Рабочая программа по литературе 10 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
гуманитарнолингвистического цикла
Протокол № 5___
от «_10_»_06__2021

ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДАЮ:
на
педагогическом Директор МАОУ СОШ № 36
совете
___________Е.С. Анисимова
Протокол
Приказ № 196
№__1______
от 31__»_08_ 2021г.
«_30__»__ 08

_2021_ г.

Рабочая программа
учебного курса «Литература»
Класс: 10а
Уровень образования: среднее общее образование
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 102 ч/год; 3ч/неделю
Рабочую программу составила: Тихонова Е.И., учитель русского языка и
литературы высшей категории
Рабочая программа составлена на основе:





Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от
29.06.2017)
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р)
Примерной государственной программы по литературеи программы курса
литературы для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений
(базовый уровень) авторов В.Я Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина. М.:
Просвещение, 2010 г.

Учебник: Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений в 2 ч./ ;
под ред Ю.В. Лебедева – М.: Просвещение, 2018

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок
реализации
программы
Место
в
учебном плане
ОО
УМК

Литература
10 «а»
Тихонова Е.И.
2021-2022 учебный год

Цели и задачи

В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования изучение
литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание
грамотного,
думающего,
эстетически
и
эмоционально развитого читателя, способного к всестороннему
осмыслению как отдельных художественных произведений, так и
историко-литературного курса в целом;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе
высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и
зарубежной художественной литературе.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих
основных задач:
 приобщение старшеклассников к отечественному и мировому
наследию классической литературы, к лучшим образцам современной
литературы;
 воспитание уважительного отношения к отечественной классической
литературе как социокультурному и эстетическому феномену, одному из
высочайших достижений национальной культуры, закладывающих
основы гражданственности и патриотизма, формирующих национальнокультурную идентичность и способность к межэтническому диалогу;
 развитие потребности в чтении художественных произведений;
 формирование системы знаний о литературе как искусстве словесного
образа, включая основы специальных литературоведческих знаний,
необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественного
произведения, в том числе воспринимать его в историко-культурном
контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов
искусства;
 развитие читательских умений, интеллектуальных и творческих
способностей, образного и логического мышления, эмоциональной
отзывчивости, эстетического вкуса;
совершенствование речи на примере высоких образцов произведений
художественной литературы, развитие умения создавать разные виды
высказываний на литературную и свободную темы в устной и письменной
форме (в том числе в жанре сочинения).
В 11-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на
историко-литературной основе, монографическое изучение творчества
классиков русской литературы. Программа предполагает изучение

Общая
характеристика
учебного

102 ч.
Итого: количество часов в неделю __3___, в год ___102_
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту:
1. Примерная образовательная программа по предмету авторов В.Я.
Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина. М.: Просвещение, 2010 г.
2. Учебник: Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват.
учреждений в 2 ч./ ; под ред Ю.В. Лебедева – М.: Просвещение, 2018
3. Электронное сопровождение (презентации, индивидуальные задания
по темам)

предмета

литературы
на
базовом
уровне.
Такое
изучение
сохраняет
фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся
об историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на
текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи
формирования читательских умений, развития культуры устной и
письменной речи. При изучении произведений художественной литературы
обращается внимание на вопросы традиций и новаторства в русской
литературе, на историю создания произведений, на литературные и
фольклорные истоки художественных образов, на вопросы теории
литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к
осмыслению литературных направлений, художественных систем).
Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание,
осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным
принципом изучения литературы в 11-ом классе является рассмотрение
творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.
Литература– базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик
и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее
место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
школьника, в формировании его миропонимания и национального
самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью
литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир,
выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных
образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая
их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную
основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом
развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне
осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с
опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает
задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и
письменной речи.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет
преемственность с программой для основной школы, опирается на
традицию изучения художественного произведения как незаменимого
источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и
интеллектуального
развития
личности
школьника.
Приобщение
старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной
литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные
ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и
литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к
чтению.

Основные
образовательн
ые технологии

Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и
саморазвитие
личности
обучающихся.
Игровые
технологии.
Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного
образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты:
-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.,
литературы народов России и зарубежной литературы;
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
-умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог;
-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и
общекультурные темы;
-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.

