Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарнолингвистического цикла Протокол № __5_ от «_10_»_июня_2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №___1_____ «_30_»_августа_2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № ___196____ от «__30__»_августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Второй иностранный язык. Немецкий язык» Класс: 9а, 9б Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю Рабочую программу составила: Алексеенко М.А., учитель английского и немецкого языка первой категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5— 9 классы (авторы: М. М. Аверин, Е. Ю. Гуцалюк, Е. Р. Харченко) Учебник: Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций / [М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова]. - 10е изд. - М.: Просвещение: Cornelsen, 2020. - 104 c.: ил. - (Горизонты). Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Немецкий язык Класс 9а, 9б Учитель Алексеенко Марина Александровна Срок реализации 1 год программы Место в учебном Обязательная часть: 34 ч. Итого: количество часов в неделю 1 , в год 34 плане ОО Обучение ведется по учебно-методическому комплексу, который состоит УМК из: 1. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5—9 классы (авторы: М. М. Аверин, Е. Ю. Гуцалюк, Е. Р. Харченко) 2. Учебник: Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций / [М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова]. - 10-е изд. - М.: Просвещение: Cornelsen, 2020. - 104 c.: ил. (Горизонты). Главные цели при изучении второго иностранного языка соответствуют Цели и задачи зафиксированным целям в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности еѐ составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной и межкультурной компетенции уже с учѐтом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков. Для 9 класса следует говорить о развивающих, воспитательных и практических задачах: - способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребѐнка; - развивать его память и воображение; - создавать условия для творческого развития ребѐнка; - прививать навыки рефлексии и саморефлексии; - развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью; - создавать ситуации для самореализации личности ребѐнка; - воспитывать в ребѐнке самоуважение; - воспитывать сознательное отношение к обучению, - умение преодолевать трудности самостоятельно; - способствовать формированию чувства «успешности»; - учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их; - развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран изучаемого языка; - раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими иностранными языками. Основная цель обучения немецкому языку в 9 классе (первый год обучения) - развитие способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее распространѐнных стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, интереса ко всѐ ещѐ очень скупой страноведческой информации, развитие чувств и эмоций и в определѐнной мере ценностных ориентаций и творческого потенциала. Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии Немецкий язык как второй иностранный язык является адаптированной к российским условиям версией международного курса - в основе его создания лежат основополагающие документы современного российского образования: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, новый федеральный базисный учебный план, Примерные программы по немецкому языку как второму иностранному языку. Это обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов. Предлагаемый курс также отвечает требованиям Европейских стандартов (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Немецкий язык» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию, и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Гражданское воспитание включает: - создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; - развитие культуры межнационального общения; - формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; - воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; - развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; - формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: - формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания; - развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: - развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; - развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; - расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно- нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами; - содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; - оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: - эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; - приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; - создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: - содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; - создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: - формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; - формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; - развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: - воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; - формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; - развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; - содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Экологическое воспитание включает: - развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; - воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: ‒ анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ‒ идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ‒ выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ‒ ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; ‒ формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; ‒ обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ‒ определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; ‒ обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; ‒ определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; ‒ выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); ‒ выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; ‒ составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); ‒ определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; ‒ описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; ‒ планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: ‒ определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; ‒ систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; ‒ отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; ‒ оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; ‒ находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; ‒ работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; ‒ устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; ‒ сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: ‒ определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; ‒ анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; ‒ свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; ‒ оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; ‒ обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; ‒ фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет: ‒ наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; ‒ соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; ‒ принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; ‒ самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ‒ ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; ‒ демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: ‒ подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; ‒ выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; ‒ выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; ‒ объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; ‒ выделять явление из общего ряда других явлений; ‒ определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; ‒ строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; ‒ строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; ‒ излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; ‒ самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; ‒ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; ‒ объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); ‒ выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ; ‒ делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ‒ обозначать символом и знаком предмет и/или явление; ‒ определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; ‒ создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; ‒ строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; ‒ создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; ‒ преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; ‒ переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; ‒ строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; ‒ строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; ‒ анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ‒ находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ‒ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; ‒ резюмировать главную идею текста; ‒ преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); ‒ критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: ‒ определять свое отношение к природной среде; ‒ анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; ‒ проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; ‒ прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; ‒ распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; ‒ выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: ‒ определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; ‒ осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; ‒ формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; ‒ соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: ‒ определять возможные роли в совместной деятельности; ‒ играть определенную роль в совместной деятельности; ‒ принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; ‒ определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; ‒ строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; ‒ корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); ‒ критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; ‒ предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; ‒ выделять общую точку зрения в дискуссии; ‒ договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; ‒ организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); ‒ устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты: Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить: ‒ приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; ‒ осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом; ‒ формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета. Результаты изучения предметной области «иностранные языки» должны отражать: 1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; 2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; 3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; 4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях. Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь Выпускник научится: ‒ вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка. Выпускник получит возможность научиться: ‒ вести диалог-обмен мнениями; ‒ брать и давать интервью; ‒ вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.) Говорение. Монологическая речь Выпускник научится: ‒ строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; ‒ описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы); ‒ давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; ‒ передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы; ‒ описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы. Выпускник получит возможность научиться: ‒ делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; ‒ комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному; ‒ кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; ‒ кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.) ‒ кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Аудирование Выпускник научится: ‒ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; ‒ воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений. Выпускник получит возможность научиться: ‒ выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; ‒ использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение Выпускник научится: ‒ читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления; ‒ читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде; ‒ читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; ‒ выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Выпускник получит возможность научиться: ‒ устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте; ‒ восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов. Письменная речь Выпускник научится: ‒ заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.); ‒ писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес); ‒ писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес); ‒ писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план. Выпускник получит возможность научиться: ‒ делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; ‒ писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул; ‒ составлять план/тезисы устного или письменного сообщения; ‒ кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности; ‒ писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.). Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Выпускник научится: ‒ правильно писать изученные слова; ‒ правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения; ‒ расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. Выпускник получит возможность научиться: ‒ сравнивать и анализировать буквосочетания немецкого языка и их транскрипцию. Фонетическая сторона речи Выпускник научится: ‒ различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка; ‒ соблюдать правильное ударение в изученных словах; ‒ различать коммуникативные типы предложений по их интонации; ‒ членить предложение на смысловые группы; ‒ адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах. Выпускник получит возможность научиться: ‒ выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации; ‒ различать варианты немецкого языка в прослушанных высказываниях. Лексическая сторона речи Выпускник научится: ‒ узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы; ‒ употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; ‒ соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости; ‒ распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; ‒ распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: Выпускник получит возможность научиться: ‒ распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; ‒ знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; ‒ распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы; ‒ распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам; ‒ использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам). Грамматическая сторона речи Выпускник научится: ‒ оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: ‒ распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, ‒ специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; ‒ распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; ‒ использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени; ‒ распознавать и употреблять в речи условные предложения реального характера и нереального характера; ‒ распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения; ‒ распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем; ‒ распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные; ‒ распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения; ‒ распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество; наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения; ‒ распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные; ‒ распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога; ‒ распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени; ‒ распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты; ‒ распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога; ‒ распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге. Выпускник получит возможность научиться: ‒ распознавать сложноподчиненные предложения распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами; ‒ распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования; ‒ распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога; ‒ распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога; Социокультурные знания и умения Выпускник научится: ‒ употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; ‒ представлять родную страну и культуру на немецком языке; ‒ понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала Выпускник получит возможность научиться: ‒ использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; ‒ находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка. Компенсаторные умения Выпускник научится: ‒ выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении. Выпускник получит возможность научиться: ‒ использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении; ‒ пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении. Содержание учебного предмета В курсе немецкого языка как второго иностранного можно выделить следующие содержательные линии: ‒ коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме; ‒ языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка; ‒ социокультурная осведомлѐнность и умения межкультурного общения; ‒ общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия. Главной содержательной линией является формирование и развитие коммуникативной компетенции в совокупности с речевой и языковой компетенцией. Уровень развития коммуникативной компетенции выявляет уровень овладения речевыми навыками и языковыми средствами второго иностранного языка на данном этапе обучения, а также уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при овладении вторым иностранным языком. В свою очередь, развитие коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомлѐнностью учащихся. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи и единстве учебного предмета «Иностранный язык». Предметное содержание речи 1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека. 2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки. 3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание. 4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. 5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. 6. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. 7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). 8. Страна/страны второго языка иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения Говорение Диалогическая речь Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями. Объѐм диалога от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 1,5—2 минуты (9 класс). Монологическая речь Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность. Объѐм монологического высказывания от 7—10 фраз (5—7 классы) до 10—12 фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога 1 — 1,5 минуты (9 класс). Аудирование Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. Жанры текстов: прагматические, публицистические. Типы текстов: сообщение, рассказ, диалог-интервью и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность. Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста — до 1 минуты. Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов — до 1,5 минуты. Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов — до 1,5 минуты. Чтение Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации (просмотровое/поисковое чтение). Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические. Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, песня и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объѐм текстов для чтения — 600—700 слов. Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приѐмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объѐм текста для чтения — около 500 слов. Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объѐм текста для чтения — около 350 слов. Письменная речь умение: ‒ — делать выписки из текста для их дальнейшего использования в собственных высказываниях; ‒ — писать короткие поздравления с днѐм рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объѐмом 30—40 слов, включая адрес); ‒ — заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес); ‒ — писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец (сообщать краткие сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию о нѐм; выражать благодарность и т. д.). Объѐм личного письма — 100—140 слов, включая адрес. Языковые знания и навыки Орфография Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала. Фонетическая сторона речи Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объѐме около 1000 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета. Основные способы словообразования: 1) аффиксация: ‒ существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathematik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie); ‒ прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lieh (glcklich); -isch (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar); ‒ существительных и прилагательных с префиксом un- (das Unglück, unglücklich); ‒ существительных и глаголов с префиксами: vor(der Vorort, vorbereiten); mit(die Mitverantwortung, mitspielen); ‒ глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzahlen, wegwerfen. 2) словосложение: ‒ существительное + существительное (das Arbeitszimmer); ‒ прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond); ‒ прилагательное + существительное (die Fremdsprache); ‒ глагол + существительное (die Schwimmhalle); 3) конверсия (переход одной части речи в другую): ‒ образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge); ‒ образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen). Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности. Грамматическая сторона речи Знакомство с новыми грамматическими явлениями: коммуникативные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные; безличные предложения (Es ist warm, es ist Sommer); предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die Wand); предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv с zu; побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!; все типы вопросительных предложений; предложения с неопределѐнно-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten); вспомогательные глаголы haben, sein; предложения с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu lesen); сложносочинѐнные предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen); сложноподчинѐнные предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist); сложноподчинѐнные предложения причины с союзами weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss); сложноподчинѐнные предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch); сложноподчинѐнные предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem); сложноподчинѐнные предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen); сложноподчинѐнные предложения с придаточными цели (с союзом damit); распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию/отсутствию инфинитивных обортов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv); распознать и употреблять в речи: -слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt; -сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen); -Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов; -глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками Präsens, Präteritum, Perfekt, Futurum (anfangen, beschreiben); -временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum); -возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Präteritum, Perfekt (sich anziehen, sich waschen); местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit); распознавание и употребление в речи определѐнного, неопределѐнного и нулевого артиклей, склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ; местоимения: личные, притяжательные, неопределѐнные (jemand, niemand); Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времѐн; количественные числительные и порядковые числительные. Социокультурные знания и умения Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение: ‒ знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире; ‒ сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии; ‒ употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространѐнными образцами фольклора; ‒ представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих на втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке; ‒ умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространѐнную оценочную лексику); ‒ умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения. Компенсаторные умения ‒ переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь ит. д.; ‒ прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов; ‒ догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; ‒ использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Формируются умения: ‒ работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; ‒ работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации; ‒ работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой; ‒ самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома. Специальные учебные умения Формируются умения: ‒ находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом; ‒ семантизировать слова на основе языковой догадки; ‒ осуществлять словообразовательный анализ слов; ‒ выборочно использовать перевод; ‒ пользоваться двуязычным и толковым словарями. ‒ К концу 9 класса - первый год обучения: Учащийся научится: В области говорения: - вести диалоги разных типов (диалоги этикетного характера, диалог расспрос, диалог- побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги) при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении. Объем составляет не менее 3 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога: 1минута; - пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ (включая элементы эмоционального окраса), характеристика с высказыванием; - излагать основное содержание прочитанного с опорой и без опоры с элементами обобщения. Объем: 7-10 фраз. Продолжительность монолога: 1-1,5 минуты. В области аудирования: - воспринимать и понимать на слух несложные небольшие по объему аутентичные тексты диалогического и монологического характера с разной глубиной проникновения в зависимости от коммуникативной задачи. - Определять верное/неверное/не указано в тексте утверждения из услышанного. - Воспринимать и понимать на слух речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке (с вербальной/невербальной реакцией на услышанное). - Записывать со слуха незнакомые слова по буквам. - Отвечать на вопросы по прослушанному тексту. - Использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. Типы