Рабочая программа по ОБЖ 8 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей
музыки, технологии, ИЗО,
физической культуры
Протокол № _5__
от «_10__»_06__2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №__1______
«_30__»__08

_2021_ г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № 196
от «30»_08_ 2021_ г.

Рабочая программа
учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс:8 а,б
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила:Шишкина Л.В.,
учитель ОБЖ
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и
дополнениями)
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р)
Рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности под общей
редакцией А.Т. Смирнова.М.
Учебник:
А.Т.Смирнов,
Б.О.Хренников.
«Основы
безопасности
жизнедеятельности».8 класс. Издательство «Просвещение»2017.
г Улан-Удэ 2021

Аннотация к рабочей программе
Основы безопасности жизнедеятельности
8а,б
Шишкина Л.В
2021-2022 учебный год

Предмет
Класс
Учитель
Срок
реализации
программы
Обязательная часть: 34 ч.
Место в
Количество часов в неделю 1, в год 34
учебном
плане
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
УМК
состоит из:
1. Примерная образовательная программа по предмету
2. Учебник А. Т . Смирнов, Б. О. Хренников «Основы безопасности
жизнедеятельности» 8 класс. Издательство «Просвещение»
2014.ФГОС
- Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и
Цели и
чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и
задачи
социального характера; их влиянии на безопасность личности,
общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе
жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при
неотложных состояниях.
- Развитие личных, духовных и физических качеств,
обеспечивающих
безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой
жизни, личному и общественному здоровью,
- Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения
в
ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма;
потребности в соблюдении ЗОЖ.
- Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные
для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП
пострадавшим.
- Развитие умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по
характерным признакам их про явления, а также на основе
анализа специальной информации, получаемой из различных
источников.
Задачи:
- формировать у учащихся научные представления о принципах и
путях снижения фактора риска в деятельности человека и
общества; вырабатывать умения предвидеть опасные и
чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера и адекватно противодействовать им;
- формировать у учащихся модели безопасного поведения в

условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, а также развивать способности оценивать опасные
ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом
своих возможностей.

Общая
характерист
ика
учебного
предмета

Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" представляет
собой междисциплинарную область научных знаний,
охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и
вредных факторов (опасностей) среды обитания во всех сферах
человеческой деятельности.
Культура безопасности жизнедеятельности необходимо
формировать с раннего детства и совершенствовать на протяжении
всей жизни.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности - это не только
получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера, но и развитие духовных и физических качеств личности,
I обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера в современных условиях
жизнедеятельности: потребности ведения здорового образа жизни;
необходимых моральных, физических и психологических качеств
для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина
России по защите Отечества.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности способствует
воспитанию у учащихся ответственности за личную безопасность,
безопасность общества и государства; ответственного отношения к
личному здоровью, как индивидуальной и общественной ценности;
ответственного отношения к сохранению окружающей среды, а
также способствует формированию умений оценивать ситуации,
опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях, использование средств индивидуальной и
коллективной защиты, оказание первой медицинской помощи при
неотложных ситуациях.
Развитие общества и технический прогресс требуют более
высокого уровня общей культуры всего населения в области
безопасности жизнедеятельности, повышенной ответственности
каждого человека за свои поступки и поведение. Культура
безопасности жизнедеятельности - это способ организации
деятельности человека, представленный в системе социальных
норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его
жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование
современного уровня культуры безопасности является

общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов
вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры
безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности». Предмет ОБЖ через
собственную систему образовательных модулей реализует
подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной
окружающей среде - природной, техногенной и социальной.
технологии традиционного обучения минимума содержания
Основы
образования образования в соответствии с требованиями стандартов
технологии - технологии реализации межпредметных связей в образовательном
процессе.
- технологии дифференцированного обучения для освоения
учебного материала обучающимися, различающимися по уровню
обучаемости, повышения познавательного интереса. О
- технологии проблемного обучения с целью развития творческих
способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала,
познавательных возможностей
- информационно - коммуникационные технологии.

