Рабочая программа по географии 5 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
естественного цикла
Протокол № 5
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________/Анисимова Е.С.
Приказ № 196
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «География»
Класс: 5
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по ученому плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила: Жарникова Е. Г.,
учитель географии
Рабочая программа составлена на основе:

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями)
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
 Авторской программы: Николина В. В. География. Рабочие программы.
Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 классы: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд.,
дополн. — М.: Просвещение, 2013.
Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 5-6 класс»,
издательство «Просвещение», 2020 г.

Улан-Удэ, 2021
1

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Цели и задачи

Общая

география
5
Жарникова Е. Г.
2021-2022 г.
Обязательная часть: 34 ч.
Итого: количество часов в неделю 1, в год _34ч
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
1. Авторской программы: Николина В. В. География. Рабочие
программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—
9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.
В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн.
— М.: Просвещение, 2013.
2. География. Учебник Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.
и др. «География 5-6 класс», издательство «Просвещение», 2020г.
3. Атлас
Цель программы:
- формирование представлений о географической науке, её роли в
освоении планеты человеком, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том
числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования; овладение элементарными практическими
умениями использования приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик. Овладение основами
картографической грамотности и использования географической
карты как одного из «языков» международного общения.
Задачи:
- формирование опыта ориентирования в географическом
пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы,
объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных
потребностей, интересов, проектов;
- формирование умения использовать географические приборы.
- формирование опыта творческой деятельности по реализации
познавательных, социально – коммуникативных потребностей на
основе создания собственных географических продуктов (схемы,
проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в
географических знаниях, а также, формирование у них отношения к
географии как возможной области будущей практической
деятельности.
- формирование умения вести исследовательскую и проектную
деятельность, основу которой составляют такте учебные действия
,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение
понятиям, структурировать материал и др.
География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у
2

характеристика
учебного
предмета

школьников комплексное, системное и социально- ориентированное
представление о Земле как планете людей, о закономерностях
природных процессов, об особенностях заселения и хозяйства. О
проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека
к географическим условиям окружающей среды, о географических
подходах к устойчивому развитию территорий.
География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в
единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарнообщественного научного знания. Такое положение географии
обеспечивает формирование у обучающихся:
 комплексного представления о географической среде как среде
обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их
ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных
географических условиях;
 целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии
природно-общественных территориальных систем, формирующихся
и развивающихся по определенным законам;
 умений ориентироваться в пространстве на основе специфических
географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать
географические знания для организации своей жизнедеятельности;
 умений организации собственной жизни в соответствии с
гуманистическими, экологическими, демократическими и другими
принципами как основными ценностями географии;

Основные
образовательные
технологии

Технология дифференцированного обучения, направленная на
развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии.
Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования.
Здоровьесберегающие технологии.

3

Планируемые результаты школьного географического образования
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение
учащимися метапредметных, предметных и
личностных результатов обучения при
изучении курса «География».
Метапредметные результаты







овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками географической информации: находить
географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
географии являются:
 освоение знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине
— России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее
сохранения и рационального использования;
 овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из
«языков» международного общения — географическую карту, статистические
материалы, современные геоинформационные технологии для поиска,
интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов;
 развитие познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
 воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного
отношения к окружающей среде;
 формирование способности и готовности к использованию географических
знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и
социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на
определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности
окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
 знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и
обществе;
 знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
 соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.
 освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
4



овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические
объекты и явления;

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального
общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:
воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимания значения географической науки в жизни современного
общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной географии, заинтересованности в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления
поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве
мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых
знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию,
любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
6. Физического воспитания, формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия
вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и
реальной жизни;
8. Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле,
основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,
осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами,
а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов предмета;
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.

5

Требования к результатам освоения географии
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть
направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:




знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать,
строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по географии являются:
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи;
 умение работать с разными источниками географической информации: находить
географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических
карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты
выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в
геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности
человека; уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических
проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной
форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
6

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного
содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из
разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Введение в географию» (34ч, 1ч в неделю)
Введение (1ч)
Раздел 1. На какой Земле мы живем (4 ч)
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия.
Современный этап научных географических исследований.
Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их
географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на
поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и
жизнь людей.
Раздел 3. План и карта (11 часов)
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на
глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы
изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас.
Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане.
Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана
местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана
местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда
карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты,
определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие
карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и
сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический
метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Пр.р. № 1. Построение плана местности (пришкольного участка).
Пр.р. № 2. Определение по плану и карте расстояний и направлений.
Пр.р. № 3. Определение географических координат объектов в мире и Бурятии.
Раздел 4. Литосфера (10 ч)
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
7

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной
коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и
взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия
жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение
безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.
Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил
Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.
Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности
жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной
деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Пр.р. № 4. Определение горных пород, встречающихся в Бурятии,
изучение их свойств.
Пр.р. № 5. Описание гор, равнин мира и Бурятии.
Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов
землетрясений и вулканов.
Пр.р. № 7. Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли».
Итоговое обобщение (2 ч)
Резерв (1ч)

8

Тематическое планирование
Начальный курс географии.
5 класс 34 часа
№

Раздел

Тема урока

п/п

Кол-во
часов

Дата проведения
План.

