Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей музыки, изо, технологии, физической культуры. Протокол № 5 от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 от « 30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Технология» Класс: 8а, 8б, 8в Уровень образования: среднее общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Иванова Т.В., учитель первой категории Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной программы основного общего образования по курсу «Технология», для учащихся 5-9 классов, М.: «Просвещение»2010г (стандарты второго поколения); авторской программы по технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко издательский центр «ВентанаГраф», 2014год. Учебник: Технология 8 класс : учебник для учащихся образовательных организаций/ Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко - 3-е изд., перераб.; М.:Издательский центр «Вента -Граф» 2017г Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Технология Класс 8а,8б,8в Учитель Иванова Татьяна Васильевна Срок реализации 1 год программы Место в учебном Обязательная часть: 1ч. Итого: количество часов в неделю 1 , в год 34. плане ОО Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, УМК который состоит из: 1.Технология: Программа: 5-8 классы / (универсальная линия) Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко и др. М.: Вентана-Граф, 2014. 2.Технология 5-8 классы рабочие программы по учебникам под ред.В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов/ авт.-сост. Н.П. Литвиненко, О.А. Чельцова, Т.А. Подмаркова. – Волгоград: Учитель, 2011 г. Учебник: «Алгоритм успеха» Технология 8 класс для учащихся образовательных организаций/ Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко - 3-е изд., перераб.; М.:Издательский центр «Вента -Граф» 2017 г Основная цель школьного предмета «Технология» - изучения Цели и задачи курса «Технология» в системе основного общего образования являются: формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях; освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности; профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций; формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектноисследовательской деятельности; развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники; овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. задачи обучения: приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; овладение способами деятельностей: умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники; способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний; умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.; освоение компетенций – коммуникативной, ценностносмысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающейся. Общая характеристика учебного предмета Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся. Независимо от вида изучаемых технологий содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям: • технологическая культура производства; • распространенные технологии современного производства; • культура, эргономика и эстетика труда; • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; • основы черчения, графики, дизайна; • элементы домашней и прикладной экономики; • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов; • методы технической, творческой, проектной деятельности; • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники. В процессе обучения технологии учащиеся: ознакомятся: • с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией; • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства; • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями; • с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда; • с производительностью труда; реализацией продукции; • с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи; • с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий); • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве; овладеют: • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности; • навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера; • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды; • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов; • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений; • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда; • навыками организации рабочего места. Основные образовательные технологии Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. Планируемые результаты изучения учебного предмета Изучение технологии в 8 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Личностные результаты обучающихся, формируемые при изучении технологии У обучающегося будут сформированы: проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; планирование образовательной и профессиональной карьеры; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках. проявления технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; осознания необходимости общественнополезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам); Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; 3. Духовное и нравственное воспитание детей: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 4. Приобщение детей к культурному наследию: воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. 6. Физического воспитания и формирование культуры здоровья: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; 7. Трудового воспитания: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; 8.