Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей на заседании МО учителей музыки, изо, технологии, физической культуры. Протокол № __5_ От «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 От «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 От «30» августа 2021 г. . Рабочая программа учебного курса «Музыка» Класс: 6А, 6Б, 6В Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы– 2021/2022учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю Рабочую программу составила: Короткова Ирина Ивановна учитель музыки Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017 Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2017 г. Улан-Удэ, 2021 г. Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Музыка 6А, 6Б, 6В Короткова Ирина Ивановна 1 год 2021- 2022 Обязательная часть: 34 ч. Итого: количество часов в неделю ___1__, в год ___34___ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017 2. Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017 г. Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Отличительные особенности программы. Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Программа и УМК Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Музыка 58» полностью обеспечивают содержание государственного образовательного стандарта в основной школе. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности. В календарнотематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно: добавлен 1 час на изучение темы «Авторская песня» и «Джаз-искусство 20 века», так как эти темы имеют объемный материал для изучения и слушания музыкального материала, за счет темы «Мир музыкального театра»-2 часа вместо 3 часов Основные образовательные технологии При реализации школьного курса музыки в 6 классах учтены материально-технические средства данного образовательного учреждения, а именно: - организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и дома; - осуществление дифференцированного подхода при обучении музыки; - организация исследовательской (проектной) деятельности. Планируемые результаты изучения учебного предмета В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 6-м классе являются формирование следующих умений: - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей. Регулятивные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию; - установление простых причинно-следственных связей. - Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 6-го класса; - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; - понимание основ смыслового чтения художественного текста. - Коммуникативные УУД: наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач; - участие в музыкальной жизни класса (школы, города). - Предметные результаты изучения учебного предмета Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются: устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира; освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений; знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Учащиеся научатся: понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная; эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного итого же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства; знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений. Метапредметными результатами изучения музыки являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях: • • • сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства; работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач. Планируемые результаты изучения учебного предмета Ученик научится: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.) Ученик получит возможность научиться: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; соотносить образцы народной и профессиональной музыки; распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов) Лирические, драматические, героические образы. Ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов) Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюрафантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Не программная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Календарно-тематическое планирование № п/п Раздел I полугодие «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» Тема урока Ко лво час ов 16ч . 1 Дата прове дения Домашнее задание 07.09 С.6 тетради 1 1 Удивительный мир музыкальных образов. 2 2 1 14.09 С.8 сообщение 3 3 Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков Портрет в музыке и живописи 1 21.09 С.14примеры 4 4 Картинная галерея. 1 28.09 С.22 песня 5 5 1 05.10 С.26 слова 6 6 1 12.10 С.30 словарик 7 7 1 19.10 С34 Ф.Шаляпин 8 8 1 26.10 38послушать№ 9 9 1 28.10 С40.примеры 10 1 Музыкальный образ и мастерство исполнителя Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси 1 09.11 С.48повторить 11 2 «Фрески Софии Киевской» 1 16.11 С.58 викторина 12 3 «Перезвоны». Молитва 1 30.11 С.62 13 4 1 07.12 С.66сообщение 14 5 1 14.12 15 6 1 21.12 С.68 правило слов С.72тест 16 7 Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал Образы скорби и печали. Фортуна правит миром Авторская песня: прошлое и настоящее II полугодие «Мир образов камерной симфонической музыки» 1 18ч . 28.12 С.80 песня 17 1 Джаз – искусство 20 века 1 13.01 С.88 сообщение 18 2 Вечные темы искусства и жизни 1 20.01 С.96 19 3 Образы камерной музыки 1 27.01 С.98 виды к/м 20 4 Инструментальная баллада. Ночной пейзаж 1 03.02 С.102 Основные направления воспитательной деятельности Духовное воспитание Духовнонравственное воспитание Профессиональное самоопределение Духовнонравственное воспитание Патриотическое воспитание Духовное воспитание Профессиональное самоопределение Патриотическое воспитание Духовное воспитание Духовнонравственное воспитание Профессиональное самоопределение Профессиональное самоопределение Профессиональное самоопределение Трудовое воспитание Духовное воспитание Духовнонравственное воспитание Духовное воспитание Духовнонравственное воспитание Духовнонравственное воспитание 21 5 Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». 1 10.02 С.112№ к викторине 22 6 1 17.02 С.114 23 7 «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея Образы симфонической музыки 1 24.02 С.120слушать№ 24 8 Музыкальные иллюстрации А.С.Пушкина «Метель» 1 03.03 С122 25 9 1 10.03 с .132сочинениерассуждение 26 10 1 17.03 С.136 27 1 Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен Программная увертюра 1 24.03 С.138опред-е 28 2 Увертюра «Эгмонт». 1 07.04 С.140 отд.№ 29 3 Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». 1 14.04 142песня,слова 30 4 Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». 1 21.04 С.146сюжет 31 5 Мир музыкального театра. 1 28.04 С.150сообщение 32 6 Мир музыкального театра 1 05.05 С.154 33 7 Образы киномузыки 1 12.05 С.160обзор 34 8 Обобщающий урок по разделу II. 1 19.05 Итог к повести Духовнонравственное воспитание Духовнонравственное воспитание Духовное воспитание Духовнонравственное воспитание Духовное воспитание Духовнонравственное воспитание Духовное воспитание Духовное воспитание Духовнонравственное воспитание Духовнонравственное воспитание Гражданское воспитание Духовное воспитание Духовнонравственное воспитание. Профессиональное самоопределение Контроль обученности по предмету № Тема контрольной работы 1 Викторина по изученным произведениям 2 Творческая работа на выбранную тему 3 Составить криптограмму 4 Блиц - тест Дата ноябрь март апрель май