Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей музыки, изо, технологии, физической культуры. Протокол № __5_ От «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 От «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 От «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Музыка» Класс: 5А, 5Б, 5В Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы– 2021/2022учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю Рабочую программу составила: Короткова Ирина Ивановна учитель музыки Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017 Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2017. Улан-Удэ, 2021 г. Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Музыка 5А, 5Б, 5В Короткова Ирина Ивановна 1 год 2021- 2022 Обязательная часть: 34 ч. Итого: количество часов в неделю ___1__, в год ___34___ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017 2. Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2017 Цели и задачи Цель: развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Задачи: развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;- воспитание эмоциональноценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии Тематизм даёт возможность объединять материал урока и другие виды деятельности в единое художественное целое, вводить в урок высокохудожественные произведения не только музыкального искусства, но и поэзии, художественной прозы, изобразительного искусства, что усиливает межпредметные связи. Процесс обучения музыке направлен на творческое развитие учащегося, а это развитие музыкальности, комплекса музыкальных способностей ученика и его творческой активности. Творческая активность учащихся проявляется в суждениях о музыке, в поисках нужных исполнительских красок, в попытках импровизации, т.е. создания собственного музыкального продукта в виде ритмов, мелодий, театрализации, движений под музыку. Таким образом, возможности музыкального воспитания позволяют применять познавательные универсальные учебные действия - УУД, которые включают в себя: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Это формируется в процессе освоения нотной грамоты, в работе с музыкальным словарём, в работе с карточками. В процессе обучения предмету используются современные образовательные технологии: игровые, компьютерные, коммуникативнодиалоговые и развивающие. Творческая деятельность на уроках музыки раскрывает специфические связи искусства с окружающим миром. Творческие задания пронизывают весь урок от начала до конца. С одной стороны, они постоянно обращаются к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления и ситуации. Современный урок музыки невозможен без использования информационных технологий. С появлением персонального компьютера, приобретенного и оснащенного возможность не только слышать классическую и современную музыку, современные произведения отечественных и зарубежных композиторов, но и видеть, как эта музыка создается и как воплощается в жизнь музыкантами и певцами. При реализации школьного курса музыки в 5 классах учтены материальнотехнические средства. Осуществляется дифференцированный подход при изучении музыки с учётом учащихся с ОВЗ; применяется организация исследовательской (проектной) деятельности. Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры; формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся. Метапредметные результаты: Познавательные: Учащиеся научатся: логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач; обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения; осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей; использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Учащиеся получат возможность: научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области. Регулятивные: Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Учащиеся получат возможность научиться: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах; действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. Коммуникативные: Учащиеся научатся: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи; приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи; создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников. Предметные результаты: У учащихся будут сформированы: первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа; основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества. Учащиеся научатся: активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края); наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия; моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»; использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности; воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности; планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании; Учащиеся получат возможность научиться: ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий; творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкальноисполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности; организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА. Тема первого полугодия: «Музыка и литература» (16 часов) Сюжеты, темы, образы музыки и литературы. Определение интонационного сходства и различия музыки и литературы. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры «симфония-действо», «кантата». Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Музыкальные инструменты. Образы колокольности в музыке и литературе. Жанры фортепианой музыки. Приемы развития в музыке и литературе. Опера. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители. Балет. Образы танцев. Музыкальный фильм. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры. Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» (18 часов) Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Песенность. Песнопение. Солист. Орган. Кантата. Смешанный хор. Трехчастная форма. Выразительность и изобразительность в музыке и изобразительном искусстве. Протяжная песня. Певческие голоса. Музыкальная живопись и живописная музыка. Творческая мастерская композитора, художника. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска. Орнамент. Концертная симфония. Роль дирижера в прочтении музыкального произведения. Симфония. Эскиз, этюд. набросок, зарисовка в музыке и изобразительном искусстве. Органная музыка. Архитектура – застывшая музыка. Духовная музыка. Светская музыка. Композиция. Форма. Музыкальная живопись, живописная музыка. Звуковая палитра. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпритация. Джазовые импровизации. Жанры музыкального и изобразительного искусства. Содержание программы Календарно-тематическое планирование № п/п № Раздел I полугодие «Музыка и литература» Тема урока Кол -во часо в 16ч. 1 Дата Пров еде ния 1 1 Вводный урок. Что роднит музыку с литературой. 2 2 3 08.09 С.6-9, тетради Вокальная музыка 1 15.09 С.1012,сооб-е 3 Детский музыкальный фольклор 1 22.09 4 4 Вокальная музыка 1 29.09 С.18-19, правило С.16-17. 5 5 Фольклор в музыке русских композиторов 1 06.10 С.20-21. 6 6 Фольклор в музыке русских композиторов 1 13.10 Жанры инструментальной и вокальной музыки Вторая жизнь песни. 1 20.10 1 27.10 1 29.10 1 Вторая жизнь песни .Муз.прошлое родного края Всю жизнь мою несу родину в душе... 1 10.11 11 2 Писатели и поэты о музыке и музыкантах 1 17.11 12 3 1 24.11 13 4 1 01.12 14 5 Первое путешествие в музыкальный театр. Опера Второе путешествие в музыкальный театр. Балет Музыка в театре, кино, на телевидении 1 08.12 15 6 1 15.12 16 7 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл Систематизация знаний по разделу 1 1 22.12 7 7 8 8 9 9 10 Домашнее задание Сообщен ие С.22-23, посл. Тетради с д/з С.24-27. С.3034,пример ы С.36-40 С4852,опред. С.5863,опред. С.6467,сообщ. С.6871,повтор Основные направления воспитательной деятельности Духовнонравственное воспитание Духовнонравственное воспитание Профессиональное самоопределение Духовнонравственное воспитание Патриотическое воспитание Профессиональное самоопределение Патриотическое воспитание Духовнонравственное воспитание Профессиональное самоопределение Профессиональное самоопределение Профессиональное самоопределение Трудовое воспитание Духовное воспитание Викторин а 17 1 II полугодие «Музыка и ИЗО» Что роднит музыку с изобразительным искусством. 18ч. 1 14.01 С.76-79 18 2 Небесное и земное в звуках и красках 1 21.01 19 3 Звать через прошлое к настоящему. 1 28.01 С.8089,пример С.90-93 Духовнонравственное воспитание Духовное воспитание Духовно- 20 4 Звать через прошлое к настоящему. 1 04.02 21 5 Музыкальная живопись и живописная музыка 1 11.02 22 6 Музыкальная живопись и живописная музыка 1 18.02 23 7 Колокольность в музыке и изобразительном искусстве 1 25.02 24 8 Портрет в музыке и изобразительном искусстве 1 04.03 25 9 Волшебная палочка дирижера 1 11.03 26 10 Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. 1 18.03 С.9497сообщие С.98101,приме р С.102107,кр-д С.108111, словарик С.112115,приме р С.118, повторить Творч.раб ота 27 28 1 2 Застывшая музыка Полифония в музыке и живописи 1 1 01.04 08.04 29 3 Музыка на мольберте. 1 15.04 30 4 Импрессионизм в музыке и живописи 1 22.04 31 5 О подвигах, о доблести и славе... 1 29.04 32 6 В каждой мимолетности вижу я миры 1 06.05 33 7 Мир композитора. С веком наравне 1 13.05 34 8 Систематизация знаний по разделу II 1 20.05 С126-131 С.132, правило С.134-139, № С.140143,сообщ-е С.144-147, песни С.148-151, повтор С.154. проект Итог нравственное воспитание Духовнонравственное воспитание Духовнонравственное воспитание Духовнонравственное воспитание Духовное воспитание Духовнонравственное воспитание Профессиональное самоопределение Духовнонравственное воспитание Духовное воспитание Духовное воспитание Духовно-нравственное воспитание Духовно-нравственное воспитание Гражданское воспитание Духовное воспитание Духовно-нравственное воспитание. Профессиональное самоопределение