Рабочая программа по ОБЖ 10 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей
музыки, технологии, ИЗО,
физической культуры
Протокол № _5__
от «_10__» _06__2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №__1______
«30» __08

_2021_ г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № 196
от «30»_08_ 2021_ г.

Рабочая программа
учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс:10а
Уровень образования: среднее общее образование
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила:Шишкина Л.В.,
учитель ОБЖ
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена
на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 с изменениями и
дополнениями)
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р)
Программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных
учреждений 10-11классы, разработанной авторами С.В.Ким, В.А Горский, 2019
Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности».10-11классы. С.В. Ким,
В.А Горский-4-е издание, Просвещение,2021-396,4 с.

Улан-Удэ, 2021г.

Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок
реализации
программы
Место в
учебном плане
УМК

Основы безопасности жизнедеятельности
10
Шишкина Л.В
2021-2022 учебный год
Количество часов в неделю 10 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год

Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из:
1. Примерная образовательная программа по предмету
2.Комплексной учебной программы курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 10-11 классы,
разработанной авторами С.В. Ким, В.А. Горский М.: «Вентана-Граф», 2019;
3.Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: учебник/
С.В. Ким, В.А. Горский – М.: Вента Графа, 2019. – 396 [4]с.
Цели и задачи - Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального
характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о
здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой
медицинской помощи при неотложных состояниях.
- Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих
безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и
общественному здоровью,
- Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения вЧС;
бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в
соблюдении ЗОЖ.
- Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные
для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП
пострадавшим.Развитие умения предвидеть возникновение опасных ситуаций
похарактерным признакам их про явления, а также на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников.
Задачи:- формировать у учащихся научные представления о принципах и
путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
вырабатывать умения предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации
природного, техногенного и социального характера и адекватно
противодействовать им;
- формировать у учащихся модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а
также развивать способности оценивать опасные ситуации, принимать решения
и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Общая
характеристик
а
учебного
предмета

Основы
образования
технологии

Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" представляет собой
междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и
практику защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей) среды
обитания во всех сферах человеческой деятельности.
Культура безопасности жизнедеятельности необходимо формировать с раннего
детства и совершенствовать на протяжении всей жизни.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности - это не только получение
знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, но и развитие духовных и
физических качеств личности,
обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в
современных условиях жизнедеятельности: потребности ведения здорового
образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических
качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина
России по защите Отечества.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности способствует воспитанию
у учащихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и
государства; ответственного отношения к личному здоровью, как
индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к
сохранению окружающей среды, а также способствует формированию умений
оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях, использование средств индивидуальной и
коллективной защиты, оказание первой медицинской помощи при неотложных
ситуациях.
Развитие общества и технический прогресс требуют более высокого уровня
общей культуры всего населения в области безопасности жизнедеятельности,
повышенной ответственности каждого человека за свои поступки и поведение.
Культура безопасности жизнедеятельности - это способ организации
деятельности человека, представленный в системе социальных норм,
убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и
целостности окружающего мира. Формирование современного уровня
культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех
школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня
культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности». Предмет ОБЖ через собственную
систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к
безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - природной,
техногенной и социальной.
технологии традиционного обучения минимума содержания образования в
соответствии с требованиями стандартов
- технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала
обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения
познавательного интереса.
- технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей
обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных
возможностей
- информационно - коммуникационные технологии.

