Рабочая программа по ОБЖ 9 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей
музыки, технологии, ИЗО,
физической культуры
Протокол № __5_
«10» 06 2021

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №_1_______
«30» 08 2021_ г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № 196
от «30»_08_ 2021_ г.

Рабочая программа
учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс: 9а, б
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила:Шишкина Л.В.,
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и
дополнениями)
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р)
Комплексной программы для общеобразовательного учреждения. Основы
безопасности жизнедеятельности. 9 класс. А.Т. Смирнов, Б.О.
Хренников.Учебник А. Т . Смирнов, Б. О. Хренников «Основы безопасности
жизнедеятельности» 9 класс. Издательство «Просвещение» 2014.ФГОС

Улан-Удэ, 2021

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок
реализации
программы
Место в
учебном плане
УМК

Основы безопасности жизнедеятельности
9а,б
Шишкина Л.В
2021-2022 учебный год

Обязательная часть: 34 ч.
Количество часов в неделю 1, в год 34
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из:
1. Примерная образовательная программа по предмету
2. Учебник А. Т . Смирнов, Б. О. Хренников «Основы безопасности
жизнедеятельности» 9 класс. Издательство «Просвещение» 2014.ФГОС
- Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и
Цели и задачи
чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального
характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о
здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой
медицинской помощи при неотложных состояниях.
- Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих
безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и
общественному здоровью,
- Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в
ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в
соблюдении ЗОЖ.
- Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные
для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП
пострадавшим.
- Развитие умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по
характерным признакам их про явления, а также на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников.
Задачи:
- формировать у учащихся научные представления о принципах и путях
снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
вырабатывать умения предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации
природного, техногенного и социального характера и адекватно
противодействовать им;
- формировать у учащихся модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а
также развивать способности оценивать опасные ситуации, принимать
решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" представляет собой
Общая
характеристика междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и
практику защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей)
учебного
среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.
предмета
Культура безопасности жизнедеятельности необходимо формировать с
раннего детства и совершенствовать на протяжении всей жизни.

Основы
образования
технологии

Изучение основ безопасности жизнедеятельности - это не только
получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера, но и развитие духовных и физических качеств личности,
I обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера
в современных условиях жизнедеятельности: потребности ведения
здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и
психологических качеств для выполнения конституционного долга и
обязанности гражданина России по защите Отечества.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности способствует
воспитанию у учащихся ответственности за личную безопасность,
безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному
здоровью, как индивидуальной и общественной ценности; ответственного
отношения к сохранению окружающей среды, а также способствует
формированию умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья,
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях,
использование средств индивидуальной и коллективной защиты, оказание
первой медицинской помощи при неотложных ситуациях.
Развитие общества и технический прогресс требуют более высокого
уровня общей культуры всего населения в области безопасности
жизнедеятельности, повышенной ответственности каждого человека за свои
поступки и поведение. Культура безопасности жизнедеятельности - это
способ организации деятельности человека, представленный в системе
социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его
жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование
современного уровня культуры безопасности является общешкольной
задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в
формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом
ключевая роль принадлежит предмету «Осн овы безопасности
жизнедеятельности». Предмет ОБЖ через собственную систему
образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной
жизнедеятельности в реальной окружающей среде - природной, техногенной
и социальной.
технологии традиционного обучения минимума содержания образования
в соответствии с требованиями стандартов
- технологии реализации межпредметных связей в образовательном
процессе.
- технологии дифференцированного обучения для освоения учебного
материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости,
повышения познавательного интереса. О
- технологии проблемного обучения с целью развития творческих
способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала,
познавательных возможностей
- информационно - коммуникационные технологии.

Планируемые результаты освоения курса
Предметными результатами обучения основам безопасности в основной школе
являются: в познавательной сфере: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о
влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о
государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об
организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при
неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности
жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций
по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные
теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать
план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей; умения анализировать явления и события
природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения
и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
умения информировать о результатах своих наблюдений,
участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное
решение в различных ситуациях.
В эстетической сфере: умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения
красоту окружающего мира; умение сохранять его.
В трудовой сфере: знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других
технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных
опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их
эксплуатации; умения оказывать первую медицинскую помощь.
В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ
жизни;развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые
умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при
занятиях физической культурой и спортом.
Метапредметными
результатами
обучения
основам
безопасности
жизнедеятельности в основной школе являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по
следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи
опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты
своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области
безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий;
-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера; формирование умений взаимодействовать с

окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
Личностными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности
в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного
отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к
индивидуальной и общественной ценности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на освоении знаний об опасных и
чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества
и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от
чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой
медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в
области безопасности жизнедеятельности; ответственное отношение к обучению,
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
2.Патриотического
воспитания
и
формирование
российской
идентичности:воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к
личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности
личности, общества и государства воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие
мировой науки;
3. Духовное и нравственное воспитание: Развитие личных духовных и физических
качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать
нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к
гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска
достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве
мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых
знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию,
любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему
здоровью и потребности в здоровом образе жизни; развитие культуры безопасной
жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости,
табакокурения и других вредных привычек;
7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется
посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому

изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения
образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных
интересов и потребностей; умение управлять своей познавательной деятельностью
;овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по
характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации,
получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и план своих
действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих
возможностей.
Ученик научится: доступно объяснить значения здорового образа жизни для
обеспечения личной безопасности и здоровья; предвидеть опасные ситуации по их
характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную
безопасность; соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в
местах скопления большого количества людей:
перечислять последовательность действии при оповещении о возникновении угрозы ЧС и
во время ЧС: пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
Ученик получит возможность научиться определять:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое
и социальное благополучие; потенциальные опасности природного, техногенного и
социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и
правила личной безопасности;
-меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
-основные положения Концепции национальной безопасности РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
-наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
-организацию защиты населения от ЧС природного И техногенного характера в
Российской Федерации;
-права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
-рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам
безопасного поведения в различных опасных и ЧС;
-приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

