Рабочая программа по литературе 9 классс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарного цикла
Протокол № __5____
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № __196_____
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Литература»
Класс: 9а, 9б
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 68 ч/год; 2ч/неделю
Рабочую программу составила: Николаева В.А.,
учитель русского языка и литературы
Рабочая программа составлена на основе:

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и
дополнениями)
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р)
 Примерной учебной программы основного общего образования по литературе
для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным
предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
(серия «Стандарты второго поколения»)
 Программы основного общего образования по литературе: 5-9 классы Авторы:
В.Я. Коровина - М.: «Просвещение», 2014
Учебник: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература 9 класс для
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Литераура
9а, 9б
Николаева В.А.
2021-2022 учебный год
Обязательная часть: 68 ч.
Итого: количество часов в неделю __2___, в год ____68__
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
1. Примерной учебной программы основного общего образования
по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике
«Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9
классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия
«Стандарты второго поколения»)
2. - Программы основного общего образования по литературе: 5-9
классы Авторы: В.Я. Коровина - М.: «Просвещение», 2014
3. Учебник: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Литература 9 класс для общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение, 2018
4. Электронного сопровождения УМК. Фонохрестоматия

Цели и задачи

На основании фундаментального ядра содержания общего
образования и требований к результатам основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном стандарте общего
образования второго поколения, целями изучения литературы в
основной школе являются
 формирование духовно развитой личности, обладающей
гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием
и общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации
личности;
 постижение учащимися вершинных произведений отечественной
и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на
понимании образной природы искусства слова, опирающийся на
принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
 поэтапное, последовательное формирование умений читать,
комментировать, анализировать и интерпретировать
художественный текст;
 овладение возможными алгоритмами постижения смыслов,
заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление
своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
 овладение важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями (формулировать цели
деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический
поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из

различных источников, включая Интернет и др.);
 использование опыта общения с произведениями художественной
литературы в повседневной жизни и учебной деятельности,
речевом самосовершенствовании.
Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения
литературы, имеющих метапредметный статус, служат
1) личностные универсальные учебные действия (умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения);
2) регулятивные универсальные учебные действия (ставить и
адекватно формулировать цель деятельности, планировать
последовательность действий и при необходимости изменять ее;
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
3) познавательные
универсальные
учебные
действия
(формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить
логическую цепь рассуждения, находить доказательства,
подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять
библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из
различных источников; определять основную и второстепенную
информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в
зависимости от коммуникативной цели; применять методы
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств; перерабатывать, систематизировать информацию и
предъявлять ее разными способами и др.);
4) коммуникативные универсальные учебные действия (владеть
всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое
взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно
воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно,
логично и выразительно излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации
основные нормы устной и письменной речи и правила русского
речевого этикета и др.).
Достижение поставленных целей при разработке и реализации
образовательной организацией основной образовательной программы
основного общего образования предусматривает решение следующих
основных задач:
 обеспечение соответствия основной образовательной программы
требованиям ФГОС;
 обеспечение преемственности начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования;
 обеспечение доступности получения качественного основного
общего образования, достижение планируемых результатов освоения
программы основного общего образования всеми обучающимися, в
том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья;
 установление требований: к воспитанию и социализации
обучающихся как части образовательной программы, к
соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к
обеспечению
индивидуального
психолого-педагогического
сопровождения
каждого
обучающегося,
к
формированию











Общая
характеристика
учебного
предмета

образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию
необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации образовательного процесса, взаимодействия всех его
участников;
взаимодействие образовательной организации при реализации
основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе
одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов,
секций, студий и кружков, организацию общественно полезной
деятельности, в том числе социальной практики, с использованием
организаций дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в создании и развитии
внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города)
для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное
и
учебно-исследовательское
проектирование,
профессиональная ориентация обучающихся при поддержке
педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с
базовыми предприятиями, организациями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с
жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и
новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственноэстетических представлений, усвоения основных понятий теории и
истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать
художественные
произведения,
овладения
богатейшими
выразительными средствами русского литературного языка.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный
облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит
ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
школьника, в формировании его миропонимания и национального
самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую
очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах
фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения,
фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как
национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют
коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой
деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами
художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой
художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое
отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием
литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с

общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает
культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению
знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное
отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что
представляет единство словесного искусства и основ науки
(литературоведения), которая изучает это искусство.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют
чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих
золотой фонд русской классики.
Одна из составляющих литературного образования - литературное
творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют
развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной
мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
На занятиях с учащимися 9 класса следует активно работать над
умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой работы в
письменные и устные высказывания.
В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе
(древнерусская литература - литература ХVIII века- литература первой
половины ХIХ века). В 9 классе активизируется связь курса литературы с
курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания
содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом,
активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература,
исторические документы, более определенную направленность получает
проектная деятельность.
Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной
литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и
сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение
книги в жизни писателя итд.)
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и
творчества писателя. Материалы по истории и теории литературы активно
используются при изучении всех разделов. Это необходимая составляющая для
изучения произведений.

Основные
образовательные
технологии

Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие
личности
обучающихся.
Игровые
технологии.
Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного
образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Ученик научится
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех ее проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к
окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального
общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному

наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств;
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в
различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных;
4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса
детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска
достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об
устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений
соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для
понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на
получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых
процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и
познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем.
7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий
и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний,
осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом
личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и
потребностей
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,


устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература"
должны отражать:
Литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений
российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
(п. 11.1 в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник получит возможность:
-иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической
и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
-владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном
для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной
формах; исправлять речевые недочёты и грамматические ошибки; производить
фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический,
речеведческий разбор, анализ художественного текста;
-иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой
норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и
средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые
средства, характерные для изученных стилей речи.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждениядоказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с
использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять
тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля,сохраняя
композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить
в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования). Исправлять
речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушение логики высказывания; повышать
выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Метапредметные результаты обучения
-владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной
работы с литературой разных стилей и жанров;
-уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с
изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих
идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной
и письменной формах;
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематике,
правильно их употреблять;
-составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней, отвечать
на вопросы по теме, защищать развиваемые в ней положения;
Личностные результаты обучения:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому
(родному)
языку
являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного
образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке
на
основе
наблюдения
за
собственной
речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому
(родному)
языку
являются:
1)

владение

всеми

видами

речевой

деятельности:

Аудирование
и
чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами
изучающим)
текстов

чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
разных
стилей
и
жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования
(выборочным,
ознакомительным,
детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации,
компакт-диски
учебного
назначения,
ресурсы
Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и
на
электронных
носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических
особенностей
и
использованных
языковых
средств;
говорение
и
письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно
формулировать
их
в
устной
и
письменной
форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости
(план,
пересказ,
конспект,
аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом
замысла,
адресата
и
ситуации
общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей
действительности,
к
прочитанному,
услышанному,
увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог
—
обмен
мнениями
и
др.;
сочетание
разных
видов
диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать
жесты,
мимику
в
процессе
речевого
общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения
ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств
аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на
межпредметном
уровне
(на
уроках
иностранного
языка,
литературы
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.

