Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № _5___ от «10» июня_2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №_1___ «30» августа_2021_ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196_ от «30» августа 2021_ г. Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Класс: 5 а, б, в Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Сафонова О.В., учитель истории и обществознания высшей категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — Москва: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения) и рабочей программы к учебнику А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, P.M. Мухаметшин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс / авт.-сост. С.В. Агафонов, К.А. Кочегаров. – Москва: «Русское слово - учебник», 2013. Учебник: Сахаров А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России / А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, P.M. Мухаметшин. – 6-е изд. – Москва: «Русское слово - учебник», 2016. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 Сафонова О.В. Срок реализации 2021-2022 уч. год. программы Место в учебном Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 34 ч. Итого: количество часов в неделю 1, в год 34 плане ОО Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который УМК состоит из: 1. Рабочая программа к учебнику А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, P.M. Мухаметшин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс / авт.-сост. С.В. Агафонов, К.А. Кочегаров. – Москва: «Русское слово учебник», 2013. 2. Сахаров А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России / А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, P.M. Мухаметшин. – 6-е изд. – Москва: «Русское слово - учебник», 2016. Цель: формирование у учащихся мотиваций к осознанному Цели и задачи нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России. Задачи: - формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения учащихся; - способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; - знакомить учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур; - развивать представления, учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные учащимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы; - развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Общая для 5 класса методически и содержательно связан с таким же курсом для характеристика 4 класса. Вместе с курсом «Основы светской этики» для 4 — 5 классов учебного они интегрируются в единую систему, призванную познакомить предмета обучающихся с основами духовно-нравственной культуры народов России в начальной и средней школе. Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет: общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры Основные образовательные технологии лежит тема; общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами; общей методической и дидактической направленности. Содержание курса «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемы результаты обучения и освоения содержания учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Предметные результаты: • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или к их отсутствию; • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; • формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Метапредметные результаты: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и и совместную познавательной деятельности; • умение организовывать учебное сотрудничество деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку и вере; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. В результате обучения в рамках учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» Учащиеся 5 класса научатся: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России; познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимать значения нравственности в жизни человека и общества; осознавать ценности человеческой жизни. Учащиеся 5 класса получат возможность научиться: соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт; делать осознанный нравственный выбор; связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы; обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. Содержание учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (34 ч.) Раздел 1. Православие в истории и культуре России (15 ч.) Введение в тему. Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина. Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра. «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах — православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству. Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы». Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм христианина. — обязательное качество православного Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро-Невский кафедральный собор – главный храм Старого Оскола. Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина. Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности. Раздел 2: Ислам в истории и культуре народов России (6 ч.) Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах. Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР. Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Мусульманские Ценности и идеалы. Роль благотворительности, пропаганде здорового ислама образа в развитии жизни, сохранении межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе. Дом и семья в исламе. Семья — домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях. Раздел 3: Иудаизм в истории и культуре еврейского народа (6 ч.) Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста. Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе. Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея. Раздел 4: Буддизм в истории и культуре народов России (6 ч.) Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета. Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов. Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему. Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия. Итоговое повторение (1 ч.) Повторительно-обобщающий урок. Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе. Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (34 ч) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Раздел Раздел 1. Православие в истории и культуре России Тема урока КолДата во проведения часов Введение в тему Православие в Древней Руси 1 01.09 1 06.09 «Поучение» Владимира Мономаха Православная Церковь в Московской Руси Нил Сорский и Иосиф Волоцкий Православие в Российском царств 1 13.09 1 20.09 1 27.09 1 04.10 1 11.10 1 18.10 1 25.10 1 08.11 1 15.11 1 22.11 1 29.11 1 6.12 Заветы оптинских старцев Православие в Советской России Православие в современной России Повторительно-обобщающий урок по теме Православие в истории и культуре России Православие в традициях русского народа Православие и традиционные ценности русского народа Дом и семья в православии Святые Петр и Феврония 14 Домашнее задание Стр. 3-4 §1, стр. 5-8, вопросы №13 §1, стр. 8-10, вопрос №4 §2, стр. 11-14, вопросы №1-3 §2, стр. 14-17, вопрос №4 §3, стр. 18-22, вопросы №1-2 §3, стр. 22-24, вопросы №3-4 §4, стр. 25-30, вопросы №1-3 §4, стр. 30-32, вопрос №4, сообщения на выбор §5, стр.33-35, вопросы №1-2 §5, стр.36-38, вопрос №3, сообщение на выбор §6, стр.39-40, вопросы №1-2 §6, стр.41-44, вопросы №3-4, сообщения на выбор Основные направления воспитательной деятельности Духовное и нравственное воспитание. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. 15 16 17 Раздел 2: Ислам в истории и культуре народов России Повторительно-обобщающий урок по теме «Православие в традициях народов России» Древняя история ислама на территории России Мусульмане в России Ислам в современной России 18 Мусульманские ценности и идеалы Дом и семья в исламе 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Раздел 3: Иудаизм в истории и культуре еврейского народа Повторительно-обобщающий урок по теме «Ислам в истории и культуре народов России Появление и развитие иудаизма в России Иудаизм в Российской империи Иудаизм в СССР Иудаизм в современной России Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа Повторительно-обобщающий урок по теме «Иудаизм в истории и культуре еврейского народа» Раздел 4: Буддизм в Тибетский буддизм истории и культуре народов России Распространение буддизма среди народов России Буддизм в СССР 1 13.12 1 20.12 1 10.01 1 17.01 1 24.01 1 31.01 1 07.02 1 14.02 1 21.02 1 28.02 1 07.03 1 14.03 1 21.03 1 04.04 1 11.04 1 18.04 §7, стр.45-50, вопросы №1-2 §7, стр.50-51, вопросы №3-4 §8, стр.52-54, вопросы № 1-3 §8, стр.54-56, вопрос №4 §9, стр.57-63, вопросы №1-4, сообщение на выбор Гражданское воспитание. Приобщение детей к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. §10, стр.64-65, вопрос №1 Гражданское воспитание. Приобщение детей к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. §10, стр.66-67, вопросы №2-3 §11, стр.68-69, вопросы №1-2 §11, стр.70-71, вопрос №3 §12, стр.72-77, вопросы №1-3 §13, стр.78-79, вопросы №1-2 §13, стр.79-83, вопросы №3-4 §14, стр.84-85, вопросы Гражданское воспитание. Приобщение детей к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. Буддизм в современной России Буддизм в культуре и традициях народов России Повторительно-обобщающий урок по теме «Буддизм в истории и культуре народов России» 31 32 33 34 Итоговое повторение 1 25.04 1 02.05 1 Творческий проект учащихся «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России» 1 ИТОГО 34 16.05 23.05 №1-2 §14, стр.85-87, вопрос №3 §15, стр., вопросы №1-3 Проект «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России» Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Контроль усвоения знаний учащихся по курсу Контроль за уровнем достижений, учащихся по основам религиозных культур народов России проводится в форме творческих работ. При преподавании комплексного учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 5 класса предполагается безотметочная система оценки. Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания и творческие работы учащихся по темам содержания учебного пособия. Творческая работа: проект «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России» (окончание II полугодия) Темы исследовательских работ: «Духовные завещания», «О сокровищах и жизни человека», «Что я хочу передать в наследство», «Обращение к школьникам 22 века «Желаю тебе…», «Святая Русь», «Сохраняем культурные ценности России», «О святынях России и подвигах героев Отечества», «Герои России», «Мои предки. Золотая цепь веков».