Рабочая программа по астрономии 10 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
естественноматематического цикла
Протокол № 5
от «10» июня 2021

ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДАЮ:
на
педагогическом Директор МАОУ СОШ № 36
совете
___________Е.С. Анисимова
Протокол № 1
Приказ № 196
от 31__»_08_ 2021 г.
«30» августа 2021_ г.

Рабочая программа
учебного курса «Астрономия»
Класс: 10
Уровень образования: среднее общее образование
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю
Рабочую программу составила: Тугарина В.А.,
учитель физики первой категории
Рабочая программа составлена на основе:

 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 (ред. от 29.06.2017)
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
 Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)
 Программы курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных
учреждений (автор В.М. Чаругин). Методическое пособие. 10 класс «Просвещение»
2017 г.
Учебник: Астрономия. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций:

базовый уровень / В.М. Чаругин. — М.: Просвещение, 2018. — 144 с.

Улан-Удэ, 2021

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
 умение управлять своей познавательной деятельностью;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому
творчеству;
 чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;
 положительное отношение к труду, целеустремлѐнность;
 экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам
России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов
и разумное природопользование.
Личностные результаты:
1.
1.

2.
3.
4.
5.

6.
7.

8.
2.
1.

2.

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Гражданское воспитание:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинствулюдей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного
участия в принятии решений, затрагивающих их праваи интересы, в том числе в
различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизмаи социальной
солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным,религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой,
социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Патриотическое воспитание:
создание системы комплексного методического сопровождения деятельности
педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего
поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к
защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития

программ патриотического воспитаниядетей, в том числе военно-патриотического
воспитания;
3. повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов,
обеспечивающего ориентацию обучающихся в современныхобщественнополитических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную
выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
4. развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как
герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам
Отечества;
5. развитие поисковой и краеведческой деятельности, детскогопознавательного туризма.
3. Духовное и нравственное воспитание:
1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости,милосердия и
дружелюбия);
2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции,в том числе
способности к сознательному выбору добра;
3. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровьяи инвалидам;
4. расширения сотрудничества между государством и обществом,общественными
организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в
том числе традиционными религиозными общинами;
5. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
6. оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различныхтрудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Приобщение детей к культурному наследию:
1. эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том
числе литературного, музыкального, художественного, театрального и
кинематографического;
2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурнымценностям;
3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
4. увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к
классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы;
5. создание условий для доступности музейной и театральной культурыдля детей;
6. развитие музейной и театральной педагогики;
7. поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры,
проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских
культурных, нравственных и семейных ценностей;
8. развитие поисковой и краеведческой деятельности, детскогопознавательного туризма.
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
1. содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
2. создание условий для получения детьми достоверной информациио передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения

заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве
мира и общества.
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется
посредством:
1. воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
2. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих
действий;
3. содействия профессиональному самоопределению, приобщениядетей к
социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
8. Экологическое воспитание включает:
1. развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережногоотношения к
родной земле, природным богатствам России и мира;
2. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
Метапредметные результаты:
освоение регулятивных универсальных учебных действий:
 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
 сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
 определять несколько путей достижения поставленной цели;
 задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
 осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей;
освоение познавательных универсальных учебных действий:
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
 распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
 осуществлять развѐрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
 искать и находить обобщѐнные способы решения задач;
 приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого человека;
 анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
 занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем;
формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над еѐ решением; управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться);
освоение коммуникативных универсальных учебных действий:



осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за еѐ пределами);
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем,
презентующим и т. д.);
 развѐрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы;
 согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом
(решением);
 представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
 подбирать партнѐров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
 точно и ѐмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
 сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звѐзд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
 понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
 владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и
символикой;
 сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности и дальнейшем научно-техническом развитии;
 осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развития международного сотрудничества в этой области.
Выпускник научится
 смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная
величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор,
метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная,
всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация
звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
 смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная
величина;
 смысл физического закона Хаббла;
 основные этапы освоения космического пространства;
 гипотезы происхождения Солнечной системы;
 основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
 размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра
Галактики;
 указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного
вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
 понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:
 приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для
получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с
помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на
Землю;
 описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и
отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических
характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет -светимость», физические причины,
определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических
элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
 характеризоватьособенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров
небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
 находить на небеосновные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая
Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том
числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
 использоватькомпьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и
звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
 использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной
 жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых
лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации,
содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
 указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел
Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях
звездного неба;

различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет
звезды с ее температурой;
 различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Содержание
Введение в астрономию (1 ч)
Строение и масштабы Вселенной. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные
размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная
расширяется. Современные методы наблюдений. Где и как работают самые крупные
оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели
гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия (5 ч)
Звѐздное небо. Созвездия северного полушария. Навигационные звѐзды. Движение Солнца по
эклиптике. Петлеобразное движение планет. Небесный экватор и небесный меридиан.
Экваториальная и горизонтальная система небесных координат. Видимое движение небесных
светил. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика,
зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение Луны.
Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений.
Причины наступления солнечных затмений. Сарос и предсказания затмений. Время и
календарь. Звѐздное и солнечное время, звѐздный и тропический год. Устройство лунного и
солнечного календаря, проблемы их согласования. Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика (3 ч)
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье.
Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс
звѐзд и определение расстояния до них, парсек. Открытие И.Кеплером законов движения
планет. Открытие закона всемирного тяготения и обобщѐнные законы Кеплера. Определение
масс небесных тел. Космические скорости. Расчѐты первой и второй космической скорости и
их физический смысл. Полѐт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Межпланетные
перелѐты. Понятие оптимальной траектории полѐта к планете. Время полѐта к планете и даты
стартов. Луна и еѐ влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное
взаимодействие между Луной и Землѐй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения
Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы (7 ч)
Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты
земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс
Койпера. Размеры тел солнечной системы. Планета Земля. Форма и размеры Земли.
Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землѐй. Влияние парникового
эффекта на климат Земли и Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников
Марса Фобоса и Деймоса. Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и
Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг
планет-гигантов. Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы. Природа и
движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и
движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Метеоры и метеориты. Природа
падающих звѐзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и
кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Астрофизика и звѐздная астрономия (7 ч)
Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов
рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. Солнце.
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава
Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и еѐ влияние на Землю и
биосферу. Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчѐт температуры в центре Солнца.
Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос
энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения
потока нейтрино от Солнца. Определение основных характеристик звѐзд: массы, светимости,
температуры и химического состава. Спектральная классификация звѐзд и еѐ физические
основы. Диаграмма "спектральный класс-светимость" звѐзд, связь между массой и
светимостью звѐзд. Внутреннее строение звѐзд. Строение звезды главной последовательности.