Содержание учебного предмета.
Введение (1 ч.)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,
возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Выпускник научится:
1. Давать понятие «литература как искусство слова».
Выпускник получит возможность научиться:
1. Характеризовать понятие «литература как искусство слова».
2. Определять роль литературы в духовной жизни человека.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 3ч
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской
литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства.
Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы
последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Выпускник научится:
1 Давать понятия «автор», «жанр», «герой», «идея»;
2 выделять художественные особенности древнерусской литературы;
3 определять особенности жанра «Слова…»;
4 определять особенности древнерусских текстов.
Выпускник получит возможность научиться:
1 Характеризовать понятия «автор», «жанр», «герой», «идея»;
2 определять жанровые особенности текста «Слова…»;
3 выявлять характерные для произведений древнерусской литературы тем, образов и
приёмов изображения человека;
4 анализировать текст художественного произведения;
5 писать сочинение по заданной теме;
6 использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения
проектов.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА- 6ч.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор
русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного
сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и
просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий»
слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский
слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического
новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие
из
Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности.
Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр
путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание
писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Выпускник научится:
 Давать понятия «автор», «жанр», «герой», «идея», «композиция», «классицизм»,
«ода», «сентиментализм»;
 определять художественные особенности литературы XVIII века;
 находить черты классицизма как литературного направления;
 находить черты сентиментализма как литературного направления.
Выпускник получит возможность научиться:
 Характеризовать понятия «автор», «жанр», «герой», «идея», «композиция»,
«классицизм», «ода», «сентиментализм»;
 определять художественные особенности литературы XVIII века;
 определять черты классицизма как литературного направления;
 выявлять черты сентиментализма как литературного направления;
 анализировать текст, используя литературоведческие термины;
 находить художественные средства; видеть авторскую позицию изучаемых текстов;
 определять принадлежность текста к литературному направлению;
 определять принадлежность текста к тому или иному жанру;
 характеризовать образы героев;
 интерпретировать, анализировать художественный текст, используя теоретико литературные понятия;
 выделять тему, идею, нравственную проблематику текста;
 понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;
 пересказывать разными способами, выделяя сюжетные линии;
 определять художественные средства в текстах;
 выразительно читать;
 строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
 сопоставлять тексты, образы героев, природы;
 находить в статье учебника основные теоретико-литературные понятия, необходимые
сведения;
 использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения
проектов;
 различать типы героев, художественные средства, стихотворные размеры;
 формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
 писать сочинение по заданной теме.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА- 40ч.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века.
Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной
литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и
трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,
фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и
смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической
баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.
Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не
поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая
сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.
Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон
терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На
холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир
«естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический
характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах.
Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна —
нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в
зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая»
критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика
начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта
и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы.
Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие
понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый
психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих
наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий.
Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее
философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия
Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно»,
«Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос
вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм
художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов.
Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с
«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое
своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой.
Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика
к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического
изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или
саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский
смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в
патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои
пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение
истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно
нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории
Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование
личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный
конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием,
тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.
Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота
нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе
XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска».
Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору
учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических
произведений.
 Выпускник научится:
 Давать понятия «романтизм», «классицизм», «реализм», «элегия», «баллада»,
«сентиментализм», «комедия», «лирический герой», «лейтмотив», «композиция»,
«фольклоризм литературы» (развитие представлений), «роман в стихах», «трагедия»,
«автор» (развитие представлений), «герой» (развитие представлений), «антигерой»,
«литературный тип», «лирический герой» (развитие представлений), «композиция»,
«комическое» и его виды: сатира, юмор, ирония, сарказм, «пафос, «жанр», (развитие
представлений), «онегинская строфа», «рассказ» (развитие представлений), «роман»
(развитие представлений), «романтический герой», «психологизм литературы»
(развитие представлений), жанровые особенности рассказа;
 находить основные черты классицизма;
 определять особенности литературы XIX века;
 находить основные сведения биографии В.А. Жуковского;
 находить основные сведения биографии А.С. Грибоедова;