Зачем нам география и как
мы будем её изучать.

1

Введение (1ч)

2

1. На какой Как люди открывали
Земле
мы Землю (1).
живем (4 ч)
Как люди открывали
Землю (2).

3

1

01.09

1

08.09

1

15.09

4

География сегодня.

1

22.09

5

Обобщающий урок по
теме «На какой Земле мы
живем».

1

29.09

1

06.10

1

13.10

1

20.10

6
7
8

2.
Планета Мы во Вселенной.
Земля (4 ч)
Движения Земли.
Солнечный свет на Земле.

Факт.

Домашнее
задание

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Популяризация
научных знаний

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание и
формирование

9

9

Обобщающий урок по
теме «Планета Земля»

1

27.10

российской
идентичности;
Популяризация
научных знаний;
Экологическое
воспитание

10

3. План и Ориентирование на
карта (11 ч)
местности.

1

10.11

11

Земная поверхность на
плане и карте.
Условные знаки.
Масштаб.

1

17.11

12

Изображение
неровностей земной
поверхности на плане и
карте.

1

24.11

13

Практическая работа
№1: «Построение плана
местности».

1

01.12

14

Географическая карта.

1

08.12

15

Градусная сетка.

1

15.12

16

Практическая работа

1

22.12

Популяризация
научных знаний;
Физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья

10

№2: «Определение по
плану и карте расстояний
и направлений».
17

Географические
координаты. Широта.

1

29.12

18

Географические
координаты. Долгота.

1

12.01

19

Практическая работа 3:
«Определение
географических координат
объектов в мире и
Бурятии».

1

19.01

20

Обобщение по теме «План
и карта».

1

26.01

1

09.02

1

16.02

21

22

4. Литосфера Земная кора – верхняя
(12 ч)
часть литосферы.
Горные породы, минералы
и полезные ископаемые.
Практическая работа
№4: «Определение горных
пород, встречающихся в
Бурятии, изучение их
свойств».

Гражданское
воспитание;
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Популяризация
научных знаний;
Экологическое

11

23

Движения земной коры.
Землетрясения.

1

02.03

24

Движения земной коры.
Вулканы.

1

09.03

25

Рельеф Земли. Равнины.

1

16.03

26

Рельеф Земли. Горы.

1

23.03

27

Практическая работа
№5: «Описание гор,
равнин мира и Бурятии».

1

06.04

28

Практическая работа
№6: «Обозначение на
контурной карте гор и
равнин мира, своей
местности, районов
землетрясений и
вулканов».

1

13.04

29

Практическая работа
№7: «Разработка
туристического
маршрута
«Скульптурный портрет
Земли».

1

20.04

30

Защита проектов:
«Скульптурный портрет

1

27.04

воспитание

12

Земли».
31
32

33

34

Литосфера и человек
Итоговое
Обобщение знаний по
обобщение (2 изученному курсу.
ч)
Итоговый контроль
знаний.
Резерв.

1

04.05

1

11.05

1

18.05

1

25.05

Популяризация
научных знаний

13

Контроль обученности учащихся по курсу «География», 5 класс

№

Тема тестирования

1

Входное тестирование

2

«На какой Земле мы живем».

3

«Планета Земля»

4

5

6

7

«План и карта».

8

9

10

11

Итоговый контроль знаний.

Практические работы

Дата
сентябрь
октябрь

Практическая работа №1:
«Построение плана
местности».
Практическая работа №2:
«Определение по плану и
карте расстояний и
направлений».
Практическая работа 3:
«Определение
географических координат
объектов в мире и
Бурятии».
Практическая работа №4:
«Определение горных
пород, встречающихся в
Бурятии, изучение их
свойств».
Практическая работа №5:
«Описание гор, равнин
мира и Бурятии».
Практическая работа №6:
«Обозначение на
контурной карте гор и
равнин мира, своей
местности, районов
землетрясений и вулканов».
Практическая работа №7:
«Разработка
туристического
маршрута
«Скульптурный портрет
Земли».

декабрь

январь

февраль

апрель

май
14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».