Личностные результаты:
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданское воспитание:
1. создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных,
духовных и нравственных ценностях российского общества
2. развитие культуры межнационального общения;
3. формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
4. воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
5. развитие правовой и политической культуры детей, расширение
конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
6. развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и
социальной солидарности;
7. формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок
личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
8. разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой,
социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей
мигрантов.
2. Патриотическое воспитание:
1. создание системы комплексного методического сопровождения деятельности
педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего
поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
2. формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину,
готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе
военно-патриотического воспитания;
3. повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов,
обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественнополитических процессах, происходящих в России и мире, а также
осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе
знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
4. развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства,
как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и
памятникам Отечества;
5. развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного
туризма.
3. Духовное и нравственное воспитание:
1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра;
3. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровьяи инвалидам;
4. расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными
организациями и институтами в сфере духовно- нравственного воспитания
детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
5. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и
планов;
6. оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных.
4. Приобщение детей к культурному наследию:
1. эффективное использование уникального российского культурного наследия,
в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и
кинематографического;
2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным
ценностям;
3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
4. увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к
классическим и современным высокохудожественным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы;
5. создание условий для доступности музейной и театральной культурыдля детей;
6. развитие музейной и театральной педагогики;
7. поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и
культуры, проведению культурных мероприятий, направленных
на
популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
8. развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного
туризма.
5 . Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
1. содействие повышению привлекательности науки для подрастающего
поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
2. создание условий для получения детьми достоверной информации о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных

познаниях об устройстве мира и общества.
7 .Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется
посредством:
1. воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности
трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным
видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей;
2. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и
последствия своих действий;
3. содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к
социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
8. Экологическое воспитание включает:
1. развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного
отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
2. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов,
умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого
отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Выпускник на базовом уровне научится:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- в устной и письменной форме обобщить и анализировать свой читательский опыт, а
именно:

обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы
и подтексты);

использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;

анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия
и/или развития их характеров;

определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносное и коннотативные значения), оценивать их художественную
выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности,
эстетической значимости;

анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста
способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие
на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между

счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);

анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.)

- осуществлять следующую продуктивную деятельность:

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду);

выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и
т.п.);

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;

- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

- о произведениях новейшей и отечественной и мировой литературы;

- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, название
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Содержание учебного предмета (102 ч.)
Введение
Цели изучения литературы в 10 классе, задачи литературоведения как науки.
Значение целостного изучения творческого пути писателя, роль генетических,
диалогических и типологических связей в анализе литературного произведения.
Краткая характеристика таких научных направлений, как историческая поэтика,
сравнительно-историческое литературоведение, историко-функциональное изучение
литературы.
Теория литературы: литературоведение.
Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века
Русская литература XIX века на этапе становления реализма как литературного
направления. Своеобразие становления реализма в русской литературе в контексте
европейского литературного процесса и общекультурного развития европейских стран.
Национальное своеобразие русского реализма, стремящегося к широте изображения
жизни в общенациональном ракурсе, шекспировской полноте постижения человеческих
характеров, христианскому гуманизму в оценке окружающего мира. Эволюция русского
реализма от первых десятилетий XIX века к 1840-м годам и ко второй половине века: от
пушкинского универсализма к индивидуальным стилям писателей 1860—1870-х годов,
от образцовых статей В. Г. Белинского к нескольким направлениям в литературной
критике, отстаивающим противоположные общественные и эстетические позиции.
Теория литературы: историко-литературный процесс, романтизм и реализм как
литературные направления.
Русская литературная критика II половины XIX века
Расстановка общественных сил в 1860-е годы, причина размежевания общества на
западников и славянофилов. Взгляд славянофилов и западников на пути русской
истории и будущее России. «Эстетическая критика» либеральных западников П. В.
Анненкова, А. В. Дружинина, публиковавшихся в журналах «Отечественные записки»,
«Библиотека для чтения», «Русский вестник».
«Реальная критика» революционеров-демократов. Анализ литературного произведения
как повод для осмысления социальных и политических проблем современности в
статьях Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова.
Общественная и литературно-критическая программа нигилистов, критиков журнала
«Русское слово» Д. И. Писарева и В. А. Зайцева, причины их полемики с журналом
«Современник».
Литературно-критическая позиция славянофилов К. С. Аксакова и А. С. Хомякова,
развитие и преломление их идей в литературно-критической позиции почвенников А.
А. Григорьева и Н. Н. Страхова, соратников Ф. М. Достоевского и сотрудников его
журналов «Время» и «Эпоха».
Теория литературы: литературная критика.
Иван Сергеевич Тургенев (9ч)
Жизнь и творчество (Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к
любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в
основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и
противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция
Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика
оТургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической
панораме.Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в
изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные
реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в
романе); музыкальные темы в романе.
Контроль: сочинение, тест
Николай.Гаврилович Чернышевский (6ч)
Роман «Что делать? » (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева
«Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие
составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры
Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное
своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря;
традиционный сюжет «гепо'ег-уоиз» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения
искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Иван Александрович Гончаров (9ч)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в
характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное
явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее
выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое
обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе.
Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через
индивидуальное. Литературная критика.
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и
Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из
жизни И.И. Обломова» (реж.Н. Михалков).
Контроль: сочинение, тест
Александр Николаевич Островский (7ч)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина,
Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно
ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией,
ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе.
Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова.
Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.
Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика
пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы.
Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в
критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах
комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н.
Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметныесвязи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации
пьес А.Н. Островского
Контроль: сочинение, тест
Федор Иванович Тютчев (3ч)
Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер

тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с
«божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных
образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический
фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров —
героической или философской поэмы, торжественной или философской оды,
вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм).
Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален
вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти
бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом
Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в
русской поэзии.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы
в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевскойфилософии природы; песни и
романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (СИ.Танеев, СВ. Рахманинов и
др.).
Контроль: сочинение, тест
Николай Алексеевич Некрасов (8ч)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературнохудожественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на
позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная
трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет
лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как
способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова.
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая
конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический
язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная
Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и
«народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун
та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...»,
«Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...»,
«Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю
иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка»,
«Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной
литературы (развитие понятия).
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация
поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А.
Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И.
Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Контроль: сочинение, тест
Афанасий Афанасьевич Фет (3ч)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика.
Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического
пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное»,
«неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и
музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив

трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны
душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря
прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был
полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На
качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического
стихотворения.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А.
Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Контроль: сочинение, тест
Алексей Константинович Толстой (3ч)
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы,
мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя.
Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения»,
«Государь ты наш батюшка...».
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметныесвязи: А.К. Толстой и братья Жемчуж-никовы; сатирические приемы в
творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого;
романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Контроль: сочинение, тест
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3ч)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя.
Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на
смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная
черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и
желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как
выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные
представления).
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина;
традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях
художников (Кукрыниксы, В. Кара-сев, М. Башилов и др.).
Контроль: сочинение, тест
Страницы истории западноевропейского романа 19 века (6ч)
Федор Михайлович Достоевский (8ч)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история.
Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения.
Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная
роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиознонравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.духовные искания интеллектуального
героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души.
Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственнопсихологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в ро-

манах Толстого и Достоевского.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского;
сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские
мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и
др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман
«Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю.
Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Контроль: сочинение, тест
Лев Николаевич Толстой (16ч)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа
толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства.
Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история
романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое
начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской
патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на
почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении
писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий.
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея
Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.
Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен.
Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах
Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль
об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.
Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ
выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических
взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его
влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог
(развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи:Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова
«Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: "исторические источники романа «Война и мир»; живописные
портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации
к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклев-ский, В. Серов, Д.
Шмаринов).
Контроль: сочинение, тест
Николай Семенович Лесков (3ч)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы.
Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой
Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из
народа.
«Тупейный
художник».
Самобытные
характеры
и
необычные
судьбы,
исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость —
основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. •» (Изучается одно

произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н.
Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Контроль: сочинение, тест
Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. (3ч)
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний
романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Генрик Ибсен.
Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права
женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.
Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом»
как «драма идеи и психологическая драма.
Ги де Мопассан
Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными
благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них
значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки.
Особенности жанра новеллы.
Джордж Бернард Шоу
Обзор творчества писателя. Пьеса «Пигмалион», в которой древний миф об ожившей
статуе получает парадоксальное истолкование и становится ироническим вызовом
современному буржуазному обществу.
Межпредметные связи: драма как род литературы. Художественный мир драматического
произведения.

Антон Павлович Чехов (7ч)
Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры —
сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького
человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как
основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова.
Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической
реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы
рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с
мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и
др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое,
настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых
эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая
образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного
наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика:
открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая
деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых
эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая
деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в
русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад»
(постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пиме-нова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А.
Трушкина и др.).
Контроль: сочинение, тест
Мировое значение русской литературы (2ч)
Своеобразие русской классики XIX века, ренессансной по своему масштабу,
стремящейся к воплощению общенациональных и общечеловеческих идеалов,
утверждению христианской духовности.
Теория литературы: тематика, проблематика, пафос. Историко-литературный процесс.