Строение звѐзд красных гигантов и сверхгигантов. Строение звѐзд белых карликов и предел
на их массу – предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звѐзды. Природа чѐрных дыр и их
параметры. Двойные, кратные и переменные звѐзды. Наблюдения двойных и кратных звѐзд.
Затменно-переменные звѐзды. Определение масс двойных звѐзд. Пульсирующие переменные
звѐзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом
пульсаций у цефеида. Цефеиды – маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до
далѐких скоплений и галактик. Новые и сверхновые звѐзды. Характеристики вспышек новых
звѐзд. Связь новых звѐзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик.
Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются
сверхновые звѐзды. Характеристики вспышек сверхновых звѐзд. Гравитационный коллапс
белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды – вспышка
сверхновой I типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции – взрыв сверхновой II
типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звѐзд. Эволюция звѐзд: рождение, жизнь и
смерть звѐзд. Расчѐт продолжительности жизни звѐзд разной массы на главной
последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода.
Спокойная эволюция маломассивных звѐзд и гравитационный коллапс, и взрыв с
образованием нейтронной звезды или чѐрной дыры массивной звезды. Определение возраста
звѐздных скоплений и отдельных звѐзд, проверка теории эволюции звѐзд.
Млечный Путь (3 ч)
Газ и пыль в Галактике. Образование отражательных туманностей. Причины свечения
диффузных туманностей. Концентрация газовых и пылевых туманностей в Галактике.
Рассеянные и шаровые звѐздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звѐздных
скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звѐздных скоплений. Распределение и характер
движения скоплений в Галактике. Распределение звѐзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.
Сверхмассивная чѐрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные
наблюдения движения звѐзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики
сверхмассивной черной дыры. Расчѐт параметров сверхмассивной чѐрной дыры. Наблюдения
космических лучей и их связь с взрывами сверхновых звѐзд.
Галактики (3 ч)
Классификация галактик по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных,
эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и
определение расстояния до них. Закон Хаббла. Вращение галактик и тѐмная материя в них.
Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и
взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и
активностью чѐрных дыр в них. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское
излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования
тѐмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тѐмной материи в скоплениях.
Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии. Закон
всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной.
Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о
строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории
относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств
пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся
Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими
свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса
и возраста Вселенной. Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение. Образование
химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость
образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой
плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной.
Реликтовое излучение – излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и
сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства
реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для
построения модели Вселенной.

Современные проблемы астрономии (3 ч)
Ускоренное расширение Вселенной и тѐмная энергия. Наблюдения сверхновых звѐзд I типа в
далѐких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы
всемирного отталкивания. Тѐмная энергия и еѐ влияние на массу Вселенной по мере еѐ
расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. Обнаружение планет возле других
звѐзд. Наблюдения за движением звѐзд и определения масс невидимых спутников звѐзд,
возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка
условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни
на них. Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и
существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых
цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным
цивилизациям.

Календарно-тематическое планирование.
№
п/п

Раздел, тема урока

1
Введение
Астрометрия (5 ч)
2
Звѐздное небо
3
Небесные координаты
4
Видимое движение планет и Солнца
5
Движение Луны и затмения
6
Время. Календарь
Небесная механика (3ч)
7
Система мира
8
Законы Кеплера движения планет
9
Космические скорости и межпланетные перелѐты

Строение Солнечной системы(7 ч)
10
Современные представления о строении и
составе Солнечной системы
11
Планета Земля
12
Луна и еѐ влияние на Землю
13
Планеты земной группы
14
Планеты – гиганты. Планеты карлики
15
Малые тела Солнечной системы
16
Современные представления о происхождении
Солнечной системы
Астрофизика и звѐздная астрономия (7 ч)
17
Методы астрофизических исследований
18
Солнце
19
Внутреннее строение и источник энергии Солнца
20
Основные характеристики звѐзд
21
Белые карлики…
22
Новые и сверхновые звезды
23
Эволюция звѐзд

Млечный путь (3 ч)
24
Газ и пыль в галактике
25
Рассеянные и шаровые звѐздные скопления
26
Сверх массивная чѐрная дыра в центре млечного
пути
Галактики (3 ч)
27
Классификация галактик.
28
Активные Галактики и квазары
29
Скопление галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
30
Конечность и бесконечность Вселенной
Расширяющаяся Вселенная
31
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое

Дата
проведения

Направления
воспитательной
деятельности

07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10

Приобщение
детей
к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний

19.10
26.10
09.11

Приобщение
детей
к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний

16.11

Приобщение
детей
к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение

23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
30.12

11.01
18.01
25.01
01.02
08.02
15.02
22.02

Приобщение
детей
к
культурному
наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение

01.03
15.03
22.03

05.04
12.04
19.04

Популяризация
научных знаний

26.04

Популяризация
научных знаний

04.05

излучение
Современные проблемы астрономии (3 ч)
32
Ускоренное расширение Вселенной и тѐмная
энергия
33
Обнаружение планет возле других звѐзд
34
Поиск жизни и разума во Вселенной

11.05
17.05
24.05

Популяризация
научных знаний
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».