Содержание программы
«Основы комплексной безопасности»- 12часов
раскрывает вопросы обеспечения национальной безопасности России в мировом
сообществе, освещает современный комплекс проблем безопасности социального
характера; Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности
жизнедеятельности
«Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» -12 часов
рассматривает вопросы безопасности личности в современном мире. Единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и
обороноспособности страны МЧС России – федеральный орган управления в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и
прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных
ситуациях Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом
«Основы здорового образа жизни» -9 часов
определяет факторы, разрушающие репродуктивное здоровье, раскрывает правовые
основы сохранения репродуктивного здоровья. Здоровье человека как индивидуальная,
так и общественная ценность. Репродуктивное здоровье населения и национальная
безопасность России Ранние половые связи и их последствия. Понятия о ВИЧ-инфекции и
СПИДе. Основы семейного права в Российской Федерации
«Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» -1 час
Включает вопросы по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях и
передозировке в приеме психоактивных веществ.
При обучении учитываются: индивидуальные психофизические особенности подростков
14-15 лет; использование естественно возникающих у подростков желаний и мотивов,
побуждающие их к деятельности; способность усваивать материал программы осознанно
и без принуждения; использование учениками своих индивидуальных способностей в
различных условиях;

Календарно-тематическое планирование
Основные направления
воспитательной
деятельности

№

Название тем, уроков

1 Раздел: Основы безопасности личности, общества и государства.1.
Национальная безопасность России в мировом сообществе

Количество
часов
12

Дата
проведе
ния

Домашнее
задание

4

1

Россия в мировом сообществе

1

02.09

с.6-13, вопр.1-4

2

Национальные интересы России в современном мире

1

09.09

1

16.09

с. 14-21, вопр 1-3
с.22-28, вопр. 1-3

23.09

с.29-37, вопр.2-4

3
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России
4

Формирование современного уровня культуры населения в области
безопасности жизнедеятельности.

1

1.2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
как угроза национальной безопасности России

3

5

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения,
их классификация

1

6

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и
последствия

7

8

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и
последствия

30.09
с.37-48, вопр.2-3

1

07.10
с.48-54, вопр. 1-3
14.10

1

1.3. Современный комплекс проблем безопасности социального
характера и национальная безопасность России.

3

Военная угроза национальной безопасности России

1

21.10

с.55-64, вопр. 1-3

Гражданское
воспитание,
Патриотическое
воспитание ,
Популяризация
научных знаний

9

Международный терроризм-угроза национальной безопасности
России

1

28.10

10

Наркотизм и национальная безопасность России

1

11.11

1.4. Обеспечение личной безопасности при угрозе
террористического акта

2

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления

1

11
12

с.64-77, вопр2-4
с.77-82 вопр1-3
с.83-88 вопр.1-4
с.89-95 вопр.2-4

18.11
с.96-102 вопр.1-4

Правила поведения при угрозе террористического акта
2 Раздел: Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций
2.1. Организационные основы по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

25.11
1

с.10-110 вопр. 1-3

12

3

13

Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1

14

Гражданская оборона как составная часть национальной
безопасности и обороноспособности страны

1

15

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1

2.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации,
по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени

5

16

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

1

17

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций

1

18

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях

1

02.12

с.111-116вопр.1-4

09.12
16.12

с.117-120 вопр.2-3

13.01
с.121-126 вопр.1-5
20.01
27.01

с.128-134 вопр.1-2
с.135-143 вопр.1-3

Гражданское
воспитание,
Патриотическое
воспитание,
Популяризация
научных знаний,
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

19

Эвакуация населения

1

20

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах
поражения

1

2.3. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в
Российской Федерации.

4

21

Законодательная и нормативно-правовая база по организации
борьбы с терроризмом

1

22

Система борьбы с терроризмом

1

24.02

с.159-165 вопр.1-5

23

Государственная политика противодействия наркотизму

1

03.03

с. 166-173 вопр.1-4

24

Профилактика наркомании

1

10.03

3 Раздел: Основы здорового образа жизни

9

3.1. Основы здорового образа жизни

3

25

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная
ценность

1

26

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

27

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность
России

1

3.2. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

28

Ранние половые связи и их последствия

1

14.04

с. 196-202 вопр.1-5

29

Инфекции, передаваемые половым путем

1

21.04

с.203-208 вопр.2-4

30

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе

1

28.04

с.209-212 вопр.1-2

3.3. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного
здоровья

3

03.02
10.02

17.02

17.03
24.03
07.04

с.144-148 вопр.2-4
с.149-153 вопр.1-4

с.154-159 вопр.2-4

Гражданское
воспитание, Духовное
и нравственное
воспитание,
с.180-184 вопр.2-3 Физическое
воспитание и
формирование
с. 184-186 вопр.1-4 культуры здоровья,
с.187-190 вопр.2-3

31

Брак и семья

1

05.05

с.224-226
вопр.1-5

32

Семья и здоровый образ жизни

1

12.05

с.227-230

33

Основы семейного права в Российской Федерации

1

19.05

вопр1-3 и 1-4

4 Раздел: Основы медицинских знаний и оказание первой 4.1.
Оказание первой медицинской помощи медицинской помощи

34

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая
медицинская помощь при передозировке при приеме
психоактивных веществ.

1

26.05
1

Духовное и
нравственное
воспитание,
Физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья,

Контроль обученности по предмету
Тема контрольной работы

Сроки

1

«Основы безопасности личности, общества и государства»

ноябрь

2

«Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций»

3

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

апрель

4

Итоговое повторение

май

февраль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».