МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36» ПРИНЯТО на Педагогическом Совете «30» августа 20 Протокол № 2 17 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 36: ______________Е.С. Анисимова Приказ № 185/1 от 31.08.2017 года Программа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение наименование общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития учащихся» на период 2017-2022 годы. Улан-Удэ 2017 год Паспорт программы «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития учащихся» на период Целевая программа «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития учащихся» на период 2017-2022 годы (Далее – Программа). Основание для разработки Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ Программы «Об образовании в Российской Федерации». Федеральная целевая программа развития образования на 20132017 годы. «Национально образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа». Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. (Утверждена Президентом РФ 03 .04.2012г.) Конвенция о правах ребенка. Федеральные государственные образовательные стандарты НОО, ООО, СОО Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г. Методические рекомендации по организации учебновоспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Устав и локальные акты МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» Заказчик Программы Совет учреждения МАОУ СОШ № 36 Наименование программы Разработчик Программы Администрация МАОУ СОШ№ 36 Исполнители Программы Администрация и Совет Учреждения МАОУ СОШ № 36 Цели Программы Создание эффективной системы работы с одаренными учащимися для выявления и максимальной реализации и развития их способностей Срок реализации Программы 2017-2022 годы. Объем и источники финансирования Программы Средства бюджета. Ожидаемые результаты реализации Программы. Привлечение средств из внебюджетных источников. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности. Повышение ответственности учителей, социально-психологической службы школы при организации работы с одаренными детьми. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми. Организация контроля за исполнением Программы Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся. Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня. Контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация МАОУ СОШ №36 «Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля…» Р. Дж. Стернберг Актуальность проблемы В настоящее время очень высок интерес к одаренности как явлению. Это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформулированными во ФГОС. Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития; обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества. Трудности с обучением в школе детей, отстающих в своем развитии от возрастных норм, проявились в школьной неуспеваемости и заставили общество принять неотложные меры. К сожалению, пока что значительно меньше сделано в отношении детей, превосходящих возрастную норму в различных отношениях. Между тем именно высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, поэтому транжирить таланты непозволительная ошибка для любого государства. В педагогике в последнее время довольно часто по отношению к этим детям употребляется термин «одарённые». Это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одаренным детям. Дело в том, что ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников (на 3 — 4 года умственного развития и более), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям. Дополнительной проблемой является, так называемая, «диссинхрония развития», свойственная многим одаренным детям. Она заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. В результате этого некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабо успевающими, а их особые возможности и потребности — невостребованными. У них теряется учебная мотивация и может развиться стойкое отвращение к школе. Весьма серьёзна проблема, связанная с так называемой «скрытой одаренностью». «Скрытой» называется такая одаренность, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребенка или подростка и не является очевидной для тех, кто ребенка окружает, — семьи, учителей, сверстников. Более того, дети, обладающие такого рода одаренностью, часто бывают просто неуспевающими. Потеря мотивации к учебе в школе одаренными детьми может вести к опасным последствиям еще в одном отношении. Одаренные люди, не нашедшие себе полезного применения в обществе, образуют костяк сил, направленных на разрушение общества. Способные дети, не нашедшие себя в школе и не продолжившие образования в вузе, все равно будут искать применение своим большим возможностям, что и приводит к риску асоциального поведения. Всё это говорит о том, что такие дети требуют индивидуального подхода, более сложной работы с ними. В силу своих особенностей они очень уязвимы, их слабости подчас кроются в их преимуществах. Поэтому важно не «закопать» талант, а максимально способствовать развитию интеллекта и чувств одарённых детей как потенциала развития нации, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Всё это явилось весомым основанием для создания в России Федеральной целевой программы "Дети России", включающей в себя три подпрограммы, одной из которых является проект «Одарённые дети». Целью его является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности через - создание государственной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования, науки; координацию деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка; оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми. Именно поэтому мы посчитали необходимым создание в нашем образовательном учреждении комплексно-целевой программы развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей. Для