
приемами
слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.),
определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка
текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение,

уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение
диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о
путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление
сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого
этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш,
решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину
(например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из
них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались
дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,
одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц
и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать
в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (5 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения
в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в

учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты ивы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные
виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Календарно -тематическое планирование по предмету «Русский(родной) язык»
№
п/п

Тема

Количество
часов

Дата
проведения

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
(5 часов)
1
Слова, называющие народные 1
11.01
русские
игры,
забавы,
игрушки(городки,
салочки,
салазки,
санки,
волчок,
свистулька)
2
Слова, называющие предметы 1
18.01
традиционного русского быта
3
Пословицы,
поговорки, 1
25.01
фразеологизмы,
возникновение
которых
связано с предметами и
явлениями
традиционного
русского быта: игры, утварь,
орудия труда, еда, одежда
4-5 Проектное задание: «Почему 2
01.02
это так называется?»
08.02
Раздел 2. Язык в действии (5 часов)
6
Учимся
правильно 1
15.02
произносить слова
7
Наблюдаем за ударением
1
22.02
8
Практическая
работа: 1
01.03
«Слушаем и учимся читать
фрагменты стихов и сказок, в
которых
есть
слова
с
необычным произношением и
ударением»
9
Как сочетаются слова
1
15.03
10 Учимся писать правильно
1
22.03

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Гражданское
воспитание;
Приобщение детей
к

культурному

наследию;
Патриотическое
воспитание
формирование
российской
идентичности;

Гражданское
воспитание;
Приобщение детей
к

культурному

наследию;
Патриотическое
воспитание
формирование
российской
идентичности;

Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)
11 Учимся общаться
12 Особенности русского

Гражданское
1
1

29.03
05.04

и

воспитание;

и

речевого этикета
Спрашиваете? – Отвечаем!
Как связываются
предложения?
15 Создаём тексты
16- Резерв учебного времени
17
13
14

Приобщение детей
1
1

12.04
19.04

к

1
2

17.05
24.05

Патриотическое

культурному

наследию;
воспитание
формирование
российской
идентичности;

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».