Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 5 от «10»июня_2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 « 30»августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 от « 30 » августа_2021г. Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» Класс: 3 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 68 ч/год; 2 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру Министерства Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 класс» (УМК «Школа России», 2014). Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2020. Улан-Удэ 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО Окружающий мир 3 2021-2022 учебный год ФГОС (1-4 класс) Обязательная часть: 68 ч. Итого: количество часов в неделю 2, в год 68 УМК Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1.Плешаков А.А.Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./А.А.Плешаков.М.: Просвещение, 2020 г. 2.Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /А.А.Плешаков.- М.: Просвещение, 2021 г. 3. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс (Диск CD-ROM) . 4. Тесты к учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Москва 2020г., «Просвещение»; Цели и задачи Основной целью курса «Окружающий мир» является формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовнонравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. Эта общая цель определяет задачи курса: формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого; воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля; овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни; систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине; освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде; знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях; существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей. Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основеследующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «Открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовное и нравственное воспитание: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия),формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий, создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям,воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей, поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6. Физического воспитания и формирование культуры здоровья реализуется посредством: отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; 8. Экологического воспитания реализуется посредством: развития у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Метапредметные результаты: -Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления: -овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера: -умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения: -способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач: -использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; -использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета: -овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям; -готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; -определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих; -овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; -овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; -умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир». Предметные результаты: -понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы; -сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; -осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; -освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); -развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В результате изучения музыки третьеклассник имеет возможность узнать: названия изученных произведений и авторов; имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П.И. Чайковский, В.А. Моцарт, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев); имена выдающихся музыкантов-исполнителей (С. Рихтер, Д. Ойстрах, И. Козловский); жанры музыки (прелюдия, кантата, «музыкальный портрет»); музыкальные формы (трёхчастная, вариационная, рондо); музыкальные инструменты (струнные смычковые – скрипка, альт, виолончель, контрабас; деревянные духовые – флейта, гобой, кларнет, фагот; ударные – литавры, большой барабан; а также лютня, виола да гамба, гитара, валторна); музыкальные интонации и их связь с образами музыкальных произведений; музыкальные «знаки препинания» - паузы и ферматы – и их роль в организации музыкальной речи; пунктирный ритм; музыкальная имитация; роды художественных произведения (эпический, лирический, драматический); узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные интонации – вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, жизненными проявлениями); передавать настроение музыки и его изменение: в пении (исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а так же несложные элементы двухголосия подголоски), музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах; исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, несложные элементы двухголосия – подголоски. В результате изучения окружающего мира третьеклассники имеют возможность научиться: определять место человека в мире; распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; называть основные свойства воздуха и воды; объяснять круговорот воды в природе; определять основные: - группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); -группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) - группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); -съедобные и несъедобные грибы; устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни,правилам безопасного поведения в быту и на улице, распознавать основные дорожные знаки; правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности; называть потребности людей, товары и услуги; определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов) Как устроен мир (7ч) Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Экскурсия:Что нас окружает? Эта удивительная природа (18 ч) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, зверии др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмыпотребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей. Практические работы:Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений. Мы и наше здоровье (9 ч) Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Наша безопасность (7 ч) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы. Чему учит экономика (12 ч) Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXIвеке. Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами. Путешествие по городам и странам (15 ч) Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая: • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий; • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Критериями оценивания являются: • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС; • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий. Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы. № п / п 1 2 3 4 КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Раздел Тема урока КолДата Домашнее Направление во проведен задание воспитательн час ия ой ов деятельности Раздел «Как устроен мир» (7 часов) Как устроен Природа. 1 04.09 уч с. 4-7 Приобщение к мир культурному наследию. Как устроен Человек. 1 07.09 С. 10-15, Трудовое мир Стартовая р.т. с. 7 воспитание. диагностика. Гражданское и Как устроен Проект 1 11.09 Р.т. стр. 4 патриотическое мир «Богатства, воспитание отданные людям». Как устроен Общество. 1 14.09 С. 18-23, р. мир т. с. 14-16 5 Как устроен мир Что такое экология. 1 18.09 6 Как устроен мир Природа в опасности! 1 21.09 7 Как устроен мир 8 9 10 С. 26-28, р.т. 17-18 С. 29-35, р.т. с. 18-21 Обобщение «Как 1 25.09 устроен мир». Проверочная повторить работа раздел 1 Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов) Эта Тела, вещества, 1 28.09 С. 36-40, т. удивительна частицы. С. 23-24 я природа Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». Эта Разнообразие 1 02.10 С. 41-45, т. удивительна веществ. С. 25-26 я природа Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». Эта Воздух и его 1 05.10 С. 46-50, т. удивительна охрана. С. 27-28 я природа Практическая работа № 3 «Свойства Духовное и нравственное воспитание. Трудовое воспитание 11 Эта удивительна я природа 12 Эта удивительна я природа 13 Эта удивительна я природа Эта удивительна я природа 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Эта удивительна я природа Эта удивительна я природа Эта удивительна я природа Эта удивительна я природа Эта удивительна я природа Эта удивительна я природа Эта удивительна я природа Эта удивительна воздуха». Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». Берегите воду! 1 09.10 С. 51-54, т. С. 29-32 1 12.10 С. 55-58, т. С. 33-34 1 16.10 С. 59-63, т. С. 35-35 Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы». Разнообразие растений. 1 19.10 С. 64-67, т. С. 36-38 1 23.10 С. 69-73, т. С. 39-41 Солнце, растения и мы с вами. 1 26.10 С. 74-77, т. С. 42-44 Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений» Охрана растений. Проверочная работа. Разнообразие животных. 1 30.10 Кто есть кто? 1 Проект «Разнообразие природы родного края». Размножение и развитие 1 02.11 1 13.11 Популяризация научных знаний. Духовное и нравственное воспитание. С. 78-81, т. С. 45-46 С. 82-86, т. С. 47-49 С. 87-92, т. С. 50-54 16.11 1 20.11 1 23.11 Популяризация научных знаний. Трудовое воспитание. Приобщение к культурному наследию. С. 94-97, т. С. 55-57 С.98-99, Т. С. 58-59 С. 100-105, т. С. 60-62 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 я природа Эта удивительна я природа Эта удивительна я природа Эта удивительна я природа животных. Охрана животных. 