Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей музыки, изо и технологии, физической культуры и черчения. Протокол № _5__ от «10»июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 «30»августа 2021_ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 от «30»августа 2021_ г. Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» Класс: 6а, 6б, 6в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Файзулина Л.И., учитель изобразительного искусства Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Рабочей программы к учебникам Горяева Н.А., Островская О.В., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е. «Изобразительное искусство» для 5-7 классов общеобразовательных организаций, 2015 г. Учебник: Изобразительное искусство «Изобразительное искусство в жизни человека. 6 класс» Л.А.Неменская под редакцией Б.М. Неменского, М., «Просвещение» 2019 г. Улан-Удэ. 2021 г. Аннотация к рабочей программе Предмет Изобразительное искусство Класс 6 а,6 б, 6в Учитель Файзулина Лариса Ивановна Срок реализации 1 год программы Место в учебном Обязательная часть -34 ч. Итого: количество часов в неделю 1 , в год 34. плане ОО Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, УМК который состоит из: 1. Рабочей программы к учебникам Горяева Н.А., Островская О.В., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е. «Изобразительное искусство» для 5-7 классов общеобразовательных организаций, 2015 г. 2. Учебник: Изобразительное искусство «Изобразительное искусство в жизни человека. 6 класс» Л.А.Неменская под редакцией Б.М. Неменского , Москва « Просвещение» 2019 г. Основная цель школьного предмета «Изобразительное Цели и задачи искусство» - развитие визуально - пространственного мышления учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределѐнности; формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностной значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной Общая характеристика учебного предмета художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально – нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно – творческую деятельность, художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально – пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно – прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно – эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт. Программа «Изобразительное искусство. 5-8 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно – педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно – творческие задания, художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, создавая условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной Основные образовательные технологии творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углублѐнного изучения каждого вида искусства. Тема 6 класса посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У обучающихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребѐнок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даѐт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знания, и умений. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Информационные. Проектные. Технологии личностноориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развития эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения развитие эстетического, эмоционально – целостного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально – пространственного мышления как формы эмоционально – ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всѐм многообразии еѐ видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно – прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (кино и театр); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в различных техниках в различных видах визуально – пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 34ч. Тема 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8ч Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративные и изобразительные. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Художественные техники. Рисунок – основа изобразительного творчества. Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап к работе над произведением любого вида пластических искусств. Набросок, зарисовка, технический рисунок, учебный рисунок, творческий рисунок, уметь делать зарисовки с натуры. Линия ее выразительные возможности. Ритм линий. Линия и ее характер, линейные графические рисунки великих художников. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное – светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Цвет основы цветоведения. Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Цвет в произведениях живописи. Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешивание красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т.д. Объемные изображения в скульптуре. Выразительные возможности объемного изображения. Связь с окружающим пространством и освящением. Художественные материалы в скульптуре их выразительные свойства: глина, камень, металл, дерево и др. Основы языка изображения. Язык изобразительного искусства – это язык выразительной формы. Обобщение. Требования к уровню подготовки учащихся: Называть пространственные и временные виды ис-ва и объяснять, в чѐм состоит различие временных и пространственных видов ис-ва. Характеризовать три группы простр. ис-в: изобразительные, конструктивные, декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Объяснять роль изобр.ис-в в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитие культуры и представлений человека о самом себе. Приобретать представление об изобр.ис-ве как сфере худ. познания и создание образной картины мира. Рассуждать о роли зрителя в жизни ис-ва, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. Уметь определять, к какому виду ис-ва относиться произведение. Понимать, что восприятие произведения ис-ва – творческая деятельность на основе зрительской культуры, т.е. определѐнных знаний и умений. Иметь представление и высказываться о роли худ.материала в построении худ.образа. Характеризовать выразительные особенности различных худ.материалов при создании худ.образа. Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам. Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творч.раб. Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с различными худ.материалами. Приобретать представление о рисунке как виде худ. творчества. Различать виды рис. По их целям и худ.задачам. Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рис. мастеров. Овладевать начальными навыками рис.с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками работы графическими материалами в процессе выполнения творч.заданий. Приобретать представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений худ-ка. Объяснять, что такое ритм и каково его значение в создании изобразительного образа. Рассуждать о характере худ.образа в различных линейных рисунках известных худ-ков. Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рис. Овладевать навыками передачи разного эмоц. состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др. Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). Знать и называть линейные графические рисунки известных художников. Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения. Приобретать навыки обобщѐнного, целостного видения формы. Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее). Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений. Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный худ.замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце т.д.) Знать понятия и уметь объяснять их значение :основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Получать представление о физической природе света и восприятия цвета человеком. Получать представление о воздействии цвета на человека. Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок,получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции. Различать и называть основные и составные , теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета. Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Различать и называть тѐплые и холодные оттенки цвета. Объяснять понятие «колорит» Развивать навык колористического восприятия худ.произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях ис-ва и в реальной жизни. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. Овладевать навыками живописного изображения. Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объѐмных изображениях. Рассуждать о средствах худ. выразительности в скульптурном образе. Осваивать простые навыки худ. выразительности в процессе создания объѐмного изображения животных различными материалами (в технике лепки, бумагопластике и др.) Рассуждать о значении и роли ис-ва в жизни людей. Объяснять, почему образуются разные виды ис-ва, называть разные виды ис-ва , определять их назначение. Объяснять, почему изобразительное ис-во – особый образный язык. Рассказывать о разных худ. материалах и их выразительных свойствах. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств худ.произведений. Участвовать в выставке творческих работ. Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт.8ч Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение как познание окружающего мира. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия художника в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения искусства и высоко ценят их, передавая из поколения к поколению. Изображение предметного мира – натюрморт. Многообразие форм предметного мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графики, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразие формы. Формы простые и сложные. Конструкции сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Плоскость и объем. Изображение как «окно в мир». Когда и почему возникли задачи объемного изображения. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понимание ракурса. Освещение. Свет и тень. Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освящения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как организация композиции в картине. Натюрморт в графике. Рисунок основной вид графики Печатная графика – гравюра. Гравюра и ее виды. Ксилография на дереве, на металле – офорт, на линолеуме – линогравюра, на камне – литография. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Печатная форма (матрица) и оттиски. Цвет в натюрморте. Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи. Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Разнообразное видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Знакомство с французским художником живописцем Поль Сезанном. Выразительные возможности натюрморта. Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника, его представлений людей той эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве 19 и 20 века. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Требования к уровню подготовки учащихся: Рассуждать о роли воображения и фантазии в худ.творчестве и в жизни человека. Уяснять, что воображение и фантазии нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будующего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества. Характеризовать смысл худ.образа как изображения реальности. Переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. Формировать представление о различных целях и задачах изображения предметов быта в ис-ве разных эпох. Узнавать о разных способах изображении предметов (знаковых, плоских, символических, объѐмных и т.д.) Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Уметь выделять композ.центр в собственном изображении. Получать навыки худ.изображения способом аппликации. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работе. Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и геом. объѐмные тела. Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геом.фигур. Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геом.фигур, соблюдая их пропорции. Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи. Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами худ.познания и изображения явлений реального мира. Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Определять понятия : линия горизонта; точки зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их рисунке. Объяснять перспективное сокращение в изображении предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры геом.тел. Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобр.ис-ва, как средство построения объѐма предметов и глубины пространства. Углублять представление об изображении борьбы света и тени как средство построения объѐма предметов и глубины пространства. Осваивать основные правила объѐмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень). Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. Знакомиться с картинами – натюрмортами европейского ис-ва 17-18 веков, характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений. Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представление о различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы еѐ виды. Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне. Получать представление о разном видении и понимания цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. Узнавать историю развития жанра натюрморта. Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой худ.культуре. Выбирать и использовать различные худ. материалы для передачи собственного худ.замысла при создании натюрморта. Развивать худ.видение , наблюдательность, умение взглянуть по –новому на окружающий предметный мир. Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет. 10ч Образ человека – главная тема в искусстве. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, в искусстве возрождения и в искусстве нового времени. Парадный портрет, и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портер в живописи, графике, в скульптуре. Великие художники портретисты. Конструкция головы человека и ее пропорции. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. Изображение головы человека в пространстве. Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Объемное конструктивное изображение головы. Портрет в скульптуре. Человек – основной предмет в изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Графический портретный рисунок. Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные возможности, характер, настроение. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала. Сатирические образы человека. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Образные возможности освещения в портрете. Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный изображение против света, контрастность освещения. Наблюдение натуры. Роль цвета в портрете. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в 17 - 19 и 20 вв. Композиция в парадном и лирическом портрете. Великие портретисты прошлого. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и ее творческое претворение художником. Знакомство с выдающимися художниками портретистами Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, Рембрандт. Портрет в изобразительном искусстве 20 века. Искусство 20 века – это постоянные художественные искания как формы, новых средств выразительности, так и содержания. Требования к уровню подготовки учащихся: Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в ис-ве. Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Формировать представление об истории жанра портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников – портретистов. Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в худ.портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих худ.впечатлениях. Получать представления о способах изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра. Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека. Вглядываться в лица людей, подмечать особенности личности каждого человека. Создавать зарисовки объѐмной конструкции головы. Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах -.портретистах. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. Учиться по – новому видеть индивидуальность человека ( видеть как художник – скульптор). Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Развивать худ.видение. наблюдательность, умение замечать индив.особенности и хар-р человека. Получать представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека. Овладевать новыми умениями в рисунке. Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индив.особенности человека в портрете. Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Рассуждать о задачах худ.преувеличения, о соотношении правды и вымосла в худ.изображении. Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения. Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линий и пятна как средств выразительного изображения человека. Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании худ.образа. Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разных источнике и характере освещения. Различать освещение по свету, против света, боковой свет. Характеризовать освещение в произведениях ис-ва и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. Владеть опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений ис-ва. Развивать худ.видение цвета, понимание его эмоционального , интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания худ.образа. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки создания (в процессе практической творческой работы) портрета в цвете с использованием различных худ.материалов. Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского ис-ва. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и еѐ духовных ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке выражения духовных ценностей эпохи. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции худ-ка в портрете. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета). Получать представление о задачах изображения человека в европейском ис-ве 20 века. Приводить примеры известных портретов отечественных художников. Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете. Интересоваться будучи художником, личностью человека и его судьбой. Тема 4. Человек и пространство. Пейзаж. 9ч. Жанры в изобразительном искусстве. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанр. Изображение пространства. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей их общими действиями и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и ее смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве 20 в. и их образный смысл. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Перспектива– как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение отдаленных предметов - перспективное сокращение. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Пейзаж – большой мир. Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта. Познакомить с картинами Ивана Константиновича Айвазовским. Пейзаж настроения. Природа и художник. Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течении суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже. Знакомство с художниками К.Моне, Э.Мане, Эль Греко. Пейзаж в русской живописи. Знакомство с жизнью и творчеством великого русского художника Василия Дмитриевича Поленова. Пейзаж в графике. Самый распространенный вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски. Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве20 в.Знакомство с творчеством мастера городского пейзажа. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Обобщение материала года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды и изобразительного искусства. Средства выразительности, основы языка и произведение как целостность. Уровни понимания произведения искусства. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Понимание искусства – труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Требования к уровню подготовки учащихся: Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобр. ис-ве даѐт возможность увидеть изменения видения мира. Рассуждать о том, как, изучая историю изобр.жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме. Получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобр.ис-ве разных эпох. Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобр.ис-ве как выражении различных мировоззренческих смыслов. Различать в произведениях ис-ва различные способы изображения пространства. Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как худ.изучения реально наблюдаемого мира. Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих в даль предметов. Приобретать навыки (на уровне общих представлений ) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства. Объяснять понятие «картинная плоскость», «точка схода», «точка зрения», «линия горизонта», «вспомогательные линии». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобр.ис-ва. Объяснять правила воздушной перспективы . Приобретать навыки изображения уходящего в даль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского ис-ва. Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики. Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и соѐ восприятие произведений ис-ва. О средствах выражения худ-ком эпического и романтического образа в пейзаже. Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства. Получать представление о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 21 веке. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобр.ис-ва. Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. Получать представление об истории развития худ.образа природы в русской культуре. Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина, И.Левитана. Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И.Шишкина, И. Левитана. Уметь рассуждать о значении худ.образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников. Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Уметь рассуждать о месте и значении изобр.ис-ва в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и еѐ худ. отображения, еѐ претворении в художественный образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений ис-ва на основе худ.культуры зрителя. Участвовать в беседе по материалам учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся. Календарно - тематическое планирование № п/п Раздел, тема Тема урока Кол-во часов Дата проведе Домашнее задание 1 Виды изобразитель ного искусства и основы образного языка. 2 3 4 5 6 7 8 9 Мир наших вещей. Натюрморт. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Вглядываясь в человека. Портрет. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. 1 ния 04.09 с.8-23;зад.№2 Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Образ человека – главная тема в искусстве. 1 11.09 с.24-29;зад.№1,2 1 18.09 с.30-33;зад. 1 25.09 с.34-37;зад. 1 02.10 с.38-42;зад.№5 1 09.10 с.43-45;зад.№1,2 1 16.10 с.48-51;зад.№2,3 1 23.10 с.52-53; 1 30.10 с.56-61; 1 13.11 с.62-63;зад.№1,2 1 20.11 с.64-67;зад.№1,2 1 1 1 1 27.11 04.12 11.12 18.12 с.68-73;зад.№2 с.76-77;зад.№2 с.78-85; с.86-87; 1 25.12 с.90-100; Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы 1 15.01 с.102-104; 1 22.01 с.106-107 1 1 29.01 05.02 с.108-111 с.112-115 1 12.02 с.116-119 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого Портрет в изобразительном искусстве хх века. Жанры в изобразительном Человек и пространство искусстве. . Пейзаж. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 1 19.02 с.120-121 1 1 26.02 05.03 с.122-125;зад. с.126-129; 1 12.03 с.130-135; 1 19.03 с.138-141; 1 02.04 с.142-147;зад.№3 1 1 09.04 16.04 с.148-151;зад.№1 с.152-155;зад.№1 1 23.04 с.156-163; 1 30.04 с.156-163;зад.№3 1 1 1 07.05 14.05 21.05 с.164-166;зад.№3 с.168-170;зад.№1 с.172-173; Контроль обученности по предмету Контроль за выполнением Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества: 1.степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий; 2.характер деятельности (репродуктивная, творческая); 3.качество выполняемых работ и итогового рисунка. При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями: Устный ответ: «5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. «4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. «3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. «2» - учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя. Практические работы оцениваются по следующим критериям: 1 качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом; 2 степень самостоятельности; 3 уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам. Нормы оценки практической работы учащихся: «5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. «4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно. «3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности. «2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определѐнными в образовательном стандарте.