 строить композицию сочинения;
 находить основные сведения биографии А.С. Пушкина;
 находить основные сведения биографии М.Ю. Лермонтова;
 определять особенности жанра эссе;
 находить основные сведения биографии Н.В. Гоголя;
 находить основные сведения биографии А.П. Чехова;
 составлять композицию сочинения;
 составлять структуру эссе.
Выпускник получит возможность научиться:
 Характеризовать понятия «романтизм», «классицизм», «реализм», «элегия»,
«баллада», «сентиментализм», «комедия», «лирический герой», «лейтмотив»,
«композиция», «фольклоризм литературы» (развитие представлений), «роман в
стихах», «трагедия», «автор» (развитие представлений), «герой» (развитие
представлений), «антигерой», «литературный тип», «лирический герой» (развитие
представлений), «композиция», «комическое» и его виды: сатира, юмор, ирония,
сарказм, «пафос», «жанр», (развитие представлений), «онегинская строфа», «рассказ»
(развитие представлений), «роман» (развитие представлений), «романтический
герой», «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности
рассказа;
 выполнять анализ текста комедии, используя литературоведческие понятия;
 определять проблематику комедии;
 создавать текст сочинения по заданной теме;
 характеризовать изученные понятия;
 определять и понимать изученные литературоведческие понятия;
 понимать ключевые проблемы изученных художественных произведений;
 понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
 определять принадлежность текста к литературному направлению;
 определять принадлежность текста к тому или иному жанру;
 характеризовать образы героев;
 интерпретировать, анализировать художественный текст, используя теоретико литературные понятия;
 выделять тему, идею, нравственную проблематику текста;
 понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;
 пересказывать разными способами, выделяя сюжетные линии;
 определять художественные средства в текстах;
 выразительно читать;
 строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
 сопоставлять тексты, образы героев, природы;
 находить в статье учебника основные теоретико-литературные понятия, необходимые
сведения;
 использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения
проектов;
 различать типы героев, художественные средства, стихотворные размеры;
 формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
 писать сочинение и эссе по заданной теме.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 17ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о
ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных
слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия.
Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость —
основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием
гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие
понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба
человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение
картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая
типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор».
Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия
Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить
среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие
перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.
Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...»,
«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта.
Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема
России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство
Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...»,
«Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью —
потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о
любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках
поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...»,
«Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина
обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер»,
«Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в
любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности
поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных
тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет-

ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе
и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки
из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.
Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув
плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и
песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства
выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из русской прозы XX века
Выпускник научится:
 Давать понятия «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые
особенности рассказа, роль художественной детали в характеристике героя;
«художественная условность», «фантастика» - развитие представлений, гипербола»,
«гротеск» (развитие представлений), «реализм», «реалистическая типизация» углубление понятий; «притча» (углубление понятия);
 определять художественные особенности литературы XX века;
 находить основные сведения о жизни и творчестве писателей;
 определять образную природу словесного искусства;
 анализировать содержание изученных произведений;
 составлять структуру эссе;
 определять особенности художественных текстов разных жанров;
 определять жанры текста.
Выпускник получит возможность научиться:
 Характеризовать изученные понятия;
 сопоставлять, сравнивать, анализировать тексты;
 выполнять анализ текстов, используя литературоведческие термины;
 сравнивать героев;
 определять тему, идею, проблему текстов;
 писать эссе по заданной теме;
 пишут отзыв, рецензию на самостоятельно прочитанное произведение.
Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков
Выпускник научится:
 Находить основные сведения по изучаемой теме.
Выпускник получит возможность научиться:
 Выразительно читать, в том числе и наизусть;
 сопоставлять, сравнивать, анализировать тексты;
 выполнять анализ текстов, используя литературоведческие термины;
 определять тему, идею, проблему текстов;
 находить в текстах художественные средства;
 видеть общие мотивы.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 1ч.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь
как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.

Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик
Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.
Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции
горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы:
буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака
к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к
духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за
земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие
красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом
поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.
Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи
Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение
героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его
конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы.
Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.
Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на
небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом
Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция
трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.
Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.
Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера,
творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто
каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней
реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой
литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Выпускник научится:
 давать понятия «трагедия как драматический жанр» (углубление понятия),
«драматическая поэма» (углубление понятия);
 находить основные сведения жизни и творчества писателей;
 определять основные черты античной лирики;
 определять особенности эпохи Возрождения;
 определять особенности эпохи Просвещения.
Выпускник получит возможность научиться:
 Определять и понимать изученные литературоведческие понятия;
 понимать ключевые проблемы изученных художественных произведений;
 понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
 характеризовать образы героев;



интерпретировать, анализировать художественный текст, используя теоретико литературные понятия;
 использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения
проектов.
Итоги года: Итоги курса литературы в 9 классе.
Выпускник научится:
1. Правилам представления проекта.
Выпускник получит возможность научиться:
1 подготовить проект и представить его;
2 подвести итоги курса литературы в 9 классе.

