Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс на 2021-2022 уч.год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарного цикла
Протокол № _5___
от «10» июня_2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №_1___
«30» августа_2021_ г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № 196_
от «30» августа 2021_ г.

Рабочая программа
учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
Класс: 5 а, б, в
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по ученому плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила: Сафонова О.В.,
учитель истории и обществознания высшей категории
Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями)

Примерной основной образовательной программы образовательного
учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — Москва: Просвещение, 2011 год
(Стандарты второго поколения) и рабочей программы к учебнику А.Н. Сахаров, К.А.
Кочегаров, P.M. Мухаметшин «Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур народов России». 5 класс / авт.-сост. С.В. Агафонов, К.А.
Кочегаров. – Москва: «Русское слово - учебник», 2013.
Учебник: Сахаров А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур народов России / А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, P.M.
Мухаметшин. – 6-е изд. – Москва: «Русское слово - учебник», 2016.

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель

Основы духовно-нравственной культуры народов России
5
Сафонова О.В.

Срок реализации 2021-2022 уч. год.
программы
Место в учебном Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 34 ч.
Итого: количество часов в неделю 1, в год 34
плане ОО
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
УМК
состоит из:
1.
Рабочая программа к учебнику А.Н. Сахаров, К.А.
Кочегаров, P.M. Мухаметшин «Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс /
авт.-сост. С.В. Агафонов, К.А. Кочегаров. – Москва: «Русское слово учебник», 2013.
2.
Сахаров А.Н. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Основы религиозных культур народов России / А.Н.
Сахаров, К.А. Кочегаров, P.M. Мухаметшин. – 6-е изд. – Москва:
«Русское слово - учебник», 2016.
Цель: формирование у учащихся мотиваций к осознанному
Цели и задачи
нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России.
Задачи:
- формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения
учащихся;
- способствовать принятию моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;
- знакомить учащихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных
культур;
- развивать представления, учащихся о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и
морали, полученные учащимися в начальной школе, и формировать у
них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие
целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов основной школы;
- развивать способности учеников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога
во имя общественного мира и согласия.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Общая
для 5 класса методически и содержательно связан с таким же курсом для
характеристика
4 класса. Вместе с курсом «Основы светской этики» для 4 — 5 классов
учебного
они интегрируются в единую систему, призванную познакомить
предмета
обучающихся с основами духовно-нравственной культуры народов
России в начальной и средней школе. Системность в содержании и
методическом наполнении курсов обеспечивается за счет: общих
принципов структурирования материала, когда в основе структуры

Основные
образовательные
технологии

лежит тема; общей фундаментальной морально-нравственной и
методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные
принципы
различными
средствами;
общей
методической
и
дидактической
направленности.
Содержание
курса
«Основы
религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер,
способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует
формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
родному краю, духовным истокам российской цивилизации.
Технология дифференцированного обучения, направленная на
развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии.
Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного
образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии.

Планируемы результаты обучения и освоения содержания учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Предметные результаты:
•

воспитание

способности

к

духовному

развитию,

нравственному

самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или к их отсутствию;
• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному

самоограничению

в

поступках,

поведении,

расточительном

потребительстве;
• формирование представлений об основах культуры традиционных религий,
их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека,
семьи и общества;
• формирование представлений об исторической роли традиционных
религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия

решений

и

осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

и

совместную

познавательной деятельности;
•

умение

организовывать

учебное

сотрудничество

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций
и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного

поведения,

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное
многообразие современного мира;
•

формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку и
вере; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира.
В результате обучения в рамках учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Учащиеся 5 класса научатся:
 проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты
посредством интересов сторон и сотрудничества;
 определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
 знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции - как
основы культурной истории многонационального народа России;

 познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали,
научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
 понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
 осознавать ценности человеческой жизни.
Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:
 соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;
 делать осознанный нравственный выбор;
 связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром
русской природы;
 обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и
жизни всего человечества;
 строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений
и культурных традиций.