Планируемые результаты освоения курса
Предметными результатами освоения ОБЖ является овладение учащимися:
Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального
характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.
Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты населения
страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.
Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.
Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении,
представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и
национальной безопасности России.
Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии терроризму и
экстремизму. Знание организационных основ системы противодействия терроризму и
экстремизму в РФ. Сформированность гражданской нравственной позиции негативного
отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному
поведению и другим видам противоправного характера.
Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе
террористического акта.
Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры
безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,
в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора.
Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и
наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества и
демографическую ситуацию в государстве.
Уяснение
стратегических
целей
совершенствования
национальной
обороны
и
обеспечения военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной
организации государства.
Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о
Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых
традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.
Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и
задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного
прохождения военной службы в современных условиях
Метапредметные результаты освоения ОБЖ: Ученик сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;выдвигать версии
решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить
цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей формулировать
учебные задачи для достижения поставленной цели; обосновывать целевые ориентиры и
приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов;определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять и находить, в
том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной
задачи; -выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и
самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи или достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения; -описывать свой опыт, оформляя его для передачи
другим людям в виде технологии решения практических задач; планировать и корректировать
свою индивидуальную образовательную траекторию. Cтроить рассуждение от общих
закономерностей к частным явлениям закономерностям; излагать полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию,
нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся:
1. Гражданское воспитание: формирование активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на освоении знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о
влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной
системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки
населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях
граждан в области безопасности жизнедеятельности; ответственное отношение к обучению,
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: Патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
3. Духовное и нравственное воспитание: Развитие личных духовных и физических качеств,
обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового
образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской
Федерации в области безопасности жизнедеятельности; развитие эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска
достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества;
формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню
развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых
для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной
культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к
обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем.
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и
потребности в здоровом образе жизни; развитие культуры безопасной жизнедеятельности,
профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных
привычек;

7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного
выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и
способности к предмету, общественных интересов и потребностей; умение управлять своей
познавательной деятельностью ;овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и
чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа
специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные
решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и
своих возможностей.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится: Распознавать и анализировать особенности жизнедеятельности
человека при автономном пребывании его в различных природных условиях. Применять в
реальных природных условиях различные способы ориентирования на местности.
Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения. Формировать
личное убеждение в необходимости осознанно соблюдать правила дорожного движения в
повседневной жизни. Анализировать информацию о возникновении пожара в жилом
секторе и в общественных зданиях, о причинах их возникновения и последствия.
Формировать модель своего поведения при возникновении пожара в квартире. Выполнять
правила безопасного поведения при возникновении пожара в школе в соответствии с
планом пожарной безопасности. Обобщать знания по безопасному поведению
на водоемах в различное время года. Соблюдать применять меры безопасного поведения
на воде в различное время года. Анализировать различные опасные ситуации, которые
могут возникнуть при пользовании бытовыми приборами в повседневной жизни.
Внимательно изучать инструкцию, в которой определены правила эксплуатации
конкретного бытового прибора и соблюдать их при пользовании прибором.
Анализировать информацию о состоянии криминогенной ситуации в местах проживания
и вырабатывать правила личной безопасности в повседневной жизни. Самостоятельно
добывать информацию о ЧС природного и техногенного характера, имевших место в
регионе проживания, о причинах их возникновения и их последствиях.
Формировать систему, личного безопасного поведения в условиях различных ЧС, если
ЧС застала вас дома, на улице, в школе. Раскрывать содержание понятий о военной угрозе
национальной безопасности России и о национальной обороне. Различать характер
современных войн и Вооруженных конфликтов. Систематизировать основные задачи
гражданской обороны в мирное и военное время . Осваивать систему оповещения
населения чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Классифицировать виды
инженерных защитных сооружений по их предназначению.
Формировать умения в использовании защитных сооружений гражданской обороны в
условиях ЧС. Использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) в условиях
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Осознанно выполнять план гражданской обороны образовательного учреждения,
выполняя свои обязанности, предусмотренные в нём.
Характеризовать современные Вооруженные Силы Российской Федерации как основу
военной организации государства, пути их реорганизации и повышения боевых
возможностей. Формировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам
наших воинов – защитников Отечества.
Формировать духовные и физические качества, необходимые для успешного выполнения
воинского долга по вооруженной защите Отечества.

