Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей музыки, изо и технологии, физической культуры и черчения. Протокол № _5__ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № 196 от «30» августа 2021 г. . Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» Класс: 7а, 7б, 7в Уровень образования: основное общее образование Уровень изучения предмета – базовый Срок реализации программы – 2020/2021 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/неделю Рабочую программу составила: Файзулина Л.И., учитель изобразительного искусства Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) Рабочей программы к учебникам Горяева Н.А., Островская О.В., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е. «Изобразительное искусство» для 5-7 классов общеобразовательных организаций, 2015 г. Учебник: Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура в жизни человека.7 класс» А.С.Питерских, Г.Е.Гуров. под редакцией Б.М.Неменского, Москва, просвещение.2019 г. Улан-Удэ. 2021 г. 1 Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Аннотация к рабочей программе Изобразительное искусство 7а, 7б, 7в Файзулина Лариса Ивановна 1 год Обязательная часть- 34 ч. Итого: количество часов в неделю 1 , в год 34 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: 1. Рабочей программы к учебникам Горяева Н.А., Островская О.В., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е. «Изобразительное искусство» для 5-7 классов общеобразовательных организаций, 2015 г. 2.Учебник: Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» А.С.Питерских, Г.Е.Гуров. под редакцией Б.М. Неменского , Москва, просвещение.2019 г. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально пространственного мышления учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределѐнности; формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностной значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и 2 Общая характеристика учебного предмета в понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально – нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно – творческую деятельность, художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально – пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно – прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно – эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт. Программа «Изобразительное искусство. 5-7 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно – педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно – творческие задания, художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, создавая условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков 3 Основные образовательные технологии индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углублѐнного изучения каждого вида искусства. «Дизайн и архитектура в жизни человека»- посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается уже сформированный уровень художественной культуры учащихся. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно – прикладным искусством. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых знаний, роль архитектуры в организации пространственно – структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн – логическое продолжение вклада художника в формирование вещно – предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели. Посуды до машин, станков и т.д. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально – вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образах архитектурного и дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы. Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровье сберегающие технологии. Тестовые технологии. 4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развития эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с 5 учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения развитие эстетического, эмоционально – целостного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально – пространственного мышления как формы эмоционально – ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всѐм многообразии еѐ видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно – прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (кино и театр); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в различных техниках в различных видах визуально – пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. 6 Планируемые результаты уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику; понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно - образных начал и их социальную роль; знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; конструировать объемно – пространственные композиции, моделировать архитектурно – дизайнерские объекты (в графике и объеме); моделировать в своѐм творчестве основные этапы художественно – производственного процесса в конструктивных искусствах; работать с натуры, по памяти и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; конструировать основные объемно – пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно – пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур; владеть навыками формообразования, использования объѐмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; использовать разнообразные художественные материалы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.34 ч. 7 Тема 1 Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. 