Содержание учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (34 ч.)
Раздел 1. Православие в истории и культуре России (15 ч.)
Введение в тему. Традиционные религии России — неиссякаемый источник
духовного богатства для каждого россиянина.
Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции
русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для
православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и
Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра.
«Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах

— православный

христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.
Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов,
разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из
Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и
Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель.
Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании
русских земель.
Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы
православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви.
Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.
Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества.
Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг
патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви.
Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.
Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I.
Ограничение

церковного

землевладения

Екатериной II. Сохранение роли

христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и
его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы».
Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь.
Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг.
Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой
Отечественной войны. Патриотизм
христианина.

— обязательное

качество православного

Православие в современной России. Крах коммунистической системы и
прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной
России,

ее

участие

в

общественной

жизни

и

проповедь

христианской

нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с
РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов
добра и справедливости. Александро-Невский кафедральный собор – главный
храм Старого Оскола.
Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной
жизни русского человека. Крещение и крестные родители.

Именины. Обряд

отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские
праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки
религиозного характера.
Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера —
основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий
Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии.
Ульяна Осорьина.
Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и
забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к
детям и почитание родителей.
Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской
верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии —
Всероссийский день семьи, любви и верности.
Раздел 2: Ислам в истории и культуре народов России (6 ч.)
Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в
Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя
Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в
Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском,
Астраханском, Сибирском и др. ханствах.
Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России.
Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России
мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в
СССР.
Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение

ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование.
Мусульманские организации в современной России.
Мусульманские Ценности и идеалы. Роль
благотворительности,

пропаганде

здорового

ислама
образа

в

развитии

жизни,

сохранении

межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.
Дом и семья в исламе. Семья — домашняя школа мусульманина. Почитание
родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье.
Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Раздел 3: Иудаизм в истории и культуре еврейского народа (6 ч.)
Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в
Древней Руси.

Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их

отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.
Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и
постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога
Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в
СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия
Холокоста.
Иудаизм в современной России. Возрождение

иудаизма

после

1991

г.

Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в
утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском
обществе.
Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении
культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение
иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная
поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея.
Раздел 4: Буддизм в истории и культуре народов России (6 ч.)
Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление
махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов
Тибета.
Распространение

буддизма

среди

народов

России.

Распространение

тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул —
буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы
российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан

— буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм
тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов.
Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во
главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая
позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.
Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России.
Роль российских буддистов в утверждении

в

российском

обществе

добросердечия, милосердия и любви к ближнему.
Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и
развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль
лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских
буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического
конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы
гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и
тувинцев. Цам — праздничная мистерия.
Итоговое повторение (1 ч.)
Повторительно-обобщающий урок. Роль традиционных религий России в
утверждении

в нашей стране

идеалов добросердечия, справедливости, правды,

мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности
долгу и дружбе.

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (34 ч)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Раздел
Раздел 1.
Православие в
истории и культуре
России

Тема урока

КолДата
во
проведения
часов

Введение в тему
Православие в Древней Руси

1

01.09

1

06.09

«Поучение» Владимира Мономаха
Православная Церковь в
Московской Руси
Нил Сорский и Иосиф Волоцкий
Православие в Российском царств

1

13.09

1

20.09

1

27.09

1

04.10

1

11.10

1

18.10

1

25.10

1

08.11

1

15.11

1

22.11

1

29.11

1

6.12

Заветы оптинских старцев
Православие в Советской России
Православие в современной России
Повторительно-обобщающий урок
по теме Православие в истории и
культуре России
Православие в традициях русского
народа
Православие и традиционные
ценности русского народа
Дом и семья в православии
Святые Петр и Феврония

14

Домашнее задание
Стр. 3-4
§1, стр. 5-8, вопросы №13
§1, стр. 8-10, вопрос №4
§2, стр. 11-14, вопросы
№1-3
§2, стр. 14-17, вопрос №4
§3, стр. 18-22, вопросы
№1-2
§3, стр. 22-24, вопросы
№3-4
§4, стр. 25-30, вопросы
№1-3
§4, стр. 30-32, вопрос №4,
сообщения на выбор

§5, стр.33-35, вопросы
№1-2
§5, стр.36-38, вопрос №3,
сообщение на выбор
§6, стр.39-40, вопросы
№1-2
§6, стр.41-44, вопросы
№3-4, сообщения на
выбор

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Духовное и нравственное
воспитание.
Гражданское воспитание.
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.

