Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО естественного цикла Протокол № 5 от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________/Анисимова Е.С. Приказ № 196 от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «География» Класс: 5 Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Жарникова Е. Г., учитель географии Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Авторской программы: Николина В. В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М.: Просвещение, 2013. Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 5-6 класс», издательство «Просвещение», 2020 г. Улан-Удэ, 2021 1 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая география 5 Жарникова Е. Г. 2021-2022 г. Обязательная часть: 34 ч. Итого: количество часов в неделю 1, в год _34ч Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Авторской программы: Николина В. В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5— 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М.: Просвещение, 2013. 2. География. Учебник Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 5-6 класс», издательство «Просвещение», 2020г. 3. Атлас Цель программы: - формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик. Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения. Задачи: - формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов; - формирование умения использовать географические приборы. - формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации); -выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности. - формирование умения вести исследовательскую и проектную деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др. География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у 2 характеристика учебного предмета школьников комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях заселения и хозяйства. О проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарнообщественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся: комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам; умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности; умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии; Основные образовательные технологии Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. 3 Планируемые результаты школьного географического образования Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися метапредметных, предметных и личностных результатов обучения при изучении курса «География». Метапредметные результаты овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе; знание и соблюдение правил работы в кабинете географии; соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами. освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях. 4 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления; Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения географической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной географии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; 8. Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. 5 Требования к результатам освоения географии Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: знать/понимать основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; 6 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Введение в географию» (34ч, 1ч в неделю) Введение (1ч) Раздел 1. На какой Земле мы живем (4 ч) Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы (4 часа) Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Раздел 3. План и карта (11 часов) Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов. Пр.р. № 1. Построение плана местности (пришкольного участка). Пр.р. № 2. Определение по плану и карте расстояний и направлений. Пр.р. № 3. Определение географических координат объектов в мире и Бурятии. Раздел 4. Литосфера (10 ч) Внутреннее строение Земли, методы его изучения. 7 Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. Пр.р. № 4. Определение горных пород, встречающихся в Бурятии, изучение их свойств. Пр.р. № 5. Описание гор, равнин мира и Бурятии. Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов. Пр.р. № 7. Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли». Итоговое обобщение (2 ч) Резерв (1ч) 8 Тематическое планирование Начальный курс географии. 5 класс 34 часа № Раздел Тема урока п/п Кол-во часов Дата проведения План. Зачем нам география и как мы будем её изучать. 1 Введение (1ч) 2 1. На какой Как люди открывали Земле мы Землю (1). живем (4 ч) Как люди открывали Землю (2). 3 1 01.09 1 08.09 1 15.09 4 География сегодня. 1 22.09 5 Обобщающий урок по теме «На какой Земле мы живем». 1 29.09 1 06.10 1 13.10 1 20.10 6 7 8 2. Планета Мы во Вселенной. Земля (4 ч) Движения Земли. Солнечный свет на Земле. Факт. Домашнее задание Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование 9 9 Обобщающий урок по теме «Планета Земля» 1 27.10 российской идентичности; Популяризация научных знаний; Экологическое воспитание 10 3. План и Ориентирование на карта (11 ч) местности. 1 10.11 11 Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб. 1 17.11 12 Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте. 1 24.11 13 Практическая работа №1: «Построение плана местности». 1 01.12 14 Географическая карта. 1 08.12 15 Градусная сетка. 1 15.12 16 Практическая работа 1 22.12 Популяризация научных знаний; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 10 №2: «Определение по плану и карте расстояний и направлений». 17 Географические координаты. Широта. 1 29.12 18 Географические координаты. Долгота. 1 12.01 19 Практическая работа 3: «Определение географических координат объектов в мире и Бурятии». 1 19.01 20 Обобщение по теме «План и карта». 1 26.01 1 09.02 1 16.02 21 22 4. Литосфера Земная кора – верхняя (12 ч) часть литосферы. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа №4: «Определение горных пород, встречающихся в Бурятии, изучение их свойств». Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний; Экологическое 11 23 Движения земной коры. Землетрясения. 1 02.03 24 Движения земной коры. Вулканы. 1 09.03 25 Рельеф Земли. Равнины. 1 16.03 26 Рельеф Земли. Горы. 1 23.03 27 Практическая работа №5: «Описание гор, равнин мира и Бурятии». 1 06.04 28 Практическая работа №6: «Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов». 1 13.04 29 Практическая работа №7: «Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли». 1 20.04 30 Защита проектов: «Скульптурный портрет 1 27.04 воспитание 12 Земли». 31 32 33 34 Литосфера и человек Итоговое Обобщение знаний по обобщение (2 изученному курсу. ч) Итоговый контроль знаний. Резерв. 1 04.05 1 11.05 1 18.05 1 25.05 Популяризация научных знаний 13 Контроль обученности учащихся по курсу «География», 5 класс № Тема тестирования 1 Входное тестирование 2 «На какой Земле мы живем». 3 «Планета Земля» 4 5 6 7 «План и карта». 8 9 10 11 Итоговый контроль знаний. Практические работы Дата сентябрь октябрь Практическая работа №1: «Построение плана местности». Практическая работа №2: «Определение по плану и карте расстояний и направлений». Практическая работа 3: «Определение географических координат объектов в мире и Бурятии». Практическая работа №4: «Определение горных пород, встречающихся в Бурятии, изучение их свойств». Практическая работа №5: «Описание гор, равнин мира и Бурятии». Практическая работа №6: «Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов». Практическая работа №7: «Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли». декабрь январь февраль апрель май 14 15