Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Русский язык» Класс: 6б Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 170 ч/год; 5ч/неделю Рабочую программу составила: Баханова О.П., учитель русского языка и литературы высшей категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»), программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы», под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 2016 Учебник: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Изд-во М.: Просвещение, 2018 г. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Русский язык 6 «б» Баханова О.П. 2021-2022 учебный год Обязательная часть: 170 ч. Итого: количество часов в неделю __5___, в год ___170__ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1.Примерная образовательная программа по предмету под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской М.: Просвещение, 2016 2.Учебник: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Изд-во М.: Просвещение, 2018 г. Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются: воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения моральноэтических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важными общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста); овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию. Эти цели обусловливают следующие задачи: - дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; - развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; - формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки. Общая характерис тика учебного предмета Особенность построения курса состоит в том, что содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не в знаниевой, а в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся. Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому(родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях. В 6 классе при изучении русского языка проводится изучение курса морфологии (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол,) в единстве с орфографией и культурой речи, углубляются знания по лексике и фразеологии, словообразованию. Курс направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Основные образовател ьные технологии Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностноориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Личностные результаты изучения предмета «Русский язык»: Гражданское 1. воспитание: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитие у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение детей к культурному наследию: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использование информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей: осуществление поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 8. Экологическое воспитание включает: развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Планируемые метапредметные результаты: Познавательные УУД: Умения осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, справочной литературы и Интернета под руководством учителя, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, понимать переносный смысл выражений, работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Выдвигать гипотезы, делать умозаключения по аналогии, осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, справочной литературы и Интернета; получит возможность научиться основам рефлексивного чтения Регулятивные УУД: умение ставить цели деятельности, планировать деятельность под руководством учителя, самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. адекватно оценивать свои возможности достижения цели, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и позавательных задач. Коммуникативные УУД Умение воспринимать разные мнения, По алгоритму формулировать собственное мнение, осуществлять сотрудничество со сверстниками при работе в группе , уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; задавать вопросы. Понимать различные мнения, уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; договариваться в групповой работе, следовать морально-этическим нормам общения и сотрудничества; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; Планируемые предметные результаты: Учащийся научится: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; использовать знание алфавита при поиске информации; различать значимые и незначимые единицы языка; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурносмысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари. Учащийся получит возможность научиться: анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Содержание программы Язык. Речь. Общение (3ч ) Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Устное и письменное общения. Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения. Повторение изученного в 5 классе (12ч ) Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога. Анализ текста «Заповедники Бурятии» Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант. Речь и речевое общение Ученик научится: • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Ученик получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность Аудирование Ученик научится: • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; Ученик получит возможность научиться: • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение Ученик научится: • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Ученик получит возможность научиться: • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение Ученик научится: • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Ученик получит возможность научиться: • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Ученик научится: • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Ученик получит возможность научиться: • писать рецензии, рефераты; • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст (4ч ) Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль. О. Серова, Э. Пильман. "Лесные тайны". Ким Балков "Байкал ( море священное) Р.Р. Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике. Текст Ученик научится: • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Ученик получит возможность научиться: • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Ученик научится: • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров, • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Ученик получит возможность научиться: • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официальноделовом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке Ученик научится: • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. Ученик получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Язык и культура Ученик научится: • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Ученик получит возможность научиться: • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. Лексика и Фразеология. Культура речи (17ч) Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Словари русского языка. Выявления лексических особенностей устного народного творчества. Говор семейских Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Ученик научится: • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Ученик получит возможность научиться: • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов. К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология». Ученик научится: • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Ученик получит возможность научиться: • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Словообразование. Орфография. Культура речи (25ч) Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе). Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо. Этимология слов. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Анализ текста о природе Бурятии. Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам. К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант. Ученик научится: • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Ученик получит возможность научиться: • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное (19ч) Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Морфологический разбор имени существительного. Намжил Нимбуев "Будь у меня голос" Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное». Ученик научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Ученик получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности •демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Имя прилагательное (23ч) Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе). Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Дондок Улзытуев "Люблю зеленую тайгу" Анализ текста Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Ученик научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Ученик получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности •демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Имя числительное (16ч) Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Морфологический разбор имени числительного. Р.Р. юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственноэтическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное». Ученик научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Ученик получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности •демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Местоимение (21ч) Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи. Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения. Арсалан Жамбалон "Степь бурятская" Анализ текста Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение. К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение». Ученик научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Ученик получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности •демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Глагол (20ч) Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола. Морфологический разбор глагола. Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант. Ученик научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Ученик получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности •демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (10ч ) Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Дондок Улзытуев "Итог" Анализ текста Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение). К.Р. Контрольное сочинение. Итоговый тест. Календарно-тематическое планирование Раздел. Тема урока № ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ 1. Дата прове дения 2. 3. Р.Р. Культура речи. Ситуация общения. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ 4. Основные направления воспитательн ой деятельности §1 Приобщение детей к культурному наследию. упр.3 1 01.09 02.09 § 2 упр.6 1 03.09 §3 упр.13 12ч 1 Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов Домашнее задание 3ч 1 Русский язык – один из развитых языков мира. Литературный язык и его нормы. 5. Кол-во часов 06.09 §5 упр.21 07.09 §6 упр.38 08.09 §6 упр.43 1 Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов 1 7. Части речи 1 09.09 §7 упр.47 8. Орфограммы в окончаниях слов 1 10.09 § 8 упр.49 9. Словосочетание. 1 13.09 §9 упр.58 10. Простое предложение. Знаки препинания. 1 14.09 §10 упр.61 11. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. 1 15.09 §11 упр.67 12. Синтаксический разбор предложений 1 16.09 §12 упр.69 13. Прямая речь. Диалог 1 17.09 §13 упр.74 20.09 Повторить орфограммы 21.09 словарные слова 22.09 §13-14 упр.67 23.09 §15-17 упр.81 6. 14. 1 Контрольный диктант по итогам повторения 15. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками 1 ТЕКСТ 4ч 16. 17. 18. 1 Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. РР Понятие о функциональных разновидностях языка. 19. 1 упр.82 1 24.09 1 РР Официально-деловой стиль речи. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 27.09 17ч §18-19 упр.89 Приобщение детей к культурному наследию. Гражданское воспитание. Патриотическ ое воспитание и формировани е российской идентичности Духовное и нравственное воспитание. Популяризац ия научных знаний. Приобщение детей к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. 20. 