Тематическое планирование
№

Раздел

Тема урока

Кол-во
часов

Домашнее
задание

1

Дата
проведе
ния
01.09.

1

Введение
1ч

Литература и её роль в духовной жизни
человека.

2

Из древнерусской
литературы
3 ч.

Самобытный характер древнерусской
литературы. Богатство и разнообразие жанров.

1

06.09.

3

Слово о полку Игореве» — величайший
памятник древнерусской литературы.

1

08.09.

4

Центральные образы «Слова о полку
Игореве». Образ автора и его позиция в
«Слове...» Сочинение по «Слову о полку
Игореве».

1

13.09.

Конспект,
чтение
произведени
я
Анализ
эпизода,
наизусть
сочинение

Классицизм в русском и мировом искусстве.
Гражданский пафос русского классицизма.
М. В. Ломоносов: жизнь и творчество.
Особенности содержания и формы оды
«Вечернее
размышление...».

1

15.09.

Конспект,
чтение
произведени
я

«М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия
…»: прославление родины, мира, науки и
просвещения.
.
Г. Р. Державин: жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости

1

20.09.

Анализ
произведени
я, наизусть

1

22.09.

Анализ
произведени

5

6

7

Из русской
литературы XVIII
века
6ч.

Чтение
стр.3-5

Основные направления
воспитательной
деятельности
Духовное и нравственное
воспитание.
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Популяризация научных
знаний.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Эстетическое
воспитание.
Гражданское
воспитание.
Духовное и нравственное
воспитание.
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Популяризация научных
знаний.
Эстетическое
воспитание.
Гражданское
воспитание.

сильных мира сего
Г. Р. Державин. «Памятник». Традиции
Горация. Мысль о бессмертии поэта. Квинт
Гораций Флакк. «К Мельпомене». Слово о
поэте. Поэтическое творчество в системе
человеческого бытия.
Н. М. Карамзин. «Осень» как произведение
сентиментализма. «Бедная Лиза»: сюжет и
герои.

1

27.09.

1

29.09.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение 1
общечеловеческих ценностей.
Черты романтизма в стихах русских поэтов
1
начала XIX века. В. А. Жуковский — поэтромантик. «Море»: романтический образ
моря. «Невыразимое». Границы выразимого.
Отношение романтика к слову

04.10.

12

Жанр баллады в творчестве Жуковского В. А.
«Светлана»: черты баллады.

1

11.10

13

В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной
героини.

1

13.10.

14

А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество
писателя. «Горе от ума»: история создания,
герои и прототипы.

1

18.10.

15

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва.

1

20.10.

16

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого.

1

25.10.

8

9

10
11

Из русской
литературы XIX
века
40 ч.

06.10.

я, наизусть
Сопоставите
льный
анализ
Знать
конспект
Рассказ о
писателе
Анализ
эпизода
Конспект,
чтение
произведени
я

Духовное и нравственное
воспитание.
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Популяризация научных
знаний.
Вопросы
Патриотическое
учебника
воспитание и
Письменный формирование
российской
ответ на
идентичности.
вопрос
Эстетическое
Биография
воспитание.
писателя,
Гражданское
чтение
произведени воспитание.
я
Чтение,
пересказ
глав по
выбору
Анализ
эпизода

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»:
внесценические персонажи. Смысл финала
комедии.
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык
комедии. «Горе от ума» в зеркале критики.

1

27.10.

наизусть

1

08.11

конспект

Контрольное сочинение по комедии А. С.
Грибоедова «Горе от ума».
А. С. Пушкин: жизнь и творчество.
Лицейская лирика.

1

10.11.

сочинение

1

15.11.

21

А. С. Пушкин. Лирика петербургского,
южного и Михайловского периодов. Две
Болдинские осени в творчестве поэта.

1

17.11.

Биография
писателя,
чтение
произведени
я
Анализ
стихотворен
ий, наизусть

22

А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в
интимной лирике поэта. Адресаты любовной
лирики.

