Рабочая программа по ИЗО 5 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей
музыки, изо, технологии,
физической культуры.
Протокол № 5
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова

«30» августа 2021 г.

Приказ №196
от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа
учебного курса «Изобразительное искусство»
Класс: 5а, 5б, 5в
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила: Файзулина Л.И.,
учитель изобразительного искусства
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями)
Рабочей программы к учебникам Горяева Н.А., Островская О.В., Неменская Л.А.,
Питерских А.С., Гуров Г.Е. «Изобразительное искусство» для 5-7 классов
общеобразовательных организаций, 2015 г.
Учебник: Изобразительное искусство «Декоративно – прикладное искусство в жизни
человека . 5 класс » Н.А. Горяева, О.В Островская под редакцией Б.М. Неменского ,
Москва, « Просвещение» 2019 г.

Улан-Удэ, 2021 г.

Аннотация к рабочей программе
1

Предмет
Изобразительное искусство
Класс
5а,5 б,5в
Учитель
Файзулина Лариса Ивановна
Срок реализации
1 год
программы
Место в учебном Обязательная часть: 34 ч.
Итого: количество часов в неделю 1 , в год 34.
плане ОО
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту,
УМК
который состоит из:
1. Рабочей программы к учебникам Горяева Н.А.,
Островская О.В., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е.
«Изобразительное
искусство»
для
5-7
классов
общеобразовательных организаций, 2015 г.
2.Учебник: Изобразительное искусство «Декоративно –
прикладное искусство в жизни человека . 5 класс » Н.А.Горяева
О.В Островская под редакцией Б.М. Неменского , Москва,
просвещение.2019 г.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное
Цели и задачи
искусство» - развитие визуально - пространственного мышления
учащихся как формы эмоционально – ценностного,
эстетического освоения мира, как формы самовыраженияи
ориентации в художественном инравственном пространстве
культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической,
деятельностной форме в процессе личностного художественного
творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое
художественное творчество посредством овладения
художественными материалами, зрительское восприятие
произведений искусства и эстетическое наблюдение
окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
 формирование опыта смыслового и эмоционально –
ценностного восприятия визуального образа реальности
и произведений искусства;
 освоение художественной культуры как формы
материального выражения в пространственных формах
духовных ценностей;
 формирование понимания эмоционального и ценностного
смысла визуально – пространственной формы;
 развитие творческого опыта как формирование
способности к самостоятельным действиям в ситуации
неопределѐнности;
 формирование активного, заинтересованного отношения
к традициям культуры как к смысловой, эстетической и
личностной значимой ценности;
 воспитание уважения к истории культуры своего
Отечества, выраженной в еѐ архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно – материальной и пространственной среды и в
2

Общая
характеристика
учебного
предмета

понимании красоты человека;
 развитие способности ориентироваться в мире
современной художественной культуры;
 овладение средствами художественного изображения как
способом развития умения видеть реальный мир, как
способностью к анализу и структурированию
визуального образа на основе его эмоционально –
нравственной оценки;
 овладение основами культуры практической работы
различными художественными материалами и
инструментами для эстетической организации и
оформления школьной, бытовой и производственной
среды.
Учебный
предмет
«Изобразительное
искусство»
объединяет в единую образовательную структуру практическую
художественно – творческую деятельность, художественно –
эстетическое
восприятие
произведений
искусства
и
окружающей действительности. Изобразительное искусство как
школьная дисциплина имеет интегративный характер, она
включает в себя основы разных видов визуально –
пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративно – прикладного
искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального
образа
как
средства
познания,
коммуникации
и
профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе –
продолжение художественно – эстетического образования,
воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на
полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 5-8 классы»
создана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования, Концепции духовно – нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. Эта программа
является продуктом комплексного проекта, созданного на
основе системной исследовательской и экспериментальной
работы коллектива специалистов. Программа учитывает
традиции
российского
художественного
образования,
современные инновационные методы, анализ зарубежных
художественно – педагогических практик. Смысловая и
логическая последовательность программы обеспечивает
целостность учебного процесса и преемственность этапов
обучения.
Программа объединяет практические художественно –
творческие задания, художественно – эстетическое восприятие
произведений искусства и окружающей действительности в
единую образовательную структуру, создавая условия для
глубокого осознания и переживания каждой предложенной
темы. Программа построена на принципах тематической
цельности и последовательности развития курса, предполагает
четкость поставленных задач и вариативность их решения.
3

