Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО на заседании МО на заседании МО учителей музыки, изо, технологии, физической культуры. Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Физкультура» Класс: 3а, 3б, 3в Уровень образования: начальное общее образование Уровень изучения предмета – базовый Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 102 ч/год; 3ч/неделю Рабочую программу составил: Грабовский В.С., учитель физкультуры Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 c изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной программы начального общего образования по физкультуре и авторской программы «Федеральной комплексной программы физического воспитания 1-11 классов» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. под. наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение, 2011. Учебник: Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю и др. Физкультура / под ред. Виленского М.Я./. 1-4 класс. Москва: «Просвещение». 2017 Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии Физкультура 3 Грабовский В.С. 2021-2022 уч. год Обязательная часть: 102 ч. Итого: количество часов в неделю 3, в год 102 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: учебник Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю и др. Физкультура / под ред. Виленского М.Я./. 1-4 класс. Москва: «Просвещение». 2017 авторская программа «Федеральной комплексной программы физического воспитания 1-11 классов» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение, 2011. Цель курса: формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Задачи курса: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям в физкультурнооздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. Предметом обучения по физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определѐнные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Здоровье сберегающие технологии. Технологии коллективного обучения. Технологии разноуровнего обучения. Технология проблемного обучения. Технология встречных усилий учителя и ученика. Игровые технологии. Технологии личностно-ориентированного образования. Планируемые результаты изучения курса «Физкультура» Предметные результаты: – формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения; – выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности. Метапредметные результаты: – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. Патриотического 2. идентичности: культурному, воспитание воспитания и ценностного отношения историческому и формирование научному наследию, к российской отечественному понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества. 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования. 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей. В результате освоения программы «Физкультура» Ученик научится: выполнять организационно - методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры; выполнять строевые упражнения; проводить закаливающие процедуры (обливание под душем); характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; подавать строевые команды, вести подсчѐт при выполнении общеразвивающих упражнений; выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения; выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения. Ученик получит возможность научиться: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, гибкости и координации; вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений; излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать еѐ роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях; выполнять существующие варианты паса мяча ногой; соблюдать правила спортивной игры «Футбол»; различать особенности игры волейбол, футбол; выполнять футбольные и волейбольные упражнения; анализировать правила безопасности при проведении закаливающих процедур; выполнять строевые упражнения; выполнять разминки в движении, на месте, с мешочками, с резиновыми кольцами, с обручами, с гимнастической палкой, с гимнастической скамейкой, на гимнастической скамейке, на матах, с мячом; выполнять разминки, направленные на развитие координации движений и гибкости, прыжковую разминку, разминку в парах, у гимнастической стенки; выполнять упражнения на внимание