21. Слово и его лексическое значение. РР Собирание материалов к сочинению. 1 28.09 § 20 1 29.09 § 21 упр.123 30.09 § 21 упр.124 01.10 § 22 упр.132 04.10 § 23-24 упр.142 РР Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя» 1 23. Изобразительно-выразительные средства языка 1 24. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления. Профессионализмы. 1 25. Диалектизмы. 1 05.10 §25 упр.147 26. Р.Р. Сжатое изложение 1 06.10 §26 07.10 §26-27 упр.158 22. 27. 1 Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова. 28. Исконно русские и заимствованные слова. 1 08.10 §28 упр.165 29. Новые и устаревшие слова. 1 11.10 § 29 упр.172 30. Фразеологизмы. 1 12.10 § 30 упр.180 31. Источники фразеологизмов. 1 13.10 § 31 рисунки 14.10 § 32-33 упр.194 15.10 §20-33 упр.199 18.10 словарные слова 19.10 сообщения 20.10 зачёт 1 21.10 §34 упр.203 32. 1 Словари. Лексический разбор слова. 33. 1 Повторение изученного. 34. 1 Контрольная тестовая работа «Лексика» Анализ контрольной тестовой работы. Работа над ошибками 1 36. Р.Р. Сообщения о возникновении фразеологизмов. 1 25ч 37. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Морфемика и словообразование. 38. Морфемика и словообразование. 1 22.10 § 34 упр.207 39. Р.Р. Описание помещения. 1 25.10 § 35 упр.211 40. Основные способы образования слов в русском языке. 1 26.10 §36 упр.214 Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические Этимология слов. 1 27.10 §36 упр.221 1 28.10 §37 упр.224 43. Урок развития речи. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. 1 29.10 §38 упр.227 44. Урок развития речи. Сочинение-описание помещения 1 08.11 §39 35. 41. 42. Приобщение детей к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. Популяризац ия научных знаний. Приобщение детей к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. Популяризац ия научных знаний. 45. Буквы А и О в корне -КАС- КОС-. 1 09.11 §39 упр.231 46. Буквы А и О в корне -ГАР-ГОР- 1 10.11 §40 упр.235 47. Буквы А и О в корне -ЗАР-ЗОР- 1 11.11 §41 упр.241 48. Контрольная работа «Правописание корней с чередованием» 1 12.11 §39-41 упр.239 49. Буквы Ы-И после приставок. 1 15.11 §42 упр.245 50. Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ. 1 16.11 §43 упр.250 51. Значение приставки ПРИ- 1 17.11 §43 упр.255 52. Значение приставки ПРЕ- 1 18.11 §43 упр.259 19.11 §43 словарные слова 22.11 §43 словарные слова 23.11 §43 словарные слова 53. 1 Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ- 54. 1 Контрольный диктант по теме «Словообразование» 55. 1 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками 56. Соединительные О-Е в сложных словах 1 24.11 §44 упр.262 57. Сложносокращенные слова 1 25.11 §45 упр.267 26.11 словарные слова 29.11 §46 упр.274 30.11 стр. 134, контр. вопросы 01.12 упр.286 58. 1 Р. Р. Сочинение по картине Р.Ф.Хузина "У окна" 59. Морфемный и словообразовательный разбор слова. 60. 1 1 Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи». 61. Контрольный тест «Словообразование. Орфография» МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 1 19ч Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе. 1 64. Разносклоняемые имена существительные. 65. 62. 63. 02.12 §47 упр.289 1 03.12 §47 упр.295 1 06.12 §48 упр.300 Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. 1 07.12 §49 упр.309 66. Несклоняемые имена существительные. 1 08.12 §50 упр.314 67. Род несклоняемых имен существительных 1 09.12 §51 упр.320 Приобщение детей к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. 68. Имена существительные общего рода 1 10.12 §52 упр.325 69. Морфологический разбор имени существительного. 1 13.12 §53 упр.327 Практическая работа по теме «Имя существительное 1 14.12 §47-53 71. Р.Р. Сочинение по личным впечатлениям. 1 15.12 §54 72. Не с именами существительными. 1 16.12 §54 упр. 331 73. Не с именами существительными. 1 17.12 §54 упр. 335 74. Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). 1 20.12 §55 упр.342 75. Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. 1 21.12 §56 упр.345 76. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. 1 22.12 §57 упр.351 Повторение изученного в разделе «Имя существительное». 1 23.12 стр. 163-164, контр. вопр. Контрольный тест «Имя существительное». 1 24.12 правила 10.01 словарные слова 11.01 упр.361 70. 77. 78. 79. 1 Контрольный диктант с грамматическим заданием. 80. Анализ диктанта и работа над ошибками ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1 23ч 1 82. Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. Имя прилагательное как часть речи. 1 12.01 §58 упр.364 §58 упр.369 83. Р.Р. Описание природы. 1 12.01 §59 упр.374 84. Степени сравнения имён прилагательных. 1 13.01 §60 упр.378 85. Степени сравнения имён прилагательных. 1 13.01 §60 упр.384 86. Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные 1 14.01 §61 упр.386 87. Относительные прилагательные 1 17.01 §62 упр.391 88. Р.Р.Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский») 1 18.01 упр.392 89. Притяжательные прилагательные 1 19.01 §63 упр.395 90. Практическая работа «Разряды прилагательных» 1 20.01 правила 91. Морфологический разбор имени прилагательного. 1 21.01 §64 упр.396 92. Не с прилагательными. 1 24.01 §65 упр.406 93. Не с прилагательными. 1 25.01 §65 упр.403 81. 11.01 Приобщение детей к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. Популяризац ия научных знаний. Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных 1 95. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. 96. 94. 26.01 §66 упр.408 1 27.01 §67 упр.413 Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. 1 28.01 §67 упр.420 97. Р.Р.Сочинение-описание любимой игрушки. 1 31.01 упр.421 98. Различение на письме суффиксов прилагательных к- и -ск-. 1 01.02 §68 упр.423 Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. 1 03.02 §69 упр.429 04.02 стр. 39, контр .вопр. 07.02 словарные слова 99. 100. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» 1 101. 1 Контрольный диктант с грамматическим заданием. 102. Анализ диктанта и работа над ошибками. 