9 ч Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесѐм порядок в хаос». Архитектура и дизайн конструктивные искусства. Композиция, симметрия, асимметрия, ритм. Симметрия и асимметрия - типы композиционного построения. Взаимное расположение создает динамическое равновесие. В симметричной композиции гармония абсолютная, а в асимметричной – относительная. Симметрия воспринимается как покой, закономерность, тогда как асимметрия означает движение и свободу. Прямые линии и организация пространства. Свободные формы: линии и пятна. Прямая и свободная линия и пятно. Творчество Кандинского. Линии занимают важное место среди элементов плоскостной композиции. Прямые линии представляют собой выразительный элемент. При помощи которого плоскость разделяется на отдельные части. Если сравнить прямую и свободную линии, то свободная покажется нам более интересной, так как она выразительнее и имеет больше оттенков. С еѐ помощью художник выражает свой замысел – это может быть простая вещь или затейлевый орнамент. А порой просто мазок. Цвет – элемент композиционного творчества. Цвет оказывает влияние на чувства человека. Сложные цветовые гаммы порождают образные ассоциации, а при помощи цветового мазка можно передать различные ощущения и настроения. Цветовая задача является одной из самых важных в конструктивных искусствах. Архитекторы и дизайнеры должны знать законы цветовой композиции и основы цветоведения. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Пятно, так же как и линия, используется в различных видах графического дизайна. Вместе с текстом они могут составлять основу плаката или обложки книги. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность соединения. Образно-информационная цельность. Требования к уровню подготовки учащихся: Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объѐмно – пространственных композиций. Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из 1-4 и более простейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия. Добиваться эмоциональной выразительности (в практической работе), применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов. Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционных ритм. Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства. Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое. Понимать основные типы композиций: симметричная, асимметричная, фронтальная и глубинная, умение правильно размещать на формате простейшие геометрические тела с учѐтом изученного. Понимать функциональные задачи линии в конструктивных искусствах. Ритм и движение, разрежѐнность и сгущѐнность. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ. 8 Понимать и передавать функциональные задачи цвета и конструктивных искусств. Применение локального цвета. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость, умение создавать абстрактные формы. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции, умение выполнять композиции с использованием букв и текста. Понимать и объяснять композиционные основы макетирования. Умение выполнять образцы плаката и поздравительной открытки. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки. Тема 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.7ч Объект и пространство. От плоского изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объѐмов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертѐж объектов в пространстве. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения объѐмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д. Композиционная организация пространства. Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объѐме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Баланс объѐма и поля на макете (1 прямоугольник – 1 параллелепипед), сомасштабность объектов. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Влияние архитектурного объекта на эмоциональную сферу человека. Основные свойства архитектурно-пространственных форм (геометрический вид, размеры, положение в пространстве, масса здания в зрительном восприятии, фактура материала, цвет, светотень). Средства архитектурной композиции (композиционный центр, симметрия, пропорции, масштабность, ритм). Виды архитектурной композиции (фронтальная, объѐмная, глубинно-пространственная). Архитектурный ансамбль. Конструкция: как часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Выявление простых объѐмов, образующих дом. Взаимное влияние объѐмов и их сочетаний на образный характер постройки. Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объѐмов, образующих дом. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии. Важнейшие архитектурные элементы здания. Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Использование элементов здания в макете проектируемого объекта. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.) Красота и целесообразность. Вещь: как сочетание объемов и образ времени. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объѐмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объѐмов. Красота – наиболее полное выявление функции вещи. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Форма и материал. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. 9 Влияние развития технологии и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. Д.) Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Эмоциональное и формообразующее значение цвета, влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции. Требования к уровню подготовки учащихся: Понимать соразмерность и пропорциональность объѐмов в пространстве. Рассуждать о композиционной организации пространства, умение работать по данной теме. Приобретать навыки пространственно-макетной композиции архитектурных объектов. выполнить аппликацию фронтальной композиции здания (силуэты зданий в стиле древней, античной, средневековой, современной архитектуры). Понимать баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое, умение соединять объѐмные формы в единое архитектурное сооружение. Получать представление выразительности и целостности постройки и домостроительной индустрии. Узнавать архитектурные элементы здания, умение выполнить архитектурные элементы здания. Рассуждать о многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объѐмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объѐмов. Красота – наиболее полное выявление функции вещи. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объѐмов и материальный образ времени. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Умение выполнить инсталляции по теме. Схематическая зарисовка. Рассуждать о роли и значении материала в конструкции, умение применять знания на практике. Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи» (сапоги-скороходы, ковѐр - самолѐт, автомобиль агента 007…). Полуфантастическое соединение функций. Объяснять отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Приобретать навыки в макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения. Тема 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. 10часов Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Город – летопись в камне, он несѐт информацию о культуре и обществе. Система формирования города с древнейших времѐн. Взаимосвязь города с природой и бытовой средой. Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. 10 Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектурная и градостроительная революция XX века. Еѐ технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учѐтом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Город, микрорайон, улица. Живое пространство города. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьере. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.). Природа и архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственноконструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путѐм введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоѐм, дорога, газон и тд.) Требования к уровню подготовки учащихся: Понимать образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. Учиться выполнять силуэтную зарисовку самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города. Использовать и работать с наглядным материалом - архитектурные образы прошлых эпох. Получать представление о роли архитектурного дизайна в формировании городской среды. Выполнить рисунок - Образ современного города и архитектурного стиля будущего. ( темы для самостоятельной работы: Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего»; Выполнить эскиз 8-го чуда света – здания, способного удивить своей конструкцией и формой.; Учиться создавать современное здание как необычное архитектурное сооружение, типа Сиднейского оперного театра или небоскрѐба Крайслер - билдинга в Нью – Йорке.) Иметь представление о различных композиционных видов планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда, умение выполнить макетно-рельефное моделирование фрагмента города. 11 Рассуждать о создании информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д. Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и пр. или эскизный макет витрины магазина. Иметь представление о дизайне вещно - пространственной среды жилища Учиться создавать рисунок-проект интерьера одного из общественных мест (можно фрагмент) или эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации). Понимать понятие «архитектурно – ландшафтное пространство». Рассказывать о синтезе природы и архитектуре на примерах. Умение выполнить архитектурно-пейзажные зарисовки на тему сочетания города с живой природой (с натуры, с репродукции). Учиться создавать макет ландшафтно-городского фрагмента среды (например, сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и пр.), использование имитирующих фактур. Тема 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры.8ч Образ жизни и индивидуальное проектирование. Мой дом – мой образ жизни. Функционально – архитектурная планировка своего жилища. Мечты и представления учащихся о своѐм будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом – мой образ жизни. Учѐт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач. Дизайн и архитектура моего сада. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоѐмы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и еѐ выражение в одежде. Грим, визажистика и причѐска в практике дизайна. Искусство грима и причѐски. Форма лица и причѐска. Макияж дневной, вечерний, карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода. Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна. Лик или личина? Человек как объект дизайна. Понятие имидж - дизайна как сферы деятельности, объединяющей моду, визажистику, грим, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика. Моделируя себя – моделируешь мир. Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаѐшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаѐшь мир и своѐ завтра. Понимание роли дизайна и архитектуры в 12 современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. Обобщение материала учебного года. Занимательная викторина. Выставка работ учащихся. Требования к уровню подготовки учащихся: Осозновать принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Создание поэтажного плана воображаемого дома; выбор особенностей дома – роскошь, удобство или аскетизм; учѐт образа жизни людей (чертѐж). или технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация дома, влияние назначения внутренних помещений на общий силуэт здания (задание может выполняться на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др.). Рассуждать о саде как о дизайне вешно – пространственной среды, используя пример русской усадьбы («Ясная поляна»), знать понятие «усадьба», развивать художественные навыки. Учиться