Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол № 5
от «10» июня 2021 г.
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 1
«30 » августа 2021г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № 196
от «30» августа 2021 г.
Рабочая программа
учебного курса «Изобразительное искусство»
Класс: 2
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
Примерной основной образовательной программы начального общего образования по
изобразительному искусству: Министерство Просвещения Российской федерации
протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15
На основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». 1-4
класс» (УМК «Школа России», 2014).
Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 2
класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского.
- М.: Просвещение, 2019.
Улан-Удэ
2021
Аннотация к рабочей программе
Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК
Цели и задачи
Изобразительное искусство
2
1 год 2021- 2022
ФГОС НОО (1-4 классы) Обязательная часть: 1 ч.
Итого: количество часов в неделю ___1__, в год ___34___
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который
состоит из:
1. 2 класс - Коротеева Е.И. учебник для 2 класса./ Е.И. Коротеева под
редакцией Б.М. Неменского . – М. : Просвещение, 2019.
2. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2
класс Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. / Под
ред. Неменского Б. М.
Целями уроков изобразительного искусства во 2 классе является:
формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие
интереса к природе и потребности в общении с искусством;
формирование духовных начал личности; воспитание эмоциональной
отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального
и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических
чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной
культуре.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства
являются:
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству,
уважения к культуре и искусству разных народов, способности
проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств и
формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации
воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному
восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов
искусства; желания привносить в окружающую действительность
красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
•
овладение выразительными средствами изобразительного
искусства, языком графической грамоты и разными художественными
материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их
желание выразить в творчестве свои представления об окружающем
мире;
•
развитие опыта художественного восприятия произведений
искусства.
Общая
характеристика
учебного
предмета
Программа создана на основе развития традиций российского
художественного образования, внедрения современных инновационных
методов и на основе современного понимания требований к результатам
обучения. Программа является результатом целостного комплексного
проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и
экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность
программы
обеспечивает
целостность
учебного
процесса
и
преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается
как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в
мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и
самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в
практической, деятельностной форме в процессе художественного
творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят
в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души
средствами приобщения к художественной культуре как форме духовнонравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает
возрастание роли визуального образа как средства познания и
коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании
гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с
культурой разных стран мира. Россия — часть многообразного и
целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур
разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей
планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в
повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в
развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Основные
образовательные
технологии
Игровые технологии. Проектные. Здоровьесберегающие технологии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
2. Патриотического воспитания:
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитаниядетей, в том числе военно-патриотического воспитания;
3. Приобщение детей к культурному наследию:
эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе
литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурнымценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и
современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и
литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культурыдля детей;
развитие музейной и театральной педагогики;
поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры,
проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских
культурных, нравственных и семейных ценностей;
4.Физическом воспитании и формировании культуры здоровья :
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и
потребности в здоровом образе жизни;
формирование в детской и семейной среде системы мотивациик активному и здоровому
образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового
питания;
5.Трудовом воспитании и профессиональном самоопределении :
воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
6.Экологическом воспитании:
развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной
земле, природным богатствам России и мира;
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
активного использования языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
мотивации; умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и
предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного
замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности,
собственной и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжаются процессы:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни и духовно-нравственном развитии человека;
формирования основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты
как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной
деятельности
(рисунке,
живописи,
скульптуре,
художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения
общего замысла.
Ожидаемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство» во 2
классе
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы,
людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон,
карандаш, кисть, краски и пр.);
узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды
произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и
архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец,
Дымково);
различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный,
фиолетовый, коричневый) цвета;
различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый)
цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников,
называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративноприкладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые
мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к
произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении
выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета,
формы, пространства в процессе создания композиций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ( 34 часов)
Тема 2 класса: Искусство и ты
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы,
бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с
использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы).
Формирование художественных представлений через изображение реальности и
фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии.
Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты
и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять
разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме.
О чём говорит искусство (10 ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли,
настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа.
Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных
состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение.
Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства,
пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса
и т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие
обычаи разных народов. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние
природы, персонажа.
Как говорит искусство (9ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения.
Пропорции.
Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и
эмоциональное содержание в композиции на плоскости. Создавать элементарные
композиции на заданную тему, используя средства выражения.