1 08.02 упр.438-439 103. РР. Устные публичные выступления учащихся 1 19.01 §70 09.02 Имя числительное как часть речи. 16ч Имя числительное как часть речи. 105. Имя числительное как часть речи. 1 10.02 §70 пословицы с числительны ми §70 упр.441 106. Простые и составные числительные 1 11.02 §71 упр.446 107. Мягкий знак на конце и в середине числительных. 1 14.02 §72 упр.449 108. Порядковые числительные 1 15.02 §73 упр.453 109. Разряды количественных числительных 1 16.02 §74 правило 110. Числительные, обозначающие целые числа 1 17.02 §75 таблицы 111. Числительные, обозначающие целые числа 1 18.02 §75 упр.462 112. Дробные числительные 1 21.02 §76 упр.468 113. Собирательные числительные. 1 22.02 §77 упр.467 114. Морфологический разбор имени числительного 1 24.02 §78 упр.428 115. Повторение изученного материала по теме «Имя 1 25.02 стр. 63, контр. вопр. 28.02 упр.478 01.03 словарные слова 104. 1 числительное». 116. Проверочная работа по теме «Имя числительное». 1 117. 1 Контрольный диктант с грамматическим заданием. 118. Анализ диктанта и работа над ошибками. 1 119. 1 Р.Р. Публичное выступление на тему «Береги упр.478 02.03 §79 Приобщение детей к культурному наследию. Гражданское воспитание. Патриотическ ое воспитание и формировани е российской идентичности Духовное и нравственное воспитание. Популяризац ия научных знаний. Экологическо е воспитание. природу!» МЕСТОИМЕНИЕ Упр.432 21ч 04.03 §79 составить рассказ о классе 1 07.03 §79 упр.483 122. Личные местоимения. 1 09.03 §81 упр.490 123. Возвратное местоимение 1 10.03 §81 упр.492 124. 1 11.03 §81 упр.496 (у) 14.03 составить предложения с местоимения ми разных разрядов 120. 1 Местоимение как часть речи. 121. Личные местоимения. РР Рассказ по сюжетным картинкам 125. Вопросительные, относительные местоимения 1 126. 1 Вопросительные, относительные местоимения 127. Неопределенные местоимения 1 15.03 §82 упр.499 128. Дефис в неопределенных местоимениях 1 16.03 §82 упр.503 129. Отрицательные местоимения 1 17.03 §83 упр.506 130. Отрицательные местоимения 1 18.03 §83 упр.509 131. Притяжательные местоимения. 1 21.03 §84 упр.513 132. РР Рассуждение. Сочинение-рассуждение 1 22.03 §84 упр.518 133. Указательные местоимения 1 23.03 §85 упр.526 134. РР Изложение. 1 24.03 §86 упр.529 135. Определительные местоимения 1 04.04 §88 упр.539 136. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений 1 05.04 §89-90 упр.546 137. Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители» 1 06.04 упр.548 138. 1 07.04 контр. вопросы правила Повторение изученного по теме «Местоимение». 139. Контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 08.04 140. 1 11.04 Анализ диктанта и работа над ошибками. ГЛАГОЛ 141. Повторение изученного в 5 классе. Приобщение детей к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. Популяризац ия научных знаний. упр.552 20ч 1 12.04 §91 упр.558 Приобщение детей к 142. Личные окончания глаголов 1 13.04 §91 упр.563 143. РР Сочинение-рассказ 1 14.04 §91 упр.566 144. Разноспрягаемые глаголы 1 15.04 §92 упр.575 145. Глаголы переходные и непереходные 1 18.04 §93 упр.583 146. Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение 1 19.04 §94 упр.589 147. РР Изложение. 1 20.04 правила 148. Условное наклонение 1 21.04 §96 упр.597 149. Повелительное наклонение 1 22.04 §95 упр.596 150. Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения 1 25.04 §95 упр.600 151. Суффиксы глаголов повелительного наклонения 1 26.04 §95 упр.606 152. Употребление наклонений глагола 1 27.04 §96 упр.613 153. Безличные глаголы 1 28.04 §98 упр.622 154. 1 29.04 §99 упр.626 (у) Морфологический разбор глагола 155. РР Рассказ на основе услышанного. 1 04.05 правила 156. Правописание гласных в суффиксах глаголов 1 05.05 §101 упр.630 157. 1 06.05 стр.142, контр. вопр. Повторение изученного по теме «Глагол» 158. Комплексный анализ текста. 1 11.05 упр.633 159. Контрольный диктант по теме « Глагол». 1 12.05 правила 160. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками 1 13.05 упр.640 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VI КЛАССЕ культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. Популяризац ия научных знаний. Гражданское воспитание. 10ч. 161. Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках.Орфограммы в корне слова. 162. Орфограммы в суффиксах и окончаниях слов. 1 1 17.05 §102 упр.655 §103 упр.644 163. Пунктуация. 1 18.05 §104 упр.657 164. Лексика и фразеология. 1 19.05 §105 упр.661 165. Словообразование. 1 20.05 §106 упр.665 166. 1 23.05 словарные слова 24.05 словарные слова 25.05 §107 разборы слов Итоговая контрольная работа. 167. Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками. 1 168. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. 1 16.05 Приобщение детей к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. Популяризац ия научных знаний. 169. 26.05 §107 разборы слов 27.05 §108, упр.671 1 Морфология. Местоимение. Глагол. 170. Синтаксис. 1 Контроль обученности по предмету № Класс 1 6 «б» 2 6 «б» Месяц сентябрь октябрь 3 6 «б» ноябрь 4 6 «б» декабрь 5 6 «б» январь 6 6 «б» февраль 7 6 «б» март 8 6 «б» апрель 9 6 «б» май Контрольно-измерительный материал Сочинение «Интересная встреча». Контрольный диктант по итогам повторения. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя») Сжатое изложени. Контрольная тестовая работа. Контрольный тест «Лексика. Фразеология». Сочинение-описание помещения Контрольная работа «Правописание корней с чередованием». Контрольный диктант. Контрольное сочинение. Контрольный тест по теме «Словообразование» Изложение. Контрольный тест «Имя существительное». Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Сочинение-описание природы. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Контрольный диктант с грамматическим заданием. Проверочная работа по теме «Имя числительное». Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное сочинение по картине. Контрольный тест «Местоимение». Контрольный диктант с грамматическим заданием. Сжатое изложение. Тестовая работа по теме «Глагол». Контрольный диктант по теме « Глагол». Итоговая контрольная работа.