Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 5 от «10»июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ №196 от «30 » августа 2021г. Рабочая программа учебного курса «Математика» Класс: 3 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего –136 ч/год; 4 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по математике: Министерство Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, СВ. Степановой «Математика.1- 4 класс» Москва. «Просвещение» 2014 г. (УМК «Школа России»). Учебник: Моро М.И., Волкова СИ., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2020. Улан-Удэ 2021г. Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи – – – – – – – – – – Общая характеристика учебного предмета Математика 3 2021-2022 учебный год ФГОС (1-4 класс) Обязательная часть: 136 ч. Итого: количество часов в неделю 4, в год 136 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Математика: учебник для 3 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2020 2.. Моро М.И. Тетрадь по математике для 3 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2020. 3. Рудницкая В.Н. Контрольные работы по математике. – М.: ЭКЗАМЕН, 2017. 4. Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM) Основными целями начального обучения математике являются: Математическое развитие младших школьников. Формирование системы начальных математических знаний. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения; развитие математической речи; формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; формирование умения вести поиск информации и работать с ней; развитие познавательных способностей; воспитание стремления к расширению математических знаний; формирование критичности мышления; развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней Основные образовательные технологии педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. При изучении используется системно - деятельностный подход к организации познавательной деятельности, проблемное обучение; проектная технология; игровые технологии; информационнокоммуникационные технологии; групповые технологии; технологии оценивания. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1.Гражданское воспитание включает: Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3.Приобщение детей к культурному наследию предполагает: Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 4.Духовное и нравственное воспитание осуществляется за счет: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе 5.Эстетическое воспитание: Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Предметные результаты Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основам счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере). Ожидаемые результаты освоения курса «Математика» в 3 классе В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится: выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина); чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); чувствовать и определять холодные и теплые цвета; выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира; использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге; творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав; использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции; расписывать готовые изделия согласно эскизу; применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда. В результате изучения математики третьеклассник научится: называть: - последовательность чисел до 1000; - число, большее или меньшее данного числа в несколько раз; - единицы длины, массы, площади; - названия компонентов и результатов умножения и деления; - виды треугольников; -правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них); - таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; - понятие «доля»; - определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»; - четные и нечетные числа, - определение квадратного дециметра, квадратного метра; - правила умножения числа на 0 и на 1; - правило деления нуля на число; сравнивать: - числа в пределах 1000; - числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого); - длины отрезков; - площади фигур; различать: - отношения «больше на», «меньше в», «меньше на»; - компоненты арифметических действий; - числовое выражение и его значение; читать: - числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить: - результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; - соотношения между единицами длины: 1м =100см, 1м =10дм; - соотношения между единицами массы: 1кг=1000г; - соотношения между единицами времени: 1год =12 месяцев, 1сут.