Основные
образовательные
технологии

Программа
предусматривает
чередование
уроков
индивидуального практического творчества учащихся и
уроков
коллективной
творческой
деятельности,
диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в
основной школе построено по принципу углублѐнного изучения
каждого вида искусства.
Тема 5 класса – «Декоративно – прикладное искусство в жизни
человека » посвящена изучению группы декоративных искусств,
в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями
искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается
свойственный детству наивно – декоративный язык
изображения. Игровая атмосфера, присущая как народным
формам, так и декоративным функциям искусства в
современной жизни. При изучении темы этого года необходим
акцент на местные художественные традиции и конкретные
промыслы.
Технология
дифференцированного
обучения,
направленная на развитие и саморазвитие личности
обучающихся.
Информационные. Проектные. Технологии
личностно-ориентированного
образования.
Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
4

предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
 развития моральногосознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развития эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской
позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных,
духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры
межнационального

общения;

воспитание

уважительного

отношения

к

национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
2.

Патриотического

идентичности:
культурному,

воспитание

воспитания

и

ценностного

отношения

историческому и

формирование

научному наследию,

к

российской

отечественному

понимания

значения

исторической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и

5

отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира
и общества;
3.

Духовное

и

нравственное

воспитание:

развитее

у

учащихся

нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной
позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка
моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в
том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
4.

Приобщение

формирование

детей

интереса

к

культурному

детей

к

наследию

классическим

предполагает:

и

современным

высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и
литературы; использованием информационных технологий;
5.

Популяризация

научных

знаний

среди

детей

подразумевает:

осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в
научных

познаниях

мировоззренческих

об

устройстве

представлений

мира

и

общества;

соответствующих

формирование

современному

уровню

развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины
мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по
предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной

и

самостоятельной

информационной

работы

с

учебными

культуры,
текстами,

в

том

числе

справочной

навыков

литературой,

доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к
обучению

и

познанию,

любознательности,

готовности

и

способности

к

самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем.
7.

Трудового

воспитания

и

профессиональное

самоопределение

реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе

на

основе

применения

предметных

знаний,

осознанного

выбора

индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных
интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
6

Метепредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения4 развитие эстетического, эмоционально – целостного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
 развитие визуально – пространственного мышления как формы эмоционально –
ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всѐм многообразии еѐ видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно –
материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах ижанрах
визуально – пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно – прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение
опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (кино и театр);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
различных техниках в различных видах визуально – пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
7

мультипликация и анимация);
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой
ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты
По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс:
 знать истоки и специфику образного языка декоративно прикладного искусства;
 знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки) ;
 знать несколько народных художественных промыслов России;
 различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных
народов и времѐн (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, западной
Европы XVII века);
 различать по материалу технике исполнения современные виды декоративно –
прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьѐ, гобелен,
батик и т.д.);
 выявлять в произведениях декоративно – прикладного искусства (народного,
классического, современного) связь конструктивных, декоративных,
изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
 умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на
доступном для данного возраста уровне);
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на
основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
 создавать художественно - декоративные объекты предметной среды,
объединѐнные общей стилистикой (предметы быта мебель, одежда, детали
интерьера определѐнной эпохи);
 владеть практическими навыками выразительного использованияфактуры, цвета,
формы, объѐма, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объѐмных декоративных композиций;
 владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т.п.)

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (34 ч)

