Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 5 от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 От «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» Класс: 2 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 68 ч/год; 2 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру Министерства Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 класс» (УМК «Школа России», 2014). Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2020. Улан-Удэ 2021 Аннотация к рабочей программе. Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Окружающий мир 2 1 год 2021- 2022 ФГОС НОО (1-4 класс) Обязательная часть: 2 ч. Итого: количество часов в неделю ___2__, в год ___68___ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Плешаков А.А.Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./А.А.Плешаков.- М.: Просвещение, 2020 г. 2. Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /А.А.Плешаков.- М.: Просвещение, 2020 г. 3. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс (Диск CD-ROM) . 4. Тесты к учебнику "Окружающий мир. 2 класс" Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Москва 2020г., «Просвещение»; 5. Окружающий мир.. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Плешакова А. А /1 CD/ (В комплекте с учебником) Основной целью курса «Окружающий мир» является формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Эта общая цель определяет задачи курса: Общая характеристика формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: учебного предмета 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Курс «Окружающий мир» для второго класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественнонаучный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Основные образовательные технологии В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты Отражают сформированность в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военнопатриотического воспитания; 3. Приобщение детей к культурному наследию: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурнымценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; 4.Физическом воспитании и формировании культуры здоровья: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование в детской и семейной среде системы мотивациик активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; 5.Трудовом воспитании и профессиональном самоопределении: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; 6.Экологическом воспитании: развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; - Духовном и нравственном воспитании детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: формирования выраженной в поведении нравственной позиции,в том числе способности к сознательному выбору добра; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. Метапредметные результаты: - процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии; формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,-организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; - процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Предметные результаты: 1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. - Ожидаемые результаты освоения курса «Окружающий мир» во 2 классе В результате изучения окружающего мира второклассники научатся: • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; • правилам поведения в природе; • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте; • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии; • распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах; • называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира. Второклассники получат возможность научиться: • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе; • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД; • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; • определять основные стороны горизонта с помощью компаса. Содержание программы (68 часов) Где мы живём? (3 часа) Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Составлять сочинение с использованием сведений, полученных в ходе бесед с родными. Знать свой домашний адрес, имена и отчества родителей; государственные символы России; приводить примеры достопримечательности родного края, Москвы. Природа (21 час) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями. Уметь различать живую и неживую природу, называть основные признаки живой природы, уметь делать выводы. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком, вести наблюдение в природе под руководством учителя. Уметь приводить примеры явлений природы, сезонных явлений. Уметь пользоваться термометром. Уметь рассказывать о своих питомцах. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных. Жизнь города и села (10 часов) Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка. Знать понятие «экономика» и ее составные части, уметь различать жизнь города и села, Знать о строительстве и строительной технике, различать виды транспорта, специализацию магазинов, образовательные и культурные учреждения. Уметь рассказывать о зимних изменениях в природе, показывать взаимосвязь между растениями и животными. Здоровье и безопасность (11 часов) Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Знать о строении тела человека, как сохранить здоровье, соблюдать режим дня, знать признаки инфекционных болезней и их профилактику; Знать правила поведения на дороге; уметь предвидеть опасность при обращении с предметами в быту; знать условия возникновения пожара и правила поведения во время пожара; знать ягоды, грибы и насекомые, которые могут нанести вред здоровью человека; знать правила безопасного поведения на воде и причины несчастных случаев; знать опасности, которые подстерегают их при обращении с незнакомыми людьми. Общение (7 часов) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Знать правила общения в семье, связь поколений, правила общения и поведения в школе, вежливо и уважительно относиться к людям, знать правила поведения в общественных местах. Путешествия (16 часов) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей. Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе. Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты. Знать основные и промежуточные стороны горизонта, уметь ориентироваться на карте и плане, ориентироваться по компасу, иметь представление о рельефе Земли, естественные и искусственные водоёмы, знать изменения в неживой и живой природе с приходом весны, уметь работать с картой , знать достопримечательства Москвы, города на Неве, древнерусские города располагающие на реке Оке, материки земного шара, страны мира, знать о космосе, признаки лета Знать основные экологические проблемы природы и современного общества. Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая: • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий; • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Критериями оценивания являются: • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС; • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий. Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы. Календарно -тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» № п/п 1 Раздел Где мы живем? 2 3 Тема урока Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. Стартовая диагностика. Россия – священная наша держава. Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. Кол- Дата Домашво провенее часов дения задание 1 03.09 С.4-11 Т.6-8 Основные направления воспитательной деятельности. Патриотическое воспитание и формирование 1 07.09 С.8-13 Т.9-13 российской идентичности; Экологическое воспитание. Гражданское 1 10.09 С.14-17 Т.14-15 воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; 4 5 6 Природа. Живая и неживая природа. Явления природы. Как измеряют температуру? Практическая 1 14.09 С.24-27 Т.17-19 1 17.09 С.28-29 Т.20-21 1 21.09 С.30-31 Т.22-24 Духовное и нравственное воспитание. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Экологическое воспитание. 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 работа № 1 «Измерение температуры». Что такое погода? В гости к осени. Экскурсия № 1. Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы. Звёздное небо. Гражданское воспитание; Приобщение С.32-35 Т.с24-27 детей к 1 24.09 1 28.09 1 01.10 1 05.10 1 08.10 Заглянем в кладовые Земли. Пр. раб. № 2 «Знакомство с горными породами и минералами». Про воздух. 1 12.10 1 15.10 Вода в жизни человека. Какие бывают растения? Пр. раб. №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». Какие бывают животные? Проверочная работа. Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. Дикорастущие и культурные 1 19.10 1 22.10 С.56-59 Т.39-41 1 26.10 С.60-63 Т42-45 1 29.10 С.64-67 Т.45-47 1 09.11 С.68-71 Т48-50 С.36-39 культурному Тс.27-30 наследию; С.36-39 Духовное и Тс.27-30 нравственное С.36-39 воспитание. Тс.27-30 С.40-43 Тс31-32 С.44-47 Тс32-34 С.48-51 Тс35-36 С.52-55 Тс 37-38 растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями» Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». Красная книга. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Жизнь города и села. 1 12.11 С.72-75 Т.50-53 1 16.11 С.76-79 Т.53-55 1 19.11 С.80-87 Т.55-59 1 23.11 Будь природе другом. Обобщающий урок по теме «Природа». Тест №1. Город и село. Наш дом. Проект «Родной город». Что такое экономика? 1 26.11 С.88-91 Т.60-61 С.92-95 Т.62-63 1 30.11 С.96-97 Т.64-65 1 03.12 С.96-97 Т.64-65 1 07.12 Что из чего сделано? За 1 10.12 С.104107 Т.67-69 С.108111 Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Трудовое покупками. Строительство и транспорт. Виды транспорта. Промежуточная диагностическая работа. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2. Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. Невидимые нити в лесу. 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 Здоровье и безопасность. Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест№2. Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Поговорим о болезнях. Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц». Домашние опасности. 1 14.12 Т.70-71 С112115 Т.72-73 воспитание и Экологическое воспитание. Гражданское 1 17.12 С.116119 Т.73-77 1 21.12 С.120129 Т.78-83 1 24.12 С.130131 Т.84-87 1 28.12 С.132133 Т.84-87 1 11.01 1 14.01 С.132133 Т.84-87 С.132133 Т.84-87 1 18.01 С.4-7 Т.3-5 1 21.01 С.811т.с5-9 1 25.01 1 28.01 профессиональное самоопределение; воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Духовное и нравственное воспитание. Физическое воспитание и формирование культуры С.811Т.с5-9 здоровья; С.12-17 Трудовое Т9-11 воспитание и профессиональное самоопределение; Духовное и нравственное воспитание. 1 01.02 С.18-21 Т.12-13 40 Пожар. 1 04.02 41 Лесные опасности. Как нужно купаться? Очень подозрительный тип. Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3. Обобщающий урок. Наша дружная семья. В школе. 1 08.02 1 11.02 С.26-29 Т.15-20 1 15.02 С.30-35 Т.20 1 18.02 С.36-40 1 22.02 С.36-40 1 25.02 С.42-45 Т.21 1 01.03 Правила вежливости. День рождения. Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета». Мы – зрители и пассажиры. Проверочная работа. Обобщающий урок по теме «Общение». Тест №4. 1 04.03 С.48-51 Т.22-23 С.52-55 Т.23-24 42 43 44 45 46 Общение. 47 48 49 50 51 1 11.03 С.22-25 Т.13-14 С.26-29 Т.15-20 С.56-59 Т.24-25 Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; 1 15.03 С.60-63 Т.26 Гражданское воспитание; Приобщение детей к 1 18.03 С.64-68 культурному наследию Духовное и нравственное воспитание. 52 53 54 Путешествия. Обобщающий урок Посмотрите вокруг. Для чего нужен компас? 1 22.03 С.64-68 1 25.03 С.70-73 Т.27-29 1 29.03 С.74-77 Т.29-32 Патриотическое воспитание и формирование 55 56 Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу». Формы земной поверхности. Водоёмы. российской идентичности; Экологическое воспитание. Гражданское 1 01.04 С.78-81 Т.32-33 1 05.04 С.82-85 Т.34-35 С.86-89 Т.36-39 В гости к весне. Экскурсия №3. Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать? Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты». Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. 1 08.04 1 12.04 62 57 58 С.90-95 Т.39-3 1 15.04 С.90-95 Т.39-42 1 19.04 С.98107 Т.43-49 1 22.04 Путешествие по Оке. 1 03.05 63 Путешествие по планете. 1 06.05 64 Путешествие по планете. 1 13.05 65 Страны мира. 1 17.05 66 Обобщающий урок по теме «Путешествие». Итоговая диагностическая работа. 1 20.05 С.108113 Тс49-53 С.108113 Тс49-53 С.114123 Т.с53-58 С.114123 Т.с53-58 С.124127 Т.59-61 С.128129 59 60 61 воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Духовное и нравственное воспитание. 67 68 Повторение. Обобщающий урок. 1 24.05 Повторение изученного за год. 1 27.05 С.130133 Т.62-63 134-139