Ученик получит возможность научиться:
Самостоятельно разрабатывать и осуществлять однодневный выход на природу для
отработки элементов ориентирования по местности.
Анализировать и обобщать причины дорожно-транспортных происшествий в районе
проживания, подготовить сообщение о влиянии человеческого фактора на безопасность
дорожного движения.
Обобщать и обрабатывать статистку имевших место ЧС природного характера в регионе
проживания за несколько последних лет, разработать прогноз, учитывающий вероятность
возникновения ЧС природного характера в вашем регионе в текущем году.
Разрабатывать рекомендации по профилактике и минимизации
Самостоятельно подбирать материал и готовить занятие по теме: «Организационные
основы по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций».
Оформлять схему, отображающую структуру РСЧС, её функциональные и
территориальные подсистемы.

Содержание курса. 10 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания. Культура безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности
жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества,
государства. Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности
жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита
личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие
экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных
ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и
территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах,
транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. Защита населения и
территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных
средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства
коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от
биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания
и кожи.

Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных
угроз. Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав
Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и
обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные
заболевания. Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый
образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры
профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при
неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах.
Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно лёгочная реанимация.
Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.

№

1
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10

11
12
13
14

Календарно-тематическое планирование
Количе
ство
Дата
часов
проведения
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества,
государства.
Глава 1. Научные основы формирования культуры
14
безопасности жизнедеятельности человека в современной среде
обитания.
5
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной
1
02.09
среде обитания
Междисциплинарные основы теории безопасности
1
09.09
жизнедеятельности
Экологические основы безопасности
1
16.09
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности
23.09
1
человека в среде обитания
Психологические основы безопасности жизнедеятельности
1
30.09
человека в среде обитания
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности
личности, общества, государства 5ч
Права и обязанности государства и граждан России по
07.10
1
обеспечению безопасности жизнедеятельности
Защита национальной безопасности государства от военных угроз
1
14.10
Защита личности, общества, государства от угроз социального
1
21.10
характера
28.10
Противодействие экстремизму
1
Название тем уроков

Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий
России в чрезвычайных ситуациях 5ч.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите
населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного характера
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1

11.11

1

18.11

1

25.11

1
1

02.12
09.12

Основные направления воспитательной
деятельности
Гражданское воспитание, Духовное и
нравственное воспитание
Трудовое воспитание и профессиональное
самоопределение

15

16
17
18
19
20

21
22
23
24
25

26
27
28
29
30

техногенного характера
Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах,
транспорте. Страхование
Раздел 2. Военная безопасность государства 10ч
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и
безопасность 5ч.
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия
массового поражения и современных обычных средств поражения
Защита населения и территорий от радиационной опасности
Средства коллективной защиты от оружия массового поражения
Защита населения и территорий от биологической и экологической
опасности
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите
государства от военных угроз. 5ч.
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные
основы
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации
Воинская обязанность и военная служба
Права и обязанности военнослужащих
Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской
Федерации
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни. 9ч
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и
неинфекционные заболевания. 5ч
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного
здоровья
Здоровый образ жизни и его составляющие
Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их
профилактики
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
Глава 7.Оказание первой помощи при неотложных состояниях.
4ч

16.12
1

23.12
1
1
1
I
1

Гражданское воспитание, Популяризация
научных знаний
Трудовое воспитание и профессиональное
самоопределение

13.01
20.01
27.01
03.02

10.02
1
1
1
1

17.02
24.02
03.03
10.03

1

17.03
1
1
1
1
1

24.03
07.04
14.04
21.04

Духовное и нравственное воспитание,
Популяризация научных знаний
Физическое воспитание и формирование
культуры здоровья

31
32
33
34

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок
Правила оказания первой помощи при травмах
Первая помощь при кровотечениях, ранениях Первая помощь при
ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах
Первая помощь: сердечно-легочная реанимация

1
1
1
1

28.04
05.05
12.05
19.05

Контроль обученности по предмету

1

Тема контрольной работы

Сроки

Основы безопасности личности, общества, государства.

ноябрь
февраль

2
Чрезвычайные ситуации военного характера
3

Оказание первой помощи при неотложных состояниях.

апрель

4

Итоговое повторение

май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».