Рабочая программа по ИЗО 7 класс 2021-2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей
музыки, изо и технологии,
физической культуры и
черчения.
Протокол № _5__
от «10» июня 2021 г.

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 1
«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 36
___________Е.С. Анисимова
Приказ № 196
от «30» августа 2021 г.

.

Рабочая программа
учебного курса «Изобразительное искусство»
Класс: 7а, 7б, 7в
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2020/2021 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 34 ч/год; 1ч/неделю
Рабочую программу составила: Файзулина Л.И.,
учитель изобразительного искусства
Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и
дополнениями)
Рабочей программы к учебникам Горяева Н.А., Островская О.В., Неменская Л.А.,
Питерских А.С., Гуров Г.Е. «Изобразительное искусство» для 5-7 классов
общеобразовательных организаций, 2015 г.
Учебник: Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура в жизни человека.7 класс»
А.С.Питерских, Г.Е.Гуров. под редакцией Б.М.Неменского, Москва, просвещение.2019 г.

Улан-Удэ. 2021 г.

1

Предмет
Класс
Учитель
Срок реализации
программы
Место в учебном
плане ОО
УМК

Цели и задачи

Аннотация к рабочей программе
Изобразительное искусство
7а, 7б, 7в
Файзулина Лариса Ивановна
1 год
Обязательная часть- 34 ч.
Итого: количество часов в неделю 1 , в год 34
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту,
который состоит из:
1. Рабочей программы к учебникам Горяева Н.А., Островская
О.В., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е.
«Изобразительное
искусство»
для
5-7
классов
общеобразовательных организаций, 2015 г.
2.Учебник: Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура
в жизни человека. 7 класс» А.С.Питерских, Г.Е.Гуров. под
редакцией Б.М. Неменского , Москва, просвещение.2019 г.
Основная цель школьного предмета
«Изобразительное искусство» - развитие визуально пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира, как
формы самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической,
деятельностной форме в процессе личностного
художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое
художественное творчество посредством овладения
художественными материалами, зрительское восприятие
произведений искусства и эстетическое наблюдение
окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
 формирование опыта смыслового и эмоционально –
ценностного восприятия визуального образа реальности
и произведений искусства;
 освоение художественной культуры как формы
материального выражения в пространственных формах
духовных ценностей;
 формирование понимания эмоционального и
ценностного смысла визуально – пространственной
формы;
 развитие творческого опыта как формирование
способности к самостоятельным действиям в ситуации
неопределѐнности;
 формирование активного, заинтересованного отношения
к традициям культуры как к смысловой, эстетической и
личностной значимой ценности;
 воспитание уважения к истории культуры своего
Отечества, выраженной в еѐ архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно – материальной и пространственной среды и
2

Общая
характеристика
учебного предмета

в понимании красоты человека;
 развитие способности ориентироваться в мире
современной художественной культуры;
 овладение средствами художественного изображения
как способом развития умения видеть реальный мир,
как способностью к анализу и структурированию
визуального образа на основе его эмоционально –
нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы
различными художественными материалами и инструментами
для эстетической организации и оформления школьной,
бытовой и производственной среды
Учебный
предмет
«Изобразительное
искусство»
объединяет
в
единую
образовательную
структуру
практическую художественно – творческую деятельность,
художественно – эстетическое восприятие произведений
искусства и окружающей действительности. Изобразительное
искусство как школьная дисциплина имеет интегративный
характер, она включает в себя основы разных видов визуально
– пространственных искусств – живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно –
прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных
искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли
визуального образа как средства познания, коммуникации и
профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе
– продолжение художественно – эстетического образования,
воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на
полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 5-7 классы»
создана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного
общего образования, Концепции духовно – нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. Эта
программа является продуктом комплексного проекта,
созданного на основе системной исследовательской и
экспериментальной
работы
коллектива
специалистов.
Программа учитывает традиции российского художественного
образования, современные инновационные методы, анализ
зарубежных художественно – педагогических практик.
Смысловая и логическая последовательность программы
обеспечивает
целостность
учебного
процесса
и
преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно –
творческие задания, художественно – эстетическое восприятие
произведений искусства и окружающей действительности в
единую образовательную структуру, создавая условия для
глубокого осознания и переживания каждой предложенной
темы. Программа построена на принципах тематической
цельности и последовательности развития курса, предполагает
четкость поставленных задач и вариативность их решения.
Программа
предусматривает
чередование
уроков
3