=24ч; приводить примеры: - двухзначных, трехзначных чисел; - числовых выражений; моделировать: - десятичный состав трехзначного числа; - алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трехзначных чисел; - ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; упорядочивать: - числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать: - текст учебной задачи с целью поиска алгоритма решения; - готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения; классифицировать: - треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); - числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные); конструировать: - тексты несложных арифметических задач; - алгоритм решения составной арифметической задачи; контролировать: - свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать: - готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи: - записывать цифрами трехзначные числа; - решать составные арифметические задачи в 2-3 действия в различных комбинациях; - вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя изученные устные и письменные приемы вычислений; - вычислять значения простых и составных числовых выражений; - вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата); - выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; - заполнять таблицы, имея некоторый банк данных. К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться: - выполнять проверку вычислений; - вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них); -решать задачи в 1-3 действия; - находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); - читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100; - выполнять письменно сложение, вычитание двухзначных и трехзначных чисел в пределах 1000; - классифицировать треугольники; - умножать и делить разными способами; - выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами; - сравнивать выражения; - решать уравнения; - строить геометрические фигуры; - выполнять внетабличное деление с остатком; - использовать алгоритм деления с остатком; - выполнять проверку деления с остатком; - находить значение выражений с переменной; - писать римские цифры, сравнивать их; - записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа; - сравнивать доли; - строить окружности; - составлять равенства и неравенства СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (136 часов) Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (продолжение) (9часов) Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами. читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 100; устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выполнять устно сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел ( в том числе с нулем и числом 1); выполнять письменно действия с использованием таблицы сложения; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; вычислять значение числового выражения; анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять свой выбор; решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в1-2 действия); оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; распознавать, называть, изображать геометрические фигуры; выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями; оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз); вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата; читать несложные готовые таблицы. Проверочная работа Табличное умножение и деление (55 часов) Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата) Текстовые задачи в три действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 100; читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выполнять устно сложение и вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел ( в том числе с нулем и числом 1); выполнять письменно действия с использованием таблицы сложения и умножения; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; вычислять значение числового выражения; анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять свой выбор; решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в1-2 действия); оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; распознавать, называть, изображать геометрические фигуры; выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями; оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз); вычислять периметр треугольника, площадь прямоугольника и квадрата; читать несложные готовые таблицы. Контрольная работа Внетабличное умножение и деление (29 часов) Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 *4, 4 * 23 Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 * 3, 3 *20, 60 : 3, 80 : 20. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + b, а - b, а • Ь, с : d (d t 0), вычисление их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 100; читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выполнять устно сложение и вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел ( в том числе с нулем и числом 1); выполнять письменно действия с использованием таблицы сложения и умножения; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; вычислять значение числового выражения; анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять свой выбор; решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в1-2 действия); оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; распознавать, называть, изображать геометрические фигуры; выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями; оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз); вычислять периметр треугольника, площадь прямоугольника и квадрата; читать несложные готовые таблицы. Контрольная работа. Математический диктант. Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 часов) Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1000; устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выполнять устно сложение и вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); выполнять письменно действия с использованием таблицы сложения и умножения; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; вычислять значение числового выражения; анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять свой выбор; решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в1-2 действия); оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; распознавать, называть, изображать геометрические фигуры; выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями; оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз); вычислять периметр треугольника, площадь прямоугольника и квадрата; читать несложные готовые таблицы. Контрольная работа. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 часов) Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1-3 действия на сложение. классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; - выбирать единицу измерения данной величины, объяснять свои действия; - использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; - проводить проверку правильности вычислений; - находить разные способы решения задачи; - вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной формы. Проверочная работа. Математический диктант. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (18 часа) Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление. Знакомство с калькулятором. читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1000; читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выполнять устно сложение и вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); выполнять письменно действия с использованием таблицы сложения и умножения; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; вычислять значение числового выражения; анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять свой выбор; решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в1-2 действия); оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; распознавать, называть, изображать геометрические фигуры; выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями; вычислять периметр треугольника, площадь прямоугольника и квадрата; читать несложные готовые таблицы. Контрольная работа. Итоговое повторение (1 час) Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоении программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике в третьем классе: способность решать учебнопрактические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. МАТЕМАТИКА № п\п Раздел 1 Сложение и вычитани е Тема урока КолДата во проведения часов Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 часов) Домашнее задание Направление воспитательно й деятельности Гражданское и патриотическо е воспитание Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Выражение с переменной. 1 01.09 С. 4 № 3, 6 1 02.09 С. 5 № 6, 7 1 03.09 С. 6 № 6, 7 Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. 1 06.09 С. 7 №4,5 5 Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. 1 08.09 С. 8 № 3, 7 Популяризация научных знаний. Духовное и нравственное воспитание. 6 Обозначение геометрических фигур буквами. 1 09.09 С. 7 № 4,5 Приобщение к культурному наследию. Трудовое воспитание. 7 «Странички для любознательных». 1 10.09 С.15 № 11, 13 Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний 8 Контрольная работа №1 «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». 1 13.09 9 Анализ контрольной работы 1 15.09 2 3 4 Популяризация научных знаний. Трудовое воспитание Числа от1 до 100. Табличное умножение и деление (55ч) Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание. С. 16 № 18, 19 Трудовое воспитание Таблично Умножение. Связь между е компонентами и результатом умножени умножения. еи Связь между компонентами и деление результатом умножения. Четные и нечетные числа Таблица умножения и деления на 3. 1 16.09 С. 18 № 5, с. 20 1 17.09 С.19, №7, с. 20 №4 1 20.09 № 4, С. 19 №7 13 Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. 1 22.09 С. 21 № 5, 7 14 1 23.09 С. 11 № 11, 13 15 Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса. Порядок выполнения действий. 1 24.09 С. 23 № 5,7 16 Порядок выполнения действий. 1 27.09 С. 25 № 5,8 17 Порядок выполнения действий. 