этого в МАОУ СОШ №36, на наш взгляд, есть всё необходимое. В школе накопился богатый опыт работы со способными учащимися. Опыт весьма интересный и самое главное успешный, о чём свидетельствует положительная динамика в изменении числа отличников по итогам учебного года, результативности участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня. Результативность участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях муниципального, республиканского, федерального и международного уровней Период 2014-2015 2015-2016 2016-2017 Количество обучающихся Муниципальный уровень Республиканский уровень Всероссийский уровень Международный уровень Итого % участия 530 8 3 82 33 126 23,7 572 8 1 68 84 161 28,1 625 9 2 106 89 197 31,5 Это говорит о том, что в нашей школе много талантливых, способных детей. Среди выпускников за истекшее пятилетие – 8 медалистов. Учащиеся нашей школы постоянные участники городских и общероссийских («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит», «British bulldog») олимпиад, среди них немало призёров по таким дисциплинам, как литература, химия, биология, математика, история, избирательное право. В течение последних трёх лет в школе активизировалась учебная исследовательская деятельность, результаты которой нас очень радуют. Исследовательские работы наших детей успешно представлены на конференции «Шаг в будущее» (среди учащихся школы – победители и призёры в секциях «Литература», «Математика», «Информатика»), а также на общероссийском уровне (конкурсы исследовательских работ «Национальное достояние России», конкурс научноисследовательских работ Д.И.Менделеева). Результаты есть. Может быть, кому-то они покажутся недостаточно значительными, но мы убеждены, что в условиях общеобразовательной школы, которая принимает в своих стенах всех детей, без какого-либо отбора и ранжирования, это успех, который является итогом упорного, напряжённого труда учащихся и их наставников. Для работы с детьми «с признаками одарённости» нужны подготовленные и заинтересованные педагоги, которые вместе с родителями, социально-психологической службой школы способны выявлять, обучать и развивать способности школьников. Такие учителя в нашей школе есть, среди них – 8 учителей высшей и 13 учителей первой категории, владеющих современными образовательными методиками, наиболее успешно применяемыми при работе с одарёнными детьми. «Чтение и письмо для развития критического мышления», «Дебаты», «Метод проектов» - данные технологии активно внедряются учителями школы в образовательный процесс, на их основе строится и внеурочная деятельность по предметам. Давно сложившаяся система взаимодействия нашей школы с учреждениями дополнительного образования, на наш взгляд, будет способствовать успешной реализации программы работы школы с одарёнными детьми, поскольку опыт исследовательской деятельности, материально-техническая база наших партнёров, уровень подготовки их преподавательского состава значительно выше, что даёт более широкие возможности для осуществления исследовательской работы наших учащихся. Направление взаимодействия Организация профориентационной работы: Организация социальной и Предприятия, учреждения, общественность микрорайона и города. Центр допризывной молодежи Филиал библиотеки № 5 п. Восточный БГУ им. Д. Банзарова Улан-Удэнский индустриальнопедагогический колледж Республиканское Агентство по делам семьи и детей профилактической работы: Организация экскурсионной и краеведческой работы: Совместная работа с семьей Создание общественных организаций, творческих и спортивных объединений: Республиканский наркологический диспансер Центр медицинской профилактики РБ МУЗ «Городская больница № 4» - Клиника дружественная к молодежи СПИД-центр Администрация Железнодорожного района г. Улан-Удэ Городской Центр диагностики и консультирования Музей истории города Художественный музей им. Сампилова Музей природы Геологический музей г. Улан-Удэ Этнографический музей Республиканский центр краеведения и туризма Республиканское Агентство по делам семьи и детей Городской Центр диагностики и консультирования КДЦ «Рассвет», театры города, ДШИ № 9, ДШИ №3, ДСЮШ №16, органы здравоохранения, органы внутренних дел, Республиканское Агентство по делам семьи и детей, организации службы занятости. Рабочая концепция одарённости Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренные дети – дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению. Таким образом, термин «одаренность» чаще всего несет в себе оттенок исключительности и предполагает выделение особой группы детей, качественно отличающихся от своих сверстников. Нельзя отрицать наличие детей с выдающимися способностями, имеющих настолько яркие проявления одаренности, что их обучение в массовой школе весьма затруднительно. Однако мы исходим из понимания одаренности с позиций личностно ориентированного подхода. Новая методология образования, аксиология, рассматривает понятие «одаренность» как однокоренное от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития, то есть признает наличие определенных талантов у каждого ребенка. С этой точки зрения любой «педагог должен не только овладеть необычными учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность», опираясь на знание характерных признаков детской одарённости: быстрое освоение различных видов деятельности и высокая успешность её выполнения; изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых идей и способность реализовать их в практической деятельности; сформированность индивидуального стиля деятельности; высокий уровень способности к самообучению; повышенная познавательная потребность; высокая требовательность к результатам своего труда; неприятие стандартных, типичных заданий и готовых вариантов решения учебной задачи; поразительное упорство и трудолюбие; особый тип организации знаний (способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей). В настоящее время в отечественной и зарубежной педагогике существуют различные концепции детской одаренности. В своей деятельности мы руководствуемся идеями, изложенными в концепции одаренности, где выделяются два структурных компонента: мотивационный («хочу») и инструментальный «могу»). Мотивационный компонент содержит следующие характеристики: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные задачи, стремление к совершенству. Инструментальный компонент включает в себя все, что связано со способностями школьника, его знаниями, умениями и навыками. Психологи отмечают, что в основе развития способностей лежат задатки – анатомо-физиологические особенности человека. Выдающийся отечественный психолог к.