1 27.11 С. 106-111, т. С. 63-65 В царстве грибов. 1 30.11 С. 112-117, т. С. 66-68 Великий 1 04.12 С. 118-120, круговорот т. С. 69 жизни. Тест №1. Обобщение знаний. Раздел «Мы и наше здоровье» (9 часов) Мы и наше Организм 1 07.12 С. 122-125, здоровье человека. т. С. 71-72 Мы и наше Органы чувств. 1 11.12 С. 126-129, здоровье т. С. 73-74 Мы и наше Надёжная защита 1 14.12 С. 130-133, здоровье организма. т. С. 75-76 Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». Мы и наше Опора тела и 1 18.12 С. 134-137, здоровье движение. т. С. 76-77 Мы и наше Наше питания. 1 21.12 С. 138-141, здоровье т. С.78-79 Мы и наше Проект «Школа 1 25.12 С. 142-143, здоровье кулинаров». т. С. 80-81 Мы и наше Дыхание и 1 15.01 С. 144-146, здоровье кровообращение. т. С. 82-83 Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». Мы и наше Умей 1 18.01 С. 147-149, здоровье предупреждать т. С. 84-85 болезни. Мы и наше Здоровый образ 1 22.01 С. 150-154, здоровье жизни. т. С. 86-88 Обобщение. Раздел «Наша безопасность» (7 часов) Наша Огонь, вода и газ. 1 25.01 С. 4-7, т. С. безопасность 3-5 Популяризация научных знаний. Духовное и нравственное воспитание. Трудовое воспитание. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Гражданское и патриотическое 36 Наша безопасность 1 29.01 С. 8-13, т. С. воспитание 6-8 Наша безопасность Чтобы путь был счастливым. Тест № 2. Дорожные знаки. Тест № 3. 37 1 01.02 С. 14-17, т. С. 9-11 38 Наша безопасность Проект «Кто нас защищает». 1 05.02. С. 18-19, т. С. 12-13 39 Наша безопасность Опасные места. 1 08.02 С. 20-24, т. С. 14-15 40 Наша безопасность 41 42 43 44 45 46 47 48 Природа и наша 1 12.02 безопасность. Проверочная работа. Наша Экологическая 1 15.02 безопасность безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) Чему учит Для чего нужна 1 19.02 экономика экономика. Чему учит Природные 1 22.02. экономика богатства и труд людей – основа экономики. Чему учит Полезные 1 26.02 экономика ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». Чему учит Растениеводство. 1 01.03 экономика Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями». Чему учит Животноводство. 1 05.03 экономика Чему учит Какая бывает 1 08.03. экономика промышленность. Чему учит Проект 1 12.03 Популяризация научных знаний. Духовное и нравственное воспитание. С. 25-30, т. С. 16-18 С. 31-37, т. С. 19-21 С. 38-41, т. С.23-25 С. 42-45, т. С. 26-27 С. 46-50, т. С. 28-31 С. 51-55, т. С. 32-33 С. 56-59, т. С. 34-37 С. 60-63, т. С. 38-41 С. 64-65, т. Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний. экономика 49 50 51 52 53 54 55 «Экономика С. 42-43 родного края». Чему учит Что такое деньги. 1 15.03 С. 66-70, т. экономика Практическая С. 44-45 работа № 12 «Знакомство с различными монетами». Чему учит Государственный 1 19.03 С. 71-74, т. экономика бюджет. С. 46-47 Чему учит Семейный 1 22.03 С. 75-78, т. экономика бюджет. С. 48-50 Чему учит Экономика и 1 02.04 С. 79-85, т. экономика экология. Тест № С. 51-52 4. Чему учит Экономика и 1 05.04. С. 52 экономика экология Обобщение. Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов) Путешествия Золотое кольцо 1 09.04 С. 86-88, т. по городам и России. С. 53-59 странам Путешествия Золотое кольцо 1 12.04 С. 86-88, т. по городам и России. С. 53-59 странам 56 Путешествия по городам и странам Золотое кольцо России. 1 16.04 С. 86-88, т. С. 53-59 57 Путешествия по городам и странам Проект «Музей путешествий». 1 19.04 С. 98-99, т. С. 60-61 58 Путешествия по городам и странам Наши ближайшие соседи. 1 23.04 С. 100-107, т. С. 62-65 59 Путешествия по городам и странам На севере Европы. 1 26.04 С. 108-117, т. С. 67-72 60 Путешествия по городам и странам Что такое Бенилюкс. 1 30.04 С. 118-124, т. С. 73-75 61 Путешествия по городам и В центре Европы. 1 03.05 С. 125-131, т. С. 76-79 Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний. Приобщение к культурному наследию. Трудовое воспитание странам 62 Путешествия по городам и странам По Франции и Великобритании (Франция). 1 07.05 С. 132-141, т. С. 80-85 63 Путешествия по городам и странам 1 10.05 С. 132-141, т. С. 80-85 64 Путешествия по городам и странам По Франции и Великобритании (Великобритания) . На юге Европы. 1 14.05 С. 142-148, т. С. 86-90 65 Путешествия по городам и странам По знаменитым местам мира. Тест № 5. 1 17.05. С. 149-153, т. С. 91-95 66 Путешествия по городам и странам 21.05 С. 154-164, т. С. 96 67 Путешествия по городам и странам 24.05 Узнать о памятника х твоего города 68 Путешествия по городам и странам Проверим себя и 1 оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа. Презентация 1 проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Презентация 1 проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». 28.05 Повторение пройденно го материала Приобщение к культурному наследию. Трудовое воспитание