Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Бурятский язык» Класс: 4а, 4б, 4в Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего –34 ч/год; 1 ч/неделю Рабочую программу составила: Санжиева Ю.Б., учитель бурятского языка первой категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями). Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г №996-р) Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РБ № 830 от 09 июня 2008 г. Программы по бурятскому языку как государственному для 2–9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. Улан-Удэ, 2010 г Учебник:«Амар мэндэ!" для третьего года обучения под редакцией Г-Х. Ц. Гунжитовой, С.А. Дашиевой, Б.Д.Цырендоржиевой, Улан-Удэ ГБУ РЦ «Бэлиг», 2017 г Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Бурятский язык 4а, 4б, 4в Санжиева Юлия Борисовна 1 год Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном Часть, формируемая участниками образовательных отношений: __34__ ч. Итого: количество часов в неделю _1____, в год _34 ч____ плане ОО Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: УМК 1 «Программа по бурятскому языку как государственному для 2 – 9 классов образовательных школ с русским языком обучения», авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. Улан-Удэ, 2010 2 Учебника по бурятскому языку «Амар мэндэ!" для третьего года обучения под редакцией Г-Х. Ц. Гунжитовой, С.А. Дашиевой, Б.Д.Цырендоржиевой . Улан-Удэ ГБУ РЦ «Бэлиг», 2017 г Целью обучения бурятскому языку в начальной школе является формирование Цели и задачи элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение бурятского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование умения общаться на бурятском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах; - приобщение детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство младших школьников с миром традиций, детского фольклора и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям разных национальностей; - развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению языками; - воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами бурятского языка. Деятельностный характер предмета «Бурятский язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные предметы и навыки Задачи: - формирование представлений о бурятском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания между людьми, узнавать новое через звучащие и письменные тексты; - расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарными лингвистическими представлениями, необходимыми для овла дения устной и письменной речью на бурятском языке на элементарном уровне; - обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психоло гического барьера и использования бурятского языка как средства общения; - развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом; - развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием бурятского языка; - приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; - развитие познавательных способностей, овладение умениями координирован ной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением, и т.д.), умением работы в паре, в группе. Указанные цели и задачи, возможно реализовать при условии, что обучение бурятскому языку в начальной школе осуществляется в контексте коммуникатив но-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов к коммуникативному развитию школьников. Деятельностный характер предмета «Бурятский язык» соответствует природе Общая младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. характеристика учебного предмета Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные предметы и навыки Информационно- коммуникационная технология Основные Технология развития критического мышления образовательные Проектная технология технологии Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Игровые технологии Технология мастерских Технология интегрированного обучения Педагогика сотрудничества Технология уровневой дифференциации Групповые технологии Традиционные технологии (классно- урочная система) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Бурятский язык» в начальной школеЛичностные результаты продолжать развивать - интерес к бурятскому языку; – формировать элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры бурятского народа – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – обращать внимание на особенности устных и письменных Высказываний других людей.отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей. 8. Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты (общеучебные умения и универсальные учебные действия). На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения, используя умения, приобретенные на уроках родного языка; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений - звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова на бурятском языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей. Ученики учатся осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера. Предметные результаты (социокультурная осведомленность и специальные умения) Учащиеся знакомятся с традициями, фольклором, литературными персонажами популярных детских произведений, сюжетами популярных сказок, стихами, песнями на бурятском языке, элементарными формами речевого и неречевого поведения, учатся пользоваться двуязычным словарем, справочным материалом в виде таблиц, схем, правил, вести словарь, систематизировать слова по тематическому принципу, понимать интернационализмы, опознавать грамматические явления.__ Ученик научится Ученик получит возможность научиться Аудирование: -понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное; -воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале. Чтение: -соотносить графический образ бурятского слова с его звуковым образом; -читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию; -читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; -находить в тексте нужную информацию. Говорение: -вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос — ответ) Речевая компетенция. Аудирование: -воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, и полностью понимать содержащуюся в нем информацию; -использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. Чтение: -догадываться о значении незнакомых слов по контексту; -не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие пониманию основное содержание текста. Говорение: -участвовать в элементарном диалогерасспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы; -воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни; -составлять краткую характеристику и диалог -побуждение к действию; - на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж; - на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге; - говорить наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме); Письмо: -владеть техникой письма; -списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; -писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо. Языковая