Тема 1.Древние корни искусства .9 ч
Древние образы в народном искусстве. Традиционные образы народного
(крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо
жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о
мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь
образа атери – земли
с символами плодородия. Форма и цвет как знаки,
символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далѐкими
предками.
Убранство русской избы. Дом - мир, обжитый человеком, образ освоенного
пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство
конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в
трѐхчастной структуре и декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рублѐная
клеть – земля, подклеть – (подпол) – подземный мир; знаки – образы в декоре избы,
связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского
дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое
значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
Внутренний мир русской избы. Деревенский мудро устроенный быт. Устройство
внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол –
земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др.
Круг предметов быта труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и п.т.), включение их в
пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.
Конструкция и декор предметов народного быта.Русские прялки, деревянная резная и
расписная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения
материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и
красоты, конструкции и декора.
Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш – скопкарь, ковш – конюх. Ковш –
черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение
декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение
предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в
образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь- образ.
Русская народная вышивка – хранительница древнейших образов
и мотивов,
устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента. Условность языка
орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в
вышивках полотенец, подзоров, женских рубахах и др. Связь образов и мотивов
крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотивов птицы,
коня и всадника, матери – земли, древа жизни и т.д.). Символика цвета в крестьянской
вышивке (белый цвет, красный цвет).
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский
комплекс (в основе – сарафан) и южнорусский ( в основе – панѐва) комплекс женской
одежды.Рубаха - основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и
украшений народного праздничного костюма в различных регионах России.
Свадебный костюм.
Народные праздничные гуляния. Все обряды народного праздника имели
символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению.
Святочные обряды, масленичные обряды, зеленые святки, осенние праздники.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Уметь
объяснять
глубинные
смыслы
основных
знаков
–
символов
традиционногокрестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично –
выразительную красоту.
9

Сравнивать,сопоставлять, анализировать декоративные решения
традиционных
образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них
многообразное варьирование трактовок.
Создавать выразительные декоративно – обобщенные изображения на основе
традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической
творческой работе.
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского
жилища, выраженного в его трѐхчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков – образов в
декоративном убранстве изб.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранство избы как
появление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разныхнародов.
Создавать декоративного обобщения в изображении.
Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройство жилой
среды крестьянского дома.
Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить
в нихчерты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего
пространства избы.
Сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных
предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать
Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных
предметов крестьянского быта и труда.
Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.
Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.
Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам – умельцам.
Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать еѐ.
Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии народного искусства.
Анализировать и понимать особенности образного языка народной крестьянской
вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.
Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на
народную традицию.
Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив
(мать – земля, древо жизни, птица света и тд.).дополняя его орнаментальными поясами.
Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.
Осваивать навыки декоративного обобщения.
Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих
сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать
ему эстетическую оценку.
Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и
мировоззрение наших предков.
Объяснять в образах общее и особенное в образах народной праздничной одежды
разных регионов России.
Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния
10

культуры народа.
Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на
примере северорусского и южнорусского костюмов, выражать в форме, цветовом
решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества
(изобразительного, музыкального, устно – поэтического итд.).
Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу
праздничного действа, живого общения и красоты.
Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.
Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров,
экспертов.
Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного
искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной
деятельности.
Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой
традиции, питающей живительными соками современное декоративное искусство.
Тема 2. Связь времен в народном искусстве.7ч
Древние образы в современных народных игрушках. В глубокой древности глиняные
игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних образов. Им
приписывали силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Образы: конь, птица,
женская фигура. Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки.
Искусство Гжели. Основные элементы гжельской росписи. Формы фарфоровых изделий.
Городецкая роспись. Каждый предмет городецкой росписи – настоящее произведение
искусства. На изделиях Городца можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты,
изображения барышень и кавалеров за беседой. Сценки украшены диковинными цветами:
яркими розанами, купавками, зелеными веточками.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Размышлять, рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки.
Сравнивать и оценивать форму, декор игрушек, принадлежавших к различным
художественным промыслам.
Распознавать и называть игрушки ведуших народных художественных промыслов.
Осуществлять собственный художественный замысел. Связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением еѐ декоративной росписью в традиции
одного из промыслов.
Овладевать приѐмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции .
Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного
орнамента и особенности цветового строя.
Эмоционально восприниматьпроизведения гжельской керамики, давать им
эстетическую оценку.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных
элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров
Осваивать приѐмы гжельского кистевого мазка – «маска с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
Эмоционально воспринимать произведения городецкого промысла, выражать своѐ к
ним отношение, эстетически их оценивать.
Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные
особенности произведений городецкого промысла.
Осваивать основные приѐмы кистевой росписи Городца, овладеть декоративными
11

навыками.
Создавать композицию росписи в традиции Городца.
Эмоционально воспринимать и эстетически оценивать произведения Хохламы,
выражать своѐ отношение.
Иметь представление о видах хохломской росписи (травка, роспись под фон, кудрина),
различать их.
Создавать композицию травной росписи единство с формой, используя основные
элементы травного узора.
Эмоционально воспринимать и эстетически оценивать произведения жостовского
промысла, выражать своѐ к ним отношение.
Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.
Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в
процессе выполнения творческой работы.
Эстетически их оценивать произведения мастеров Русского Севера, выражать своѐ
отношение к этим произведениям.
Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяном и деревянной
утвари.
Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, еѐ ярко
выраженную графическую орнаментику.
Осваивать основные приѐмы росписи.
Создавать композицию росписи или еѐ фрагмент в традиции мезенской росписи.
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в
современных условиях.
Выявлять общее и особенное в произведениях в традиционных художественных
промыслов.
Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных
промыслов.
Участвовать в отчѐте поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией
художественно – познавательного материала.
Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме
«связь времѐн в народном искусстве».
Тема 3. Декоративное искусство в современном мире. 10ч
Зачем людям украшения. С давних времен человек украшал себя и предметы, которыми
пользовался. Украшение представлялось людям делом не менее важным, чем самая
полезная и необходимая работа.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда, головной убор,
священные символы. Характерные отличия. Костюм человека, включающий не только
одежду, но и также прическу или парик головной убор, обувь, различные дополнения
(пояс, воротник, ювелирные украшения), четко определял его место и роль в данном
обществе. В городах Древнего Египта процветали различные ремесла. Искусство древних
ювелиров. Цвет тоже имел символическое значение.
Одежда говорит о человеке. Представление о декоре как способе выявлять роль людей,
их отношение в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки.
Декор формы и отделки предметов.
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Значение герба. Наука – геральдика. Форма
щитов, геральдические фигуры. Цвет. Гербы имеют государства и отдельные города.
Значение эмблемы.
12

Требования к уровню подготовки учащихся:
Характеризовать смысл декора не только как украшение, но прежде всего как
социального знака, определяющего своего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чѐм заключается связь содержания с формой его воплощения в
произведениях дек –прикладного искусства.
Участвовать в диалоге о том, что значит украсить вещь.
Эмоциональновоспринимать, различать по характерным признакам произведения дек –
прикладного ис-ва Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
Выявлять в произведениях дек – прикл.ис-ва связь конструктивных, декоративных и
изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора.
Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по дек –
прикл. ис-ву Древнего Египта.
Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам дек –
прикл. ис-ва Древнего Египта.
Овладевать навыками дек. обобщения в процессе выполнения практической
творческой работы.
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных сословий.
Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного
материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах»
Соотносить образный строй одежды с положением еѐ владельца в обществе.
Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности,
связанной с созданием творческой работы.
Передавать в творч. работе цветом, формой, пластикой линии стилевое единство
дек.решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
Понимать смысловое значение изобразительно –дек. элементов в гербе родного города, в
гербах др. городов.
Определять, называть символические элементы герба и использовать их присоздании
собственного проекта герба.
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и
изобразительного элементов.
Создавать дек. композицию герба (с учѐтом интересов и увлечений членов своей семьи)
или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового
решения.
Участвовать в итоговой игре – викторине с активным привлечением зрительного
материала по дек. приклис-ву, в творч. заданиях по обобщению изучаемого материала.
Распозновать и систематизировать зрительный материал по дек. прикл. ис-ву по
социально - стилевым признакам.
Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.
Размышлять и вести диалог об особенностях худ.языка классического дек. прикл. ис-ва
и его отличии от ис-ва народного (крестьянского).
Использовать в речи новые худ.термины.
Тема 4. Декоративное искусство в современном мире.9ч.
Современное выставочное искусство. Керамика, стекло, металл, гобелен, батик и
многое другое - все это современное декоративно – прикладное искусство. Разнообразие
фактуры предметов. Форма, декор, цвет. Творческая мысль, фантазия.
Ты сам мастер. Рождение замысла и воплощение его в эскизах. Бурятский орнамент.
13

