Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО естественноматематического цикла Протокол № 5 от «10» июня 2021 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: на педагогическом Директор МАОУ СОШ № 36 совете ___________Е.С. Анисимова Протокол № 1 Приказ № 196 от 31__»_08_ 2021 г. «30» августа 2021_ г. Рабочая программа учебного курса «Астрономия» Класс: 10 Уровень образования: среднее общее образование Уровень изучения предмета – базовый Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю Рабочую программу составила: Тугарина В.А., учитель физики первой категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 (ред. от 29.06.2017) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15) Программы курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин). Методическое пособие. 10 класс «Просвещение» 2017 г. Учебник: Астрономия. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.М. Чаругин. — М.: Просвещение, 2018. — 144 с. Улан-Удэ, 2021 Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству; чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм; положительное отношение к труду, целеустремлѐнность; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование. Личностные результаты: 1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 2. 1. 2. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: Гражданское воспитание: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинствулюдей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их праваи интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизмаи социальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным,религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. Патриотическое воспитание: создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитаниядетей, в том числе военно-патриотического воспитания; 3. повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современныхобщественнополитических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; 4. развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; 5. развитие поисковой и краеведческой деятельности, детскогопознавательного туризма. 3. Духовное и нравственное воспитание: 1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости,милосердия и дружелюбия); 2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции,в том числе способности к сознательному выбору добра; 3. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровьяи инвалидам; 4. расширения сотрудничества между государством и обществом,общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами; 5. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; 6. оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различныхтрудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 4. Приобщение детей к культурному наследию: 1. эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; 2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурнымценностям; 3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; 4. увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; 5. создание условий для доступности музейной и театральной культурыдля детей; 6. развитие музейной и театральной педагогики; 7. поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; 8. развитие поисковой и краеведческой деятельности, детскогопознавательного туризма. 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: 1. содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; 2. создание условий для получения детьми достоверной информациио передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: 1. воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; 2. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; 3. содействия профессиональному самоопределению, приобщениядетей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. 8. Экологическое воспитание включает: 1. развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережногоотношения к родной земле, природным богатствам России и мира; 2. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Метапредметные результаты: освоение регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; определять несколько путей достижения поставленной цели; задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей; освоение познавательных универсальных учебных действий: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; осуществлять развѐрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; искать и находить обобщѐнные способы решения задач; приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над еѐ решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться); освоение коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за еѐ пределами); при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); развѐрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом (решением); представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; подбирать партнѐров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; точно и ѐмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметные результаты: сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звѐзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности и дальнейшем научно-техническом развитии; осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития международного сотрудничества в этой области. Выпускник научится смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического пространства; гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд; понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира; Выпускник получит возможность научиться: приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет -светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; характеризоватьособенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; находить на небеосновные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; использоватькомпьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба; различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой; различать гипотезы о происхождении Солнечной системы. Содержание Введение в астрономию (1 ч) Строение и масштабы Вселенной. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Современные методы наблюдений. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы. Астрометрия (5 ч) Звѐздное небо. Созвездия северного полушария. Навигационные звѐзды. Движение Солнца по эклиптике. Петлеобразное движение планет. Небесный экватор и небесный меридиан. Экваториальная и горизонтальная система небесных координат. Видимое движение небесных светил. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение Луны. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Причины наступления солнечных затмений. Сарос и предсказания затмений. Время и календарь. Звѐздное и солнечное время, звѐздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования. Юлианский и григорианский календари. Небесная механика (3 ч) Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звѐзд и определение расстояния до них, парсек. Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона всемирного тяготения и обобщѐнные законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Космические скорости. Расчѐты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полѐт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Межпланетные перелѐты. Понятие оптимальной траектории полѐта к планете. Время полѐта к планете и даты стартов. Луна и еѐ влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землѐй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий. Строение солнечной системы (7 ч) Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы. Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землѐй. Влияние парникового эффекта на климат Земли и Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса. Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов. Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы. Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Метеоры и метеориты. Природа падающих звѐзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров. Астрофизика и звѐздная астрономия (7 ч) Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. Солнце. Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и еѐ влияние на Землю и биосферу. Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчѐт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца. Определение основных характеристик звѐзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звѐзд и еѐ физические основы. Диаграмма "спектральный класс-светимость" звѐзд, связь между массой и светимостью звѐзд. Внутреннее строение звѐзд. Строение звезды главной последовательности. Строение звѐзд красных гигантов и сверхгигантов. Строение звѐзд белых карликов и предел на их массу – предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звѐзды. Природа чѐрных дыр и их параметры. Двойные, кратные и переменные звѐзды. Наблюдения двойных и кратных звѐзд. Затменно-переменные звѐзды. Определение масс двойных звѐзд. Пульсирующие переменные звѐзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеида. Цефеиды – маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далѐких скоплений и галактик. Новые и сверхновые звѐзды. Характеристики вспышек новых звѐзд. Связь новых звѐзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звѐзды. Характеристики вспышек сверхновых звѐзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды – вспышка сверхновой I типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции – взрыв сверхновой II типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звѐзд. Эволюция звѐзд: рождение, жизнь и смерть звѐзд. Расчѐт продолжительности жизни звѐзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звѐзд и гравитационный коллапс, и взрыв с образованием нейтронной звезды или чѐрной дыры массивной звезды. Определение возраста звѐздных скоплений и отдельных звѐзд, проверка теории эволюции звѐзд. Млечный Путь (3 ч) Газ и пыль в Галактике. Образование отражательных туманностей. Причины свечения диффузных туманностей. Концентрация газовых и пылевых туманностей в Галактике. Рассеянные и шаровые звѐздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звѐздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звѐздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звѐзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чѐрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звѐзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчѐт параметров сверхмассивной чѐрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь с взрывами сверхновых звѐзд. Галактики (3 ч) Классификация галактик по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них. Закон Хаббла. Вращение галактик и тѐмная материя в них. Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чѐрных дыр в них. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тѐмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тѐмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик. Строение и эволюция Вселенной (2 ч) Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии. Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение – излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной. Современные проблемы астрономии (3 ч) Ускоренное расширение Вселенной и тѐмная энергия. Наблюдения сверхновых звѐзд I типа в далѐких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тѐмная энергия и еѐ влияние на массу Вселенной по мере еѐ расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. Обнаружение планет возле других звѐзд. Наблюдения за движением звѐзд и определения масс невидимых спутников звѐзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них. Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям. Календарно-тематическое планирование. № п/п Раздел, тема урока 1 Введение Астрометрия (5 ч) 2 Звѐздное небо 3 Небесные координаты 4 Видимое движение планет и Солнца 5 Движение Луны и затмения 6 Время. Календарь Небесная механика (3ч) 7 Система мира 8 Законы Кеплера движения планет 9 Космические скорости и межпланетные перелѐты Строение Солнечной системы(7 ч) 10 Современные представления о строении и составе Солнечной системы 11 Планета Земля 12 Луна и еѐ влияние на Землю 13 Планеты земной группы 14 Планеты – гиганты. Планеты карлики 15 Малые тела Солнечной системы 16 Современные представления о происхождении Солнечной системы Астрофизика и звѐздная астрономия (7 ч) 17 Методы астрофизических исследований 18 Солнце 19 Внутреннее строение и источник энергии Солнца 20 Основные характеристики звѐзд 21 Белые карлики… 22 Новые и сверхновые звезды 23 Эволюция звѐзд Млечный путь (3 ч) 24 Газ и пыль в галактике 25 Рассеянные и шаровые звѐздные скопления 26 Сверх массивная чѐрная дыра в центре млечного пути Галактики (3 ч) 27 Классификация галактик. 28 Активные Галактики и квазары 29 Скопление галактик. Строение и эволюция Вселенной (2 ч) 30 Конечность и бесконечность Вселенной Расширяющаяся Вселенная 31 Модель «горячей Вселенной» и реликтовое Дата проведения Направления воспитательной деятельности 07.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний 19.10 26.10 09.11 Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний 16.11 Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 23.11 30.11 07.12 14.12 21.12 30.12 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 22.02 Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 01.03 15.03 22.03 05.04 12.04 19.04 Популяризация научных знаний 26.04 Популяризация научных знаний 04.05 излучение Современные проблемы астрономии (3 ч) 32 Ускоренное расширение Вселенной и тѐмная энергия 33 Обнаружение планет возле других звѐзд 34 Поиск жизни и разума во Вселенной 11.05 17.05 24.05 Популяризация научных знаний Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение