Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № _5__ от «10»_июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №____1____ «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № _196____ от «30» августа 2021г. Рабочая программа учебного курса «Технология» Класс: 4 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 373 от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной основной образовательной программы начального общего образования по технологии Министерства Просвещения Российской федерации протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 На основе авторской программы Н.И. Роговцева «Технология 1-4 класс» (УМК «Школа России», 2014). Учебник: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2020. Улан-Удэ 2021 Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Технология 4 1 год 2021- 2022 ФГОС (1-4 класс) Обязательная часть: 34 ч. Итого: количество часов в неделю 1, в год 34 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. Учебник. 4 класс. М.: Просвещение, 2020. 2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс. М.: Просвещение, 2020. 3. Методические пособия: Просвещение, 2020; Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Уроки технологии. 4 класс. Просвещение, 2020. 4. Электронного сопровождения УМК Цели изучения технологии : Овладение технологическими знаниями и техникотехнологическими умениями. Освоение продуктивной проектной деятельности. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Эта общая цель определяет задачи курса: - духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственноэстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; - развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями; - формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда; - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; - развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других; - формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности; - развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; - формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; - гармоничное развитие понятийно-логического и образнохудожественного мышления в процессе реализации проекта; - развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; - формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта; - формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты; - формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места; - формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера; - формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.); - формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата; - формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами. Общая характеристика учебного предмета Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторскотехнологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. Основные образовательные технологии Проектная деятельность и работа с технологическими картамиформирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ Усвоение курса «Технология» в 4 классе обеспечивает достижение следующих личностных результатов: - овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; - оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивание (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие или плохие; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Предметными результатами изучения технологии в 4 классе являются: - простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания; - моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям); - решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); - приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; - простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы); - знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в третьем классе является формирование следующих универсальных учебных действий: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; - осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев; - искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; - делать выводы на основе обобщения полученных знаний; - преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах); - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: ориентация на принятие образа «хорошего ученика»: ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи; предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности; осознание своей ответственности за общее дело; ориентация на оценку результатов коллективной деятельности; уважение к чужому труду и результатам труда; уважение к культурным традициям своего народа; представление о себе как гражданине России; понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; ориентация на поведение на принятые моральные нормы; понимание чувств окружающих людей; готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне положительно отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения; учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; сопереживания другим людям; следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; осознание себя как гражданина России; чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии; готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного и здоровьесберегающего поведения. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций: - Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитаниядетей, в том числе военно-патриотического воспитания; повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. - Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия; самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровне; адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях, в соответствующих возрасту словарях и справочниках; владеть общими приемами решения задач; работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов; выделять часть признаков в изучаемых объектах на основе сравнения; проводить сравнения и классификацию по самостоятельно выделенным критериям; обобщать на основе выделения сущностной связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; делать выписки из используемых источниках информации; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; выделять рад общих приемов решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научится: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; стремиться к координации позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда Ученик научится Называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности; - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изде- лия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; - анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; - организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда Ученик получит возможность научиться Уважительно относиться к труду людей; - понимать культурно- историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте; - демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Ученик научится На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; - отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; - применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла, шило); - выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам Ученик получит возможность научиться Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; - прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей Конструирование и моделирование Ученик научится Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; - решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности; - изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям Ученик получит возможность научиться Соотносить объёмные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно- эстетической информации, воплощать этот образ в материале Практика работы на компьютере Ученик научится Соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; - использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; - создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера и Power Point Ученик получит возможность научиться Пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа) Как работать с учебником (1 час) Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям Человек и земля (21 час) Вагоностроительный завод. Конструирование из бумаги и картона модели вагона. Полезные ископаемые. Конструирование модели буровой вышки из металлического конструктора. Изготовление малахитовой шкатулки из пластилина. Автомобильный завод. Конструирование КамАЗа и кузова автомобиля из металлического и пластмассового конструктора. Монетный двор. Изготовление медали из фольги. Фаянсовый завод. Изготовление вазы из пластилина. Швейная фабрика. Работа с тканью. Обувное производство. Создание модели обуви из бумаги. Деревообрабатывающее производство. Работа с древесиной. Кондитерская фабрика. Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Бытовая техника. Сборка простой электрической цепи. Тепличное хозяйство. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Человек и вода (3 часа) Водоканал. Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды Порт. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами. Узелковое плетение. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Человек и воздух (3 часа) Самолётостроение. Ракетостроение. Изготовление модели самолёта из металлического конструктора. Ракетоноситель. Изготовление модели самолёта из картона, бумаги. Летательный аппарат. Воздушный змей. Изготовление воздушного змея из картона, бумаги. Человек и информация (6 часов) Создание титульного листа. Создание титульного листа в текстовом редакторе Microsoft Word Работа с таблицами. Создание таблицы в текстовом редакторе Microsoft Word Создание содержания книги. Практическая работа на компьютере. Переплётные работы. Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Итоговый урок. Презентация своих работ. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в четвёртом классе. Особенностями системы оценки являются: - комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, мета- предметных и личностных результатов общего образования); - использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; - оценка динамики образовательных достижений, обучающихся; - уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; - использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; - использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль. Работы оцениваются по следующим критериям: - качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом; - степень самостоятельности; - уровень творческой деятельности; - соблюдение технологии процесса изготовления изделия; - чёткость, полнота и правильность ответа; - соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам; - аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств; - целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием). В заданиях проектного характера обращается внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект. Результаты творческих мини- проектов (в виде аппликаций, поделок, коллекций, вышивок и т.д.) фиксируются и собираются в портфолио учащихся. Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать, как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ - ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Раздел 1 Введение 2 Человек и земля 3 4 Тема урока Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествие по городу. Вагоностроительный завод. Изделие «Ходовая часть (тележка)» Вагоностроительный завод. Изделие «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» Полезные ископае- Колво часов 1 Дата проведения 02.09 1 09.09 1 16.09 1 23.09 Домашнее задание Основные направления воспитательной деятельности С.4-8 С.10-15, изделие Трудовое воспи«Ходовая часть тание и професвагона». сиональное самоопределение. С.10-15, изделие Патриотическое «Кузов вагона». воспитание и формирование российской идентичности. С.18-23, модель 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 мые. Изделие «Буровая вышка» Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика» Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика» Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза» Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест «Как создаётся фаянс» Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» Швейная фабрика. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка» Обувное производство Изделие «Модель детской летней обуви» Обувное производство. Изделие «Модель детской зимней обуви» (валенки) Деревообрабатывающее производство. Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений» Деревообрабатывающее производство. Изделия: «Технический рисунок лесенки- из конструктора. С.24-27, изделие из пластилина «Малахитовая шкатулка» С.28-34, модель грузовика из конструктора. С.28-34, модель грузовика из конструктора. 1 30.09 1 07.10 1 16.10 1 23.10 С.35-39, медаль с теснением по фольге. 1 30.10 С.35-39, медаль с теснением по фольге. 1 12.11 С.40-45, изделие «Ваза». 1 19.11 С.40-45, изделие «Ваза». 1 26.11 1 03.12 С.46-54, изделие «Прихватка» С.46-54, «Птичка» 1 10.12 С.55-61, Изделие «Модель детской летней обуви» 1 17.12 1 24.12 С.55-61, Изделие «Модель детской зимней обуви» (валенки) С.62-66, Изделие «Лесенкаопора для растений» 1 14.01 С.62-66, Изделие «Лесенкаопора для растений» опоры для растений», «Лесенка-опора для растений» Кондитерская фабрика Изделие «Пирожное «Картошка» «Шоколадное печенье» Кондитерская фабрика. Практическая работа «Тест «Кондитерское изделие» 18 19 20 21 22 23 Человек и вода 24 25 26 Человек и воздух 27 28 29 30 Человек и информация 1 21.01 С.69-77, Изделие «Пирожное «Картошка» 1 28.12 Изделие «Шоколадное печенье» Бытовая техника «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы» Бытовая техника. Практическая работа «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов» Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» 1 07.02 С.78-87, Изделие «Настольная лампа» 1 04.02 С.78-87, Изделие «Настольная лампа» 1 11.02 Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды» Порт. Изделие «Канатная лестница» Практическая работа «Технический рисунок канатной лестницы» Узелковое плетение. Изделие «Браслет» Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолёт» Ракета-носитель. Изделие «Ракетаноситель» Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие «Воздушный змей» Создание титульного листа. Изделие «Титульный лист» Работа с таблицами. 1 18.02 1 04.03 С.88-94, Изделие «Цветы для школьной клумбы» С.96-100, Изделие «Фильтр для очистки воды» С.101-107, Изделие «Канатная лестница» Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Популяризация научных знаний. 1 11.03 С.109-112, Изделие «Браслет» 1 18.03 Популяризация научных знаний 1 01.04 1 08.04 С.114-123, Изделие «Самолёт» С.114-123, Изделие «Ракетаноситель» Изделие «Воздушный змей» 1 15.04 С.126-129, Изделие «Титульный лист» Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 1 22.04 С.130-131, Из- Изделие «Таблица» 31 32 33 34 Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание» Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание» Переплётные работы. Изделие «Книга «Дневник путешественника» Переплётные работы. Изделие «Книга «Дневник путешественника» 1 29.04 1 06.05 1 13.05 1 20.05 делие «Таблица» С.132-135, Практическая работа «Содержание» С.132-135, Практическая работа «Содержание» С.136-139, Изделие «Книга «Дневник путешественника» С.136-139, Изделие «Книга «Дневник путешественника»