Золотая хохлома и Жостовские букеты.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Ориентироваться в широком разнообразии современного дек.прикл.ис-ва, различать
по материалам, технике исполнения худ.стекло, керамику, ковку, литьѐ, гобилен и т.д.
Выявлять и называть характерные особенности современного дек.прикл.ис-ва.
Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала
в построении дек.образа.
Находить и определять в произведениях дек.-прикл.ис-ва связь конструктивного,
декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство
материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные с дек.прикл.ис-вом.
Объяснять отличия современного дек.прикл.ис-ва от традиционного народного ис-ва.
Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей,
дек.украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком дек.прикл.ис-ва, принципами дек.обобщения в процессе
выполнения практической работы.
Владетьпракт.навыками выразительного использования формы, объѐма, цвета, фактуры и
других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объѐмных
дек.композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по
принципу «от простого к сложному»
Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

14

Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Раздел, тема

Тема урока

1

Тема 1:
Древние
корни
искусства

Древние образы в
народном искусстве.

2
3
4

5
6
7
8
10

Тема 2:
Связь
времен в
народном
искусстве.

11

12

13

14
15

16

17

Тема 3:

Убранство русской избы
Внутренний мир русской
избы
Конструкция, декор
предметов народного
быта.
Русская народная
вышивка
Народный праздничный
костюм
Народный праздничный
костюм
Народные праздничные
обряды.
Древние образы в
современных народных
игрушках.
Дымковская игрушка.
Древние образы в
современных народных
игрушках.
Филимоновская игрушка.
Древние образы в
современных народных
игрушках.
Каргопольская игрушка.
Искусство Гжели.
Элементы гжельской
росписи.
Искусство Гжели.
Изделие с росписью.
Городецкая роспись.
Элементы городецкой
росписи.
Городецкая роспись.
Роспись разделочной
доски.
Зачем людям украшения

Кол-во Дата
часов
проведе
ния
1
07.09.

Домашнее
задание

1
2

14.09
21.09

с.20-29; заание1
с.30-35; задание1

1

28.09

с.36-42, задание1

1

05.10

с.44-48,задание

1

12.10

с.50-58

1

19.10

с.50-58, задание2

1

26.10

с.60-62

1

09.11

с.66-74

1

16.11

с.66-74

1

23.11

с.66-74

1

30.11

с.76-80;зад.№1

1

07.12

дорисовать

1

14.12

с.82-84

1

21.12

дорисовать

1

28.12

с.106;зад.№1

с.6-19; задание1

15

Декор человек,
общество,
время.
18

19

20

21

22

23

24
25

26

27

28

29

30

31
32

Тема 4:
Декоративно
е искусство в
современном
мире.

Роль декоративного
искусства в жизни
древнего общества.
Украшения.
Роль декоративного
искусства в жизни
древнего общества.
Образец вазы
Одежда говорит о
человеке. Изучение
средневекового костюма.
Одежда говорит о
человеке. Выполнение
практической работы.
Одежда говорит о
человеке. Выполнение
практической работы.
О чем рассказывают нам
гербы. История гербов и
эмблем.
О чем рассказывают нам
гербы. Выполнение герба.
О чем рассказывают нам
гербы. Выполнение
эмблемы.
О чем рассказывают нам
гербы. Выполнение герба
Бурятии и герба города
Улан - Удэ
Современное выставочное
искусство

1

11.01

с.108-117

1

18.01

с108-117; зад№3

1

25.01

с118-133

1

01.02

с.118-133

1

08.02

с.118-133

1

15.02

с134-138

1

22.02

с134-138

1

01.03

с134-138

1

08.03

с.134-138

1

15.03

с.142-167

Ты сам мастер. Бурятский
орнамент. История
развития Бурятского
орнамента.
Ты сам мастер. Бурятский
орнамент. Бордюрный
орнамент.
Ты сам мастер. «Хохлама»
Элементы хохламской
росписи.
Ты сам мастер.
«Хохлама». Узор «травка»
Ты сам мастер.

1

05.04

Дорисовать

1

12.04

дорисовать

1

19.04

дорисовать

1

26.04

дорисовать

1

03.05

дорисовать
16

33

34

«Хохлама». Роспись
блюда.
Ты сам мастер. «Жостово»
Элементы жостовской
росписи.
Ты сам мастер. «Жостово»
Роспись подноса.

1

10.05

дорисовать

1

17.05

дорисовать

17

Контроль обученности по предмету
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

1.
2.
3.
4.
5.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента
(как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как
использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления
работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».