Планируемые результаты изучения курса
Предметными результатами обучения основам безопасности в основной
школе являются: в познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий
на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе
обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации
подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при
неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности
жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере: • умения предвидеть возникновение опасных
ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике —
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной
опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и
социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные
последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих
наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить
компромиссное решение в различных ситуациях.
В эстетической сфере: • умение оценивать с эстетической (художественной) точки
зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
В трудовой сфере: • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и
других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация
возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических
средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
В сфере физической культуры: • формирование установки на здоровый образ
жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать
необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую
медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности
жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять
причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и
задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и

чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,
оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной
безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием
различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Личностными
результатами
обучения
основам
безопасности
жизнедеятельности в основной школе являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности
от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей
природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на освоении знаний об опасных и
чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности,
общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты
населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к
действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе
жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о
правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
2.Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному
здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности
личности, общества и государства воспитание российской гражданской
идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада
отечественных учёных в развитие мировой науки;
3. Духовное и нравственное воспитание: Развитие личных духовных и
физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных

и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению
требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области
безопасности жизнедеятельности;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления
поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой
и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об
устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений
соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу
для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов,
направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для
объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и
информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию,
любознательности,
готовности
и
способности
к
самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем.
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
включает:формирование у подрастающего поколения ответственного
отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; развитие
культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и
алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора
индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных
интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
умение управлять своей познавательной деятельностью ;овладение умениями:
предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным
признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой
из различных источников, принимать обоснованные решения и план своих
действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих
возможностей.

Ученик научится: доступно объяснить значения здорового образа жизни для
обеспечения личной безопасности и здоровья; предвидеть опасные ситуации по их
характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную
безопасность;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в
местах скопления большого количества людей:
-перечислять последовательность действии при оповещении о возникновении
угрозы ЧС и во время ЧС: пользоваться средствами индивидуальной и
коллективной защиты;
-оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
Ученик получит возможность научиться определять:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное,
физическое и социальное благополучие;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера,
возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной
безопасности;
-меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
-основные положения Концепции национальной безопасности РФ по обеспечению
-безопасности личности, общества и государства;
-наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного
и -социального характера, их последствия и классификацию;
-организацию защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в
Российской Федерации;
-права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
-рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по
правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС;
-приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
Использовать полученные знания п умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,
невосприимчивости к вредным привычкам;
-обеспечение безопасности в различных опасных и ЧС
-безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и
препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
-проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического
акта или при захвате в качестве заложника
-оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или
бытовых ситуациях.

Содержание программы
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11ч)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.
Обеспечение личной безопасности при пожарах. Причины дорожно-транспортных
происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения,
обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист-водитель транспортного
средства. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Оказание
помощи терпящим бедствие на воде.
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека, Правила
безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций(Пч)
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на
радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение
радиационной безопасности населения. Аварии на химически опасных объектах и
их возможные последствия.
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные
последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических
сооружениях. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на
взрывопожароопасных объектах. Организация оповещения населения о
чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения в
чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Основы здорового образа жизни.Здоровый образ жизни и его составляющие
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни и оказание первой
помощи (13ч)
Здоровье как основная ценность человека
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная
сущность Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и
укрепления здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
Профилактика вредных привычек
Вредные привычки и их влияние на здоровье
Первая помощь пострадавшим и ее значение.
Первая помощь при травмах
Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.
Первая помощь при утоплении.

Тематическое планирование по курсу
Основные
№
Название тем, уроков
Колич Дата
направления
ество проведе
Домашнее
воспитательной
часов ния
задание
деятельности
Гражданское
11
Обеспечение личной безопасности в повседневной
Воспитание,
3
жизни.Глава 1. Пожарная безопасность
Физическое
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и
1
1 02.09
воспитание и
последствия.
с.6-13, вопр.1-4
формирование
Профилактика пожаров в повседневной жизни и
2
1 09.09
культуры здоровья
организация защиты населения.
с. 14-21, вопр 1-3
Трудовое воспитание
3
Права; обязанности и ответственность граждан в области 1 16.09
с.22-28, вопр. 1-3
пожарной безопасности. Обеспечение личной
безопасности при пожарах.
Глава 2. Безопасность на дорогах
3
4
Причины дорожно-транспортных происшествий и
23.09
1
травматизма людей
с.29-37, вопр.2-4
5
Организация дорожного движения, обязанности
30.09
1
пешеходов и пассажиров.
с.37-48, вопр.2-3
6
Велосипедист- водитель транспортного средства.
1 07.10
с.48-54, вопр. 1-3
2
Глава 3. Безопасность на водоемах
7
Безопасное поведение на водоемах в различных
1 14.10
условиях.
с.55-64, вопр. 1-3
8
21.10
Безопасный отдых на водоемах. Оказание помощи
1
с.64-77, вопр2-4
терпящим бедствие на воде.
с.77-82 вопр1-3
3
Глава4. Экология и безопасность
9
1 28.10
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье
с.83-88 вопр.1-4

