Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей гуманитарнолингвистического цикла Протокол № ___ от «_10_»_июня__2021г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №__1__ «__30_»__августа_2021_ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196__ от «30»_ августа 2021_ г. Рабочая программа учебного курса «Бурятский язык» Класс: 9а, 9б Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы– 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего –34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Санжиева Ю.Б. учитель бурятского языка первой категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р) Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РБ № 830 от 09 июня 2008 г. Программы по бурятскому языку как государственному для 2–9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. Улан-Удэ, 2010 Учебник: О.Г.Макарова «Бурятский язык». Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2017г. Улан-Удэ, 2021 Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО Аннотация к рабочей программе Бурятский язык 9а, 9б Санжиева Ю.Б. 1 год Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 34 часа Итого: количество часов в неделю 1 ч, в год 34 ч УМК Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1.Примерной программы основного общего образования по бурятскому языку,авторской программы «Программа по бурятскому языку как государственному для 2–9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. Улан-Удэ, 2010 г 2.Учебник: « Бурятский язык». О.Г.Макарова изд. «Бэлиг», 2017 г Цели и задачи Цель: развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Задачи: Обучения - понимание учащимися роли изучения языков в современном поликультурном мире, ценностей бурятского языка как элементов национальной культуры; Воспитания - осознание важности бурятского языка как средства социальной адаптации; воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культуре; Развития - коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на бурятском языке; валеологическая - создание психологического комфорта для учащихся. Обучение бурятскому языку по курсу "Бурятский язык как государственный" в 9 классе обеспечивает преемственность, развитие, сформированной к этому времени коммуникативной компетенции на бурятском языке в говорении, аудировании,чтении письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной и компенсаторной компетенций. Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии Информационно- коммуникационная технология Технология развития критического мышления Проектная технология Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Технология мастерских Технология интегрированного обучения Педагогика сотрудничества Технология уровневой дифференциации Групповые технологии Традиционные технологии (классно- урочная система) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Изучение бурятского языка в 9 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Личностные результаты обучающихся, формируемые при изучении бурятского языка У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам бурятского языка; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других национальностей; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание роли бурятского языка как средства общения со сверстниками, выражения своих мыслей, чувств, обмена опытом, сотрудничества; осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; уважение и доброжелательное отношение культуре бурятского народа; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; понимание причин успеха в учебе; навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки полученных знаний. коммуникативные компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; Обучающийся получит возможность для формирования: уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, в частности, на примере народов, населяющих Бурятию; целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий средствами бурятского языка; ориентации на оценку результатов познавательной деятельности; понимание роли бурятского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; мотивация к рефлексии; этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей. 8. Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты: Регулятивные: Ученик научится: определять и формулировать цель деятельности на уроке бурятского языка с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану. планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; выполнять действия в устной форме; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов ответов, представленной на наглядно-образном уровне; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности. Ученик получит возможность научиться понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир; осуществлять регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на бурятском языке. воспринимать мнение и предложения сверстников; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии Познавательные: Ученик научится: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. строить небольшие сообщения в устной форме; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; . пользоваться словарями и