Произведения для заучивания наизусть:
А.С.Пушкин. 3 – 4 стихотворения (по выбору учащегося).
М.Ю.Лермонтов. 2 – 3 стихотворения (по выбору учащегося).
А.А.Фет. «На заре ты её не буди…». «Я пришёл к тебе с приветом…». «Какая ночь!..».
«Это утро, радость эта…». «Я тебе ничего не скажу…». «Какая грусть! Конец аллеи…».
(на выбор)
Н.А.Некрасов. «Поэт и гражданин». « Я не люблю иронии твоей…». «Мы с тобой
бестолковые люди…». «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок по выбору учащегося).
А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору учащегося).
И.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащегося).

Тематическое планирование
Колво
часов

Дата
прове
дения

Введение.

1

01.09

Национальное своеобразие русского реализма.

1

02.09

конспект

Расстановка общественных сил в 1860-е гг.

1

07.09

Стр.3-5

Направления в русской критике второй половины 19
века.

1

08.09

сообщение по теме

Направления в русской критике второй половины 19
века.

1

09.09

составить схему

Этапы биографии И. С. Тургенева

1

14.09

конспект

7

Обзор творчества И. С. Тургенева

1

15.09

8

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и
дети»

1

16.09

читать роман
Тургенева
Анализ романа

9

Трагический характер конфликта в романе. Споры
Базарова с Павлом Петровичем.

1

21.09

глава 1,2

10

Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание
любовью.

1

22.09

глава 5,7

11

Мировоззренческий кризис Базарова

1

23.09

12

Болезнь и смерть Базарова.

1

28.09

читать роман
Тургенева
сообщение по теме

№
п/п
1
2

3
4

Раздел

Становление и
развитие реализма
в русской
литературе XIX
века
Русская
литературная
критика II
половины XIX
века

5

6

Иван Сергеевич
Тургенев

Тема урока

Домашнее задание

Основные направления
воспитательной
деятельности

Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация
научных знаний
Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация
научных знаний

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;

13

«Отцы и дети» в русской критике.

1

29.09

Анализ эпизода

14

Р.р. Сочинение по роману «Отцы и дети».

1

30.09

конспект

Жизненный и творческий путь Н.Г.Чернышевского.

1

05.10

сочинение

Творческая история романа «Что делать?». Значение
романа в истории литературы и революционного
движения

1

06.10

17

Композиция романа «Что делать?». Система образов в
романе.

1

07.10

18

Старые и новые люди. «Особенный человек» Рахметов.

1

12.10

Анализ эпизода

19

Четыре сна Веры Павловны.

1

13.10

20

РР. Сочинение по роману Н.Г.Чернышевского «Что
делать?»

1

14.10

сопоставительный
анализ
Выразит чтение

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.

1

19.10

написать сочинение

Творческая история романа «Обломов»

1

20.10

часть 1 романа

23

Полнота и сложность характера Обломова.

1

21.10

часть 2 читать

24

Штольц как антипод Обломова.

1

26.10

читать роман

25

История любви Обломова и Ольги Ильинской.

1

27.10

читать роман

26

Историко –философский смысл романа.

1

28.10

анализ эпизода

27

Роман «Обломов» в русской критике.

1

09.11

конспект

28

РР Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1

10.11

конспект

15
16

21
22

Николай
Гаврилович
Чернышевский

Иван
Александрович
Гончаров

Гражданское
воспитание;
биографияЧернышев Духовное
ского
нравственное
воспитание;
Популяризация
научных знаний
читать роман
.

Гражданское
воспитание;
Духовное
нравственное
воспитание;

и

и

Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;

Романы И.А. Гончарова

1

11.11

сочинение

А.Н.Островский. Этапы биографии и творчества.

1

16.11

анализ текста

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.

1

17.11

32

Город Калинов и его обитатели.

1

18.11

действие 1 драмы
"Гроза" читать
действие 2

33

Образ Катерины. Ее душевные трагедии.

1

23.11

действие 3

34

«Гроза» в русской критике.

1

24.11

действие 5

35

РР Сочинение по пьесе «Гроза».

1

25.11

36

Анализ драмы «Бесприданница».

1

30.11

Анализ драмы
«Бесприданница».
сочинение

Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные
темы и идеи лирики.

