Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 5 от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 «30 » августа 2021г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» Класс: 2 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству: Министерство Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». 1-4 класс» (УМК «Школа России», 2014). Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2019. Улан-Удэ 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Изобразительное искусство 2 1 год 2021- 2022 ФГОС НОО (1-4 классы) Обязательная часть: 1 ч. Итого: количество часов в неделю ___1__, в год ___34___ Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. 2 класс - Коротеева Е.И. учебник для 2 класса./ Е.И. Коротеева под редакцией Б.М. Неменского . – М. : Просвещение, 2019. 2. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Целями уроков изобразительного искусства во 2 классе является: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; формирование духовных начал личности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений; • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности; • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире; • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. Общая характеристика учебного предмета Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовнонравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы. Основные образовательные технологии Игровые технологии. Проектные. Здоровьесберегающие технологии. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты Отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 2. Патриотического воспитания: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитаниядетей, в том числе военно-патриотического воспитания; 3. Приобщение детей к культурному наследию: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурнымценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; создание условий для доступности музейной и театральной культурыдля детей; развитие музейной и театральной педагогики; поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; 4.Физическом воспитании и формировании культуры здоровья : формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование в детской и семейной среде системы мотивациик активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; 5.Трудовом воспитании и профессиональном самоопределении : воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; 6.Экологическом воспитании: развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; Метапредметные результаты У второклассника продолжится формирование: умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.) желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием; мотивации; умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты У второклассника продолжаются процессы: формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя; развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла. Ожидаемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство» во 2 классе В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится: понимать, что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства; называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково); различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый) цвета; различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративноприкладного искусства, скульптуры и архитектуры); использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина); выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала. Второклассник получит возможность научиться: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности; воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров; оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ( 34 часов) Тема 2 класса: Искусство и ты Как и чем работает художник? (8 ч) Три основные краски –красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. Реальность и фантазия (7 ч) Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии. Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме. О чём говорит искусство (10 ч) Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. Как говорит искусство (9ч) Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года. Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции. Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное содержание в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения. НРК – 3 часа. В темах: «Праздник в городе», «Человек и украшение». СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодоление неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка). Календарно -тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство» № Раздел п/п 1 2 3 Тема урока Кол- Дата Домашво прове- нее часов дения задание Как и чем Цветочная 1 рабо -тает поляна.(Гуашь) художник? Природная 1 стихия.(Гуашь, добавление чёрной и белой краски) Осенний лес 1 01.09 08.09 С.6-7 Рисунок С.8-11 Рисунок Основные направления воспитательной деятельности Патриотическое воспитание формирование российской 15.09 С.14-23 Рисунок идентичности; и 22.09 6 Аппликация 1 «Осенний ковёр» (коллективная работа) Графика зимнего 1 леса В мире животных 1 7 Игровая площадка 1 13.10 8 Праздник в городе 1 20.10 4 5 С.52-53 Рисунок Физическое воспитание и формирование 29.09 06.10 С.28-29 Рисунок С.32-33 рисунок С.54-55 Рисунок Рисунок культуры здоровья; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Экологическое воспитание. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Реальность Птицы родного и края. (Изображение фантазия. и реальность) Сказочная птица. (Изображение и фантазия) Паутинка. (Украшение и реальность) Кружева. (Украшение и фантазия) Подводное царство (Постройки и реальность) Коллективная работа «Городоккоробок»(Постройка и фантазия) Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе О чем Море. Изображение говорит природы в искусство? различных состояниях Четвероногий друг. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. 1 1 1 1 1 27.10 10.11 17.11 24.11 01.12 Рассм. птиц Гражданское С.62-65 Рисунок Приобщение детей С.66-69 Рисунок наследию; С.70-73 Рисунок воспитание С.74-77 Рисунок самоопределение; 1 08.12 С.78-81 Рисунок 1 15.12 С.82-85 Рисунок 1 22.12 С.88-95 Рисунок воспитание; к культурному Трудовое и профессиональное Экологическое воспитание. Приобщение детей к культурному наследию; 1 12.01 С.96-99 Рисунок Физическое воспитание 1 19.01 С.100105,рис. формирование культуры и Изображение 1 характера человека: мужской образ. Образ человека в 1 скульптуре Человек и его 1 украшения 26.01 1 16.02 1 02.03 1 09.03 29 Человек и его украшения «Морской бой Салтана и пиратов». Замок Снежной королевы. Образ здания. Замок Снежной королевы. Образ здания. Окончание работы. Тёплые и холодные цвета. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий 30 31 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 32 33 34 Как говорит искусство? 1 02.02 09.02 16.03 1 23.03 1 30.03 1 06.04 1 13.04 Ритм пятен 1 20.04 Птицы. Пропорции выражают характер. Коллективная работа «Весна. Шум птиц». Коллективная работа «Весна. Шум птиц».Окончание работы Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров» 1 04.05 1 11.05 С.100105,рис. здоровья; С.106107,рис. С.108111, рисунок С.112113,рис С.114117,рис. С.118121,рис. воспитание С.118121,рис идентичности; С.124129,рис С.130131,рис С.136137,рис С.138139,рис С134135,рис С.140141,рис Рисунок Приобщение детей Трудовое и профессиональное самоопределение; Патриотическое воспитание и формирование российской . к культурному наследию; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Трудовое 1 18.05 Рисунок воспитание и профессиональное самоопределение; 1 26.05 Выставка Экологическое работ воспитание