к. Платонов утверждал, что «одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». Поэтому детская одаренность реально предстает перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов. Один человек отличается от другого степенью развития способностей, обеспечивающих успешность деятельности. Каждый ребенок обладает ими, но далеко не каждый может достичь высоких результатов в учении. Как разрешить противоречие между наличием способностей у каждого ученика и невозможностью всеми достичь высоких результатов в учении? Вся проблема заключается в том, что каждый ребенок потенциально талантлив, но в определенной сфере. Творчество определяется в психологии как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных образовательных продуктов. Признаком творческого мышления является умение отойти от привычного, стандартного, в свободе самовыражения. Следовательно, ребенок может проявить свои творческие способности в разных видах деятельности. Теоретическое (интеллектуальное) творчество означает открытие учеником нового для него правила, закона, теоремы. К сожалению, часто образовательный процесс направлен на усвоение учеником готовых алгоритмов действий и тормозит развитие интеллектуального творчества. Для решения проблем интеллектуального характера необходим достаточно большой объем знаний. Однако творчество может быть основано и на художественном отображении действительности посредством живописи, музыки, театра, литературного сочинительства. Практическое творчество означает поиск практического решения проблемы через изменение известного способа в новой ситуации. Это конструирование, изобретение, авторское решение практических учебных задач. Моторное творчество означает создание нового в театральной деятельности, танце, спорте. Кроме того, талант человека проявляется в умениях строить отношения с окружающими людьми, организовывать свою деятельность, возглавлять какоелибо дело – это социальное творчество. Таким образом, с точки зрения дидактики, идея развития творческих способностей каждого ученика означает обеспечение разнообразных видов деятельности: интеллектуальной, художественной, практической, моторной, социальной – в образовательном процессе. Творческие способности формируются не от случая к случаю, а только в результате целенаправленной систематической работы. В этом случае у учащихся формируется новое качество личности – креативность, то есть определенный уровень творческой одаренности, способности к творчеству. Однако такие школьники имеют особенности формирования познавательной деятельности, психосоциального и эмоционального развития, а потому требуют и пристального изучения, и особого педагогического подхода. Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность. Такое понимание одаренности позволяет нам высказать собственные идеи, которые легли в основу разработки теории и практической педагогической работы по развитию детской одаренности: 1. Способность к мышлению и творчеству (конечно, в разной степени) дается природой каждому человеку, а потому педагогическая проблема заключается в создании в массовой школе условий, позволяющих реализовать личностный потенциал всех учащихся, то есть детскую одаренность. Подобно тому, как у дерева, и кроны в целом, каждая из многочисленных ветвей в отдельности вырастает и питается из единого, общего основания – корня, в человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого одаренностью. Поэтому эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск способных детей в процессе их индивидуального образования. Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одарённого ребёнка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения является ли ребёнок одарённым или нет. 2. Поскольку одаренность является не константной, а динамической, постоянно изменяющейся характеристикой личности, то проблема заключается в поиске адекватных данному этапу развития одаренности методов обучения и воспитания. 3. Исходя из методологии личностно ориентированного образования, акцент в деятельности педагога должен быть сделан в первую очередь на мотивацию учения, а лишь затем на приемы в методы обучения. Как показывает практика, люди, целенаправленно решающие личностно значимые задачи, даже являясь менее способным, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарен, но менее заинтересован. Именно поэтому в современных условиях усилия педагогов должны быть направлены на развитие тех способностей, которые требуются самому человеку для успешного продвижения к поставленным целям. 4. Одарённость детей разных возрастных групп - явление весьма специфичное. Поэтому при создании системы работы со способными детьми одним из ведущих принципов должен стать принцип учёта возрастных психологических особенностей. Одарённость детей проходит несколько этапов. Первый, начальный этап, приходится на младшие возрастные группы (6-10 лет). Наблюдательность детей в этом возрасте, их эмоциональная восприимчивость создают предпосылки для творческого самовыражения. Второй этап охватывает подростковый возраст (11-15 лет). Это период взросления личности и пробы сил. Сфера проявления одарённости связана с четырьмя потребностями — в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании. Третий этап (16-17 лет) охватывает старший школьный возраст. Это период первоначального профессионального творчества и время приобретения опыта коллективного творчества. 