и равновесие; выполнять наклон вперед из положения стоя и сидя, шпагаты, отжимания, подъем туловища из положения лежа; подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа согнувшись; выполнять перекаты, кувырок вперед, кувырок вперед с места, с разбега и через препятствие, кувырок назад; проходить станции круговой тренировки; лазать по гимнастической стенке; лазать по канату в три приема; выполнять стойку на голове и руках, мост, стойку на лопатках; прыгать со скакалкой, через скакалку и в скакалку; прыгать в скакалку в тройках; выполнять вращение обруча. Содержание курса «Физкультура» (68 ч.) Знания о физической культуре(6ч) Физическая упражнений с культура трудовой у народов Древней деятельностью. Виды Руси. Связь физических физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ). Способы физкультурной деятельности Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений вовремя и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований. Физическое совершенствование Гимнастика с основами акробатики(12ч) Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне. Легкая атлетика(12ч) Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги. Лыжные гонки Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным. Поворот переступанием. Подвижные игры(22ч) На материале раздела «Гимнастика с основами «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча». акробатики»: На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели». На материале спортивных игр: Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой». Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей». Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта». Общеразвивающие физические упражнения(16ч) на развитие основных физических качеств. Военно-спортивная подготовка ползанье по-пластунски под препятствием, прыжки через барьеры, метание мяча в цель, прыжки в обруч. Тематическое планирование по курсу «Физкультура» №п/п 1 Раздел Легкая атлетика 2 Тема урока Кол-во часов Дата проведения Домашнее задание Ходьба и бег. 1 01.09.21 Комплекс №1 Ходьба и бег. 1 02.09 Комплекс №1 07.09 Комплекс №1 3 ОФП Индивидуальные корригирующие упражнения. 1 4 Основы знаний о Физической культуре Когда и как возникли физическая культура и спорт. 1 5 Легкая атлетика 6 ОФП 7 Легкая атлетика 8 9 10 11 Подвижные Игры с элементами баскетбола ОФП Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной местности. Гимнастические упражнения, упражнения для укрепления мышц спины. Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной местности. 09.09 1 Комплекс №1 14.09 Комплекс №1 16.09 Комплекс №1 1 1 21.09 Комплекс №1 23.09 Техника безопасного поведения при подвижных играх. 1 Гимнастические упражнения на формирование осанки. 1 Подвижные Игры с элементами баскетбола Ловля и бросок мяча. 1 ОФП Индивидуальные корригирующие. 1 Комплекс №1 28.09 Комплекс №1 30.09 Комплекс №1 05.10.21 Комплекс №1 Основные направления воспитательной деятельности 1. Гражданского воспитания 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение 12 Подвижные Игры с элементами баскетбола 07.10 Ловля и бросок мяча 1 13 Основы знаний о физической культуре Современные Олимпийские игры. 1 14 ОФП Гимнастические упражнения на формирование осанки. 1 15 16 17 Подвижные Игры с элементами баскетбола ОФП Подвижные Игры с элементами баскетбола 12.10 Ловля, передача и бросок мяча. 1 Гимнастические упражнения на формирование осанки. 1 Ловля, передача и бросок мяча. 1 1 Основные упражнения игрового стретчинга. 19 Подвижные Игры с элементами баскетбола Ловля, передача и бросок мяча. 1 20 ОФП Гимнастика для глаз. Дыхатeльная гимнастика. 1 22 ОФП 14.10 Комплекс №1 Комплекс №1 21.10 Комплекс №1 26.10 ОФП 21 Комплекс №1 19.10 18 Подвижные Игры с элементами баскетбола Комплекс №1 Комплекс №1 28.10 Комплекс №1 09.11.21 Комплекс №1 11.11 Комплекс №1 16.11 Бросок мяча в цель. 1 Упражнения в равновесии. Повышение тонуса и укрепление мышц стопы. 1 Комплекс №1 18.11 Комплекс №1 1. Гражданского воспитания 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Подвижные Игры с элементами баскетбола ОФП Подвижные Игры с элементами баскетбола ОФП Подвижные Игры с элементами баскетбола ОФП Основы знаний о физической культуре Основы знаний о физической культуре Подвижные Игры с элементами баскетбола 23.11 Бросок мяча в цель. 1 Упражнения в равновесии. Повышение тонуса и укрепление мышц стопы. 