1

01.12

анализ
стихотворения

Поэзия Ф.И.Тютчева в контексте русского
литературного развития.

1

02.12

наизусть

1

07.12

анализ
стихотворения

Основные этапы биографии и творчества Н.А.
Некрасова.

1

08.12

анализ
стихотворения

Поэзия Н.А.Некрасова в контексте русского
литературного развития.

1

09.12

наизусть

1

14.12

прочитать Пролог,
часть 1 - глава 1,2,3

29
30
31

37

Александр
Николаевич
Островский

Федор Иванович
Тютчев

38

39

Р.р. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева.
40

41

42

Николай
Алексеевич
Некрасов

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»в контексте

Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание
формирование
российской
идентичности;
Духовное
нравственное
воспитание;
Экологическое
воспитание.
Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание
формирование
российской
идентичности;
Духовное

и

и

и

и

творчества Некрасова.

из поэмы "Кому на
руси жить хорошо"
прочитать часть 1
глава 4-5 поэмы

43

Душа народа русского в поэме «Кому на Руси жить
хорошо»

1

15.12

44

Народ в споре о счастье

1

16.12

1

21.12

1

22.12

1

23.12

1

28.12

1

29.12

анализ стихов

1

30.12

анализ стихов

1

11.01

анализ стихов

1

12.01

анализ стихов

45

Идейный смысл рассказов о грешниках
46

Народ и Гриша Добросклонов
47

РР Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
48

Афанасий
Афанасьевич Фет

Основные этапы жизни и творчества А.А.Фета.
Проблематика и характерные особенности лирики Фета..

49
50

прочитать часть 2
поэмы
прочитать поэму
Некрасова "Кому на
Руси жить хорошо"
стр. 296-314
учебника. Дать
краткую
характеристику
персонажам
(письменно)
Сочинение по поэме
"Является ли
богатство
необходимым
условием счастья?"
Биография анализ
стихов

РР Анализ стихотворения А.А.Фета.
51

52

Алексей
Константинович
Толстой

Жизненный путь А.К. Толстого. Исторические взгляды
поэта и его сатирические стихотворения
Лирика А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель

нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация
научных знаний

Гражданское
воспитание;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.
Гражданское
воспитание;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и

профессиональное
самоопределение;

правды».

53
54

55

Михаил
Евграфович
СалтыковЩедрин

56
57
58
59

Страницы
истории
западноевропейск
ого романа 19
века

Р.р. Анализ стихотворения А.К.Толстого.

1

13.01

анализ стихов

Основные этапы биографии и творчества М.Е.
Салтыкова-Щедрина.

1

18.01

биография

Проблематика и поэтика сатиры «История одного
города».

1

19.01

Анализ эпизода

Обзор творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

20.01

Анализ эпизода

Судьба книг Ф.Стендаля в России 19 века.

1

25.01

биография

Роман «Красное и белое»(семинар)

1

26.01

Анализ эпизода

Основные этапы жизни и творчества О.де Бальзака .

1

27.01

Анализ эпизода

1

01.02

Чтение и анализ
текста

1

03.02

Чтение и анализ
текста

1

08.02

Чтение и анализ
текста

Ф.М. Достоевский. Основные этапы биографии и
творчества.

1

09.02

биография

Творческая история Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание»

1

10.02

Анализ эпизода

1

15.02

Анализ эпизода

60

Анализ новеллы «Гобсек».
61

Английская литература 19 века.
62

Произведения Ч.Диккенса и У. Теккерея.
63

64

65

Федор
Михайлович
Достоевский

Мир Петербургских углов и его связь с теорией

Гражданское
воспитание;
Духовное
нравственное
воспитание;

и

Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация
научных знаний

Гражданское
воспитание;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному наследию;

Раскольникова.
66

1

16.02

Чтение и анализ
текста

1

17.02

Чтение и анализ
текста

Теория Раскольникова. Идея и натура Раскольникова.
67

Раскольников и Соня.
68

Раскольников и Порфирий Петрович. Экранизация
романа.

1

22.02

Чтение и анализ
текста

69

«Преступление и наказание»в русской критике 1860-х
годов.

1

24.02

Чтение и анализ
текста

70

РР Сочинение по роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»

1

01.03

сочинение

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой –человек,
мыслитель, писатель

1

02.03

биография

72

«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое
изображение войны.

1

3.03

Практическая работа

73

Роман «Война и мир» -роман-эпопея: проблематика,
образы, жанр

1

09.03

Чтение и анализ
текста

74

Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль
1805г.»

