МАОУ СОШ №36 программа Профилактика правонарушений, преступлений и иных асоциальных явлений среди обучающихся

РАССМОТРЕНА
на Педагогическом совете
МАОУ СОШ № 36

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ СОШ № 36

Протокол № 1 от 30.08.2021

__________ Анисимова Е.С.
Приказ № 196 от 30.08.2021

ПРОГРАММА
«Профилактика преступлений,
правонарушений
и иных асоциальных явлений
среди обучающихся»
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №36»
города Улан-Удэ
2021-2025 гг.

г. Улан-Удэ
2021 год

Пояснительная записка
МАОУ СОШ № 36 расположена в микрорайоне Загорск Железнодорожного района
города Улан-Удэ. Микрорайон Загорск значительно удален от основного городского массива (на
расстоянии 15 км.). На территории микрорайона находятся: крупное градообразующее
предприятие ОАО У-УАЗ «Авиационный завод» (с которым связана основная занятость
населения), КДЦ «Рассвет», парк им. Жанаева, стадион, бассейн «Юбилейный», 7
общеобразовательных школ, 10 ДОУ, 2 музыкальные школы, 3 библиотеки, ДЮСШ №16.
Инфраструктура микрорайона достаточно развита для удовлетворения потребности населения в
организации досуга, но низкий культурный уровень жителей микрорайона, рост числа
асоциальных семей создает парадоксальную ситуацию: вместо здорового отдыха – приобщение к
спиртному и бесцельному времяпрепровождению. Данная ситуация порождает социальную
апатию, духовную пустоту у взрослых, что в свою очередь отражается на их детях.
Основой
разработки
данной
Программы
является
анализ
совершаемых
несовершеннолетними преступлений, общественно-опасных деяний и правонарушений,
состояние безнадзорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних,
совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях, что является одной из
основных причин преступности среди несовершеннолетних.
В школе обучаются дети из семей разного социального статуса и разного культурного
уровня. По данным социального паспорта 2020-2021 уч.года, доминирует число родителей со
средне-специальным образованием - 50% (49% - в 2018-2019уч.г.) Процент родителей, имеющих
рабочие специальности, увеличился с 43 до 44%. В течение 3-х лет не снижается количество
неработающих родителей ( 17%).
30 % учащихся МАОУ СОШ № 36 воспитывается в неполных семьях, на протяжении
последних лет отмечается рост количества детей из многодетных семей: 156 чел. в 2018г., 168в 2019г.,175 чел. – в 2020г., что составляет 23% от числа всех учащихся школы. По данным
социальных паспортов классов, процент учащихся из малообеспеченных семей достаточно высок
и составляет, как и в прошлом году, 27%.
На основании подп.3 п.2 ст.14 Федерального Закона № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в
соответствии с п.6.3. Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений в 2019 году 7 детей из 5 семей были
признаны находящимися в социально опасном положении, в 2020 году - 10 учащихся из 7 семей,
согласно постановлениям КДНиЗП Железнодорожного района.
Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи,
нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические
заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с повторным
браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с конфликтными отношениями супругов,
родителей и детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким
общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, аморальный и паразитический образ жизни, наличие
судимых членов семьи).

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означает
возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождает беспризорность и
преступность среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех
субъектов профилактики.
Для работы по предупреждению правонарушений и преступлений, укрепления дисциплины
учащихся в школе создан Совет профилактики, в состав которого входят опытные педагоги,
инспектор ОДН и представители общественных организаций. На заседаниях Совета
профилактики рассматриваются вопросы поведения, успеваемости и посещаемости уроков
отдельными учащимися, постановка на ВШК. На каждого учащегося, состоящего на
внутришкольном учете, составлена индивидуальная карта, где отражены общие сведения,
интересы, склонности ребенка и проведенные мероприятия. В индивидуальных папках
подростков содержится психолого-педагогическая характеристика, результаты психологопедагогической диагностики, план коррекционных мероприятий, проводимых с подростком,
занятость учащегося.
год
виды учета
Причина
постановки
–
ПДН, КДН
ВШК
совершение
преступления
2018
3
8
1
2019
3
6
1
2020
0
6
0
Проанализировав ситуацию по количеству учащихся, состоящих на учете в КДН и ВШК,
мы отмечаем положительную тенденцию к снижению за последние 3 года.
Психологом школы разработана программа психологического сопровождения трудных
подростков, цель которой оказание психологической помощи ребятам с девиантным поведением,
профилактика отклонений в поведении подростков.
Работа ведется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционноразвивающее, консультативное, профилактическое и методическое.
Уровни тревожности
40%
35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%

40%

40%

40%

40%

40%40%
Высокий

20%

20%

20%

Средний

Низкий

Школьная
тревожность

Самооценочная
тревожность

Межличностная
тревожность

Проведенная психологическая диагностика показала высокий уровень тревожности
у учащихся, состоящих на ВШК.
Для снижения уровня тревожности с учащимися группы риска проводятся тренинговые
занятия (по программе «Шаги навстречу»), направленные на развитие социальных навыков,
профилактики конфликтов, формирование положительного социально-психологического
климата в классе, обучение конструктивным способам общения в школе и дома. На занятиях

используются психологические игры, этюды, упражнения с элементами психокоррекции,
арттерапии.
Для работы по профилактике правонарушений школой разрабатывается совместный план
работы с ОДН отдела полиции №1 Управления МВД России по г. Улан–Удэ, совместный план
работы с КДН и ЗП Железнодорожного района г. Улан –Удэ.
Регулярно проводятся сверки по отслеживанию преступлений и правонарушений
учащимися нашей школы. Совместно с инспекторами ОДН отдела полиции №1 осуществляются
выездные рейды по семьям учащихся школы, рейды по микрорайону.
Инспекторами ОДН отдела полиции №1 ежегодно предоставляется материал для
оформления правового уголка, проводятся правовые беседы с обучающимися. Инспектора
участвуют в заседаниях школьного Совета профилактики и ведут индивидуальную работу с
детьми группы риска.
Вывод:
Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы по
профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних,
вовлечения детей в совершение противоправных действий, дезадаптации в современном
обществе.
Документы, лежащие в основе разработки Программы:







Конвенция о правах ребенка
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)
Федеральный Закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений»;
Федеральный Закон от 24.07.1998 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»
Устав школы;

Целью программы является воспитание у школьников устойчивых положительных
нравственных качеств и создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме, через
вовлечение их во внеурочную деятельность.
Для этого необходимо решение следующих задач:
 выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения
асоциального поведения;
 создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем
взаимодействия и сотрудничества взрослых;
 повышение уровня воспитательно-профилактической работы с учащимися и их семьями;
 развитие социальной активности учащихся.

Принципы профилактической работы:
• комплексность;
• дифференцированность;
• многоаспектность;
• последовательность;
• аксиологический (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников
представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

Сроки реализации программы:
Первый этап – организационно-подготовительный, (сентябрь 2021 г.).
Второй этап – основной, реализация основных видов деятельности по направлениям (октябрь 2021г. –
май 2025 г.)
Третий этап – обобщающий, включающий в себя сбор и обработку аналитических материалов,
оформление отчетной документации о проделанной работе (июнь – август 2025 г.)

Механизм реализации Программы
• Управление и контроль хода реализации программы осуществляются администрацией школы.
• Основные направления и положения программы ежегодно уточняются.
• Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием
сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

Перечень программных мероприятий
№ Мероприятия
1

1

2

3

4

5

6
7

1

2

3
4

5

6
7

Ответственные
2
3
1. Подготовительные мероприятия
Зам.директора по
Анализ состояния воспитательноВР, зам.директора
профилактической работы
по СЗ
Подготовка нормативно-правовой базы Зам.директора по
школы по организации
ВР, зам.директора
профилактической работы
по СЗ
Диагностические мероприятия по
Зам.директора по
выявлению проблемных детей и
ВР, зам.директора
неблагополучных семей
по СЗ
Разработка мероприятий по
Зам.директора по
предупреждению безнадзорности и
ВР, зам.директора
правонарушений несовершеннолетних
по СЗ
Посещение дошкольных учреждений с
целью сбора информации о будущих
первоклассниках

Учителя начальных
классов

Сроки выполнения
4
Сентябрь
В течение года
Ежегодно

Ежегодно

Май

Формирование банка данных о
дошкольниках, не охваченных
Учителя школы
Март
системой дошкольного образования
Организация работы кабинета
Зам.директора по
Сентябрь
профилактики
СЗиОПД
2. Информационно-методическое обеспечение профилактики
Классные
Составление социального паспорта
руководители,
Сентябрь
класса и школы
зам.директора по
СЗиОПД
Классные
Уточнение банка данных школьников
руководители,
Сентябрь
группы риска, неблагополучных семей зам.директора по
СЗиОПД
Зам.директора по
Оформление информационного стенда ВР, зам.директора
Ежегодно
по СЗиОПД
Правовая учеба классных
Инспектор ОДН
В течение года
руководителей
Проведение семинаров на темы:
«Индивидуальные особенности
учащихся с отклонениями в
Зам.директора по
поведении», «Возрастные особенности ВР, зам.директора
В течение года
учащихся группы риска»,
по СЗиОПД,
«адаптационный период в жизни
педагоги-психологи
первоклассников и пятиклассников»,
«Конфликты и пути их разрешения»
Педагогическое консультирование
Педагоги-психологи
В течение года
Учеба классных руководителей по
проблеме «Система работы с трудными

Зам.директора по
ВР, зам.директора

В течение года

детьми»

по СЗиОПД

3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Информирование школьников об
уголовной и административной
1
Инспектор ОДН
В течение года
ответственности за общественно
опасные деяния
Привлечение учащихся к укреплению
Классные
2
В течение года
правопорядка в школе
руководители
Вовлечение детей в творческие
3 объединения дополнительного
Педагоги ДО
В течение года
образования
Классные
4 Контроль посещения учебных занятий
В течение года
руководители
Зам.директора по
5 Работа Совета профилактики
Ежемесячно
СЗиОПД
Инспектор ОДН,
Повышение правовой грамотности
Зам.директора по
учащихся путем проведения:
ВР, зам.директора
6 А) недель профилактики
В течение года
по СЗиОПД
Б) правовых месячников
классные
В) индивидуальной работы
руководители
Организация работы волонтерского
7
КДМ
В течение года
движения
Проведение спортивных мероприятий
Учителя
8 под девизом «За здоровый образ
В течение года
физкультуры
жизни»
Проведение мероприятий в рамках
Все субъекты
9 планов работ по антинаркотическому
профилактической
В течение года
воспитания, ВИЧ инфекции
деятельности
Разработка и внедрение социальных
Администрация
10
В течение года
проектов
школы
Инспектор ОДН,
Контроль мест нахождения учащихся в классные
11
В течение года
вечернее время
руководители.
родители
Администрация
Организация отдыха школьников в
12
школы, классные
Ежегодно
каникулярное время
руководители
4. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи

1

Составление банка данных о семьях
вновь поступивших обучающихся

2

Оформление опеки над детьми,
оставшимися без попечения родителей

3

Работа родительского лектория по
правовым, валеологическим и
психологическим проблемам

4

Выявление детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.

Классные
руководители,
зам.директора по
СЗиОПД
Зам.директора по
СЗиОПД
Зам.директора по
ВР, зам.директора
по СЗиОПД, мед.
Работник, психолог
Администрация
школы, классные

В течение года
По мере
необходимости
Раз в четверть
Ежегодно

Организация защиты интересов и прав
данной категории
5

Проведение родительских собраний

6

Индивидуальные и групповые
консультации по вопросам воспитания

7
8

9

Занятия с учащимися группы риска по
программам «Гармония»,«Я+ТЫ=МЫ»
Привлечение к работе с «трудными»
обучающимися членов школьного
родительского комитета
Работа с опекаемыми семьями

10 Работа с неблагополучными семьями

руководители
Зам.директора по
ВР, классные
руководители
Классные
руководители,
педагоиг-психологи

Согласно плану
По мере
необходимости

педагог-психолог

Согласно плану

Администрация
школы

По мере
необходимости

Классные
руководители, зам.
директора по
СЗиОПД
Классные
руководители,
зам.директора по
ВР, зам.директора
по СЗиОПД

Постоянно

Постоянно

5. Совместная работа субъектов профилактики

1

2

3

4

5

6

Составление и выполнение совместных
планов работы с правоохранительными
органами
Совместная работа школы и субъектов
профилактики по профилактике
асоциальных явлений среди учащихся
Родительские собрания с привлечением
специалистов правоохранительных
органов, СПИД - центра, РНД, центра
медицинской профилактики, ГБУЗ
«Городская больница №4», ЦДиК

