УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _____________/Е.С. Анисимова Приказ МАОУ СОШ № 36 от «05» апреля 2022 г. № 71\1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (по ФГОС ООО 2021 года) (5 классы) МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ на 2022-2023 учебный год. СОГЛАСОВАНО Педагогическим Советом МАОУ СОШ № 36 Протокол «01» апреля 2022 г. №4 РАССМОТРЕНО Советом Учреждения МАОУ СОШ № 36 Протокол «04» апреля 2022 г. №5 Улан-Удэ 2022 год УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» (5 класс) 2022-2023 Содержание 1. Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования (5 класс) МАОУ СОШ № 36 на 2022-2023 учебный год 2. Учебный план основного общего образования (5 класс) (годовой) МАОУ СОШ№ 36 на 2022-2023 учебный год 3. Сетка часов учебного плана основного общего образования (5 класс) МАОУ СОШ № 36 на 2022-2023 учебный год 4. Организация внеурочной деятельности основного общего образования МАОУ СОШ № 36 в 2022-2023 учебном году (5 классы) 5. Годовой календарный учебный график основного общего образования (5 класс) МАОУ СОШ № 36 на 2022-2023 учебный год 6. Формы промежуточной аттестации основного общего образования (5 класс) МАОУ СОШ № 36 на 2022-2023 учебный год 7. Приложение 1. Программы и учебно-методический комплекс основного общего образования МАОУ СОШ № 36 2022-2023 учебный год (5 классы) 2 Стр. 3-4 4 5 5-6 7 8 9-10 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» (5 класс) 2022-2023 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану основного общего образования (5 класс) МАОУ СОШ № 36 на 2022-2023 учебный год. Общие положения: 1.1. Учебный план основного общего образования (5 класс) является нормативным документом и фиксирует общий объем учебной нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по учебным предметам, формы промежуточной аттестации обучающихся. 1.2. Учебный план основного общего образования (5 класс) по реализации ФГОС ООО (утвержден Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287) разработан на основе перспективного учебного плана основного общего образования Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 36 на 2022-2023 учебный годы. 1.3. Содержание и структура учебного плана основного общего образования определяются требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования (5 класс) МАОУ СОШ № 36 на 2022-2023 учебный год и учебниками, принадлежащими к завершенным предметным линиям, входящим в «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 с изменениями и дополнениями), целями, задачами и спецификой образовательной деятельности МАОУ СОШ № 36, сформулированными в Уставе МАОУ СОШ № 36. 1.4. Режим обучения в 5-м классе осуществляется с соблюдением следующих: продолжительность учебного года – 34 учебные недели; продолжительность учебной недели – 5 дней; обязательная недельная нагрузка обучающихся – 29 часов; обучение в 5-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований (СП 2.4.3648-20): учебные занятия проводятся в первую смену; объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 5-х классов не более 6 уроков; необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 5 классах – 10-15 минут; объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах) в 5 классах – 2 часа. продолжительность урока 40 минут; 1.5. Особенности учебного плана 5 классов по ФГОС ООО 2021. Структура учебного плана включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных предметных областей: «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Общественно-научные предметы», «Естественно-научные предметы», «Искусство», «Технология», «Физическая культура ОБЖ». Предметная область «Русский язык и литература» обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации. Бурятский язык включён в предметную область «Родной язык и родная литература», как государственный язык республики Бурятия. Изучение бурятского языка, как государственного (второго) направлено на обеспечение реализации национально-региональной политики в области образования в Республики Бурятия, осуществляется в соответствии со статьей 24 (от 07.03.2014 № 278-V) 3 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» (5 класс) 2022-2023 Закона Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» и статьей 10.1 (от 06.05.2014 № 508-V) Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия», на получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Предметная область «Физическая культура и ОБЖ» представлена учебным предметом «Физическая культура» (2 часа в неделю). Третий час физической культуры реализуется за счет часов внеурочной деятельности и за счет посещения учащимися спортивных секций. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в соответствии с ФГОС ООО является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ ООП НОО и представлена интегративным учебным курсом «Основы духовнонравственной культуры народов России» (авторы – Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин P.M.). Курс ориентирован на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. 