1

22.11.

Анализ
стихотворен
ий, наизусть

23

А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии:
«Пророк».

1

24.11.

Анализ
стихотворен
ий, наизусть

24

А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...»: самооценка творчества в
стихотворении. Письменный ответ на один
из проблемных вопросов по лирике А. С.
Пушкина.

1

29.11.

сочинение

25

А. С. Пушкин. Трагедийное начало «Моцарта
и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

01.12.

26

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Творческая 1
история романа. Онегинская строфа.

06.12.

чтение
произведени
я
чтение
произведени

17

18

19
20

я
Анализ
эпизода

27

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные
мужские образы романа.

1

08.12.

28

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные
женские образы романа. Татьяна Ларина —
нравственный идеал Пушкина.

1

13.12.

Анализ
эпизода

29

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Эволюция
взаимоотношений Татьяны и Онегина.

1

15.12.

Анализ
эпизода

30

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Автор как
идейно-композиционный и лирический центр
романа.

1

20.12.

Наизусть,
конспект

31

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как
энциклопедия русской жизни. «Евгений
Онегин» в зеркале критики. Домашнее
сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

22.12.

сочинение

32

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
1
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики
поэта.

27.12.

33

Образ поэта-пророка в лирике
Лермонтова.

1

29.12.

Биография
писателя,
чтение
произведени
я
Анализ
стихотворен
ий, наизусть

34

М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть,
приносящая страдания, в лирике поэта.
Адресаты любовной лирики.

1

10.01.

Анализ
стихотворен
ий, наизусть

35

М.Ю.Лермонтов. Тема родины и эпохи в
лирике поэта. р Письменный ответ на один из

1

12.01.

Анализ
стихотворен

проблемных вопросов по лирике
М.Ю.Лермонтова.

ий, наизусть

Контрольная работа по лирике А.С.Пушкина
и М.Ю.Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» —
первый психологический роман в русской
литературе.

1

17.01.

1

19.01.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
(главы «Бэла», «Максим Максимыч»):
загадки образа Печорина.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
(главы «Тамань», «Княжна Мери»). Характер
Печорина в его собственных оценках.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
«Журнал Печорина» как средство
самораскрытия его характера. Герой нашего
времени» (глава «Фаталист»): философскокомпозиционное значение повести.

1

24.01.

1

26.01.

1

31.01.

чтение
романа

41

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»:
дружба в жизни Печорина. М. Ю.
Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь
в жизни Печорина.

1

02.02.

Характерист
ики героев

42

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени» в оценке критиков. Домашнее
сочинение по роману М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени». Данте
Алигьери.«Божественная комедия»
(фрагменты). Множественность смыслов поэмы.

1

07.02.

сочинение

43

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мёртвые
души». Обзор содержания, история создания

1

09.02.

Биография
писателя,

36
37

38

39

40

Вопросы
учебника
чтение
произведени
я
Пересказ,
творческое
задание
вопросы
учебника

поэмы.

чтение
произведени
я
чтение
поэмы

44

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы
помещиков. Система образов поэмы. Образы
помещиков.

1

14.02.

45

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Образ
города в поэме. Сатира на чиновничество

1

16.02.

сочинениеминиатюра

46

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ
«нового героя эпохи» - Чичикова. Образ
дороги в поэме

1

21.02.

47

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России,
народа и автора в поэме. Жанровое
своеобразие поэмы. Поэма в оценке В. Г.
Белинского. Домашнее контрольное
сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые
души».

1

28.02.

чтение
произведени
я, анализ
эпизода
сочинение

48

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ
главного героя. Тип «петербургского
мечтателя». Образ Настеньки.

1

02.03.

Биография
писателя,
чтение
произведени
я

49

А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема
истинных и ложных ценностей. А. П.
Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в
многолюдном городе.

1

07.03.

Биография
писателя,
чтение
произведени
я

50

Контрольная работа по литературе 19 века

1

09.03.

Русская литература XX века: богатство и
разнообразие жанров и направлений. И. А.

1

14.03.