справочным материалом учебника; Ученик получит возможность научиться: под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; работать с дополнительными текстами и заданиями; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); Коммуникативные: Ученик научится: принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; выразительно читать и пересказывать текст;. Ученик получит возможность научиться: строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; корректно формулировать свою точку зрения; проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль. Предметные результаты: Ученик научится: понимать основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, ); различать особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений; распознавать признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных слов, существительных, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных); соблюдать основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в сфере общения на бурятском языке; понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа. Ученик получит возможность научиться: в области говорения: начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, своей республике; делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения; в области аудирования: понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач) и выделять значимую информацию; понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные; использовать переспрос, просьбу повторить; в области чтения: ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; в области письма: заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в бурятском языке; понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов, с опорой на зрительную наглядность; в области говорения: участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие); расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Хэн? (Кто?) Юун? (Что?) Хэзээ? (Когда?) Хаана (Где?) Хайшаа? (Куда?) Хаанаhаа (Откуда?) Юундэ? (Почему?) и отвечать на них; кратко рассказывать о себе, своей семье, друге; составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу; в области чтения: читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале; читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем; в области письма и письменной речи: списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом; писать краткое поздравление с опорой на образец. Важными направлениями содержания обучения бурятскому языку как государственному в начальной и основной школе являются: тщательный отбор тем и проблем общения, социокультурного, языкового и речевого материала на средней ступени, их ориентированность на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом возрастных особенностей; достижение выпускниками основной школы (9 класс) минимально необходимого и достаточного уровня функциональной грамотности и коммуникативной компетенции, который может обеспечить успешную коммуникацию, а также облегчить адаптацию к меняющимся условиям жизни; деятельностный характер обучения, выражаемый в последовательном овладении учащимися основными видами речевой деятельности, позволяющей осуществлять общение на бурятском языке в устной и письменной формах; усиление роли социокультурных знаний и умений, как о регионе, так и о стране в целом в условиях поликультурного общения Содержание учебного предмета Предметное содержание устной и письменной речи Школьники учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социальнокультурной сфер общения в рамках следующей тематики: Особенности бурятского языка День знаний.Закон гармонии гласных. Ударение в бурятских словах. Знакомство. Традиции общения у бурят. Человек. Здоровье Человек. Здоровье.Известные врачи Бурятии. Спорт. Мой друг. Режим дня. Личные местоимения. Выдающиеся люди, их вклад в развитие российской науки, культуры, спорта и др. Здоровье человека. Глаголы и глагольные словосочетания. Диалоги. Здоровый образ жизни. Семья Родственники, семья. Поколение. Формы речевого этикета. Структура предложения. Учеба. Учебные принадлежности Известные просветители Бурятии. Лично-предикативные частицы. Глагол. Спряжение глаголов. Учеба. Учебные принадлежности. Школа. Одежда. В магазине одежды Формы речевого этикета. В магазине одежды. Национальная одежда бурят. Имя существительное. Дом (квартира). Адрес Мой адрес. . Наш дом. Традиционное жилище бурят. Родительный падеж. Послелоги. Зима. Зима. Зимние игры. Катание на коньках, лыжах. Дательно-местный падеж. Винительный падеж. Послелоги. Порядок слов в предложении.. Еда. Пища Еда и её приготовление. Правильное питание. Диета. Традиционная бурятская кухня. Работа над диалогами. Орудный падеж. Наречие. Школа Формы речевого этикета. Школа. Работа над текстами. Высшее учебное заведение. Утвердительная частица –юм. Познавательные интересы: любимые предметы, занятия. Возможности продолжения образования. Улан-Удэ. Бурятия Улан-Удэ -столица Бурятии. Природа Бурятии. Растения. Птицы Бурятии. Озеро Байкал. Личное притяжение. Формы речевого этикета. Ольхон. . Республика Бурятия, ее культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по Бурятии.. Государственные символы (флаг, герб, гимн). Города и села, родной край / регион / город / село. Жизнь в городе и в сельской местности. Озеро Байкал Флора и фауна Байкала. Легенды о Байкале. Остров Ольхон. Заповедники. Работа над текстами «Байкал», «Легенда об Ангаре». Викторина. Курорты и турбазы Безличное (возвратное) притяжание. Красная книга Бурятии, России. Животный и растительный мир Бурятии. Богатство Бурятии – Байкал. Технический прогресс. Будущее нашей планеты. Природа и проблемы экологии. Защита окружающей среды Доржи Банзаров-первый бурятский ученый Доржи Банзаров-первый бурятский ученый. Трилогия Ч. Цыдендамбаева «Доржи. Сын Банзара». Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных. Театр. Кино. Музей Искусство (музыка, театр, кино, живопись, мода. Имя прилагательное. Театр. Формы речевого этикета. Бурятский драматический театр им. Х. Намсараева. Театр оперы и балета. Формы обращения. Музеи г.Улан-Удэ. Деепричастие. Музей им.Ц.Сампилова. Растения. Природа Красная книга Бурятии. Заимствованные слова. История родного края. Авторы исторических летописей. Богатство Бурятии –Байкал. Технический прогресс. Будущее нашей планеты. Календарно- тематическое планирование 9 класс № Тема урока Кол-во Дата Домашнее п/п часов задание Особенности бурятского языка. Формы речевого 03.09 Стр. 6, упр.В 1 1 этикета. Работа с диалогами. Входная диагностика. 1 10.09 2 Человек. Здоровье.Спорт. Повторение лексики, 1 17.09 Стр.13, упр. Г 3 ведение новой лексики. Работа с текстом. Известные врачи 24.09 Стр. 15, упр. И 4 1 Бурятии. Имя числительное.. Семья. Повторение и 01.10 Стр. 21, упр. Б 5 1 отработка лексики «Семья» Личные местоимения. 1 08.10 Стр. 31, упр.2 6 Текст «Случай на войне» Учебные принадлежности. Повторение лексики, 1 15.10 Стр. 34, упр. Б 7 введение новой лексики. Известные 22.10 Стр. 36, упр.1 8 1 просветители Бурятии. Личнопредикативные частицы. Глагол. Спряжение 29.10 Стр. 38, упр.3 9 1 глаголов Контрольная работа. Одежда. В магазине одежды. 12.11 Стр. 40, упр. А 10 Повторение лексики, 1 введение новой лексики.Составление диалогов. 19.11 Стр. 42, упр. Г 11 Национальная одежда 1 бурят Имя существительное Дом (квартира). Адрес. 26.11 Стр. 45, упр. А 12 Повторение лексики. 1 Введение новых лексических единиц. Работа над диалогами. 03.12 Стр. 46, упр. Е 13 Текст «Шэнэгэртэ» 1 .Мой адрес. Основные направления воспитательной деятельности Приобщение детей к культурному наследию; Гражданское воспитание; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Приобщение детей к культурному наследию; Духовное и нравственное воспитание; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Традиционное жилище бурят. Родительный падеж Зима. Введение новых лексических единиц. Зима. Дательноместный падеж. Винительный падеж. Послелоги. Еда. Пища. Традиционная бурятская кухня. Контрольная работа. Школа. Формы речевого этикета. Школа. Работа над текстами. Высшее учебное заведение. Улан-Удэ. Бурятия.Знакомство с формами речевого этикета.Работа над текстом «Улан-Удэ». Тест. Исходный падеж. Бурятия. Районы и районные центры. Достопримечательнос ти Бурятии. Гимн Бурятии. Личное притяжание. Природа Бурятии Озеро Байкал Повторение лексики. Введение новой лексики. Отработка речевых фраз. Работа над текстами «Байкал», «Легенда об Ангаре». Флора и фауна Байкала. Множественное число. Домашние и дикие животные Контрольная работа Доржи Банзаров Доржи Банзаровпервый бурятский ученый 1 10.12 реферат 1 17.12 Стр. 52, упр. Б 1 24.12 Стр. 61, таблица 1 30.12 Стр. 67, упр. Е Приобщение детей к культурному наследию; 1 14.01 Стр. 73, упр. Г 1 21.01 Стр. 74, упр. Е профессиональное самоопределение; 28.01 Стр. 79, упр. Г 1 04.02 Стр. 83, упр.2 1 11.02 Стр. 87, упр. В 1 18.02 Стр. 88, упр. Е 1 25.02 Стр. 91, упр.3 1 03.03 Стр. 95, упр. Б 1 10.03 Стр. 96, упр. Е 1 17.03 Стр. 98, составить диалог 1 24.03 сообщение 1 07.04 Стр. 127, упр. Б Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Гражданское воспитание; Популяризация научных знаний Приобщение детей к культурному наследию; Гражданское воспитание; Экологическое воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний 30 31 32 33 34 Трилогия Ч. Цыдендамбаева «Доржи. Сын Банзара» Театр. Кино. Музей. Театр. Формы речевого этикета. Бурятский драматический театр им.Х. Намсараева Театр оперы и балета. Формы обращения. Музеи Улан-Удэ. Деепричастие. Музей им.Ц.Сампилова. Растения. Природа. Работа над текстами «Алоэ-зууннаhатан», «Столетник». 1 14.04 Стр. 130, упр. 3 1 21.04 1 28.04 Стр. 134, упр. Е Приобщение детей к культурному наследию; Стр. 137, упр. Е Популяризация научных знаний 1 05.05 Стр. 142, упр. Б 1 12.05 Стр. 161, упр. Б Экологическое воспитание. Духовное и нравственное воспитание; Контроль обученности по предмету Класс 1 9 «а», 9»б», Месяц Октябрь ноябрь Контрольно-измерительный материал Контрольный диктант по итогам повторения.Проверочная работ по теме «Личные местоимения» 2 9 «а», 9»б», декабрь Проверочная работ по теме «Послелоги». Контрольная тестовая работа. 3 9 «а», 9»б», февраль, март Контрольный диктант.. Тестовая работа по теме «Личное притяжание».Проверочная работа по теме «Имя существительное» 4 9 «а», 9»б», апрель. май Контрольный диктант. Итоговая контрольная работа.