1 Комплекс №1 25.11 Комплекс №1 30.11 Бросок мяча в цель. 1 Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика. 1 Комплекс №1 02.12.21 Комплекс №1 07.12 Бросок мяча в цель. 1 Футбол-гимнастика. 1 Комплекс №2 09.12 Комплекс №2 14.12 Что такое физическая культура. Комплекс №2 1 16.12 Твой организм.Основные части тела человека. Комплекс №2 21.12 Безопасное поведения при подвижных играх. 1 32 ОФП Основные упражнения игрового стретчинга. 1 33 Подвижные Игры с элементами Бросок и ловля мяча снизу на месте. 1 Комплекс №2 23.12 Комплекс №2 28.12 Комплекс №2 1. Гражданского воспитания 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение баскетбола Бросок мяча в цель. 35 Подвижные Игры с элементами баскетбола 36 ОФП Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика. 34 37 38 39 40 41 42 43 44 Подвижные Игры с элементами баскетбола ОФП Подвижные Игры с элементами баскетбола ОФП Подвижные Игры с элементами баскетбола ОФП Подвижные Игры с элементами баскетбола ОФП 1 1 1 11.01.22 13.01 18.01 Комплекс №2 Комплекс №3 Комплекс №3 20.01 Бросок и передача мяча от груди. Футбол-гимнастика. Комплекс №3 1 1 25.01 Комплекс №3 27.01 Ведение мяча. 1 Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота. 1 Комплекс №3 01.02.22 Комплекс №3 03.02 Ведение мяча. 1 Гимнастика для глаз. Дыхатeльная гимнастика. 1 Комплекс №3 08.02 Комплекс №3 10.02 Бросок мяча снизу на месте в щит. 1 Основные упражнения игрового стретчинга. 1 Комплекс №3 15.02 Комплекс №3 1. Гражданского воспитания 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение 45 46 47 Подвижные Игры с элементами баскетбола ОФП Подвижные Игры с элементами баскетбола 17.02 Бросок мяча снизу на месте в щит. 1 Упражнения в равновесии. Повышение тонуса и укрепление мышц стопы. 1 22.02 Эстафеты с элементами баскетбола. 1 Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика. 1 ОФП 49 Подвижные Игры с элементами баскетбола Эстафеты с элементами баскетбола. 1 50 ОФП Футбол-гимнастика. 1 51 Подвижные Игры с элементами баскетбола Легкая атлетика Эстафеты с элементами баскетбола. 1 Ходьба и бег. 1 Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота. 1 Ходьба и бег. 1 53 54 ОФП Легкая атлетика Комплекс №4 24.02 48 52 Комплекс №3 Комплекс №4 01.03.22 Комплекс №4 03.03 Комплекс №4 10.03 Комплекс №4 15.03 55 Основы знаний о физической культуре Сердце и кровеносные сосуды 1 56 ОФП Основные упражнения игрового стретчинга. 1 Комплекс №4 15.03 Комплекс №4 17.03 Комплекс №4 22.03 Комплекс №4 24.03 Комплекс №4 05.04.22 Комплекс №4 1. Гражданского воспитания 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение Легкая атлетика 57 58 ОФП 59 Подвижные Игры с элементами баскетбола Легкая атлетика 60 61 62 ОФП 1 Футбол-гимнастика. 1 Эстафеты с элементами баскетбола. 1 Ходьба и бег. 1 Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота. 1 Ходьба и бег. 1 1 Легкая атлетика ОФП Индивидуальные корригирующие упражнения. 64 Основы знаний о Физической культуре Когда и как возникли физическая культура и спорт. Легкая атлетика Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной местности. 66 67 68 Легкая атлетика Комплекс №4 12.04 Комплекс №4 14.04 63 65 07.04 Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной местности. Бег 3км по пересеченной местности Подведение итогов ИТОГО Комплекс №4 19.04 Комплекс №4 21.04 Комплекс №4 26.04 Комплекс №4 28.04 Комплекс №4 05.05.22 Комплекс №4 1 1 12.05 Комплекс №4 1 17.05 Комплекс №2 19.05 Комплекс №2 1 1 68 24.05 1. Гражданского воспитания 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение Контроль обученности учащихся по курсу Контрольные упражнения Подтягивание в висе, Мальчики Девочки Уровень Уровень Высокий Средний Низкий Высокий Средний (3 (5 (4 (5 (4 балла) баллов) балла) баллов) балла) Низкий (3 балла) 5 4 3 - - - Подтягивание из виса лежа согнувшись, кол-во раз - - - 12 8 5 Прыжок в длину с места, см 150 – 160 131 – 149 120 – 130 143 – 152 126 – 142 115 – 125 5,8 – 5,6 6,3 – 5,9 6,6 – 6,4 6,3 – 6,0 6,5 – 5,9 6,8 – 6,6 5.00 5.30 6.00 6.00 6.30 7.00 кол-во раз Бег 30 м с высокого старта, сек. Бег 1000 м, мин. сек.