Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО естественного цикла Протокол № 5 от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________/Анисимова Е.С. Приказ № 196 от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «География» Класс: 6 Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по ученому плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Жарникова Е. Г., учитель географии Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями); o Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Авторской программы: Николина В. В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2013. Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 5-6 класс», издательство «Просвещение», 2020г. Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет география Класс 6 Учитель Жарникова Е. Г. Срок реализации 2021-2022 г. программы Место в учебном Обязательная часть: 34 ч. Итого: количество часов в неделю 1, в год _34ч плане ОО Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который УМК состоит из: 1. Авторской программы: Николина В. В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5— 9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2013. 2. География. Учебник Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 5-6 класс», издательство «Просвещение», 2020г. 3. Атлас Цели и задачи В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Цель программы: - формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик. Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения. Задачи: - формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов; - формирование умения использовать географические приборы. - формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации); -выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности. Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии - формирование умения вести исследовательскую и проектную деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся: комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам; умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности; умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии; предпрофильной ориентации. География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях заселения и хозяйства. О проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Планируемые результаты школьного географического образования Метапредметными результами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: 1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2. умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; 3. формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; 4. формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности; 5. умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; 6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий; 7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики; 8. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.; 9. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; 10. умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия. Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются: • осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации. • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; - объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы; - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; - различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил; - выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; - выделять причины стихийных явлений в геосферах. • использование географических умений: - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; - составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы. • использование карт как моделей: - определять на карте местоположение географических объектов. • понимание смысла собственной действительности: - формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды; - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения географической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной географии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 8. Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Требования к результатам освоения географии К концу 6 класса: учащиеся должны знать: значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей; результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий; основные источники географической информации; методы изучения Земли; географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца; различия между планом местности, картой, глобусом; современные способы создания карт,; как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы; состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них; изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека; географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом. Учащиеся должны уметь: показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте Океанов, глобусу географические объекты; читать карты различного содержания; обозначать и надписывать их на контурной карте; давать описания существенных признаков географических объектов и явлений; находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета; приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирование культуры, источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов; составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; составлять описание природных объектов по типовому плану; составлять описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям; определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме. Учащиеся должны использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности; сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения; учета фенологических изменений в природе, в своей местности; проведения простейших наблюдений за географическими объектами; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности и из различных источников; оценки роли географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Гидросфера — водная оболочка Земли (11 часов) Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. Практическая работа №1. Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Практическая работа №2. Описание океана и моря по плану. Практическая работа №3. «Составление маршрута морского путешествия из Индийского океана в Атлантический». Практическая работа №4. Описание реки по плану. Практическая работа №5. Описание озера по плану. 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли (11 часов) Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях. Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. 5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня. Практическая работа № 6. Составление графиков суточного изменения температуры. Практическая работа №7. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Практическая работа № 8. «Измерение атмосферного давления с помощью барометра». Практическая работа № 9. Вычерчивание графиков «роза ветров». Практическая работа № 10. Решение задач по расчёту относительной влажности воздуха. Практическая работа №11. Описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы. Практическая работа №12.Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений. 3. Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа) Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды. Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности. 4. Географическая оболочка (8 часов) Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Практическая работа №13. Составление схемы основных видов культурных ландшафтов. Практическая работа №14. Составление агитационных листовок о защите природы. Тематическое планирование Начальный курс географии. № Раздел Тема урока п/п 1 2 3 4 5 Кол-во часов Дата проведения План. 1. Гидросфера Состав и строение гидросферы – водная оболочка Земли (11часов) Мировой океан. Практическая работа №1. Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов Мировой океан. Практическая работа №2. Описание океана и моря по плану Решение практических задач по карте. Практическая работа №3. «Составление маршрута морского путешествия из Индийского океана в Атлантический» Воды океана 1 1 1 06.09 13.09 20.09 1 27.09 1 04.10 Факт. Домашнее задание Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний; Экологическое воспитание 6 Реки - артерии Земли 1 11.10 7 1 18.10 1 25.10 9 Реки – артерии Земли. Практическая работа №4. Описание реки по плану Озера и болота. Практическая работа №5. Описание озера по плану Подземные воды и ледники 1 08.11 10 Гидросфера и человек 1 15.11 11 Обобщение знаний по теме «Гидросфера» Состав и строение атмосферы 1 22.11 1 29.11 Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Тепло в атмосфере. Практическая работа № 6. Составление графиков суточного изменения температуры Тепло в атмосфере. Практическая работа №7. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой Атмосферное давление. Практическая работа № 8. 1 06.12 Популяризация научных знаний; 8 12 13 14 15 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 часов) Экологическое воспитание 1 13.12 1 20.12 18 «Измерение атмосферного давления с помощью барометра» Ветер. Практическая работа № 9. Вычерчивание графиков «роза ветров» Влага в атмосфере. Практическая работа № 10. Решение задач по расчёту относительной влажности воздуха Влага в атмосфере. 19 Погода и климат 1 24.01 20 Наблюдение за погодой. Карты погоды. Практическая работа №11. Описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы Атмосфера и человек. Практическая работа №12.Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений Обобщение знаний «Атмосфера» Биосфера – земная оболочка 1 31.01 1 07.02 1 14.02 1 21.02 16 17 21 22 23 3.Биосфера – живая оболочка Земли (4 1 27.12 1 10.01 1 17.01 Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; часа) 24 Биосфера – сфера жизни 1 28.02 25 Почвы 1 07.03 26 Обобщение «Биосфера» знаний 1 14.03 оболочка 1 21.03 27 4.Географиче ская оболочка Земли (8 часов) Географическая Земли 28 Природные зоны Земли 1 04.04 29 Культурные ландшафты. Практическая работа №13. Составление схемы основных видов культурных ландшафтов Влияние человека на ландшафт. Практическая работа №14. Составление агитационных листовок о защите природы Обобщение знаний по теме «Географическая оболочка Земли» 1 11.04 30 31 Популяризация научных знаний; Экологическое воспитание Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Популяризация научных знаний; 1 18.04 1 25.04 Экологическое воспитание 32 33 34 Подготовка к итоговому тестированию Итоговое тестирование за учебный год Итоговый урок 1 02.05 1 16.05 1 23.05 Контроль обученности учащихся по курсу «География», 6 класс № 1 Тема тестирования Входное тестирование 2 3 4 5 6 7 8 9 Практические работы Практическая работа №1. Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов Практическая работа №2. Описание океана и моря по плану Практическая работа №3. «Составление маршрута морского путешествия из Индийского океана в Атлантический» Практическая работа №4. Описание реки по плану Практическая работа №5. Описание озера по плану «Гидросфера» Дата сентябрь Октябрь Ноябрь Практическая работа № 6. Составление графиков суточного изменения температуры Практическая работа №7. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой Практическая работа № 8. «Измерение атмосферного давления с помощью барометра» Декабрь 10 11 12 «Атмосфера» 13 14 «Биосфера» 15 16 Итоговое тестирование за учебный год Практическая работа № 9. Вычерчивание графиков «роза ветров» Практическая работа № 10. Решение задач по расчёту относительной влажности воздуха Практическая работа №11. Описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы Практическая работа №12.Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений Практическая работа №13. Составление схемы основных видов Практическая работа №14. Составление агитационных листовок о защите природы Январь Февраль Апрель Май