Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол № 5
От «10» июня 2021 г.
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 1
От «30» августа 2021 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № 196
От «30» сентября 2021 г.
Рабочая программа
учебного курса «Музыка»
Класс: 2
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
Примерной основной образовательной программы начального общего образования по
музыке: Министерство Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15
На основе авторской программы авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,
М.«Музыка. 1-4 класс» (УМК «Школа России», 2014).
Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 2 класс: учебник для
общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2021.
Улан-Удэ
2021 г.
Аннотация к программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК
Цели и задачи
Общая
характеристика
учебного
предмета
Музыка
2
1 год 2021- 2022
ФГОС НОО (1-4 класс) Обязательная часть: 1 ч.
Итого: количество часов в неделю ___1__, в год ___34___
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
1. 2 класс - Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 2
класс»: учебник для общеобразовательных учреждений
.Издательство: Просвещение, 2021 г
2. Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс. Критская Е. Д., Сергеева Г. П.,
Шмагина Т. С.
Цель курса:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части
духовной культуры
школьников.
Задачи курса:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное,
активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству;
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви
к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории,
традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного
и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и
слуха, певческого голоса, учебно–творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебнотворческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на
элементарных
музыкальных
инструментах,
музыкально
пластическом движении и импровизации.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего
образования, потому что содержание обучения ориентировано на
целенаправленную организацию и планомерное формирование
музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному,
коммуникативному, познавательному
и социальному развитию
растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться,
призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Особенность построения курса состоит в том, что он охватывает
широкое культурологическое пространство, которое подразумевает
постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в
контекст уроков музыки сведений из истории, произведений
литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного
искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического
фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального
произведения. Основой развития музыкального мышления детей
становятся неоднозначность их восприятия, множественность
индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания,
видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные,
например, в рисунках, близких по своей образной сущности
музыкальным произведениям. Все это способствует развитию
ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и
«внутреннего зрения».
Основные
образовательные
технологии
В процессе обучения предмету используются современные
образовательные технологии: игровые, компьютерные, коммуникативнодиалоговые и развивающие.
Игровые технологии являются основными на уроках музыки в
начальной школе. Их применение позволяет прежде всего увлечь ребят
музыкой. В наглядной, действенной форме происходит развитие слуха,
памяти, ритмического чувства, понимание выразительных и
изобразительных возможностей музыки, выработка исполнительских
навыков на уроках музыки и на занятиях вокального кружка.
Творческая деятельность на уроках музыки раскрывает
специфические связи искусства с окружающим миром. Творческие
задания пронизывают весь урок от начала до конца. С одной стороны,
они постоянно обращаются к жизненным примерам, впечатлениям
школьников, а с другой – к произведениям искусства, в которых
запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.
Изобразительное воплощение музыкальных или словесных
текстов – передача средствами живописи или рисунка общего
настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа.
Словесное рисование (например:– Как бы ты нарисовал героя
музыкального произведения?), развивающее воображение, речь, чувство
стиля, ассоциативное мышление, красочное, многогранное постижение
художественного образа.
Современный урок музыки невозможен без использования
информационных технологий. С появлением персонального компьютера,
приобретенного и оснащенного возможность не только слышать
классическую и современную музыку, современные произведения
отечественных и зарубежных композиторов, но и видеть, как эта музыка
создается и как воплощается в жизнь музыкантами и певцами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
2. Патриотического воспитания:
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к
защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития
программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического
воспитания;
3. Приобщение детей к культурному наследию:
эффективное использование уникального российского культурного
наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и
кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурнымценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к
классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культурыдля детей;
развитие музейной и театральной педагогики;
поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры,
проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских
культурных, нравственных и семейных ценностей;
4.Физическом воспитании и формировании культуры здоровья:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему
здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и
здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры
здорового питания;
5.Экологическом воспитании:
развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к
родной земле, природным богатствам России и мира;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
деятельности:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
-сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в
духовно-нравственном развитии человека.
-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности.
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Ожидаемые результаты освоения курса «Музыка» во 2 классе
ученик получит возможность:
- воспринимать музыку различных жанров;
-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей
человека;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
-ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной
речи разных композиторов;
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения
различных художественных образов;
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
ученик научится:
- развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений:
фольклору,
музыке
религиозной
традиции,
классической
и
современной;
-понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров
(опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об
интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста,
вариативности);
- развивать умения и навыка хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания,
дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с
помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на
детских инструментах;
- включаться в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных).
-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального
музыкального творчества разных стран мира.
Содержание учебного курса
1. Россия-Родина моя (3 ч.)
