Рабочая программа по всеобщей истории 7 класс 2021-2022 уч. год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарного цикла
Протокол № _5___
от «10» июня_2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №_1___
«30» августа_2021_ г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № 196_
от «30» августа 2021_ г.

Рабочая программа
учебного курса «Всеобщая история Нового времени»
Класс: 7а, 7б, 7в
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по ученому плану: всего – 22 ч/год; 2 ч/неделю
Рабочую программу составила: Сафонова О.В.,
учитель истории и обществознания высшей категории
Рабочая программа составлена на основе:

Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования второго поколения (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с
изменениями и дополнениями)

Примерной основной образовательной программы образовательного
учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — Москва: Просвещение,
2011 год (Стандарты второго поколения) и рабочей программы по истории Нового
времени. 7 класс / Сост. Г.В. Янина. – Москва: ВАКО, 2016.
Учебник: Юдовская А.Я Всеобщая история. История Нового времени. 7
класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.
Ванюшкина; под ред. А.А. Искандерова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2020. –
239 с.

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Цели и задачи

Общая
характеристика
учебного
предмета

История Нового времени
7
Сафонова О.В.
2021-2022 уч. год
Обязательная часть: 22 ч.
Итого: количество часов в неделю 2, в год 22
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
 учебник Юдовская А.Я Всеобщая история. История Нового
времени. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я.
Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искандерова.
– 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2020. – 239 с.
 Всеобщая история. История Нового времени. 150-1800. 7 класс:
Поурочные планы / автор Юдовская А.Я. Ванюшкина Л.М. – Москва:
Просвещение, 2014;
 Атлас и контурные карты. Новое время. XVI-XVIII века. 7 класс.
– Москва: изд-во Дрофа, 2020
Цель курса: показать раннюю Новую историю, еѐ непохожесть на
современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока об
ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не
только к своим, но и к чужим традициям, освоение учащимися знаний о
важнейших процессах и событиях истории данного периода,
формирование у учащихся терпимости, гуманизма, широты
мировоззрения.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся целостное представление о ранней новой
истории как закономерном и необходимом
периоде всемирной и
отечественной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное
развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и
различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности ранней Новой истории, их
роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в
жизнь современного человека и гражданина, уделить при этом особое
внимание истории мировых религий (христианство и ислам);
- развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям мировой и
национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре
своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные
достижения своей страны.
Школьный курс «Всеобщая история» должен ввести учащихся
основной школы в науку, т.е. познакомить их с общими понятиями
(историческими и социологическими), объяснить им элементы
исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую
должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с
учащимися. В соответствии с базисным учебным планом «Всеобщая
история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения
на ступени среднего (полного) общего образования. Предполагается,
что усвоение учащимися курсов всеобщей истории в 5–9 классах станет
основополагающим для понимания и осмысления курса «История

Основные
образовательные
технологии

России» с 6 по 11 класс.
Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие
и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии.
Информационные.
Проектные.
Технологии
личностноориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии.
Тестовые технологии.

Планируемые результаты изучения курса
«История Нового времени 1500-1700 гг.»
Предметные результаты:
применение основных хронологических понятий, терминов (век, его
четверть, треть);
установление синхронистических связей в истории ведущих стран
Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
овладение представлениями об историческом пути народов Европы и
Азии в XVI—XVII вв.;
сопоставление развития изучаемых государств в период раннего
Нового времени, выявление черт сходства и различия;
представление о взаимосвязи между социальными явлениями и
процессами, о роли экономики, политики, духовной сферы в жизни общества и
человека;
овладение целостными представлениями об историческом пути
зарубежных стран и России как необходимой основой для миропонимания и
познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приѐмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и
явлений прошлого;
характеризовать исторические процессы и явления, определять их
последствия и значение;
применять исторические знания для осмысления общественных
событий и явлений прошлого и современности;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления
жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в
целом;
формирование умений изучать и систематизировать информацию из
различных исторических и современных источников, раскрывая еѐ социальную
принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и
сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность – учебную, творческую и общественную;
- овладение умениями работать с информацией: анализировать факты,
составлять простой и развѐрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т.д.;
- использовать современные источники информации, в том числе и на
электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);

- готовность к сотрудничеству с одноклассниками в коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении
и др.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и
религиозной общности;
- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного
общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих
поколений;
- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов
исторических эпох;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность;
- формирование и развитие основ художественной культуры, эстетическое,
эмоционально-ценностное видение окружающего мира.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской
позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных,
духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры
межнационального

общения;

воспитание

уважительного

отношения

к

национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
2.

Патриотического

идентичности:
культурному,

воспитание

воспитания

и

ценностного

отношения

историческому и

формирование

научному наследию,

к

российской

отечественному

понимания

значения

исторической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира
и общества;
3.

Духовное

и

нравственное

воспитание:

развитее

у

учащихся

нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной
позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка
моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в
том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
4.

Приобщение

формирование

детей

интереса

к

детей

культурному
к

наследию

классическим

и

предполагает:
современным

высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и
литературы; использованием информационных технологий;

5.

Популяризация

научных

знаний

среди

детей

подразумевает:

осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в
научных

познаниях

мировоззренческих

об

устройстве

представлений

мира

и

общества;

соответствующих

формирование

современному

уровню

развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины
мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по
предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной

и

самостоятельной

информационной

работы

с

учебными

культуры,
текстами,

в

том

числе

справочной

навыков

литературой,

доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к
обучению

и

познанию,

любознательности,

готовности

и

способности

к

самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем.
7.

