Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № _5___ от «10» июня_2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №_1___ «30» августа_2021_ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196_ от «30» августа 2021_ г. Рабочая программа учебного курса «Всеобщая история Нового времени» Класс: 7а, 7б, 7в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 22 ч/год; 2 ч/неделю Рабочую программу составила: Сафонова О.В., учитель истории и обществознания высшей категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — Москва: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения) и рабочей программы по истории Нового времени. 7 класс / Сост. Г.В. Янина. – Москва: ВАКО, 2016. Учебник: Юдовская А.Я Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искандерова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2020. – 239 с. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета История Нового времени 7 Сафонова О.В. 2021-2022 уч. год Обязательная часть: 22 ч. Итого: количество часов в неделю 2, в год 22 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: учебник Юдовская А.Я Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искандерова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2020. – 239 с. Всеобщая история. История Нового времени. 150-1800. 7 класс: Поурочные планы / автор Юдовская А.Я. Ванюшкина Л.М. – Москва: Просвещение, 2014; Атлас и контурные карты. Новое время. XVI-XVIII века. 7 класс. – Москва: изд-во Дрофа, 2020 Цель курса: показать раннюю Новую историю, еѐ непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока об ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям, освоение учащимися знаний о важнейших процессах и событиях истории данного периода, формирование у учащихся терпимости, гуманизма, широты мировоззрения. Задачи курса: - сформировать у учащихся целостное представление о ранней новой истории как закономерном и необходимом периоде всемирной и отечественной истории; - осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; - охарактеризовать наиболее яркие личности ранней Новой истории, их роль в истории и культуре; - показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина, уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам); - развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны. Школьный курс «Всеобщая история» должен ввести учащихся основной школы в науку, т.е. познакомить их с общими понятиями (историческими и социологическими), объяснить им элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися. В соответствии с базисным учебным планом «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Предполагается, что усвоение учащимися курсов всеобщей истории в 5–9 классах станет основополагающим для понимания и осмысления курса «История Основные образовательные технологии России» с 6 по 11 класс. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностноориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты изучения курса «История Нового времени 1500-1700 гг.» Предметные результаты: применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть); установление синхронистических связей в истории ведущих стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.; овладение представлениями об историческом пути народов Европы и Азии в XVI—XVII вв.; сопоставление развития изучаемых государств в период раннего Нового времени, выявление черт сходства и различия; представление о взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, о роли экономики, политики, духовной сферы в жизни общества и человека; овладение целостными представлениями об историческом пути зарубежных стран и России как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приѐмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение; применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая еѐ социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Метапредметные результаты: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, творческую и общественную; - овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развѐрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.; - использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты); - готовность к сотрудничеству с одноклассниками в коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Личностные результаты: - осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности; - осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений; - формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; - формирование и развитие основ художественной культуры, эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического идентичности: культурному, воспитание воспитания и ценностного отношения историческому и формирование научному наследию, к российской отечественному понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение формирование детей интереса к детей культурному к наследию классическим и предполагает: современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях мировоззренческих об устройстве представлений мира и общества; соответствующих формирование современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и самостоятельной информационной работы с учебными культуры, текстами, в том числе справочной навыков литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей. В результате освоения программы «Всеобщая история Нового времени» Ученик научится: локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию всеобщей истории в Новое время; применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в всеобщей истории, еѐ ключевых процессов, событий и явлений; использовать историческую карту как источник информации о границах государств Европы, Северной Америки и Азии в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.; анализировать информацию из различных источников по всеобщей истории Нового времени; составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения странах Европы, Северной Америки и Азии в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития стран Европы, Северной Америки и Азии в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); сопоставлять развитие стран Европы, Северной Америки и Азии и России в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события. Ученик получит возможность научиться: используя историческую карту, характеризовать социальноэкономическое и политическое развитие стран Европы, Северной Америки и Азии в Новое время; используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.); сравнивать развитие стран Европы, Северной Америки и Азии в Новое время и России, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности. Содержание курса «История Нового времени 1500-1700 гг.» (22 ч.) Введение. От средневековья к новому времени (1 ч.) Повторение материала за 6 класс курса «История Средних веков» (2 ч.) Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь, появление машинного производства. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (11 ч.) Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе. Начало Реформации. М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) (4 ч.) Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Страны Европы и Северной Америки в XVII в. Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Европейская культура XVI—XVII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся учѐные и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII в. (барокко, классицизм). Становление театра. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 ч.) Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сѐгуната Токугава в Японии. Итоговое повторение (2 ч). Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени. Тематическое планирование по курсу «История Нового времени 1500-1700 гг.» № п/п 1 Раздел Введение 2 3 4 Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация Тема урока От Средневековья к Новому времени Повторение Повторение Технические открытия и выход к Мировому океану 7 Великие географические открытия и их последствия Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе Дух предпринимательства преобразует экономику 8 Европейское общество в раннее Новое время. 5 6 9 10 11 Мир художественной культуры. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Кол-во часов Дата проведения 1 02.09 1 07.09 1 09.09 1 14.09 1 1 1 16.09 21.09 23.09 1 28.09 1 30.09 1 05.10 1 07.10 Домашнее задание Основные направления воспитательной деятельности Духовное и нравственное воспитание. Трудовое воспитание и Стр. 5-8 § 1, вопр. 1-4 в профессиональное самоопределение. синей рамке §2, вопр. 1-3 в Популяризация научных синей рамке, знаний. вопрос к документу на стр. 26 §3, вопр. 1-3 в синей рамке устно. §4, вопр. 1-4 в синей рамке устно §5, вопр. 1-4 в синей рамке, вопр. 1 в серой рамке §6, ответить на вопросы, вопросы второй рубрики §7, вопросы после параграфа устно §8, ответить на вопросы §9, ответить на вопросы ко 2-й рубрике 12 13 14 15 16 Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) 17 18 19 20 21 22 Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации Итоговое повторение Королевская власть и реформация в Англии. Борьба за господство на морях Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Повторение по теме: Мир в начале Нового времени. ВГО. Возрождение. Реформация Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций Парламент против короля. Революция в Англии Путь к парламентской монархии Международные отношения в XVI-XVII вв. Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего нового времени Индия, китай, япония. Начало европейской колонизации Повторение по теме: Первые революции нового времени. Международные отношения. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации Итоговое повторение по курсу ИТОГО §10, вопросы 1 12.10 Итоги Главы I 1 14.10 1 19.10 §11 §12 1 21.10 1 26.10 1 28.10 1 09.11 §13 §14, вопросы, к/к Итоги Главы II §15 1 11.11 1 16.11 1 18.11 1 23.11 22 Духовное и нравственное воспитание. Приобщение детей к культурному наследию. §16 Духовное и нравственное воспитание. Приобщение детей к культурному наследию. Контроль результатов обучения учащихся № Тема контрольной работы 1 Входное тестирование сентябрь 2 Мир в начале Нового времени октябрь 3 Первые революции Дата нового времени. ноябрь Международные отношения 4 История Нового времени. 1500–1700 гг. ноябрь