1 29.09 С.26 №4,6 18 «Странички Для любознательных». 1 30.09 С. 27 № 4 Духовное и нравственное воспитание. Популяризация научных знаний 19 Контрольная работа № 2 по теме «Табличное умножение и деление». 1 01.10 С. 30 № 9,10, 12 Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание. 20 Анализ контр работы. Умножение четырёх, на 4 1 04.10 С. 34 № 3,6 Эстетическое воспитание 21 Закрепление пройденного. 1 06.10 С. 35 № 4,5 Гражданское и патриотическо е воспитание 22 Задачи на увеличение числа в несколько раз. 1 07.10 С. 36 № 2, 5, 6 23 Задачи на увеличение числа в несколько раз. 1 08.10 С. 37 № 2,5 Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание. 24 Задачи на уменьшение числа в несколько раз. 1 11.10 10 11 12 С. 38 № 4, Приобщение к культурному наследию. Трудовое воспитание. Трудовое воспитание Популяризация научных знаний. 5 25 Решение задач 1 13.10 С. 39 № 3,4 26 Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. 1 14.10 С. 40 № 2, 6 Приобщение к культурному наследию. Трудовое воспитание. 27 Задачи на кратное сравнение. 1 15.10 С. 41 № 2, 4 1 18.10 С. 42 № 2,3 Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание. 28 Решение задач на кратное сравнение. 29 Решение задач. 1 20.10 С. 42 № 4,5 30 Умножение на 6 1 21.10 С. 45 № 4,5,6 31 Решение задач. 1 22.10 С. 46 № 3, 5 32 Решение задач 1 25.10 С.47 № 4, 6, 7 33 Решение задач 1 27.10 Р.т. с.34 34 Таблица умножения и деления с числом 7 1 28.10 С.48 № 4,6 35 «Странички для любознательных». Математический диктант №2. 1 29.10 Проект с. 50-51 36 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 4 по теме «Умножение и деление. Решение задач». Проект «Математическая сказка». 1 08.11 1 10.11 38 Контрольная работа № 2 за 1 четверть. 1 11.11 39 Анализ контр работы 1 40 Площадь. Сравнение площадей 1 37 С. 55 № 25, 26 Приобщение к культурному наследию. Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание С. 55, № 21,22 Эстетическое воспитание 12.11 С. 55 № 23. Духовное нравственное воспитание Эстетическое воспитание 15.11 С. 37 № Приобщение к фигур. 91-93 41 Квадратный сантиметр. 1 17.11 С. 57 № 2,4,5 42 Площадь прямоугольника. 1 18.11 С. 59 № 6,8 43 Таблица умножения и деления с числом 8 1 19.11 С.61 № 5, 9 Приобщение к культурному наследию. Трудовое воспитание. Трудовое воспитание 44 Решение задач. 1 22.11 С. 62 № 1, 4 45 Решение задач. 1 24.11 С. 63 № 5, 6 46 Таблица умножения и деления с числом 9. 1 25.11 С. 44 № 114-115 47 Квадратный дециметр. 1 26.11 С. 65 № 4,5 48 Таблица умножения. 1 29.11 С. 45 № 117, 118 49 Решение задач. 1 01.12 С.46 № 119 50 Квадратный метр. 1 02.12 С.46 № 120-121 51 Решение задач. 1 03.12 С. 69 № 3 52 «Странички для любознательных». 1 06.12 С.71 № 6, 7 53 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». 1 08.12 С. 74 № 3,4 54 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». 1 09.12 С. 77 № 14, 16 55 Умножение на 1. 1 10.12 с. 48 56 Умножение на 0. 1 13.12 культурному наследию. С. 48 р.т. Приобщение к культурному наследию. Трудовое воспитание Гражданское и патриотическо е воспитание Приобщение к культурному наследию. Приобщение к культурному наследию. 57 Умножение и деление с числом 1, 0. Деление 0 на число. 1 15.12 58 Закрепление изученного 1 16.12 59 Доли 1 С. 83 № 4, 5,8 Трудовое воспитание С. 57 р.т Популяризация научных знаний. Трудовое воспитание. 17.12 С. 84 № 3, 6 Патриотическо е воспитание Трудовое воспитание 60 Окружность, круг. 1 20.12 С. 87 № 7, 8 61 Диаметр окружности (круга) 1 23.12 С. 89 № 4,5 62 Единицы времени 1 24.12 С. 49 р.т. Приобщение к культурному наследию Трудовое воспитание 63 Контрольная за первое полугодие. 1 26.12 С. 93 № 6,7 64 Анализ контрольной работы 1 27.12 С. 95 № 5,6 Числа от 1 до 100.Внетабличное умножение и деление. (29ч) Умножение и деление круглых чисел Деление вида: 80:20 1 10.01 с. 96 № 4 1 12.01 С. 99 № 6, 7 67 Умножение суммы на число 1 13.01 С. 100 № 4,5 68 Умножение суммы на число 1 14.01 С.71 р.т. 69 Умножение двузначного числа 1 на однозначное Умножение двузначного числа 1 на однозначное Закрепление изученного 1 17.01 65 66 70 71 72 Внетабличное умножение и деление Деление суммы на число 1 Приобщение к культурному наследию. Популяризация научных знаний. Духовное и нравственное наследие. 19.01 С. 72 р.т. Трудовое воспитание С. 105 №10, 11 Приобщение к культурному 20.01 21.01 73 Деление суммы на число 1 24.01 С. 108 №32, 37, 74 Деление двузначного числа на однозначное 1 26.01 С. 104 № 2, 8 75 Делимое. Делитель 1 27.01 С.4 №4,6 76 Проверка деления 1 28.01 С.5 №4,7 77 Случаи деления вида: 87:29 1 31.01 С.6 №3 78 Проверка умножения. 1 03.02 р\т с.10 79 Решение уравнений 1 04.02 С.8 №6 80 Решение уравнений 1 07.02 С.9 №7,8 81 Закрепление изученного. 1 09.02 С.10 №8,9 82 Закрепление изученного. 