Познакомить детей с музыкальными образами родного края, с песенностью как отличительной
чертой русской музыки, с мелодией и аккомпанементом.
2. День, полный событий (6ч).
Музыкальные образы родного края. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
3. О России петь - что стремиться в храм (7ч).
Колокольные звоны России. Святые земли русской. ПраздникРусской православной церкви.
Рождество Христово.
4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3ч.)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр народных инструментов. Вариации в русской народной
музыке. Обряды и праздники русского народа.
5.В музыкальном театре. (5ч).
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете .Симфонический
оркестр. Роль дирижёра. Детский музыкальный театр.
6.В концертном зале (5ч).
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки.
Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(5ч).
Композитор-исполнитель-слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Жанры музыки.
Международные
конкурсы.
НРК: «Гимн России» - гимн Бурятии, Бурятский народный танец, Бурятские народные
инструменты.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Музыка»
№
п/п
Раздел
1
Россия – Родина
моя!
Тема урока
Мелодия
Здравствуй, Родина моя!
2
Гимн России.
3
Кол Дата
-во Пров
часо
ев
дения
1
1
1
06.09
13.09
20.09
Домашнее
задание
С.8-9
Учить
слова
С.10-13
Выучить
песню
С.14-15
Учить
слова
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Патриотическо
е воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Гражданское
воспитание;
Приобщение
детей к
культурному
наследию;
4
5
День полный
событий.
Музыкальные инструменты
Природа и музыка.
Прогулка.
1
1
27.09
04.10
С.18-19
С.22-23
Патриотическо
е воспитание и
формирование
6
Танцы, танцы, танцы…
1
11.10
С.24-27
7
8
Эти разные марши.
Обобщающий урок 1
четверти
1
1
18.10
25.10
С.28-31
С.32-35
Учить
российской
идентичности;
Физическое
Великий колокольный звон.
9
1
08.11
слова
Повтор.
песни
воспитание и
формирование
культуры
здоровья;
Экологическое
воспитание
Гражданское
воспитание;
Приобщение
детей к
культурному
наследию;
10
11
12
О России петь - Русские народные
что стремиться в инструменты
храм.
Русские народные
инструменты
Святые земли русской.
1
15.11
С.38-41
1
22.11
1
29.11
Просл.
музыку
С.42-45
13
14
15
Молитва.
С Рождеством Христовым!
Музыка на Новогоднем
празднике.
1
1
1
06.12
13.12
20.12
С.46-47
С.48-51
С.48-51
16
Обобщающий урок 2
четверти.
1
10.01
Повтор.
песни
Патриотическо
е воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Трудовое
воспитание и
профессиональ
ное
самоопределен
ие;
Гражданское
воспитание;
Приобщение
детей к
культурному
наследию;
17
18
19
Гори, гори ясно,
чтобы не
погасло
Плясовые наигрыши.
Разыграй песню.
1
Музыка в народном стиле.
Проводы зимы. Встреча
весны
1
1
17.01
С.54-61
Патриотическо
е воспитание и
24.01
31.01
С.62-65
С.66-9
формирование
российской
идентичности;
Физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья;
20
В музыкальном
театре
21
Опера.
1
07.02
С.72-75
Балет.
1
14.02
С.76-77
Патриотическо
е воспитание и
формирование
22
Театр оперы и балета.
1
21.02
С.78-81
российской
23
Опера «Руслан и Людмила».
1
28.02
С.82-85
идентичности;
24
Увертюра. Финал.
1
07.03
С.86-87
Трудовое
воспитание и
профессиональ
ное
самоопределен
ие;
Приобщение
детей к
культурному
наследию;
С. Прокофьев «Петя и
волк».
Обобщающий урок 3
четверти.
1
14.03
С.90-93
1
21.03
Просл.
музыку
27
Картинки с выставки.
1
28.03
С.94-97
28
«Звучит нестареющий
Моцарт».
1
04.04
С.98-99
Симфония № 40. Увертюра.
1
25
В концертном
зале
26
29
30
31
32
Чтоб музыкан том быть, так
надобно уменье.
Патриотическо
е воспитание и
формирование
российской
идентичности;
Приобщение
детей к
11.04
И все это – Бах.
1
18.04
Все в движении. Попутная
песня.
Два лада. Легенда.
1
25.04
1
16.05
С.100103
культурному
С.106111
С.112117
С.118125
Патриотическо
наследию;
е воспитание и
формирование
российской
33
Мир композитора.
1
23.05
34
Могут ли иссякнуть
мелодии?
1
30.05
С.126127
Повтор.
слова
идентичности;
Физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья;
Приобщение
детей к
культурному
наследию;