Творческая
работа
Конспект,
чтение

51

Из русской
литературы XX

Духовное и нравственное
воспитание.

века
17 ч.
52

Бунин. «Темные аллеи»: проблематика и
образы.
И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе.

1

16.03.

произведени
я
Творческая
работа

53

Поэзия Серебряного века. А. А. Блок.
Трагедия поэта в «страшном мире».

1

21.03.

54

Образ родины в поэзии А. А. Блока.

1

23.03.

55

С. А. Есенин. Тема России — главная в
1
есенинской поэзии.
Размышления о жизни, природе,
предназначении человека.
С. А. Есенин. Исповедальность и искренность 1
стихов о любви.

04.04.

Анализ
стихотворен
ий, наизусть

06.04.

Анализ
стихотворен
ий, наизусть

В. В. Маяковский. Новаторство
Маяковского-поэта. Самоотверженность
любовного чувства.
Контрольная работа по творчеству поэтов и
писателей 19-20 веков М. А. Булгаков.
«Собачье сердце»: проблематика и
образы.
М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика
повести.
М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о
жизни и смерти. Стихи о поэзии и о России.

1

11.04.

Творческое
задание

1

13.04.

Биография
писателя

1

18.04.

1

20.04.

61

А. А. Ахматова. Стихотворения о родине и о
любви. Стихи о поэте и поэзии

1

25.04.

Анализ
эпизода
Анализ
стихотворен
ия
Анализ
стихотворен
ия

62

Н. А. Заболоцкий. Основные темы его
лирики. Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и

1

27.04.

56

57

58

59
60

Анализ
стихотворен
ий, наизусть
Анализ
стихотворен
ий, наизусть

Анализ
стихотворен

Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Популяризация научных
знаний.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Эстетическое
воспитание.
Гражданское
воспитание.

любви. Философская лирика поэта.

ия

63

М. А. Шолохов. «Судьба человека»:
проблематика и образы.

1

02.05.

64

М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика
рассказа.

1

04.05.

65

А. Т. Твардовский. Раздумья о родине и о
природе в лирике поэта. Проблемы и
интонации стихов о войне.

1

11.05.

66

А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»:
проблематика, образ рассказчика.
Образ Матрёны, особенности жанра рассказапритчи.

1

16.05

67

Песни и романсы на стихи русских поэтов
XIX века.
У. Шекспир. «Гамлет». Гамлет как вечный
образ мировой литературы. И.-В. Гёте.
«Фауст»: сюжет и проблематика. Трагизм
любви Фауста и Гретхен.(обзор)

1

23.05.

1

25.05.

68

Зарубежная
литература
1 ч.

Биография
писателя,
чтение
рассказа
сочинение
Рассказ о
писателе,
чтение
произведени
я
Рассказ о
писателе,
чтение
произведени
я
Анализ
текста
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Популяризация научных
знаний.
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
Эстетическое
воспитание.

Контроль обученности по литературе
Класс
9«а», 9 «б»

Месяц
сентябрь

9«а», 9 «б»

октябрь

9«а», 9 «б»

ноябрь

9«а», 9 «б»

декабрь

9«а», 9 «б»

январь

9«а», 9 «б»

февраль

9«а», 9 «б»

март

9«а», 9 «б»

апрель

9«а», 9 «б»

май

Контрольно-измерительный материал
Сочинение по «Слову о полку Игореве».
Творческая мастерская. Выразительное чтение
наизусть
Контрольное сочинение по комедии А. С. Грибоедова
«Горе от ума».
Контрольная работа №2 по произведениям А.С.
Пушкина и М.Ю. Лермонтова Домашнее сочинение
по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Творческая работа (сочинение)
Домашнее сочинение по роману М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
Творческая работа (сообщение) Контрольная работа
Домашнее контрольное сочинение по поэме Н. В.
Гоголя «Мёртвые души».
Выразительное чтение художественного произведения
Творческая работа (сочинение)
Комплексный анализ текста
Выразительное чтение художественного произведения
наизусть
Контрольная работа
Классное сочинение «Великая Отечественная война в
произведениях писателей 20 в.»
Творческая работа (реферат)
Итоговое тестирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».