15
16
17

Раздел 2: Ислам в
истории и культуре
народов России

Повторительно-обобщающий урок
по теме «Православие в традициях
народов России»
Древняя история ислама на
территории России
Мусульмане в России
Ислам в современной России

18

Мусульманские ценности и идеалы
Дом и семья в исламе

19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Раздел 3: Иудаизм
в истории и
культуре
еврейского народа

Повторительно-обобщающий урок
по теме «Ислам в истории и
культуре народов России
Появление и развитие иудаизма в
России
Иудаизм в Российской империи
Иудаизм в СССР

Иудаизм в современной России
Иудаизм в культуре и традициях
еврейского народа
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Иудаизм в истории и
культуре еврейского народа»
Раздел 4: Буддизм в Тибетский буддизм
истории и культуре
народов России
Распространение буддизма среди
народов России
Буддизм в СССР

1

13.12

1

20.12

1

10.01

1

17.01

1

24.01

1

31.01

1

07.02

1

14.02

1

21.02

1

28.02

1

07.03

1

14.03

1

21.03

1

04.04

1

11.04

1

18.04

§7, стр.45-50, вопросы
№1-2
§7, стр.50-51, вопросы
№3-4
§8, стр.52-54, вопросы №
1-3
§8, стр.54-56, вопрос №4
§9, стр.57-63, вопросы
№1-4, сообщение на
выбор

Гражданское воспитание.
Приобщение детей к
культурному наследию.
Духовное и нравственное
воспитание.

§10, стр.64-65, вопрос №1

Гражданское воспитание.
Приобщение детей к
культурному наследию.
Духовное и нравственное
воспитание.

§10, стр.66-67, вопросы
№2-3
§11, стр.68-69, вопросы
№1-2
§11, стр.70-71, вопрос №3
§12, стр.72-77, вопросы
№1-3

§13, стр.78-79, вопросы
№1-2
§13, стр.79-83, вопросы
№3-4
§14, стр.84-85, вопросы

Гражданское воспитание.
Приобщение детей к
культурному наследию.
Духовное и нравственное
воспитание.

Буддизм в современной России
Буддизм в культуре и традициях
народов России
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Буддизм в истории и
культуре народов России»

31
32

33

34

Итоговое
повторение

1

25.04

1

02.05

1

Творческий проект учащихся
«Диалог культур и поколений.
Сохраняем культурное наследие,
святыни России»

1

ИТОГО

34

16.05

23.05

№1-2
§14, стр.85-87, вопрос №3
§15, стр., вопросы №1-3
Проект «Диалог культур
и поколений. Сохраняем
культурное наследие,
святыни России»
Гражданское воспитание.
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.

Контроль усвоения знаний учащихся по курсу
Контроль за уровнем достижений, учащихся по основам религиозных
культур народов России проводится в форме творческих работ.
При преподавании комплексного учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных
культур») для 5 класса предполагается безотметочная система оценки. Формой
закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания и
творческие работы учащихся по темам содержания учебного пособия.
Творческая работа: проект «Диалог культур и поколений. Сохраняем
культурное наследие, святыни России» (окончание II полугодия)
Темы исследовательских работ:
 «Духовные завещания»,
 «О сокровищах и жизни человека»,
 «Что я хочу передать в наследство»,
 «Обращение к школьникам 22 века «Желаю тебе…»,
 «Святая Русь»,
 «Сохраняем культурные ценности России»,
 «О святынях России и подвигах героев Отечества»,
 «Герои России»,
 «Мои предки. Золотая цепь веков».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».