2. Учебный план (годовой) основного общего образования (5 класс) Количество часов в Учебные предметы неделю Предметные области Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранный язык Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Искусство Технология Физическая культура и ОБЖ Русский язык 170 Литература Бурятский язык как государственный (второй) 102 Иностранный язык (английский) 102 Математика 170 История. География 68 34 Биология 34 Музыка ИЗО Технология 34 34 68 Физическая культура 68 68 Итого 952 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) Итого Максимально допустимая недельная нагрузка 4 34 34 986 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» (5 класс) 2022-2023 3. Сетка часов учебного плана основного общего образования (5 класс) Количество Учебные предметы часов в неделю Предметные области классы 5а 5б 5в Обязательная часть Русский язык 5 5 5 Литература Бурятский язык как государственный (второй) 3 3 3 2 2 2 Иностранный язык (английский) Математика История. География 3 5 2 1 3 5 2 1 3 5 2 1 Биология 1 1 1 1 1 2 Технология 2 Физическая культура и ОБЖ Итого 28 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 2 2 28 1 1 2 2 28 1 1 1 1 29 1 29 1 29 Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранный язык Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Искусство Музыка ИЗО Технология Физическая культура Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) Итого Максимально допустимая недельная нагрузка 4. Организация внеурочной деятельности основного общего образования МАОУ СОШ № 36 в 2022-2023 учебном году (5 классы). Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к предметной системе обучения; снизить учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Организационная модель внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 36 опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей микрорайона Загорск. Внеурочная деятельность осуществляться через: 5 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» (5 класс) 2022-2023 Внеурочная деятельность Система дополнительного образования МАОУ СОШ № 36 Классное руководство Кружки: ИЗО, Авиамодельный, Театральная студия «Сюжет», Спортивные секции: волейбол, баскетбол, легкая атлетика Экскурсии, диспуты, соревнования, коллективные творческие дела, общественно полезные практики. Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является её воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания МАОУ СОШ № 36. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Форма внеурочной деятельности, название Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно-просветительские занятия патриотической и экологической направленности "Разговоры о важном" Занятия по формированию функциональной грамотности Вариативная часть Реализация проекта "Россия-страна возможностей" Дополнительные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебных предметов Школьный театр Школьный спортивный клуб итого 6 5 классы 1 1 2 1 1 1 6 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» (5 класс) 2022-2023 5. Годовой календарный учебный график основного общего образования (5 класс) МАОУ СОШ № 36 на 2022-2023 учебный год. Годовой календарный учебный график строится исходя из нормативного срока освоения основной образовательной программы основного общего образования. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СП 2.4.3648-20, Уставом МАОУ СОШ № 36, правилами внутреннего распорядка и санитарно-техническими требованиями к образовательному процессу. В целях профилактики переутомления обучающихся годовой календарный учебный график предусматривает равномерное распределение периодов учебного времени и времени отдыха - каникул. Начало учебного года – 1 сентября 2022 года. Учебный год условно делится на четверти, являющиеся периодами, за которые выставляются отметки за текущее освоение образовательной программы. Сроки окончания учебного года 26 мая 2023 года. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Обучение осуществляется в первую смену. Продолжительность уроков – 40 минут, для обучающихся 5 классов - не более 6 уроков в день. Перемены 10 – 20 минут. Продолжительность Период - Четверти (недели) с 01 сентября по 28 октября 2022 года 9 учебных недель 1 четверть с 07 ноября по 27 декабря 2022 года 7 учебных недель 2 четверть с 09 января по 24 марта 2023 года 11 учебных недель 3 четверть с 03 апреля по 26 мая 2023 года 7 учебных недель 4 четверть Учебный год 34 учебные недели Каникулы с 29 октября по 06 ноября 2022 года 7 календарных дней Осенние с 28 декабря 2022 по 08 января 2023 года 12 календарных дней Зимние с 25 марта по 02 апреля 2023 года 9 календарных дней Весенние с 29 мая по 01 сентября 2023 года 14 недель Летние каникулы Расписание звонков 2022-2023 учебный год Расписание звонков 1 смена урок начало окончание перемена 1 урок 8.00 8.40 10 2 урок 8.50 9.30 20 3 урок 9.50 10.30 20 4 урок 10.50 11.30 15 5 урок 11.45 12.25 10 6 урок 12.35 13.15 10 7 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» (5 класс) 2022-2023 6. Формы промежуточной аттестации основного общего образования (5 класс) Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём • оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий); • использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки; • использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования; • использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.). В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех учебных предметов и внеурочной деятельности. Фиксация метапредметных результатов проходит в Листах учёта достижений учащихся. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется в ходе внутришкольного мониторинга. УУД Форма промежуточной Фиксация Периодичность аттестации результатов проведения Коммуникативные Анкетирование Лист учёта 2 раза в год достижений Регулятивные Тестирование Лист учёта 2 раза в год достижений Познавательные Тестирование Лист учёта 2 раза в год достижений Основной процедурой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. 8 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» (5 класс) 2022-2023 Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе - метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Предмет Форма промежуточной аттестации Периодичность промежуточной аттестации Русский язык диктант с грамматическими заданиями По четвертям ОДНКНР (5 класс) Математика Индивидуальный проект Конец года Контрольная работа По четвертям Русский язык Математика География (5класс) Метапредметная работа 2 четверть Приложение 1 Программы и учебно-методический комплекс основного общего образования МАОУ СОШ № 36 2022-2023 учебный год (5 классы) Кла Обеспече Учебник Автор Издательство, год сс н Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская Н.М. Шанский Москва «Просвещение», 2014-2017 Русский язык. 5 класс Т.А.Ладыженская 100% М.Т. Баранов Русский Л.А Тростенцова М.: «Просвещение» 5 язык Л.Т. Григорян 2015 И.И. Кулибаба Н.В. Ладыженская Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. Москва «Просвещение», 2014-2017 Литература 5 Литература. 5 класс. Коровина ВЯ., 100% М.: «Просвещение» Журавлев ВП., Коровин 2015 В.И. Примерная программа основного общего образования по истории. Михайловский Ф.А.Программа по истории Древнего мира. Москва «Русское слово», 2010 Программы Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «Всеобщая история. История Средних веков», М., Просвещение, 2013 Рабочая программа к учебникам Е. В. Пчелова, П. В. Лукина, В. Н. Захарова, К. А. Соловьева, А. П. Шевырева «История России» для 6 – 9 классов общеобразовательных организаций. Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2015. История 5 М.: 100% История Древнего мира, 5 Михайловский Ф.А. «Русское слово» класс. 2015 Предмет 9 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» (5 класс) 2022-2023 Рабочая программа к учебникам Е. В. Пчелова, П. В. Лукина, В. Н. Захарова, К. А. Соловьева, А. П. Шевырева «История России» для 6 – 9 классов общеобразовательных организаций. Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2015. Рабочая программы по истории Нового времени. 7 класс./ Сост. Г.В. Янина. – Москва: ВАКО, 2016. Программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2014 Математика 5 Математика. 5 класс. Мерзляк А.Г., 100% М.: Просвещение Полонский В.Г., Якир 2020 М.С. Программа для общеобразовательных учреждений по английскому языку к УМК « Rainbow English» для 59 кл. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М, Москва.: « Дрофа» 2015 Афанасьева О.В. 100% Английский 5 «Rainbow English» 5 класс Михеева И.В. М.: «Дрофа» 2015 язык Баранова К.М Программа по бурятскому языку как государственному для 2 – 9 классов образовательных школ с русским языком обучения» Содномова С. Ц., Дылыкова Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномова Б. Д.,г. УланУдэ:«Бэлиг», 2010 Бурятский Улан-Удэ, «Бэлиг», 100% 5 «Алтаргана». 5 класс Содномов С.Ц. язык 2014-2017 Программы для общеобразовательных учреждений. География: программа 5-9 классы,/А.А.Летягин, И.В.Душина и др.- Москва «Вентана-Граф», 2013 М: «Вентана-Граф», 100% География 5 География. Начальный курс А.А. Летягин 2015-2017, ФГОС Программы для общеобразовательных учреждений. Биология: программа 5-9 классы,/ Сухов Т.С., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Москва «Вентана-Граф», 2013 М: «Вентана-Граф», 100% Биология 5 Биология 5 класс Пономарева И.Н. 2017-2019 Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Неменский Б.М.М.: Просвещение, 2010 ИЗО 5 Изобразительное искусство. Горяева Н.А., М: 100% 5 класс «Декоративно- Островская О.В., (Под. «Просвещение» прикладное искусство в ред. Неменского Б.М.)., 2014-2017 жизни человека» Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Е.Д Критская, Г.П. Сергеева,Т.С. Шмагина. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы. Москва «Просвещение», 2010 Музыка 5 Музыка. 5 класс Е.Д Критская М.: 100% Г.П. Сергеева «Просвещение» Т.С. Шмагина 2015-2017 г Программа общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания. В.И. Лях А.А. Зданевич 1-11 классы. Москва «Просвещение», 2012-2017 Физическая 5 Физическая культура. Виленский М.Я. М.: «Просвещение» 100% культура 5-7 классы. Туревский И.М. под 2015-2017 ред. Виленского М.Я./., 5-7 класс Технология. Программы начального и основного общего образования. Хохлова М.В. Самородский П.С, Симоненко В.Д. М.: Вентана-Граф, 2010 Технология 5 Технология. 5 класс. Синица М.В., М.: «Вентана- 100% Симоненко В.Д., Граф», 2014-2017 Самородский, Яковенко Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» М.: «Русское слово», 2012г ОДНКНР 5 ОДНКНР. 5 класс Сахаров А.Н., М.: «Русское 100% Кочегаров К.А., слово», 2017 Мухаметшин P.M. (под ред. Сахарова А.Н.) 10