компетенция. Графика, каллиграфия, орфография: -пользоваться бурятским алфавитом, знать последовательность букв в нём; -воспроизводить графически и каллиграфически корректно все бурятские буквы (полупечатное написание букв, слов); -находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово; -применять основные правила чтения и орфографии, изученные в курсе начальной школы; -отличать буквы от знаков транскрипции. Фонетика: -адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; -соблюдать нормы произношения звуков; -соблюдать правильное произношение долгих и кратких гласных, дифтонгов, звуков х, г, h -соблюдать особенности интонации основных типов предложений; -корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей. Лексика: -распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы; -оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей. персонажа; -кратко излагать содержание прочитанного текста. Письмо: -делать выписки из текста -письменный перевод несложных текстов -составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам; -заполнять простую анкету; -в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту; -правильно оформлять конверт (с опорой на образец); -делать по образцу подписи к рисункам. Языковая компетенция. Графика, каллиграфия, орфография: -сравнивать и анализировать буквосочетания бурятского языка и их транскрипцию; -группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения; -уточнять написание слова по словарю учебника. Фонетика: -распознавать случаи использования Правила гармонии гласных -соблюдать правило чтения долгих и кратких гласных, правильно употреблять мужские и женские, йотированные гласные -читать изучаемые слова по транскрипции; -писать транскрипцию отдельных звуков, сочетаний звуков по образцу. Лексика: -узнавать простые словообразовательные элементы; -опираться на языковую догадку при восприятии интернациональных и сложных слов в процессе чтения и аудирования; - понимать значение лексических единиц по словообразовательным элементам (суффиксам и приставкам); -составлять простые словари (в картинках, двуязычные) в соответствии с поставленной учебной задачей, используя изучаемую лексику в пределах тематики начальной школы. Грамматика: -узнавать сложносочиненные предложения; Грамматика: -распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения; -распознавать и употреблять в речи изученные существительные в единственном и во множественном числе; падежи существительных; глаголы ; модальные слова, личные, притяжательные и указательные местоимения; изученные прилагательные в положительной, сравнительной, превосходной степенях; количественные (до100) и порядковые числительные; наиболее употребительные предлоги для выражения временных и пространственных отношений.__ -использовать в речи безличные предлож; -оперировать в речи неопределенными местоимениями -образовывать по правилу прилагательные в сравнительной и превосходной степенях и употреблять их в речи; -распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы); -распознавать и употреблять в речи наиболее употребительные наречия -узнавать в тексте и на слух, употреблять в речи в пределах тематики начальной школы глаголы, времена глаголов, изменение глаголов по лицам, порядок слов в предложении. Структура вопросительного предложения.выражение подтверждения – тиимэ, отрицания угы. Употребление союзов ба, болон, харин. Содержание Моя семья. Члены моей семьи, их имена, возраст. Мой дом/моя квартира, моя комната. Культ огня – хранитель домашнего очага, семьи и рода. Почитание старших – символ мудрости и доброты. Семейные праздники (день рождения, Новый год, Праздник Белого месяца). Вечер в кругу семьи: любимые занятия членов моей семьи, что они любят читать. Помощь по дому. Родословная . Поведение в семье и гостях. Мой класс. Классная комната. Учебные предметы. Школьные принадлежности. Счет Работа, профессия. Профессия моих родителей..Письмо другу: обращение, прощание, оформление конверта. Профессия почтальона. Сказка о волшебном почтовом ящике. В магазине: как пройти и сделать покупку. Профессия продавца. Покупка одежды. Покупка продуктов в разных упаковках и в разном количестве: литр, килограмм и др. Мои друзья и я. Приветствие. Знакомство. Имя. Возраст. Помощь друг другу. Совместные занятия. Любимое домашнее животное, его имя, возраст. Моя биография. Одежда. Цвет, размер, чья одежда. Национальный костюм. Еда. Молочная пища. Молоко – ритуальный напиток – символ плодородия, небесного благоволения, пожелания светлого. Национальная кухня. Популярные русские лакомства Прием и угощение гостей. Еда в разное время суток. С праздником. День рождения. Праздник Белого месяца. Мамин день. Сурхарбаан Мое село, мой город. Жизнь в городе и селе. Дикие и домашние животные. Моя деревня. Моя Бурятия. География. Климат и погода. Времена года. Озеро Байкал. Легенды о Байкале. Календарно – тематическое планирование № Список разделов и тем I. Моя школа 1 Бурятские имена. Приветствие 2 Колич и порядковые числительные. Школа 3 Описание человека. Превосходное слово эгээ 4 Кто, что любит (не любит) делать 5 Я люблю спорт 6 Мой любимый вид искусства 7 Урок чтения 8 Проект "Наш класс" 9 Контрольная работа II. Моя семья 10 Сколько лет? 11 Родословная 12 Моя семья 13 Работа и место работы 14 Режим дня 15 На продуктовом рынке 16 Контрольная работа III. Мои друзья 17 В магазине одежды. Цвета 18 Вид одежды 19 20 21 Великий чайный путь Урок чтения Проект «Моя семья» 22 23 24 25 С днем рождения! 12 годов Сагаалган Мамин день 26 Сурхарбаан. 27 Контрольная работа IV. Мой край 28 4 времени года 29 Погода 30 Дикие звери 31 Части тела 32 Описание животных. Сказка 33 Бурятский край 34 Контрольная работа Домашнее задание Кол Дата Основные направления воспитательной деятельн написать бур имена 1 02.09 стр 15 упр 12 1 08.09 выучить слова 1 15.09 Стр 24 упр10 1 22.09 Стр29 упр 7 Стр 34 1 1 29.09 06.09 Гражданское воспитание; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Популяризация научных знаний Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Стр 37 упр4 Стр10 упр5 Стр11 упр2 1 1 1 13.09 20.09 27.09 Стр42 упр10 Составить родословную стр 49 упр 10 выучить слова стр 59 упр6 выучить слова 1 1 1 1 1 1 1 10.11 17.11 24.11 01.12 08.12 15.12 22.12 Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; выучить слова рассказ о своей одежде Стр 71 отв на вопр подготовить проект записать дни рождения Стр 80 выучить слова Нарисовать и подписать открытку Выучить песню 1 1 12.01 19.01 1 1 1 26.01 02.02 09.02 1 1 1 1 16.02 02.03 09.03 16.03 Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Гражданское воспитание Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 1 1 23.03 06.04 Стр108 упр 8 выучить слова выучить слова стр 120 упр6 выучить слова 1 1 1 1 1 13.04 20.04 27.04 04.05 стр 133 упр 6 1 1 11.05 18.05 25.05 Экологическое воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Гражданское воспитание;