1 10.02 83 1 11.02 1 14.02 85 Контрольная работа по теме «Решение уравнений» Анализ контрольной работы. Деление с остатком Деление с остатком С.12 №4 р\т с.13 С.13 №5 р\т с.14 С.14 №3,5 1 16.02 С.15 №5,7 86 Деление с остатком 1 17.02 С.16 №4 87 Деление с остатком 1 18.02 С.17 №5,6 88 Решение задач на деление с остатком 1 21.02 С.18 №4,7 89 Случаи деления, когда делитель больше делимого 1 24.02 С.21 №6,8 1 25.02 С.23 №3, с.25 №8,11 84 90 Проверка деления с остатком наследию. Популяризация научных знаний. Духовное и нравственное наследие. Приобщение к культурному наследию. Трудовое воспитание Приобщение к культурному наследию. Приобщение к культурному наследию. Популяризация научных знаний. Трудовое воспитание Приобщение к культурному наследию. Приобщение к культурному наследию. Гражданское и патриотическо е воспитание. Трудовое воспитание. Популяризация знаний. Популяризация знаний. 91 Контрольная работа № 5 1 28.02 С.25 №12,13 Популяризация знаний. Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание 92 Анализ контрольной работы 1 02.03 С.26 №4,5 93 Наши проекты 1 03.03 С.30 №4,6 Гражданское и патриотическо е воспитание. Популяризация знаний. Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание Духовное и нравственное воспитание Популяризация знаний. Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание Числа от 1 до 1000. Нумерация (13ч) Нумераци Тысяча. я Обозначение и название трехзначных чисел. 1 04.03 С.36-37 1 07.03 С.38-40 96 Запись трехзначных чисел 1 09.03 С.42 №4,6, 97 Письменная нумерация 1 10.03 С.43 №5,7 98 Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз 1 11.03 С.45 №9,12 99 Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений Сравнение трехзначных чисел 1 14.03 С.46 №8,9 1 16.03 С.47 №3,5 1 17.03 С.48 №5,6 Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Единицы массы. Грамм Закрепление изученного Закрепление изученного 1 18.03 С.49 №6,7 1 1 1 21.03 23.03 24.03 93 95 100 101 102 103 104 105 106 107 108 Контрольная работа по теме: 1 25.03 «Нумерация в пределах 1000» Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 ч) Сложение Анализ контрольной работы. Тысяча и вычитани е Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 620-200. С.50№ 5,6 С.51 №7,8,9 р\т с.45,46 1 04.04 С.52-53, 1 06.04 С.54 №4,5 С.59 Гражданское и патриотическо е воспитание. Популяризация знаний. Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 560-90. Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670-140. Алгоритм сложения трехзначных чисел. Алгоритм вычитания трехзначных чисел. 1 07.04 1 08.04 1 11.04 1 13.04 113 Виды треугольников 1 14.04 114 Закрепление изученного 1 15.04 115 Что узнали? Чему научились? 1 18.04 116 117 Что узнали? Чему научились? Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» 1 1 20.04 21.04 109 110 111 112 118 Умножен ие и деление Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (18 ч) Анализ контрольной работы. Приемы 1 22.04 устных вычислений №16,17 С.66 №4,6 С.67 №5,7,8 С.68 №4, 6 С.69 №6,7 С.70 №7,8,9 С.72 №4,6,7 С.76 №5,7,9 С.73 №3,4 С.74 №5,6 р\т с.53 С.75,80 119 120 121 122 Приемы устных вычислений Приемы устных вычислений Виды треугольников Закрепление изученного 1 1 1 1 25.04 27.05 28.05 29.05 С.78,79 С.82 №5,6 С.83 №5,7 С.84 №4,5 123 1 04.05 1 05.05 С.85 №4,5,с.87 С.91 №5,6 125 Приемы письменного умножения в пределах 1000 Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное Закрепление изученного 1 06.05 С.94 №5 126 Математический диктант 1 11.05 С.96 №3,8 127 Приём письменного деления в пределах 1000 1 12.05 р\т с.69 124 Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание Трудовое воспитание. Приобщение к культурному наследию. Эстетическое воспитание Популяризация знаний. Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание Гражданское и патриотическо е воспитание. Гражданское и патриотическо е воспитание. Популяризация знаний. Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание Популяризация знаний. Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание Трудовое воспитание. Приобщение к культурному наследию. Эстетическое воспитание. Популяризация знаний. Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание Популяризация знаний. Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание Популяризация знаний. Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание 128 Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное 1 13.05 р\т с71-72 129 Проверка деления 1 16.05 С.99 №7,8,9 130 Закрепление изученного 1 18.05 131 Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором 1 19.05 С.100 № 14,17 С.101 №22-24 132 Закрепление изученного 1 20.05 133 134 135 Итоговая контрольная работа Закрепление изученного Обобщающий урок. Игра «По океану математике» 1 1 1 23.05 25.05 26.05 С110 р\т с.73,74 С.76 №1,2 Гражданское и патриотическо е воспитание. Повторение 1 27.05 Популяризация научных знаний. Эстетическое воспитание. Трудовое. Духовное и нравственное воспитание. 136 Итоговое повторен ие С.102 №30-32 с.82 №6,7