1

10.03

Чтение и анализ
текста

1

15.03

Чтение и анализ
текста

1

16.03

Чтение и анализ
текста

71

Лев Николаевич
Толстой

75

Именины у Ростовых. Лысые горы.
76

Изображение войны 1805-1807г.г.

Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое

77

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев
романа.

1

17.03

Чтение и анализ
текста

78

Отечественная война 1812 года. Философия войны в
романе.

1

22.03

Чтение и анализ
текста

1

23.03

Чтение и анализ
текста

1

24.03

Чтение и анализ
текста

1

05.04

Чтение и анализ
текста

1

06.04

Чтение и анализ
текста

1

07.04

Чтение и анализ
текста

1

12.04

Чтение и анализ
текста

79

Кутузов и Наполеон в романе.
80

Партизанская война. Бегство французов.
81

«Мысль народная» в романе «Война и мир».
Простой народ как ведущая сила исторических событий
и источник настоящих норм морали.

82

83

Эпилог романа.
84

Образ Наташи Ростовой.
85

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера
Безухова.

1

13.04

Практическая работа

86

Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

14.04

сочинение

Н.С. Лесков. Художественный мир писателя.

1

19.04

биография

«Леди Макбет Мценского уезда»

1

2004

Анализ эпизода

Повесть-хроника «Очарованный странник».

1

21.04

Анализ эпизода

87
88
89

Николай
Семенович
Лесков

воспитание.

Гражданское
воспитание;
Духовное
нравственное
воспитание;

и

90

91

Страницы
зарубежной
литературы конец
19 – начало 20 вв

Политическая и театральная деятельность Г.Ибсена.
Пьеса «Кукольный дом».

1

26.04

Чтение и анализ
текста

Основные этапы жизни и творчества Ги де Мопассана.
Анализ новелл «Пышка»и «Ожерелье».

1

27.04

Чтение и анализ
текста

1

28.04

Чтение и анализ
текста

Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е
годы 20 века и ее отражение в литературе

1

03.05

Практическая работа

Особенности художественного мироощущения
А.П.Чехова.

1

04.05

биография

1

05.05

Чтение и анализ
текста

1

10.05

Чтение и анализ
текста

92

Бернард Шоу "Пигмалион"
93

94

Антон Павлович
Чехов

95

Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».От Старцева к Ионычу.
96

Творческая история пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».
97

Общая характеристика «новой драмы». Исторические
истоки «новой драмы».

1

11.05

Чтение и анализ
текста

98

О жанровом своеобразии комедии А.П. Чехова
«Вишневый сад». Своеобразие конфликта и его
разрешение.

1

12.05

Чтение и анализ
текста

1

17.05

Чтение и анализ
текста

1

18.05

сочинение

1

19.05

99

«Вишневый сад»в русской критике и на сцене.
100
101

РР. Сочинение по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
Мировое значение Контрольный тест по курсу литературы 10 класса

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное
воспитание;
Приобщение детей к
культурному наследию;
Популяризация
научных знаний

Приобщение детей к

102

русской
литературы

Поиски русскими писателями второй половины 19 века
«мировой гармонии». Уроки русской классической
литературы.

1

25.05

культурному наследию;

Диагностический контроль по литературе
№
1

Класс
10 «а»

Месяц
сентябрь

2

10 «а»

октябрь

3

10 «а»

ноябрь

4

10 «а»

декабрь

5

10 «а»

январь

6

10 «а»

февраль

7

10 «а»

март

8

10 «а»

апрель

9

10 «а»

май

Контрольно-измерительный материал
Чтение наизусть стихотворений Пушкина
Домашнее сочинение по лирике Пушкина
Классное сочинение по творчеству Пушкина. Тест
Чтение наизусть стихотворений Лермонтова.
Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова
Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя. Роман
«Обломов» в русской критике. Тест
Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза».
Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике
вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему
сочинению
Чтение наизусть стихотворений Тютчева, Фета, Толстого,
Некрасова. Анализ стихотворений. Сочинение. Домашнее
сочинение по творчеству Н. А. Некрасова
Контрольная работа. Образы градоначальников в романе
М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Тест
Анализ эпизода из романа «Война и мир».
Подготовка к домашнему сочинению
Тест
Роль эпилога в романе. Подготовка к домашнему
сочинению по роману Достоевского «Преступление и
наказание». Катерина Кабанова и Катерина Измайлова.
(По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди
Макбет Мценского уезда»)
Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие
чеховского стиля .Зачетная работа за второе полугодие.
Итоговое тестирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».