текста – стихотворение, сообщение, беседа. Время звучания текстов: 1-1,5 минуты. В области чтения: - догадываться о значении незнакомых слов по контексту. - Не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста, читать новые слова по транскрипционным значкам. - Читать про себя и понимать тексты с различной глубиной проникновения в зависимости от коммуникативной задачи, различать главную и второстепенную информацию в тексте, выстраивать прочитанную информацию в логическом порядке. Стиль текста – публицистический. Типы текстов – рассказ. В области письма: - заполнять анкету, - писать личное письмо по заданной речевой ситуации (с опорой и без опоры на образец), объем 30 - 40 слов, - составлять план, писать предложения (короткие тексты) под диктовку с элементами обобщения. Учащийся получит возможность научиться: - совершенствоваться в ведении диалогов разных типов, делать высказывания более развернутыми и аргументированными; - начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; - расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексикограмматический материал; - понимать основное содержание аутентичных прагматических текстов и выделять для себя значимую информацию; - устанавливать соответствие между высказываниями каждого говорящего и утверждениями, данными в списке; - ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку; - читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); - заполнять анкеты и формуляры, писать словарные диктанты, план, тезисы устного или письменного сообщения. Содержание программы Тема 1. Знакомство (8 часов) Ученики научатся: ‒ приветствовать людей; ‒ представляться и говорить, где живут; ‒ заполнять анкету; ‒ произносить имя по буквам; ‒ говорить, что они любят. Грамматика Личные местоимения: ich, du, Sie. Глаголы: heißen, wohnen, mögen, sein. Вопросы с вопросительным словом (wie, was, wo, woher) и ответы на них. Порядок слов; интонация простого предложения. Лексика/ речевые образцы: ‒ ‒ ‒ ‒ Wie heißt du? Wie geht es dir/Ihnen? Woher kommst du? Wo wohnst du? Was magst du? Получат возможность научиться Вести этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствовать, прощаться, узнавать, как дела, знакомиться, расспрашивать о возрасте). Воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы немецкого алфавита и основные буквосочетания. Различать на слух и адекватно произносить все звуки немецкого языка. Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. ‒ ‒ ‒ ‒ Употреблять глаголы heißen, wohnen, mögen, sein в утвердительных и вопросительных предложениях в первом, втором лице и вежливой форме. Заполнять анкету. Читать и писать по образцу сообщения в чате. Знакомиться с достопримечательностями и формулами приветствия немецкоязычных стран. Тема 2. Мой класс (4 часа) Ученики научатся: ‒ называть числа от 0 до 1000; ‒ диктовать телефонные номера; ‒ говорить о людях и предметах; ‒ говорить, что они любят, а что нет. Грамматика Личные местоимения: er/sie, wir, ihr. Глаголы: kommen, heißen, mögen, sein. Определѐнный и неопределѐнный артикли: der, das, die, ein, eine. Притяжательные местоимения: mein, dein. Предлоги: in, auf. Ударение в предложении; интонация вопросительного предложения; словарное ударение. Лексика/ речевые образцы: Числа, школьные принадлежности, некоторые школьные предметы Wie ist deine Handynummer? Was ist das? Wie heißt das auf Deutsch? Das ist meine Freundin. Sie heißt ... Получат возможность научиться ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ Вести диалог-расспрос (о том, какие школьные предметы нравятся, какие нет). Рассказывать о своѐм друге/своей подруге. Оперировать активной лексикой в процессе общения. Воспроизводить наизусть тексты рифмовок. Понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. Вербально или невербально реагировать на услышанное. Понимать на слух и произносят цифры и группы цифр. Называть телефонные номера. Произносить имена и фамилии по буквам. Выразительно читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале. Писать небольшой рассказ о себе, своѐм друге/своей подруге с опорой на образец. Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. Употреблять спряжение известных глаголов в утвердительных и вопросительных предложениях, определѐнные и неопределѐнные артикли в ед. числе, притяжательные местоимения mein, dein, числительные (количественные от 1 до 1000). Тема 3. Животные (4 часа) Ученики научатся: ‒ говорить о животных; ‒ проводить интервью в классе; ‒ понимать текст о животных; ‒ описывать животных; называть цвета. Грамматика: Спряжение глаголов haben, sein. Вопросы без вопросительного слова. Винительный падеж. Множественное число существительных. Словарное ударение, краткие и долгие гласные. Лексика/ речевые образцы: Названия животных, цветов, континентов и частей света. Woher kommt der Tiger? Was ist dein Lieblings tier? Ich habe eine Katze. Sie ist schwarz und ist drei Jahre alt. ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ Получат возможность научиться Вести диалог-расспрос (о животных). Рассказывать о (своих) животных. Оперировать активной лексикой в процессе общения. Понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале. Выразительно читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале. Писать небольшой рассказ о себе, своих игрушках, о том, что они умеют делать, с опорой на образец. Соблюдать правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом. Проводить интервью о любимых животных и сообщения на основе собранного материала. Употреблять винительный падеж и множественное число существительных, вопросы без вопросительного слова. Тема 4. Мой день в школе (5 часов) Ученики научатся: ‒ называть дни недели и время суток; ‒ описывать свой распорядок дня; ‒ понимать и составлять тексты о школе. Грамматика: Указание времени. Порядок слов в предложениях с указанием времени. Предлоги: um, von ... bis, am. Краткая и долгая гласная. Лексика/ речевые образцы: Время, время суток, дни недели, школьные предметы Um wie viel Uhr beginnt der Unterricht? Wann hast du Mathe? Montags und freitags habe ich Mathe. Am Samstag habe ich keine Schule. ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ Получат возможность научиться: Рассказывать о себе, включая информацию о школьных уроках, с указанием времени. Оперировать активной лексикой в процессе общения. Писать электронное письмо о себе по образцу. Читать, понимать и составлять своѐ расписание уроков с указанием дней недели и времени. Понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, находить запрашиваемую информацию. Вербально или невербально реагируют на услышанное. Соблюдать правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом. Слушать и выразительно читать стихотворение. Употреблять предложения с указанием времени, соблюдая правильный порядок слов и временные предлоги. Рассказывать о распорядке дня. Познакомиться со страноведческой информацией о школе в немецкоязычных странах. Тема 5. Хобби (4 часа) Ученики научатся: ‒ говорить о хобби; ‒ договариваться о встрече; ‒ говорить, что они умеют, а что нет; ‒ спрашивать разрешения; ‒ читать и описывать статистические данные. Грамматика: Глаголы с изменяемой корневой гласной: fahren, lesen, sehen. Модальный глагол können. Глаголы с отделяемой приставкой, рамочная конструкция. Краткая и долгая гласная. Лексика/ речевые образцы: Увлечения и занятия в свободное время Was machst du gerne? Ich gehe ins Kino, kommst du mit? Ich habe keine Zeit/keine Lust. Kannst du ...? Kann ich mitspielen? ‒ ‒ ‒ ‒ Получат возможность научиться: Вести диалоги о своѐм хобби, о том, что умеют и не умеют делать. Рассказывать о своѐм хобби, оперировать активной лексикой в процессе общения. Договариваться о встрече. Спрашивать разрешения, используя модальные глаголы. ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ Понимать на слух речь учителя, высказывания одноклассников. Читать предложения с правильным фразовым и логическим ударением. Соблюдать правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом. Читать и описывать статистическую информацию. Употреблять глаголы с отделяемыми приставками, соблюдая рамочную конструкцию. Тема 6. Моя семья (5 часов) Ученики научатся: ‒ описывать картинку; ‒ рассказывать о семье; ‒ понимать текст о семье; ‒ говорить о профессиях. Грамматика: Притяжательные местоимения sein, ihr, unser. Профессии мужского и женского рода, слова, обозначающие родство. Произношение окончаний -er, -e. Лексика/ речевые образцы: Слова, обозначающие членов семьи и родственников; названия профессий Wer ist das da rechts auf dem Bild? Hast du Geschwister? Wie alt ist ...? Was ist deine Mutter von Beruf? Was ist ihr Hobby? Получат возможность научиться: ‒ Рассказывать о своей семье, используя в том числе и названия профессий. ‒ Описывать картинки. ‒ Вести диалоги о семье, составлять мини-диалоги по образцу. ‒ Читать и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале. ‒ Употреблять притяжательные местоимения. ‒ Читать предложения с правильным фразовым и логическим ударением. ‒ Понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале. ‒ Читать и описывать статистическую информацию. ‒ Познакомиться со страноведческой информацией о семьях в Германии. Тема 7. Сколько это стоит? (4 часа) Ученики научатся: ‒ называть цену; ‒ говорить, что они хотели бы купить; ‒ рассказывать о том, что им нравится, а что нет; ‒ находить информацию в тексте. Грамматика: Спряжение глаголов essen, treffen, möchten, Порядок слов в предложении: рамочная конструкция. Словосочетания, дифтонги ei, au, eu. Лексика/ речевые образцы: Деньги, покупки Ich möchte ... Was kostet ...? Das ist aber teuer! Wie viel Taschengeld bekommst du? Ich fi nde das gut. Получат возможность научиться: ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ Вести диалоги на основе изученного языкового материала (называть цену, спрашивать, сколько стоит, говорить, что нравится, что нет, что бы они хотели купить, говорить о деньгах на карманные расходы). Познакомиться с немецкой традицией составления списка подарков ко дню рождения и писать аналогичные списки. Обсуждать подарки друзьям ко дню рождения, учитывая их стоимость и пожелания друзей. Читать тексты и находить запрашиваемую информацию. Читать тексты с полным пониманием, используя словарь. Тематическое планирование № п/п Тема раздела, урока Дата проведения 1 2 Тема 1. Знакомство (8 часов) Знакомство. Приветствие Как тебя зовут? 06.09 13.09 3 Алфавит. 20.09 4 Приветствуем друг друга. 27.09 5 6 7 Что ты любишь делать? Хобби. Как дела? Спряжение глаголов. 8 04.10 11.10 18.10 25.10 Домашнее задание Основные направления воспитательной деятельности Приветствия Диалог "Знакомство" алфавит, буквосочетания чат упр. 14 стр. 10 к/ чтение учить в тетради анкета, вопросы -Гражданское воспитание -Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности -Духовное и нравственное воспитание -Приобщение детей к культурному наследию глаголы malen, wohnen 9 10 Тема 2. Мой класс (4 часа) Новенькая. Мои друзья 08.11 15.11 11 Школьные предметы и принадлежности. 22.11 12 Числа. 29.11 13 Тема 3. Животные (4 часа) Животные. 06.12 14 Любимое животное. 13.12 15 16 Множественное число. Животные Германии. Животные России 20.12 27.12 упр. 11 стр. 19 -Гражданское воспитание -Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности -Духовное и нравственное воспитание -Приобщение детей к культурному наследию -Популяризация научных знаний -Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Выучить слова стр. 25; кроссворд "Животные" рассказ о любимом животном стр. 34, Числительные, дни недели, -Гражданское воспитание -Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности -Духовное и нравственное воспитание интервью написать рассказ о друге слова стр.20 Школьные принадлежности 17 18 Тема 4. Мой день в школе (5 часов) Время суток Расписание уроков 10.01 17.01 19 W- вопросы. Мой день в школе 24.01 20 21 Школьный день в России и Германии Школьный день в России и Германии 31.01 07.02 время -Приобщение детей к культурному наследию -Экологическое воспитание упр. 6 стр. 42 Расписание уроков Лексикограмматические упражнения упр. 3 стр. 47 -Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности -Приобщение детей к культурному наследию -Физическое воспитание и формирование культуры здоровья -Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение повторение стр. 48 22 Тема 5. Хобби (4 часа) Свободное время 14.02 23 Что ты любишь делать? 21.02 24 Это я умею. 28.02 25 У кого какие хобби? 07.03 26 Тема 6. Моя семья (5часов) Описание семьи 14.03 27 Притяжательные местоимения. 21.03 к/чт упр. 4 стр. 51 диалог "На выходных" стр. 51 Спряжение глагола konnen Что я умею, могу стр. 56-57 Я могу, я умею -Гражданское воспитание -Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности -Духовное и нравственное воспитание -Приобщение детей к культурному наследию -Физическое воспитание и формирование культуры здоровья -Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Слова Члены семьи артикли, притяжательные местоимения -Гражданское воспитание -Патриотическое воспитание и формирование 28 Семья в Германии 04.04 29 30 11.04 18.04 31 32 Профессии. Семьи России. Тема 7. Сколько это стоит? (4 часа) Называние цены. Пожелания Покупки в киоске 33 Карманные деньги. 16.05 34 Зарабатывать, но как? 23.05 25.04 02.05 Описание семейного фото Профессии Моя семья слова по теме диалог "В киоске" Сколько стоит…? Я хочу… российской идентичности -Духовное и нравственное воспитание -Приобщение детей к культурному наследию -Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение