Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Истории Средних веков» Класс: 6а, 6б, 6в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 28 ч/год; 2ч/неделю Рабочую программу составила: Сартакова А.В., учитель истории и обществознания Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Авторской программы Агибалова Е.В., Донской Г.М. «Всеобщая история. История Средних веков». – Москва : Просвещение, 2013; рабочей программы по истории Средних веков. 6 класс / Сост. Е.Н. Сорокина. – Москва: ВАКО, 2017. Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. – Москва : Просвещение, 2016. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии История Средних веков 6 Сартакова А.В. 2021-2022 уч. год Обязательная часть: 28 ч. Итого: количество часов в неделю 2, в год 28 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: • учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. – Москва : Просвещение, 2016; • авторская программа Агибалова Е.В., Донской Г.М. «Всеобщая история. История Средних веков». – Москва: Просвещение, 2013; • рабочая программа по истории Средних веков. 6 класс / Сост. Е.Н. Сорокина. – Москва: ВАКО, 2015; • Атлас и контурные карты. История Средних веков, Москва: издво Дрофа, 2016 Цель курса: формирование целостного представления об историческом развитии стран Европы, Азии, Африки и Америки в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития человечества в целом. Задачи курса: - сформировать у учащихся целостное представление о истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; - осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; - охарактеризовать наиболее яркие личности истории Средних веков, их роль в истории и культуре; - показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); - развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны. В курсе истории Средних веков (6 кл.) происходит описание основных событий и процессов средневековой истории стран Европы, Азии, Африки и Америки. Он построен по проблемно-хронологическому признаку, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и проследить динамику исторического развития. Значительное внимание уделено историческим деятелям, культуре, религии, быту и нравам периода Средних веков. Материал дан в соответствии с новой периодизацией средневековья с V по конец XV вв.: От краха Западной Римской Империи до начала Великих географических открытий. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты изучения истории Нового времени Предметные результаты: - овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; - характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение; - применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая еѐ социальную принадлежность и познавательную ценность; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Метапредметные результаты: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, творческую и общественную; - овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развѐрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.; - использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты); - готовность к сотрудничеству с одноклассниками в коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического идентичности: культурному, воспитание воспитания и ценностного отношения историческому и формирование научному наследию, к российской отечественному понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение формирование детей интереса к культурному детей к наследию классическим предполагает: и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях мировоззренческих об устройстве представлений мира и общества; соответствующих формирование современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и самостоятельной информационной работы с учебными культуры, текстами, в том числе справочной навыков литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. Трудового 7. воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей. В результате освоения программы «История Средних веков» Ученик научится: • использовать историческую карту как источник информации о границах государств Европы, Северной Америки и Азии в Средневековье, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.; • давать оценку событиям и личностям всеобщей истории периода Средних веков; • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях всеобщей средневековой истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя; б) ценностей, господствовавших в средневековом обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий истории Средних • сопоставлять развитие стран в период Средневековья, показывать веков; общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.). Ученик получит возможность научиться: давать сопоставительную характеристику экономического и политического устройства государств Европы, Северной Америки и Азии в Средневековье; используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.); составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ» (28 ч.) ВВЕДЕНИЕ. ЖИВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (1 ч.) Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации. ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI ВЕКА) (5 ч.) Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартела. Кто должен быть королем франков? Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. Христианская церковь в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. «Семь свободных искусств». Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого. Франкская империя и еѐ распад. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. Нет войны без пожаров и крови. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Англия в раннее Средневековье. Легенда и быль в истории Англии. Кто такие норманны. «Боже, избави нас от ярости норманнов!». Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов. ГЛАВА II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ В VI – XI ВЕКАХ. (3 ч.) Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов. Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Вторжения славян и арабов. Культура Византии. Развитие образования. Научные знания. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии. Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. ГЛАВА III. АРАБЫ В VI – XI ВЕКАХ. (2 ч.) Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед – основатель ислама. Мораль и право. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата. Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Культура стран халифата. Распространение ислама. Культура арабов. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата. ГЛАВА IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ. (1 ч.) Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Воспитание рыцаря. Развлечения рыцарей. «Позор и срам мне страшны – не кончина». Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. Феодальное землевладение. Феодальная знать. ГЛАВА V. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ. (2 ч.) Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Изменения в общественной жизни. Возникновение в Европе множества городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская городского ремесленника. Цехи – союзы ремесленников. Цехи и развитие ремесла. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Торговля в Средние века. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей. Ярмарки и банки. Ганза. Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики ГЛАВА VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI – XIII ВЕКАХ. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. (1 ч.) Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордена монахов. Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. Крестовые походы. Причины и социальный состав участников крестовых походов. Крестовый поход бедноты. Крестовые походы феодалов. Духовнорыцарские ордена. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Конец крестовых походов на Восток и их последствия. ГЛАВА VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (XI – XV ВЕКА). (6 ч.) Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты. Усиление королевской власти. Сословнопредставительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Что привело к первому созыву парламента. Английский парламент влияет на дела в государстве. Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Народная героиня Жанна д`Арк. Гибель Жанны д`Арк. Конец Столетней войны. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII (1485-1509). Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста, еѐ причины, ход, итоги. Образование Испанского королевства. Жизнь евреев в Испании. Инквизиция в Испании. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Городские республики в Италии. Гвельфа и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. ГЛАВА VIII. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА В ВИЗАНТИИ В XIV – XV ВЕКАХ. (2 ч.) Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец Гуситских войн. Значение гуситского движения. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. ГЛАВА IX. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА. (2 ч.) Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Великий схоласт XIII века. «Удивительный доктор». Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Развитие знаний и церковь. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. Средневековая литература. Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Данте. Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. Средневековое искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись. Культура раннего Возрождения в Италии. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения. Развитие практических знаний. Первые механизмы. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. Развитие науки и техники. ГЛАВА X. НАРОДЫ АЗИИ, АМЕРИКИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА. (2 ч.) Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династии Тан и Сун в Китае. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания. Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Делийский султанат. Страна сказочных богатств. Наука и искусство средневековой Индии. Средневековая Япония. Культура средневековой Японии. Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. Император и подданные. Крестьянская война. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки. Как жили майя. Ацтеки. Государство инков. Народы и государства Африки. Культура народов Африки. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО КУРСУ (1 ч). Наследие Средних веков в истории человечества. Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Тематическое планирование по курсу «История средних веков» № п/ п Раздел Тема урока Колво часов Дата проведен ия 1 Раздел I. Становление средневековой Европы (VI-XI века) Введение. Живое Средневековье. Образование варварских королевств. Государство франков в VI–VIII веках. Христианская церковь в раннее Средневековье. 1 02.09 1 07.09 1 09.09 4 Возникновение и распад империи Карла Великого. 1 14.09 5 Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. 1 16.09 6 Англия в Средневековье. раннее 1 21.09 Раздел II. Византия при Юстиниане. Византийская Борьба империи с внешними империя и славяне в врагами. VI – XI веках. Культура Византии 1 23.09 1 28.09 1 30.09 2 3 7 8 9 Образование государств. славянских Домашнее задание Основные направления воспитательной деятельности Духовное и нравственное воспитание. Трудовое воспитание и §1, стр. 20 №1,3,4 профессиональное (письменно) самоопределение. §2, стр.26 №1,2 (письменно), Популяризация научных на выбор учащихся №3; знаний. «Подумайте» №4. Сообщение на выбор. §3, стр.32 №4; задания «Подумайте» №3-5 на выбор учащихся §4, стр. 39 №1-5, «Подумайте» №3,5 на выбор учащихся; выписать и выучить определения. §5, стр. 45 №2,6; «Подумайте» №4 на выбор учащихся. Творческие проекты стр. 46-47 на выбор. §6, стр.53 №1,5; Гражданское воспитание. «Подумайте» №1и №2 (на Патриотическое воспитание выбор учащихся). и формирование российской Сообщение на выбор. идентичности. §7, стр. 59 №; «Подумайте» Духовное и нравственное воспитание. №4-5 на выбор учащихся. §8, стр. 66 №6; «Подумайте» №4 на выбор учащихся. Стр. 7-11 10 Раздел III. Арабы в VI – XI веках. 11 Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. 1 05.10 Культура стран халифата. 1 09.10 12 Раздел IV. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. 1 12.10 13 Раздел V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века. 1 16.10 Горожане и их образ жизни. 1 19.10 Раздел VI. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. Раздел VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века) Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. 1 23.10 Как происходило объединение Франции. 1 26.10 Что англичане считают началом своих свобод. 1 30.10 14 15 16 17 Творческие проекты стр. 6667 на выбор. §9, стр. 77 №1-6. Контурная карта. Сообщение на выбор учащихся. §10, стр.84-85 Вопросы к главе III №4-7 §11-12, стр. 93 №2,4,6,7; стр. 100 «Подумайте» №1-6, выписать и выучить определения. Сообщения на выбор. §13-14, стр.110 №2,6,7; стр.116 «Подумайте» №2,6; выписать и выучить определения. §15, пересказ; стр. 125 «Подумайте» №2,5; выписать и выучить определения. Творческие проекты стр. 126 на выбор. §16-17, контурная карта; выписать и выучить определения. Сообщения по выбору. §18, стр. 158 №6; «Подумайте» № 2 на выбор учащихся; выписать и выучить определения. §19, стр. 166-167 №4,6; пересказ; выписать и выучить определения. Духовное и нравственное воспитание. Эстетическое воспитание; Популяризация научных знаний. Гражданское воспитание. Приобщение детей к культурному наследию. Популяризация научных знаний. Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний. Духовное и воспитание. нравственное Гражданское воспитание. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Популяризация научных знаний. 18 Столетняя война. 1 02.11 19 Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. 1 13.11 1 16.11 Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. 1 20.11 Гуситское движение в Чехии. 1 23.11 Завоевание турками-османами Балканского полуострова. 1 27.11 1 30.11 1 04.12 20 21 22 23 24 25 Раздел VIII. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. Раздел IX. Культура Образование и философия. Западной Европы в Средневековая литература. Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Сообщение на выбор. §20, закончить таблицу в тетради; выписать и выучить определения. Сообщение на выбор. §21, стр.184 №7; выписать и выучить определения. Сообщение на выбор. §22, закончите таблицу в тетради; стр.190-191 №6; выписать и выучить определения. §23, стр. 198-199 «Вопросы к главе VII» №3,6,7; контурная карта; выписать и выучить определения. Сообщение на выбор §24, стр. 207 №3,7; «Подумайте» №2; выписать и выучить определения. §25, стр. 213 №5; «Подумайте» №1; выписать и выучить определения. Творческие проекты стр. 214 на выбор. Сообщение на выбор. §26-28, стр. 223 №4; стр.228 №1,5; стр.235 №2; выписать и выучить определения. Сообщение на выбор. §29-30, стр.249 №4; закончить таблицу в тетради; выписать и выучить Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Популяризация научных знаний. Духовное и нравственное воспитание. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. 1 07.12 27 Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. 1 11.12 28 Итоговое повторение по курсу ИТОГО 1 28 14.12 26 Раздел Х. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. определения. знаний. §31, закончить таблицу в тетради; контурная карта; выписать и выучить определения. §32, стр.275 №4. Подготовиться к контрольной работе. Духовное и нравственное воспитание. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Популяризация научных знаний. Контроль обученности учащихся по курсу № 1 Тема контрольной работы Входное тестирование Дата сентябрь 2 Тест по темам «Становление средневековой Европы в VI-XI вв. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. Арабы в VI - XI веках. Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе». Тест по теме «Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках. Культура Западной Европы в Средние века. Страны Азии, Америки и Африки в Средние века» Итоговая контрольная работа по «Истории средних веков» октябрь 3 4 декабрь декабрь