5. Существование в современной науке различных классификаций видов одарённости, безусловно, требует применения дифференцированного подхода к решению проблемы развития одарённых детей. В связи с этим следует отметить, что предлагаемая программа направлена как на развитие общей (проявляющейся по отношению к различным видам деятельности), так и специальной (обнаруживающей себя в конкретных видах деятельности: познавательной, практической, художественно-эстетической, коммуникативной) одарённости. Цель программы: Технологическая проработка вопросов организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения в школе, с целью создания эффективной системы работы с одаренными учащимися для выявления и максимальной реализации и развития их способностей. Научная идея, лежащая в основе программы: Раннее выявление и развитие способностей учащихся способствует повышению качества образования и является основой развития благосостояния страны. Задачи программы: 1.Научная задача: • создание системы поиска и диагностики одаренных детей; • создание технологии организации работы с одаренными детьми в школе. 2. Методические задачи: • психологическое просвещение учителей по проблеме реализации личностноориентированного подхода в образовании с целью развития способностей ребенка; • организация функционального объединения существующих специалистов в школе (педагогов, социально-психологической службы) по реализации технологий работы с одаренными детьми; • создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, реализация программ профильного обучения; • поиск и систематизация методов диагностикии форм работы с одаренными детьми до уровня четко структурированной деятельности по развитию творческих и интеллектуальных способностей; • создание и обеспечение процесса функционирования механизма мотивации учеников на научно-исследовательскую деятельность; • разработка алгоритма написания и использования индивидуальных программ для работы с одаренными детьми; • разработка рекомендаций по созданию атмосферы одобрения, понимания и поддержки в семье одаренного ребенка; • положительная динамика изменения процентного соотношения состава учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории. 3. Психолого-педагогические: • психологическое просвещение всех участников учебно-воспитательного процесса по заявленной проблематике; • повышение качества знаний учеников школы; • создание системы психологического сопровождения одарённых детей; • перенос акцентов с внешней на внутреннюю мотивацию в процессе развития интеллекта и чувств одаренных детей; • замена стрессовой педагогической тактики подходами гуманистической педагогики и психологии; • формирование у детей жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей; • профориентация молодежи на наукоемкие профессии; · раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности; · развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска; · обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников. Описание путей достижения поставленных целей Для формирования у детей и педагогов жизненных установок на максимальное развитие и реализацию своих способностей необходима работа в трех направлениях: 1.Мониторинг индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся, организация самовоспитания и саморазвития учащихся. 2.Повышение профессионального уровня педагогов, овладение ими технологиями работы с одаренными детьми при организации учебно-воспитательного процесса; организации внеклассной работы по учебным предметам; организации дополнительного образования. 3.Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования. Ресурсное обеспечение программы Направление деятельности Информационное обеспечение Организационно-методическое обеспечение Материально-техническое и финансовое обеспечение Содержание 1. Нормативно-правовое обеспечение: О проведении школьного тура предметных олимпиад. О проведении предметной недели (декады). О деятельности НОУ. О портфолио ученика. 2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.) 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. 1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. 3. Разработка программ и проектов развития дополнительного образования в школе. 4. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 5. Мониторинг работы системы. 1. Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности: - приобретение копировальной техники и учебных развивающих программ по отдельным дисциплинам; -оборудование учебных кабинетов мультимедиа 2. Поиск дополнительных источников финансирования программы с целью - стимулирования педагогов и их воспитанников через введение премий «Лучший ученик - исследователь» и «Лучший учитель - наставник»; - оплаты участия в выездных конкурсах регионального и российского уровня; - обучение на специализированных курсах педагогов, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми, в рамках повышения квалификации. Основные этапы реализации программы 1этап — диагностико - организационный Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе. Задачи: · Изучение нормативной базы, подзаконных актов по данной проблеме. · Разработка программы работы с одаренными учащимися. · Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей. · Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы. Планируемые мероприятия: 1.Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей учащихся на всех ступенях образовательного процесса. 2.Изучение педагогами стратегий и технологий работы с одарёнными детьми. 3.Создание творческой лаборатории учителей по работе с одаренными детьми. 4.Социально-психологическая и методическая подготовка педагогов школы, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми. 2этап — реализационный Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися. Задачи: Диагностика склонностей учащихся. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения предметных декад, школьных олимпиад, классных часов, викторин, праздников. Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися. Адаптация учебных программ, факультативов, направленных на углублённое изучение учебного материала. Повышение квалификации педагогов. Планируемые мероприятия: 1.Организация деятельности школьной социально-психологической службы по работе с одаренными детьми. 2. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности в урочной и внеурочной деятельности. 3. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми. 4.Создание авторских программ факультативов, ориентированных на работу с одарёнными детьми. 3этап — аналитический Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования. Задачи: Анализ итогов реализации программы. Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах обучения в школе. Коррекция затруднений педагогов в реализации программы. Обобщение и презентация результатов работы школы. Планируемые мероприятия: 1.Обобщение результатов предыдущего этапа реализации. 2.Коррекция проекта и уточнение программы. 3.Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект. 4.Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Мероприятия Проведение мониторинга состояния работы с одарёнными детьми в школе. Деятельность научно-методического совета, координирующего проведение мероприятий программы. Анализ и создание условий, необходимых для реализации программы. Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников (замдиректора по ВР, замдиректора по СЗ и ОПД, педагога-психолога, учителей-предметников, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми). Выделение рабочего времени педагогам для возможности осуществления индивидуальной или групповой работы над исследовательскими проектами. Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей. Создание базы данных об одарённых учащихся на основе комплексной оценки. Обеспечение индивидуального сопровождения учащихся, склонных к интеллектуальному труду. Проведение психопрофилактической работы, направленной на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях подростков и педагогов. Проведение профориентационной работы с учащимися для определения сферы интересов и практического применения результатов исследовательской деятельности. Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства преподавателей и студентов ВУЗов в качестве научных консультантов по вопросам исследований учащихся; специалистов различных направлений и профилей других учебных учреждений (в том числе учреждений дополнительного образования). Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности. Создание условий библиотечно-информационного обеспечения исследовательской деятельности учеников. Создание банка данных о творческих конкурсах различного уровня и условиях участия в них. Исполнители и ответственные Замдиректора по УВР, руководители ШМО Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Психолог, классные руководители Зам. директора по УВР, ВР Зам. директора по УВР, учителяпредметники Психолог Классные руководители Зам. директора по УВР, ВР Директор Библиотекарь Зам. директора по УВР, координатор дистанционных олимпиад и конкурсов 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Создание научного общества учащихся для реализации условий взаимодействия и взаимного обогащения учащихся, склонных к научному труду. Проведение ежегодного “Дня науки” в рамках презентации проектной деятельности учащихся, предметных недель и олимпиад. Создание фонда помощи и поддержки одаренным детям для участия в выездных олимпиадах, конкурсах, конференциях, регионального уровня. Разработка порядка поощрения (награждения) учащихся, имеющих стабильно высокие результаты на олимпиадах, конкурсах, конференциях районного, регионального уровня. Повышение компьютерной грамотности педагогов и учащихся для более полного использования ИКТ. Проведение педагогических советов, мастер-классов, лабораторий нерешённых проблем, практических семинаров на тему «Внедрение педагогических технологий развития детской одарённости (осмысление и актуализация системы работы с одарёнными детьми)». Разработка нормативных документов, необходимых для осуществления работы с одарёнными детьми: Положений о деятельности НОУ, проведении предметных недель и Дней науки. Проведение общешкольных родительских собраний по темам «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?» (начальная школа), «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка» (5-7 классы), «Способности и интересы моего ребёнка: выбор профиля обучения» (8-9 классы). Создание системы дополнительного образования по развитию детской одарённости через организацию и проведение занятий по интересам по следующим направлениям: гражданскопатриотическое, спортивное, художественно-эстетическое, декоративно - прикладное, школа лидеров. Участие учеников школы в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах: «Национальное достояние России», «Шаг в будущее», «Обыкновенное чудо», «Кит», «British bulldog» и международных предметных конкурсах и олимпиадах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», дистанционных олимпиадах. Разработка “портфолио” учащегося и учителя–наставника для отражения их успехов в исследовательской деятельности. Зам. директора по УВР Руководители предметных ШМО учителей Совет Учреждения, спонсоры Совет Учреждения Учителя информатики Администрация школы, инициативная группа, учителя предметники Администрация школы Психолог, классные руководители Педагоги дополнительного образования, зам. директора по ВР Учителяпредметники Методический Совет, ШМО Ожидаемый результат 1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности. 