умению создавать план-схему сада (рисунок или аппликация); макетирование фрагмента сада из природных материалов; или создание композиции из цветов, веток и т. д. по мотивам искусства икебаны. Узнавать о истории костюма, понимать понятие « дизайн одежды», умение создать эскиз своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма). Рассуждать о специфике эскизов модных коллекций одежды – создание рисунка-копии или сообщение на тему «Мода». Вести разговор о молодѐжной субкультуре и подростковой моде. (Стереотип и кич). Учиться создавать словесно список - перечня всех элементов воображаемого гардероба с небольшими поясняющими зарисовками вещей или проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, для улицы, для работы…), подбор цветовой гаммы (растяжки цвета). Понимать роль макияжа в жизни человека. Применять навыки создания причѐски и макияжа на фотографии. Упражнения в нанесении макияжа и создания причѐски на «живой натуре» (попарно). Изменение образа средствами внешней выразительности. Создание (по группам) имиджмейкерского сценария-проекта с использованием различных визуальных элементов (например, «Иванова – в мэры», «Петров – лучший спортсмен года», «Сидорова – мисс Европы»…). Соревновательно - игровой показ проектов. Понимание роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. Календарно-тематическое планирование № п/п Раздел, тема Тема урока Кол-во часов Дата Домашнее проведения задание 13 1 Часть 1: Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры Глава 1: Основы композиции в конструктив ных искусствах. 2 3 4 5 6 7 Глава 2: Буква строка текст Глава 3: Когда текст и изображение вместе Глава 4: В бескрайнем море книг и журналов 8 9 10 Часть 2: В мире вещей и зданий. Художествен Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. 1 04.09 с.15-20. з.1-4 Прямые линии и организация пространства Цвет – элемент композиционного творчества Свободные формы: линии и пятна. Буква – строка – текст. 1 11.09 с.21-22.зад.2 1 18.09 с.23-24.зад.2,3 1 25.09 с.25-27.зад.2 1 02.10 с.29-31.зад.2-4 Композиционные основы макетирования в графическом дизайне Композиционные основы макетирования в графическом дизайне Многообразие форм графического дизайна. Многообразие форм графического дизайна. От плоского изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность 1 09.10 с.33-39.зад.2 1 12.10 с.33-39.зад.3 1 19.10 с.41-45.зад.1 1 26.10 с.41-45.зад.2 1 09.11 с.49-53.зад.3 14 11 12 13 14 15 16 17 18 19 . ный язык конструктив ных искусств. Глава 1. Объект и пространство . Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Здание как Глава 2: Конструкция сочетание различных : часть и объемов. Понятие целое. модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: как сочетание Глава 3: Красота и объемов и образ целесообразн времени. ость. Форма и материал. Роль цвета в Глава 4: Цвет в формотворчестве. архитектуре и дизайне. Образы Часть 3: материальной Город и культуры прошлого. человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. Глава 1: Город сквозь времена и страны. Пути развития Глава 2: Город современной сегодня и архитектуры и завтра. дизайна. Пути развития современной архитектуры и 1 16.11 с.54-57.зад. 1 23.11 с.59-64.зад.3 1 30.11 с.65-69.зад.2 1 07.12 с.71-75 1 1 14.12 21.12 с.76-81. зад.2 с.83-87.зад.1 1 28.12 с.91-101.зад.3 1 11.01 с.103-109.зад.2 1 18.01 с.103-109.зад.3 15 20 Глава 3: Живое пространство города. 21 22 Глава4:Вещь в городе и дома. 23 24 25 26 Глава 5: Природа и архитектура 27 Часть 4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры . Образ жизни и индивидуаль ное проектирова ние. Глава 1: . Мой дом – мой образ жизни. 28 29 30 31 32 33 Глава 2: Мода, культура и ты. дизайна. Город, микрорайон, улица. 1 25.01 с.111-115.зад.1 Город, микрорайон, улица. Городской дизайн. 1 01.02 с.111-115.зад.2 1 08.02 с.117-119.зад.2 Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно вещной среды интерьера. Организация архитектурно ландшафтного пространства. Скажи мне, как ты живѐшь, и я скажу, какой у тебя дом. 1 1 15.02 22.02 с.117-119 с.120-125 1 01.03 с.120-125 1 15.03 с.127-131.зад.2,3 1 22.03 с.139-142.зад. Интерьер, который мы создаѐм. Пугало в огороде, или… Под шѐпот фонтанных струй. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм – мой облик. Встречают по одежке. Дизайн современной одежды Автопортрет на 1 05.04 с.143-146зад.1,3 1 12.04 с.147-150.зад.1 1 19.04 с.155-161.зад.1,2 1 26.04 1 03.05 с.162-168.зад.1 1 10.05 с.169-173.зад.1 16 34 каждый день. Грим и прическа дизайна. Моделируя себя – моделируешь мир. 1 17.05 с.174 Контроль обученности по предмету Контроль за выполнением Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества: 1.степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий; 17 2.характер деятельности (репродуктивная, творческая); 3.качество выполняемых работ и итогового рисунка. При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями: Устный ответ: «5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. «4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. «3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. «2» - учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя. Практические работы оцениваются по следующим критериям: 1 качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом; 2 степень самостоятельности; 3 уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам. Нормы оценки практической работы учащихся: «5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. «4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно. «3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности. «2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определѐнными в образовательном стандарте. 18