человека
Правила безопасного поведения при неблагоприятной
экологической обстановке
Обобщение по разделу «Обеспечение личной
11
безопасности в повседневной жизни».
Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного
характера и их последствия
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного
12
характера
13 Аварии на радиационно-опасных объектах и их
возможные последствия.
14 Аварии на химически опасных объектах и их возможные
последствия
15 Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах
экономики и их возможные последствия.
16 Аварии на гидротехнических сооружениях и их
последствия.
Раздел 2 Защита населения РФ от чрезвычайных
ситуаций Гл 6. Обеспечение безопасности населения
от чрезвычайных ситуаций
17 Обеспечение радиационной безопасности населения.
18 Обеспечение химической защиты населения
19 Обеспечение защиты населения от последствий аварий
на взрывопожароопасных объектах
20 Обеспечение защиты населения от последствий аварий
на гидротехнических сооружениях.
Глава 7.0рганизация защиты населения от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера
21 Организация оповещения населения о чрезвычайных
10

1
1

11.11
с.89-95 вопр.2-4
18.11

5
1
1
1
1
1

25.11
02.12

с.10-110 вопр. 1-3
09.12

с.111-116вопр.1-4

16.12

с.117-120 вопр.2-3

23.12

с.121-126 вопр.1-5

4
1
1
1
1

Гражданское
Воспитание,
Популяризация
с.96-102 вопр.1-4 научных знаний

13.01
20.01
27.01

Гражданское
Воспитание,
Патриотическое
воспитание
с.128-134 вопр.1-2
с.135-143 вопр.1-3
с.144-148 вопр.2-4

03.02

с.149-153 вопр.1-4

10.02

с.154-159 вопр.2-4

3
1

22

ситуациях техногенного характера.
Эвакуация населения.

Мероприятия по инженерной защите населения от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Раздел 3 Основы здорового образа жизни.
Глава 8 Здоровый образ жизни и его составляющие
24 Здоровье как основная ценность человека.
25 Индивидуальное здоровье человека, его физическая,
духовная и социальная сущность
Здоровый
образ жизни
26
27 Здоровый образ жизни как необходимое условие
сохранения и укрепления здоровья человека и общества
28 Здоровый образ жизни и профилактика основных
неинфекционных заболеваний
29 Вредные привычки и их влияние на здоровье
30 Профилактика вредных привычек
Раздел 4 Основы медицинских знаний и оказания
первой помощи.Глава 9.Первая помощь при
неотложных состояниях
31 Первая помощь пострадавшим и её значение

1

23

33

Первая помощь при отравлениях аварийно химически
опасными веществами.
Первая помощь при травмах

34

утоплении.
Итоговое повторение.

32

1

17.02

с.159-165 вопр.1-5

24.02

с. 166-173 вопр.1-4

7
1
1
1
1
1
1
1

03.03
10.03
17.03
24.03
07.04

с.191-196 вопр.2-5

14.04
21.04

с. 196-202 вопр.1-5
с.203-208 вопр.2-4

5
1
1

Гражданское
Воспитание,
с. 176-180 вопр.1-4 Патриотическое
воспитание Духовное
с.180-184 вопр.2-3 нравственное
воспитание
с. 184-186 вопр.1-4 Физическое
воспитание
и
с.187-190 вопр.2-3 формирование
культуры здоровья

28.04
05.05

1

12.05

1

19.05
26.05

Духовное и
с.209-212 вопр.1-2 нравственное
воспитание
Популяризация
с.214-223
научных знаний
врпр.1-4
Физическое
с.224-226
воспитание и
вопр.1-5
формирование
с.227-230
культуры здоровья
вопр1-3 и 1-4

Контроль обученности по предмету
Тема контрольной работы

Сроки

1

«Обеспечение личной безопасности в повседневной
жизни»

ноябрь

2

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера и
безопасность населения»

февраль

3

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» апрель

4

Итоговое повторение

май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».