2. Повышение ответственности учителей, социально-психологической службы школы при организации работы с одаренными детьми. 3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми. 4.Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми. 5.Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям. 6.Повышение качественных показателей успеваемости учащихся. 7.Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов 1. Количественные и качественные показатели участия школьников в олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах. 2. Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности. 3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности. 4. Рост профессионального мастерства учителей, работающих с одарёнными детьми, отраженный в “портфолио” учителя-предметника. 5. Уровень социальной успешности выпускников. Мониторинг достижения запланированных результатов 1. Мониторинг успеваемости учащихся школы по итогам учебных четвертей и года. 2. Технология Б.Зайцева «Зона повышенного внимания». 3. Мониторинг участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня. 4. Тестовая диагностика личностного роста школьников. 5. Анализ достижений по направлениям образовательной работы школы. 6. Тестовая диагностика удовлетворённости образовательной подготовкой (ученики, родители). Формы представления результатов программы 1. Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации комплексно-целевой программы. 2. Написание педагогами школы методических рекомендаций по проблеме эффективной взаимодействия с одаренными детьми. 3. Публикация в информационных изданиях, в том числе в сете Интернет материалов по инновационным развивающим технологиям, по организации научно-исследовательской деятельности учащихся. 4.Материалы научно-практических семинаров, проведенных в школе по данной проблеме. 5. Проведение ежегодного “Дня науки” в рамках презентации проектной деятельности учащихся. Условия успешной работы с одарёнными детьми 1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. 2. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися. 3. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе. 4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: – учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным; – учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; – учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; – учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием. 5. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся. Организация и функциональное обеспечение программы: 1. Общее руководство за разработкой и реализацией программы осуществляет директор школы; 2. Обеспечивает реализацию программы заместитель директора по учебно-воспитательной работе: - организация; - координация; - контроль. 3. Функциональные обязанности учителей-предметников, работающих с одарёнными детьми: - организация и проведение занятий с одарёнными детьми. - разработка рабочих программ для работы с одарёнными детьми; - мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми; - подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах школьного, муниципального, регионального уровня. - контроль за выполнением рабочих программ и их практической части; - отчёты предметных ШМО в рамках реализации программы; - подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми. Организация и содержание учебного процесса: - Ориентирование на достижения в области гуманитарных и естественнонаучных знаний; - Формирование групп учащихся, нуждающихся в дополнительных образовательных услугах в соответствии с Уставом школы; - Ориентирование на участие в научно-исследовательской деятельности учащихся - Внедрение современных педагогических технологий, оптимизирующих и интенсифицирующих учебный процесс; -Учёт особенностей индивидуального развития одарённых детей, их интересов и склонностей. План реализации программы «Одаренные дети» № п/п 1 Основные направления Формирование банка данных «Одаренные дети»: Сроки Весь период - Организация раннего выявления и поддержки детей с задатками творческой одаренности; Методический совет Замдиректора по УВР - Выявление, поддержка и развитие творческих способностей одаренных учащихся начальной школы; Учителя начальной школы, психолог - Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении; 2 Исполнители Замдиректора по УВР - Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности, достижений учащихся Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка Замдиректора по ВР Замдиректора, УВР, по ВР, классные руководители 3 Создание информационной системы дополнительного образования детей, включая: банк данных образовательных программ дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования, замдиректора по ВР, замдиректора по УВР 4 Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка Творческие группы учителей-предметников 1 Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации Весь период Администрация, учреждения ДО, замдиректора по ВР 2 Создание системы психолого-медикосоциального сопровождения Весь период Замдиректора по УВР 3 Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей Весь период Психолог, учителяпредметники 4 Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности Весь период Замдиректора, по УВР, по ВР, учителя-предметники 5 Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса Весь период