Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 5 от «10»июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 « 30»августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 от « 30 » августа 2021г. Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» Класс: 3 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству: Министерство Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». 14 класс» (УМК «Школа России», 2014). Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2019. Улан-Удэ 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Изобразительное искусство Класс 3 Учитель Срок реализации 2021-2022 учебный год программы Место в учебном ФГОС (1-7 классы) Обязательная часть: 34 ч. Итого: количество часов в неделю 1 , в год 34 ч плане ОО Обучение ведется по учебно-методическому комплекту «школа УМК России», который состоит из: 1. Учебник: Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. «Искусство вокруг нас». 3 класс. Издательство М.: Просвещение, 2019г. Целями уроков изобразительного искусства во 3 классе является: Цели и задачи формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; формирование духовных начал личности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений; • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности; • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире; • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. Курс разработан как целостная система введения в Общая характеристика художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение учебного всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они предмета изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные образовательные технологии Игровые технологии. Проектные. Здоровьесберегающие технологии. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, в том числе в части 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; 3. Духовное и нравственное воспитание: осуществляется за счет: понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства; использованием информационных технологий, создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей, поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; 5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; • использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач; • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); • •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; • понимание образной природы искусства; • •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; • усвоение названий ведущих художественных музеев России • и художественных музеев своего региона; • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники; • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ; • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. • Ожидаемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство» в 3 классе В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится: выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина); чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); чувствовать и определять холодные и теплые цвета; выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира; использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге; творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав; использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции; расписывать готовые изделия согласно эскизу; применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа) Тема 3 класса: Искусство вокруг нас. Искусство в твоем доме –9 час. Твои игрушки- 2 часа Посуда у тебя дома. Обои и шторы в твоем доме. Мамин платок. Твои книжки-2 часа Открытки. Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома. В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием. Искусство на улицах твоего города – 7 час. Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города. Художник и зрелище- 10 час. Художник в цирке. Художник в театре. Художник-создатель сценического мира. Театр кукол. Маски. Условность языка масок, их декоративная выразительность. Афиша и плакат. Праздник в городе. Элементы праздничного украшения города (обобщение). Школьный карнавал В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление. Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей. Художник и музей -8 час. Музей в жизни города Картина — особый мир. Картина- пейзаж. Картина - портрет. Картина-Портрет (продолжение работы). Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художник и Музей. Художественная выставка (обобщение) "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка). КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗО № п\п Раздел 1 Искусство в твоём доме Искусство в твоём доме 2 Тема урока Вводное занятие. Твои игрушки. Твои игрушки (украшение). Колво часов 1 Дата Домашнее задание 06.09 с.12-13 1 13.09 С.14-17 Направления воспитательной деятельности Духовное и нравственное воспитание. Эстетическое воспитание. Трудовое 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Искусство в твоём доме Искусство в твоём доме Искусство в твоём доме Искусство в твоём доме Искусство в твоём доме Искусство в твоём доме Искусство в твоём доме Искусство на улицах твоего города Искусство на улицах твоего города Искусство на улицах твоего города Искусство на улицах твоего города Искусство на улицах твоего города Искусство на улицах твоего города Искусство на улицах твоего города Художник и зрелище Художник Посуда у тебя дома. 1 20.09 С.18-25 Обои и шторы у тебя дома. 1 27.09 С.26-29 Мамин платок. 1 04.10 С.30-33 Твои книжки. 1 11.10 С.34-39 Твои книжки. 1 18.10 С.34-39 Открытки. 1 25.10 С.40-42 Труд художника для твоего дома. 1 1.11 С.43 Памятники архитектуры. 1 15.11 С.46-51 Парки, скверы, бульвары. 1 22.11 С.52-55 Ажурные ограды. 1 29.11 С.56-59 Волшебные фонари. 1 06.12 С.60-63 Витрины. 1 13.12 С.64-67 Удивительный транспорт. 1 20.12 С.68-72 Искусство на улицах твоего города. (Обобщающий урок). 1 27.12 С.13-76 Художник в цирке. 1 17.01 С.77-79 Художник в цирке 1 24.01 С.77-79 воспитание и профессиональное самоопределение. Гражданское и патриотическое воспитание. Трудовое воспитание. Духовное и нравственное воспитание. Нравственное и эстетическое воспитание. Духовное воспитание. Трудовое воспитание. Приобщение к культурному наследию. Духовное и и зрелище 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Художник и зрелище Художник и зрелище Художник и зрелище Художник и зрелище Художник и зрелище Художник и зрелище Художник и зрелище Художник и зрелище Художник и музей Художник и музей Художник и музей Художник и музей Художник и музей Художник и музей Художник и музей Художник и музей (продолжение работы). Художник в театре. 1 31.01 С.80-87 Художник в театре. (продолжение работы). Театр кукол. 1 07.02 рисунок 1 14.02 С.88-93 Театральные маски. 1 21.02 С.94-97 Театральные маски 1 28.02 рисунок Афиша и плакат. 1 7.03 С.98-101 Праздник в городе. 1 14.03 С.102-103 Школьный карнавал 1 21.03 С.104-107 Музей в жизни города. Картина — особый мир. Картина- пейзаж. Картина - портрет. 1 28.03 С.108-109 1 4.04 С.110-111 1 11.04 С.112-113 КартинаПортрет (продолжение работы). Картинанатюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художник и Музей. 1 18.04 С.114-120 1 25.04 С.126-129 1 16.05 С.130-131 1 23.05 С.132-137 1 30.05 С.138-140 нравственное воспитание. Патриотическое воспитание и формирование российского наследия. Гражданское и патриотическое воспитание. Приобщение к культурному наследию. Духовное и нравственное воспитание. Патриотическое воспитание. Приобщение к культурному наследию.