Экологического воспитания: развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам Родины, России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, приносящим вред экологии. нетерпимого отношения к действиям, Метапредметные результаты: Регулятивные: Ученик научится: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; выполнять действия в устной форме; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности. Ученик получит возможность научиться: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир; воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. Познавательные: Ученик научится: осознавать важность освоения универсальных умений, связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию приготовления блюд; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ; ответственно относиться к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни. оценивать результаты познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; самостоятельно выполнять различные творческие проектные работы по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства. осуществлять поиски информации с использованием ИКТ; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; соблюдать нормы и правила культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; Ученик получит возможность научиться: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); собирать информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными; обработать информации (определение основной и второстепенной информации); слушать собеседника; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; Коммуникативные: Ученик научится: принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения; использовать в общении правила вежливости; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; контролировать свои действия в коллективной работе; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; определять и играть возможные роли в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации. Ученик получит возможность научиться: строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. корректно формулировать свою точку зрения; проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль. Предметные Ученик научится: называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами, приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности; называть характеристики современного рынка труда, описывать цикл жизни профессии, характеризовать новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях Республики Бурятия; характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции еѐ развития; отбирать материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям, перечислять и характеризовать виды технической и технологической документации; характеризовать произвольно заданный материал в соответствии с задачей деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические, термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с использованием произвольно избранных источников информации); объяснять специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами; характеризовать тенденции развития социальных технологий в 21 веке, профессии, связанные с реализацией социальных технологий; выполнять классификацию видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; выполнять творческие - исследовательские проекты проводит контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям; выполнять расчет себестоимости продукта труда; выявлять допущенные ошибок в процессе труда и обосновать способы их исправления; публично представлять презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги; выполнять экономическое оценивание возможной прибыли с учѐтом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; разрабатывать вариант рекламы выполненного объекта или результата труда; • соблюдать трудовую и технологическую дисциплины; составлять бюджет семьи и рационально планировать расходы; стремлению к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда; давать характеристику распространенным технологиям ремонта и отделки жилых помещений; осуществлять подбор бытовых электроприборов по их мощности. Ученик получит возможность научиться: анализировать опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования; анализировать опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами; развить образное и логическое мышление в процессе проектной деятельности; разработки вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов; оценивать возможную прибыль с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; проводить анализ объявлений, вакансий на рынке труда и сфере услуг. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (34ч.) Инструктаж-1ч Раздел «Семейная экономика»-7ч. Тема 1. Семья как экономическая ячейка общества Теоретические сведения. Роль семьи в обществе. Функции семьи: воспитательная, коммуникативная, экономическая, стабилизирующая и регулирующая. Потребности семьи: рациональные, ложные, духовные, материальные. Потребительский портрет вещи. Затраты на приобретение товаров. Правила покупки. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и членов семьи. Темы лабораторно-практических работ: Расчет затрат. Тема 2. Информация о товарах Теоретические сведения. Бюджет семьи. Информация о товарах. Источники информации. Торговые символы, этикетки, штриховой код. Понятие о сертификатах. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупок. Способы защиты прав потребителей. Темы лабораторно-практических работ: Разработка этикетки. Тема 3. Бюджет семьи Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Темы лабораторно-практических работ: Список расходов моей семьи. Тема 4. Расходы на питание Теоретические сведения. Пища. Рациональное питание. Режим питания. Правила составления меню, в зависимости от калорийности продуктов. Планирование расходов на питание. Темы лабораторно-практических работ: Учет потребления продуктов питания. Тема 5. Сбережения. Личный бюджет Теоретические сведения. Способы сбережения денежных средств семьи. Личный бюджет. Расходы: постоянные, переменные, непредвиденные. Варианты ведения учетной книги. Темы лабораторно-практических работ: Учетная книга школьника. Тема 6. Предпринимательство в семье Теоретические сведения. Технология ведения бизнеса. Оценка возможности предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров. Темы лабораторно-практических работ: Бизнес-план. Тема 7. Экономика приусадебного участка Теоретические сведения. Назначение приусадебного участка. Нормы потребления и средний урожай основных культур. Расчет прибыли приусадебного участка. Понятие себестоимость продукции, оптовые и розничные цены. Темы лабораторно-практических работ: Расчет площади приусадебного участка. Раздел «Технологии художественной обработки материалов»-6ч. Тема. Художественные ремесла Теоретические сведения. Приемы безопасной работы. Основные приемы художественной вышивки гладью: китайская, владимирский шов, белым по белому, золотое шитье. Подготовка к вышивке. Подбор материалов и приспособлений (пяльцы, мулине, калька). Техники вышивания «атласной гладью», «штриховой гладью». Виды швов и стежков. Технологии швов «узелки» и «рококо». Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для выполнения швов. Приемы объемности вышивки «узелками». Техника выполнения двусторонней глади и ее разновидностей: прямой и косой глади. Техника выполнения художественной глади. Особенности вышивание натюрморта. Вышивание пейзажа. Эффект светотени. Редкая гладь. Различия в выполнении листьев и отличия в вышивке предметов переднего и дальнего плана. Технология создания вышивки с помощью компьютера. Темы лабораторно-практических работ: Взаимосвязь формы и содержания. Вышивка атласной и штриховой гладью. Вышивка швами «узелки» и «рококо». Вышивка в технике двусторонней глади. Вышивка в технике художественной глади. Раздел «Технологии ведения дома»-6ч. Тема 1. Инженерные коммуникации в доме Теоретические сведения. Характеристика основных элементов систем водоснабжения, энергоснабжения, теплоснабжения, канализации в городском и сельском домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища. Тема 2. Водопровод и канализация: типичные неисправности и простейший ремонт Теоретические сведения. Системы водопровода и канализации в жилом помещении. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Темы лабораторно-практических работ: Диагностика и ремонт водопроводного крана. Тема 3. Ремонт оконных блоков Теоретические сведения. Способы ремонта оконных блоков. Элементы оконного блока. Инструменты, необходимые для ремонта. Темы лабораторно-практических работ: Ремонт старого оконного блока. Тема 4. Ремонт дверных блоков Теоретические сведения. Состав дверного блока. Дверная коробка. Способы ремонта дверных блоков. Утепление дверей: поролоном, дермантином, штапиком. Темы лабораторно-практических работ: Утепление двери. Тема 5. Современный ручной электроинструмент Теоретические сведения. Назначение электродрели, электрорубанка, электролобзика, электропилы, шлифовальной машины, перфоратора, скобозабивателя, пистолета горячего воздуха и фрезера. Темы лабораторно-практических работ: Изучение ручного электроинструмента. Раздел «Электротехника»-9ч. Тема. Электротехнические работы Теоретические сведения. Общее понятие об электрическом токе, силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Параметры потребителей и источников электроэнергии. Устройства защиты электрических цепей. Тема. Электротехнические устройства Теоретические сведения. Организация рабочего места для элекротехнических работ. Правила безопасности при электротехнических работах. Виды электрических проводов. Соединение электрических проводов. Последовательность операций при монтаже электрической цепи. Лампа накаливания. Люминесцентное и неоновое освещение. Электронагревательные элементы закрытого типа. Электронагревательные элементы открытого типа. Трубчатые электронагревательные элементы (ТЭН). Биметаллический терморегулятор. Темы лабораторно-практических работ: Изучение домашнего электросчетчика в работе. Электрическая цепь с элементами управления и защиты. Изучение электромонтажного инструмента. Оконцевание медных одно- и многожильных проводов. Энергетический аудит школы. Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»-6ч. Тема. Исследовательская и созидательная деятельность Теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта. Практические работы: Обоснование темы творческого проекта. Разработка вариантов, выбор лучшего варианта. Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации. Варианты творческих проектов: «Семейный бюджет», «Бизнес-план», «Дом будущего», «Мой профессиональный выбор». Календарно-тематическое планирование по курсу «Технология» № п/п Раздел, тема 1 2 3 4 5 6 Семейная экономика 7 час. Тема урока Кол-во часов Первичный инструктаж на рабочем месте. Вводный урок Семья как экономическая ячейка общества. Пр/работа №1 «Расчет затрат» Информация о товарах. Пр/работа №3 «Разработка этикетки» Бюджет семьи. Пр/работа №4 «Список расходов моей семьи». Расходы на питание. Пр/работа №5 «Учет потребления продуктов питания». Сбережения. Личный бюджет. Пр/работа №6 «Учетная книга школьника». 7 Предпринимательство в семье. Пр/работа №7 «Бизнес-план». Домашнее задание 1 Дата проведе ния 07.09 1 14.09 §1. Пр/работа. стр. 9 Таблица «Расчёт затрат» 1 21.09 1 28.09 п.2. Пр/работа №2 самостоятельно. Стр.13 Разработать этикетки (эскиз) п.3. Пр/работа в тетради. Стр. 18 Таблица «Расход моей семьи» 1 05.10 1 12.10 1 19.10 Инструктаж, буклет п.4. Пр/работа в тетради. Стр. 20 Заполнить таблицу Учёт потребления продуктов» п. 5. Пр/работа в тетради. Стр. 24 Таблица «Моя учётная книга» п.6. Пр/работа в тетради. Стр. 27 Раскрыть содержание понятий: «предпринимательская деятельность», «прибыль», Основные направления воспитательной деятельности Трудовое воспитание Физическое воспитание Приобщение детей к культурному наследию. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Эстетическое воспитание 8 9 10 11 12 13 Технологии художественной обработки материалов. Художественные ремесла (6 часов) Экономика приусадебного участка. Пр/работа №8 «Расчет площади приусадебного участка». 1 26.10 Художественная вышивка. Пр/работа №9 «Взаимосвязь формы и содержания». 1 09.11 Атласная и штриховая гладь. Пр/работа №10 «Вышивка атласной и штриховой гладью». Швы «узелки» и «рококо». Пр/работа №11 «Вышивка швами «узелки» и «рококо»». Двусторонняя гладь. Пр/работа №12 «Вышивка в технике двусторонней глади. Художественная гладь. Пр/работа №13 1 16.11 «конкуренция», «маркетинг», «бизнес-план», «частное семейное предприятие», «себестоимость»; Иметь представление о формах предпринимательской деятельности; п.7. Пр/работа в тетради. Стр. 29 п.8. Набор инструментов. Ответить на вопросы п.9. Пр/работа в тетради. Стр. 38 Выполнить вышивку атласной и штриховой гладью. 10. Пр/работа в тетради. Стр. 41 1 23.11 1 30.11 п.11. Пр/работа в тетради. Стр. 42 Конспект 1 07.12 п.12. Пр/работа в тетради. Стр. 48 Духовное и нравственное воспитание. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Эстетическое воспитание; Гражданское воспитание. Приобщение детей к культурному наследию. «Вышивка в технике художественной глади. 14 15 16 17 18 19 20 21 Технологии ведения дома (6 часов) Домашний компьютер в вышивке. 1 14.12 Инженерные коммуникации в доме. 1 23.12 Водопровод и канализация: типичные неисправности и простейший ремонт. Пр/работа №14 «Диагностика и ремонт водопроводного крана». Ремонт оконных блоков. Пр/работа №15 «Ремонт старого оконного блока». Ремонт дверных блоков. Пр/работа №16 «Ремонт двери». Утепление дверей и окон Пр/работа №17 «Утепление двери». Современный ручной электроинструмент. Пр/работа №18 «Изучение ручного электроинструмента». 1 Электротехника (9 Электрический ток и его часов) использование. Тема 1. Электротехнически п.13 Иметь представление о процессе создания рисунка для вышивки. п.14.Стр. 51 Гражданское 29.12 п.15. Пр/работа в тетради. Стр 60 Конспект воспитание. Физическое воспитание Трудовое воспитание Эстетическое воспитание п.16. Пр/работа в тетради. Стр 63 Сообщение п.17. Пр/работа в тетради. Стр 67 1 11.01 1 18.01 1 25.01 п.19. Пр/работа в тетради. Стр 72 1 01.02 п.20 Пр/работа в тетради. стр 77 Заполнить таблицу 1 08.02 п.21. Стр 79 Раскрыть содержание понятий: «электрическая энергия», «электротехника», «источник Гражданское воспитание. е работы 22 1 15.02 1 22.02 п.24. Стр 88 Ответить на вопросы 2,4 1 01.03 п.25. Пр/работа в тетради. Стр 94 Выучить определения 1 15.03 п.26. Пр/работа в тетради. Стр 106 1 22.03 п.27. Пр/работа в тетради. Стр 111 Потребители и источники электроэнергии. 23 24 25 26 27 Тема 2. Электротехнические устройства Электроизмерительные приборы. Пр/работа №19 «Изучение домашнего электросчетчика в работе». Правила безопасности на уроках электротехнологии. Пр/работа №20 «Электрическая цепь с элементами управления и защиты». Электрические провода. Пр/работа №21 «Изучение электромонтажного инструмента». Монтаж электрической цепи. Пр/работа №22 «Оконцевание медных одно- и многожильных проводов». Электроосветительные приборы. Пр/работа №23 питания», «электрические провода», «потребитель», «нагрузка», «электрическая цепь» п.23. Стр 85 Рассчитать расход электроэнергии, потребляемой приборами дома за 1 месяц. 1 п.29. Пр/работа в 1 1 Физическое воспитание Трудовое воспитание Эстетическое воспитание «Энергетический аудит школы». 28 тетради. Стр 125 1 Дополнить таблицу “Бытовые электроприборы на кухне”, внести в нее бытовые приборы, которые есть на вашей кухне, нарисовать в тетради один из них и приготовить информацию о нем. Бытовые электронагревательные приборы. 29 30 31 32 33 34 Технологии творческой и опытнической деятельности Исследовательская и созидательная деятельность (6 часов) п.30. Стр 127 1 Прочитать Проектирование как сфера профессиональной деятельности Практическая работа № 24 «Обоснование темы творческого проекта. Разработка вариантов, выбор лучшего варианта». Практическая работа № 25 «Выполнение проекта и анализ результатов работы». Практическая работа № 26 «Оформление пояснительной записки» Защита проекта Итоговое занятие по курсу Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Эстетическое воспитание; 1 1 Разработать несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучший вариант и подготовить необходимую документацию с помощью компьютера п.13 Проект 1 Оформить пояснительную записку 1 1 Защита проекта ИТОГО 34 Гражданское воспитание. Приобщение детей к культурному наследию Популяризация научных знаний. Контроль обученности по предмету Месяц Контрольно-измерительный материал сентябрь Практическая работа. Входная к/р Электронная презентация «Расход моей семьи». октябрь ноябрь декабрь Творческий проект «Бизнес- план» Практическая работа. Тест «Вышивка швами «узелки» и «рококо» Практическая работа Творческий проект «Разработка этикетки» Электронная презентация «Искусство вырезания». январь февраль март апрель май Практическая работа. «Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств» Творческая работа «Открытка» «Инженерные коммуникации в доме» Тест Творческий проект «Мой профессиональный выбор». Творческая работа Итоговое тестирование