Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей музыки, технологии, ИЗО, физической культуры Протокол № __5_ «10» 06 2021 ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №_1_______ «30» 08 2021_ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 от «30»_08_ 2021_ г. Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» Класс: 9а, б Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила:Шишкина Л.В., Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Комплексной программы для общеобразовательного учреждения. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.Учебник А. Т . Смирнов, Б. О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс. Издательство «Просвещение» 2014.ФГОС Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане УМК Основы безопасности жизнедеятельности 9а,б Шишкина Л.В 2021-2022 учебный год Обязательная часть: 34 ч. Количество часов в неделю 1, в год 34 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Примерная образовательная программа по предмету 2. Учебник А. Т . Смирнов, Б. О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс. Издательство «Просвещение» 2014.ФГОС - Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и Цели и задачи чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях. - Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью, - Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ. - Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим. - Развитие умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их про явления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников. Задачи: - формировать у учащихся научные представления о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества; вырабатывать умения предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им; - формировать у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развивать способности оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей. Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" представляет собой Общая характеристика междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей) учебного среды обитания во всех сферах человеческой деятельности. предмета Культура безопасности жизнедеятельности необходимо формировать с раннего детства и совершенствовать на протяжении всей жизни. Основы образования технологии Изучение основ безопасности жизнедеятельности - это не только получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, но и развитие духовных и физических качеств личности, I обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности: потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества. Изучение основ безопасности жизнедеятельности способствует воспитанию у учащихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью, как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды, а также способствует формированию умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использование средств индивидуальной и коллективной защиты, оказание первой медицинской помощи при неотложных ситуациях. Развитие общества и технический прогресс требуют более высокого уровня общей культуры всего населения в области безопасности жизнедеятельности, повышенной ответственности каждого человека за свои поступки и поведение. Культура безопасности жизнедеятельности - это способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Осн овы безопасности жизнедеятельности». Предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной. технологии традиционного обучения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов - технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе. - технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. О - технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей - информационно - коммуникационные технологии. Планируемые результаты освоения курса Предметными результатами обучения основам безопасности в основной школе являются: в познавательной сфере: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. В ценностно-ориентационной сфере: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. В коммуникативной сфере: умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. В эстетической сфере: умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его. В трудовой сфере: знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; умения оказывать первую медицинскую помощь. В сфере физической культуры: • формирование установки на здоровый образ жизни;развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом. Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются: - овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; - овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; - формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; -развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Личностными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются: - развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на освоении знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 2.Патриотического воспитания и формирование российской идентичности:воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; 3. Духовное и нравственное воспитание: Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; умение управлять своей познавательной деятельностью ;овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей. Ученик научится: доступно объяснить значения здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья; предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность; соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей: перечислять последовательность действии при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС: пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; Ученик получит возможность научиться определять: основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной безопасности; -меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях; -основные положения Концепции национальной безопасности РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства; -наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию; -организацию защиты населения от ЧС природного И техногенного характера в Российской Федерации; -права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности; -рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС; -приемы и правила оказания первой медицинской помощи; Содержание программы «Основы комплексной безопасности»- 12часов раскрывает вопросы обеспечения национальной безопасности России в мировом сообществе, освещает современный комплекс проблем безопасности социального характера; Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» -12 часов рассматривает вопросы безопасности личности в современном мире. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом «Основы здорового образа жизни» -9 часов определяет факторы, разрушающие репродуктивное здоровье, раскрывает правовые основы сохранения репродуктивного здоровья. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России Ранние половые связи и их последствия. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Основы семейного права в Российской Федерации «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» -1 час Включает вопросы по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях и передозировке в приеме психоактивных веществ. При обучении учитываются: индивидуальные психофизические особенности подростков 14-15 лет; использование естественно возникающих у подростков желаний и мотивов, побуждающие их к деятельности; способность усваивать материал программы осознанно и без принуждения; использование учениками своих индивидуальных способностей в различных условиях; Календарно-тематическое планирование Основные направления воспитательной деятельности № Название тем, уроков 1 Раздел: Основы безопасности личности, общества и государства.1. Национальная безопасность России в мировом сообществе Количество часов 12 Дата проведе ния Домашнее задание 4 1 Россия в мировом сообществе 1 02.09 с.6-13, вопр.1-4 2 Национальные интересы России в современном мире 1 09.09 1 16.09 с. 14-21, вопр 1-3 с.22-28, вопр. 1-3 23.09 с.29-37, вопр.2-4 3 Основные угрозы национальным интересам и безопасности России 4 Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. 1 1.2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России 3 5 Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация 1 6 Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия 7 8 Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия 30.09 с.37-48, вопр.2-3 1 07.10 с.48-54, вопр. 1-3 14.10 1 1.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России. 3 Военная угроза национальной безопасности России 1 21.10 с.55-64, вопр. 1-3 Гражданское воспитание, Патриотическое воспитание , Популяризация научных знаний 9 Международный терроризм-угроза национальной безопасности России 1 28.10 10 Наркотизм и национальная безопасность России 1 11.11 1.4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта 2 Виды террористических актов, их цели и способы осуществления 1 11 12 с.64-77, вопр2-4 с.77-82 вопр1-3 с.83-88 вопр.1-4 с.89-95 вопр.2-4 18.11 с.96-102 вопр.1-4 Правила поведения при угрозе террористического акта 2 Раздел: Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 2.1. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 25.11 1 с.10-110 вопр. 1-3 12 3 13 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 1 14 Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны 1 15 МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 1 2.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 5 16 Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций 1 17 Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1 18 Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях 1 02.12 с.111-116вопр.1-4 09.12 16.12 с.117-120 вопр.2-3 13.01 с.121-126 вопр.1-5 20.01 27.01 с.128-134 вопр.1-2 с.135-143 вопр.1-3 Гражданское воспитание, Патриотическое воспитание, Популяризация научных знаний, Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 19 Эвакуация населения 1 20 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения 1 2.3. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации. 4 21 Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом 1 22 Система борьбы с терроризмом 1 24.02 с.159-165 вопр.1-5 23 Государственная политика противодействия наркотизму 1 03.03 с. 166-173 вопр.1-4 24 Профилактика наркомании 1 10.03 3 Раздел: Основы здорового образа жизни 9 3.1. Основы здорового образа жизни 3 25 Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность 1 26 Здоровый образ жизни и его составляющие 1 27 Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России 1 3.2. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье 3 28 Ранние половые связи и их последствия 1 14.04 с. 196-202 вопр.1-5 29 Инфекции, передаваемые половым путем 1 21.04 с.203-208 вопр.2-4 30 Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе 1 28.04 с.209-212 вопр.1-2 3.3. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья 3 03.02 10.02 17.02 17.03 24.03 07.04 с.144-148 вопр.2-4 с.149-153 вопр.1-4 с.154-159 вопр.2-4 Гражданское воспитание, Духовное и нравственное воспитание, с.180-184 вопр.2-3 Физическое воспитание и формирование с. 184-186 вопр.1-4 культуры здоровья, с.187-190 вопр.2-3 31 Брак и семья 1 05.05 с.224-226 вопр.1-5 32 Семья и здоровый образ жизни 1 12.05 с.227-230 33 Основы семейного права в Российской Федерации 1 19.05 вопр1-3 и 1-4 4 Раздел: Основы медицинских знаний и оказание первой 4.1. Оказание первой медицинской помощи медицинской помощи 34 Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ. 1 26.05 1 Духовное и нравственное воспитание, Физическое воспитание и формирование культуры здоровья, Контроль обученности по предмету Тема контрольной работы Сроки 1 «Основы безопасности личности, общества и государства» ноябрь 2 «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» 3 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» апрель 4 Итоговое повторение май февраль