Методический совет 6 Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми Весь период Администрация школы 7 Создание нормативной, материальнотехнической, методической базы Весь период Администрация школы 8 Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» Весь период Замдиректора по УВР и ВР 9 Целенаправленная работа с родителями по Весь период проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития психолог, классные руководители 10 Участие педагогов в научных, научнопрактических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка Весь период Замдиректора по УВР 11 Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся Весь период Директор школы, Совет Учреждения 12 Создание и ведение информационной базы по проблемам одаренности детей Весь период Замдиректора по УВР 13 Использование материалов российских Весь период сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей Педагоги школы 14 Оперативный сбор материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться; - «Судьбы одаренных людей – судьбы одаренных детей» - биографические эскизы; - детские достижения (рисунки, стихи, фотографии) Деятельность методического совета: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; Весь период Библиотекарь, педагоги Весь период Замдиректора по УВР 15 - организация апробации методик обучения школьников 1 Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи Весь период Директор школы, Совет Учреждения 2 Создание среды общения, самореализации. социализации: - заключение договоров с учреждениями образования различного уровня; Весь период Директор - организация и проведение предметных олимпиад различного уровня; - организация смотров творческих достижений; Замдиректора по УВР Руководители ШМО - организация проектной деятельности; Учителя-предметники - Организация и совершенствование работы творческих объединений и спортивных секций различной направленности Замдиректора по ВР План работы на 2021-2022 учебный год № п/п 1 2 Направления реализации программы Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети» Преемственность ДОО и НОО Мероприятия Дата Ответственные 1. Семинар «Одаренность: понятие; виды одаренности» Сентябрь Методический совет 2. Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми» Ноябрь Библиотекарь 3. «За круглым столом» (изучение Январь специальных исследований педагогов и психологов: А.Проскуры, Л.Выготского. А.Матюшкина) Руководители ШМО 4. Заседание методического Март совета «В.С.Юркевич. Природные задатки и возможности детей младшего школьного возраста» Зам. директора по УВР 5. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках математики и русского языка» Апрель Учителяпредметники 6. Семинар «Роль школы в развитии и обучении одаренных детей Январь Администрация 1. Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в дошкольных группах и в школе: составление списков первоклассников Август Учителя будущих первоклассников 2. Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей; анкетирование родителей; экскурсия в школу; Организационное родительское собрание «Развитие способностей первоклассника» Психолог Учителя начальных классов 3 4 Создание банка данных одаренных детей школы 1. Сбор сведений по одаренным детям В течение учебного года Заместители директора по УВР, ВР, классные руководители 2. Психодиагностические исследования среди учащихся В течение учебного года Психолог, заместители директора по УВР, ВР, классные руководители 3. Анкетирование детей В течение учебного года ШМО, учителяпредметники 4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов В течение учебного года Заместители директора по УВР, ВР, классные руководители В течение учебного года Психолог, заместители директора по УВР, ВР, классные руководители 2. Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсов В течение учебного года Заместители директора по УВР, ВР, классные руководители, учителяпредметники 3. Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости В течение учебного года Психолог, заместители директора по УВР, ВР, классные руководители Психологическая 1. Регулярные психологические помощь консультации для одаренных одаренным детям детей 5 Создание методической копилки по работе с одаренными детьми Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам, разработки интеллектуальных марафонов, игр) В течение учебного года Учителяпредметники, классные руководители 6 Систематизация работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности 1. Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр по предметам, электронных энциклопедий В течение учебного года ШМО, учителя информатики, учителяпредметники 7 Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время 2. Применение на уроках В течение современных технологий: учебного игровых, учебногода исследовательских, коммуникативных, проблемнопоисковых, здоровьесберегающих Учителя начальных классов и учителяпредметники 3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся В течение учебного года Учителя начальных классов и учителяпредметники 4. Проведение нестандартных В течение форм уроков: урок-КВН, урокучебного сказка, урок-путешествие, урокгода игра, урок-творческая мастерская, урок-исследование, урок-поиск и др. Учителя начальных классов и учителяпредметники Участие в олимпиадах, НПК, конкурсах, фестивалях, предметных неделях Классные руководители, учителяпредметники В течение учебного года 8 Проведение мероприятий с родителями одаренных детей 1. Родительский всеобуч «Развитие творческого потенциала ребенка» В течение года Классные руководители 2. Индивидуальные психологопедагогические консультации Март Психолог, классные руководители, замдиректора по УВР, ВР 3. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» В течение года учителяфизкультуры Замдиректора по ВР