Инспектор ОДН,
зам.директора по
ВР, зам.директора
по СЗиОПД
Специалисты
органов
профилактики
Специалисты
органов
профилактики

В течение года

В течение года

В течение года

Зам.директора по
ВР, зам.директора
Проведение месячников по
по СЗ, специалисты
профилактике табакокурения,
В течение года
органов
наркозависимости, ВИЧ инфекции
профилактики,
волонтерская группа
Специалисты
Организация круглых столов, бесед,
органов
В течение года
лекций с учащимися
профилактики,
волонтерская группа
Специалисты
Организация правового месячника
органов
Ежегодно
профилактики
6. Вовлечение общественности в работу по профилактике правонарушений
несовершеннолетних

1

Организация общественного
формирования по охране правопорядка

2

Совместные рейды педагогов и

Администрация
школы, инспектор
ПДН
Зам.директора по

Сентябрь
В течение года

родительской общественности в
неблагополучные семьи

1

2

3

ВР, зам.директора
по СЗ, классные
руководители
7. Контроль
Зам.директора по
Создание системы мониторинга хода
ВР, зам.директора
реализации программы
по СЗиОПД
Сравнительный анализ
Зам.директора по
правонарушений и преступлений
ВР, зам.директора
учащихся
по СЗиОПД
Зам.директора по
Мониторинг реализации
ВР, зам.директора
индивидуальных программ
по СЗиОПД,
сопровождения школьников
классные
руководители

В течение года
Раз в четверть

В течение года

Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание
эффективности всей
программы

Конечный результат
реализации программы

- появление у подростков устойчивых интересов, занятость во
внеурочное и каникулярное время;
- положительная динамика изменения количества подростков,
состоящих на учёте в ВШУ, ПДН и семей, находящихся в
социально-опасном положении;
-уменьшение количества детей «группы риска» и
неблагополучных семей;
- уменьшение количества причин, по которым дети и семьи
попадают в «группу риска»;
- сокращение числа учащихся, имеющих вредные привычки;
- комплексное и системное взаимодействие всех участников
образовательного процесса, взаимодействие образовательных
учреждений с учреждениями системы профилактики
- создание системы профилактической работы в
образовательных учреждениях;
- разработка эффективных механизмов совместной деятельности
участников образовательного процесса;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей
обучающихся;
- сокращение числа семей и детей, состоящих на различных
формах учета в образовательных учреждениях и учреждениях
системы профилактики правонарушений;
- наличие положительной динамики в процессе реабилитации
неблагополучных семей;
- снижение числа правонарушений и преступлений,
совершенных несовершеннолетними учащимися
образовательных учреждений;
- уменьшение количества детей, не посещающих или
систематически пропускающих учебные занятия;
- снижение факторов риска потребления ПАВ в детскоподростковой среде;
- активное и результативное участие несовершеннолетних в
различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
- формирование здорового жизненного стиля и эффективных
линий поведения у детей и подростков.
Ожидаемые результаты:




стабилизация и снижение количества правонарушений среди учащихся;
увеличение числа учащихся, ориентированных на социально-активный, здоровый образ
жизни.
Список использованной литературы:

1. Аддиктивное поведение и его профилактика /Гоголева А.В./ - 2-е изд., стер. – М.
Московский психосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240
(Серия «библиотека психолога»).
2. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального
риска: руководство для специалистов соц. практик / Вострокнутов Н.В. , Министерство
образования и науки РФ. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного
книгоиздания., 2004 г. – 182 с.
3. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М., 2004.
4. Безух К. Выбор за тобой /Модульный курс для подростков 14–17 лет Практикум по
формированию отношения к ПАВ// Здоровье школьников.- 2008.- №№ 16, 19; 2009.- №№ 2,4.
5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2000.
6. Васютина О.П. Медицинский компонент в обучении здоровью // Материалы проекта ЕС
«Обучение здоровью в общеобразовательных организациях Российской Федерации, Москва,
2005.
7. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Новые дети»: Кн. для родителей и педагогов. – М., 2000. –
221 с.
8. Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. –
Ижевск, 2010г.
9.
Титов В.А. Социальная педагогика. – М., 2010.
10. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. М.:
Просвещение, 2005.
11. Эффективные
практики
предупреждения
преступности
и
правонарушений
несовершеннолетних (Опыт реализации программ Фонда поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, в субъектах РФ) – М., 2015г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».