Трудового

воспитания

и

профессиональное

самоопределение

реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе

на

основе

применения

предметных

знаний,

осознанного

выбора

индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных
интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей.
В результате освоения программы «Всеобщая история Нового времени»
Ученик научится:
 локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и
ключевые события всеобщей истории Нового времени;
 соотносить хронологию всеобщей истории в Новое время;
 применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в
всеобщей истории, еѐ ключевых процессов, событий и явлений;
 использовать историческую карту как источник информации о границах
государств Европы, Северной Америки и Азии в Новое время, основных процессах
социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях
значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
 анализировать информацию из различных источников по всеобщей
истории Нового времени;
 составлять описание положения и образа жизни основных социальных
групп населения странах Европы, Северной Америки и Азии в Новое время,
памятников материальной и художественной культуры;

 рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории
Нового времени;
 раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и
социального развития стран Европы, Северной Америки и Азии в Новое время; б)
ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия»,
«самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г)
представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры
Нового времени;
 объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
 сопоставлять развитие стран Европы, Северной Америки и Азии и России
в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события.
Ученик получит возможность научиться:

используя историческую карту, характеризовать социальноэкономическое и политическое развитие стран Европы, Северной Америки и Азии
в Новое время;

используя элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами (определение достоверности и принадлежности
источника, позиций автора и т.д.);

сравнивать развитие стран Европы, Северной Америки и Азии в Новое
время и России, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности.

Содержание курса
«История Нового времени 1500-1700 гг.» (22 ч.)
Введение. От средневековья к новому времени (1 ч.)
Повторение материала за 6 класс курса «История Средних веков» (2 ч.)
Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его
характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха
«пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы
и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства
(законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь, появление
машинного производства.
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация (11 ч.)
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты.
Политические, экономические и культурные последствия географических
открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие
европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие
товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI —
начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование
национальных государств в Европе. Начало Реформации. М. Лютер. Развитие
Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в
Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения.
Религиозные войны.
Первые революции Нового времени. Международные отношения
(борьба за первенство в Европе и в колониях) (4 ч.)
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и
значение революции. Международные отношения в раннее Новое время. Военные
конфликты
между
европейскими
державами.
Османская
экспансия.
Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Страны Европы и Северной Америки в
XVII в. Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель.
Итоги и значение революции. Европейская культура XVI—XVII вв. Развитие
науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира;
выдающиеся учѐные и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их
произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили
художественной культуры XVII в. (барокко, классицизм). Становление театра.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 ч.)
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих
Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в
Китае. Образование централизованного государства и установление сѐгуната
Токугава в Японии.
Итоговое повторение (2 ч).
Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового
времени.

Тематическое планирование по курсу «История Нового времени 1500-1700 гг.»
№
п/п
1

Раздел
Введение

2
3

4

Мир в начале Нового
времени. Великие
географические
открытия.
Возрождение.
Реформация

Тема урока
От Средневековья к Новому
времени
Повторение
Повторение
Технические открытия и выход к
Мировому океану

7

Великие географические
открытия и их последствия
Усиление королевской власти в
XVI-XVII вв. Абсолютизм в
Европе
Дух предпринимательства
преобразует экономику

8

Европейское общество в раннее
Новое время.

5
6

9
10
11

Мир художественной культуры.
Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства.
Распространение Реформации в
Европе. Контрреформация.

Кол-во
часов

Дата
проведения

1

02.09

1

07.09

1

09.09

1

14.09

1
1

1

16.09
21.09
23.09

1

28.09

1

30.09

1

05.10

1

07.10

Домашнее
задание

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Духовное и нравственное
воспитание.
Трудовое воспитание и
Стр. 5-8
§ 1, вопр. 1-4 в профессиональное
самоопределение.
синей рамке
§2, вопр. 1-3 в Популяризация научных
синей
рамке, знаний.
вопрос к документу
на стр. 26
§3, вопр. 1-3 в
синей рамке устно.
§4, вопр. 1-4 в
синей рамке устно
§5, вопр. 1-4 в
синей рамке, вопр.
1 в серой рамке
§6, ответить на
вопросы, вопросы
второй рубрики
§7, вопросы после
параграфа устно
§8, ответить на
вопросы
§9, ответить на
вопросы ко 2-й
рубрике

12

13

14

15

16

Первые революции
Нового времени.
Международные
отношения (борьба
за первенство в Европе
и в колониях)

17
18
19
20

21

22

Традиционные
общества Востока.
Начало
европейской
колонизации

Итоговое повторение

Королевская власть и
реформация в Англии. Борьба за
господство на морях
Религиозные войны и укрепление
абсолютной монархии во
Франции.
Повторение по теме: Мир в
начале Нового времени. ВГО.
Возрождение. Реформация
Освободительная война в
Нидерландах. Рождение
Республики Соединенных
провинций
Парламент против короля.
Революция в Англии
Путь к парламентской монархии
Международные отношения в
XVI-XVII вв.
Индия, Китай и Япония:
традиционное общество в эпоху
раннего нового времени
Индия, китай, япония. Начало
европейской колонизации
Повторение по теме: Первые
революции нового времени.
Международные отношения.
Традиционные общества
Востока. Начало европейской
колонизации
Итоговое повторение по курсу

ИТОГО

§10, вопросы
1

12.10
Итоги Главы I

1

14.10

1

19.10

§11
§12
1

21.10

1

26.10

1

28.10

1

09.11

§13
§14, вопросы, к/к
Итоги Главы II
§15

1

11.11

1

16.11

1

18.11

1

23.11

22

Духовное и нравственное
воспитание.
Приобщение детей к
культурному наследию.

§16

Духовное и нравственное
воспитание.
Приобщение детей к
культурному наследию.

Контроль результатов обучения учащихся
№

Тема контрольной работы

1

Входное тестирование

сентябрь

2

Мир в начале Нового времени

октябрь

3

Первые

революции

Дата

нового

времени.

ноябрь

Международные отношения
4

История Нового времени. 1500–1700 гг.

ноябрь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».