НРК – 3 часа. В темах: «Праздник в городе», «Человек и украшение».
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является
способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка
достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания,
так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной
в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и
учитываются при определении итоговой оценки. Преодоление неуспешности отдельных учеников
помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует
лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку
действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются
качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или
операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или
в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность
дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность
выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация
(сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Календарно -тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство»
№ Раздел
п/п
1
2
3
Тема урока
Кол- Дата
Домашво
прове- нее
часов дения задание
Как и чем Цветочная
1
рабо -тает поляна.(Гуашь)
художник? Природная
1
стихия.(Гуашь,
добавление чёрной и
белой краски)
Осенний лес
1
01.09
08.09
С.6-7
Рисунок
С.8-11
Рисунок
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Патриотическое
воспитание
формирование
российской
15.09
С.14-23
Рисунок
идентичности;
и
22.09
6
Аппликация
1
«Осенний
ковёр»
(коллективная
работа)
Графика
зимнего 1
леса
В мире животных
1
7
Игровая площадка
1
13.10
8
Праздник в городе
1
20.10
4
5
С.52-53
Рисунок
Физическое
воспитание
и
формирование
29.09
06.10
С.28-29
Рисунок
С.32-33
рисунок
С.54-55
Рисунок
Рисунок
культуры
здоровья;
Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение;
Экологическое
воспитание.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Реальность Птицы
родного
и
края. (Изображение
фантазия.
и реальность)
Сказочная
птица.
(Изображение
и
фантазия)
Паутинка.
(Украшение
и
реальность)
Кружева.
(Украшение
и
фантазия)
Подводное царство
(Постройки
и
реальность)
Коллективная
работа
«Городоккоробок»(Постройка
и фантазия)
Братья-Мастера
Изображения,
Украшения
и
Постройки
всегда
работают вместе
О
чем Море. Изображение
говорит
природы
в
искусство? различных
состояниях
Четвероногий друг.
Изображение
характера
животных.
Изображение
характера человека:
женский образ.
1
1
1
1
1
27.10
10.11
17.11
24.11
01.12
Рассм.
птиц
Гражданское
С.62-65
Рисунок
Приобщение детей
С.66-69
Рисунок
наследию;
С.70-73
Рисунок
воспитание
С.74-77
Рисунок
самоопределение;
1
08.12
С.78-81
Рисунок
1
15.12
С.82-85
Рисунок
1
22.12
С.88-95
Рисунок
воспитание;
к
культурному
Трудовое
и
профессиональное
Экологическое
воспитание.
Приобщение детей
к
культурному
наследию;
1
12.01
С.96-99
Рисунок
Физическое
воспитание
1
19.01
С.100105,рис.
формирование
культуры
и
Изображение
1
характера человека:
мужской образ.
Образ человека в 1
скульптуре
Человек
и
его 1
украшения
26.01
1
16.02
1
02.03
1
09.03
29
Человек
и
его
украшения
«Морской
бой
Салтана и пиратов».
Замок
Снежной
королевы.
Образ
здания.
Замок
Снежной
королевы.
Образ
здания. Окончание
работы.
Тёплые и холодные
цвета.
Тихие и звонкие
цвета.
Что
такое
ритм
линий?
Характер линий
30
31
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
32
33
34
Как
говорит
искусство?
1
02.02
09.02
16.03
1
23.03
1
30.03
1
06.04
1
13.04
Ритм пятен
1
20.04
Птицы. Пропорции
выражают характер.
Коллективная
работа «Весна. Шум
птиц».
Коллективная
работа «Весна. Шум
птиц».Окончание
работы
Обобщающий урок
года. «В гостях у
Братьев-Мастеров»
1
04.05
1
11.05
С.100105,рис.
здоровья;
С.106107,рис.
С.108111,
рисунок
С.112113,рис
С.114117,рис.
С.118121,рис.
воспитание
С.118121,рис
идентичности;
С.124129,рис
С.130131,рис
С.136137,рис
С.138139,рис
С134135,рис
С.140141,рис
Рисунок
Приобщение детей
Трудовое
и
профессиональное
самоопределение;
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
.
к
культурному
наследию;
Физическое
воспитание
и
формирование
культуры
здоровья;
Трудовое
1
18.05
Рисунок
воспитание
и
профессиональное
самоопределение;
1
26.05
Выставка Экологическое
работ
воспитание