Основные
образовательные
технологии

индивидуального практического творчества учащихся и
уроков
коллективной
творческой
деятельности,
диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в
основной школе построено по принципу углублѐнного
изучения каждого вида искусства.
«Дизайн и архитектура в жизни человека»- посвящена
изучению архитектуры и дизайна, т.е конструктивных видов
искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение
конструктивных искусств в ряду других видов пластических
искусств
опирается
уже
сформированный
уровень
художественной культуры учащихся.
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду
пространственных
искусств.
Их
место
в
семье
пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и
декоративно – прикладным искусством. Архитектура как
отражение социальных отношений и эстетических идеалов
любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и
культовых знаний, роль архитектуры в организации
пространственно – структурной среды города, во многом
определяющей образ жизни людей. Дизайн – логическое
продолжение вклада художника в формирование вещно –
предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели.
Посуды до машин, станков и т.д.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы»,
рукотворной среды нашего обитания.
Многообразие
современной материально – вещной среды. Единство
целесообразности
и
красоты,
функционального
и
художественного в лучших образах архитектурного и
дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные
практические творческие работы.
Технология дифференцированного обучения,
направленная на развитие и саморазвитие личности
обучающихся. Информационные. Проектные. Технологии
личностно-ориентированного образования. Здоровье
сберегающие технологии. Тестовые технологии.

4

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
 развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развития эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
5

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения развитие эстетического, эмоционально – целостного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
 развитие визуально – пространственного мышления как формы эмоционально –
ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всѐм многообразии еѐ видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно –
материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально – пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно – прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение
опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (кино и театр);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
различных техниках в различных видах визуально – пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация);
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой
ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.

6

Планируемые результаты
 уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место
конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и
специфику;
 понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство
функционального и художественно - образных начал и их социальную роль;
 знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции
современного конструктивного искусства;
 конструировать объемно – пространственные композиции, моделировать
архитектурно – дизайнерские объекты (в графике и объеме);
 моделировать в своѐм творчестве основные этапы художественно –
производственного процесса в конструктивных искусствах;
 работать с натуры, по памяти и по воображению над зарисовкой и
проектированием конкретных зданий и вещной среды;
 конструировать основные объемно – пространственные объекты, реализуя при этом
фронтальную, объемную и глубинно – пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета,
объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
 владеть навыками формообразования, использования объѐмов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные
макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения
(витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать
выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
 использовать разнообразные художественные материалы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.34 ч.
7

Тема 1 Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных
искусств. 9 ч
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и
выразительность плоскостной композиции, или «Внесѐм порядок в хаос».
Архитектура и дизайн конструктивные искусства. Композиция, симметрия, асимметрия,
ритм. Симметрия и асимметрия - типы композиционного построения. Взаимное
расположение создает динамическое равновесие. В симметричной композиции гармония
абсолютная, а в асимметричной – относительная. Симметрия воспринимается как покой,
закономерность, тогда как асимметрия означает движение и свободу.
Прямые линии и организация пространства. Свободные формы: линии и пятна.
Прямая и свободная линия и пятно. Творчество Кандинского. Линии занимают важное
место среди элементов плоскостной композиции. Прямые линии представляют собой
выразительный элемент. При помощи которого плоскость разделяется на отдельные
части. Если сравнить прямую и свободную линии, то свободная покажется нам более
интересной, так как она выразительнее и имеет больше оттенков. С еѐ помощью художник
выражает свой замысел – это может быть простая вещь или затейлевый орнамент. А порой
просто мазок.
Цвет – элемент композиционного творчества. Цвет оказывает влияние на чувства
человека. Сложные цветовые гаммы порождают образные ассоциации, а при помощи
цветового мазка можно передать различные ощущения и настроения. Цветовая задача
является одной из самых важных в конструктивных искусствах. Архитекторы и
дизайнеры должны знать законы цветовой композиции и основы цветоведения.
Свободные формы: линии и тоновые пятна. Пятно, так же как и линия, используется в
различных видах графического дизайна. Вместе с текстом они могут составлять основу
плаката или обложки книги.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Буква как изобразительно-смысловой
символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры.
Шрифт и содержание текста.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и
изображение как элементы композиции. Синтез слова и изображения в искусстве
плаката, монтажность соединения. Образно-информационная цельность.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объѐмно –
пространственных композиций. Выбирать способы компоновки композиции и составлять
различные плоскостные композиции из 1-4 и более простейших форм
(прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического
равновесия. Добиваться эмоциональной выразительности (в практической работе),
применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов.
Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционных ритм.
Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства.
Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое
композиционное целое.
Понимать основные типы композиций: симметричная, асимметричная, фронтальная и
глубинная, умение правильно размещать на формате простейшие геометрические тела с
учѐтом изученного.
Понимать функциональные задачи линии в конструктивных искусствах. Ритм и
движение, разрежѐнность и сгущѐнность.
Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций.
Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
8

Понимать и передавать функциональные задачи цвета и конструктивных искусств.
Применение локального цвета. Выразительность линии и пятна, интонационность и
многоплановость, умение создавать абстрактные формы.
Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной
композиции, умение выполнять композиции с использованием букв и текста.
Понимать и объяснять композиционные основы макетирования. Умение выполнять
образцы плаката и поздравительной открытки. Стилистика изображения и способы их
композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Тема 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.7ч
Объект и пространство. От плоского изображения к объемному макету.
Соразмерность и пропорциональность
Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объѐмов в
пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертѐж объектов в
пространстве. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного
изображения объѐмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо –
цилиндр и т.д. Композиционная организация пространства. Прочтение по рисунку
простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование
их в объѐме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные
соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и
способы его обозначения на макете. Баланс объѐма и поля на макете (1 прямоугольник – 1
параллелепипед), сомасштабность объектов. Дизайн проекта: введение монохромного
цвета.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Влияние архитектурного объекта на
эмоциональную сферу человека. Основные свойства архитектурно-пространственных
форм (геометрический вид, размеры, положение в пространстве, масса здания в
зрительном восприятии, фактура материала, цвет, светотень). Средства архитектурной
композиции (композиционный центр, симметрия, пропорции, масштабность, ритм). Виды
архитектурной композиции (фронтальная, объѐмная, глубинно-пространственная).
Архитектурный ансамбль.
Конструкция: как часть и целое. Здание как сочетание различных объемов.
Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.
Выявление простых объѐмов, образующих дом. Взаимное влияние объѐмов и их
сочетаний на образный характер постройки.
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление
простых объѐмов, образующих дом. Баланс функциональности и художественной красоты
здания. Деталь и целое. Модуль как основа эстетической цельности постройки и
домостроительной индустрии.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Рассмотрение различных типов зданий,
выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их
структуру. Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания
(перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.)
Красота и целесообразность. Вещь: как сочетание объемов и образ времени. Вещь:
красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объѐмов.
Функция вещи и целесообразность сочетаний объѐмов. Красота – наиболее полное
выявление функции вещи.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ
действительности и времени.
Форма и материал. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на
материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы.
9

Влияние развития технологии и материалов на изменение формы вещи (например,
бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.
Д.)
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Эмоциональное и
формообразующее значение цвета, влияние цвета
на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи
от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание
локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета.
Специфика влияния различных цветов спектра
и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Цвет как конструктивный,
пространственный и декоративный элемент композиции.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Понимать соразмерность и пропорциональность объѐмов в пространстве.
Рассуждать о композиционной организации пространства, умение работать по данной
теме.
Приобретать навыки пространственно-макетной композиции архитектурных объектов.
выполнить аппликацию фронтальной композиции здания (силуэты зданий в стиле
древней, античной, средневековой, современной архитектуры).
Понимать баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое,
умение соединять объѐмные формы в единое архитектурное сооружение.
Получать представление выразительности и целостности постройки и домостроительной
индустрии.
Узнавать архитектурные элементы здания, умение выполнить архитектурные элементы
здания.
Рассуждать о многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся
объѐмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объѐмов. Красота – наиболее
полное выявление функции вещи.
Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объѐмов и
материальный образ времени. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование.
Вещь как образ действительности и времени. Умение выполнить инсталляции по теме.
Схематическая зарисовка.
Рассуждать о роли и значении материала в конструкции, умение применять знания на
практике. Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи» (сапоги-скороходы,
ковѐр - самолѐт, автомобиль агента 007…). Полуфантастическое соединение функций.
Объяснять отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных
искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.
Приобретать навыки в макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для
вещей различного назначения.
Тема 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни
человека. 10часов
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры
как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
Город – летопись в камне, он несѐт информацию о культуре и обществе. Система
формирования города
с древнейших времѐн. Взаимосвязь города с природой и бытовой средой. Образ и стиль.
Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития
производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая
архитектура. Частный дом.
10

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектурная и
градостроительная революция XX века. Еѐ технологические и эстетические предпосылки
и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и
одновременно использование наследия с учѐтом нового уровня материально-строительной
техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и
агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики
архитектурного решения в градостроительстве.
Город, микрорайон, улица. Живое пространство города. Исторические формы
планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и
реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного
начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Роль архитектурного дизайна в формировании
городской среды. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой
архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской
среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного
комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской
мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального
озеленения и т. д.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной
среды интерьера. Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность
интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьере. От
унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и
архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование
интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).
Природа и архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства.
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственноконструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путѐм введения в
технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга,
древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоѐм,
дорога, газон и тд.)
Требования к уровню подготовки учащихся:
Понимать образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания
людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища.
Храмовая архитектура. Частный дом.
Учиться выполнять силуэтную зарисовку самых знаменитых построек любого города,
создание визитной карточки этого города.
Использовать и работать с наглядным материалом - архитектурные образы прошлых
эпох.
Получать представление о роли архитектурного дизайна в формировании городской
среды.
Выполнить рисунок - Образ современного города и архитектурного стиля будущего. (
темы для самостоятельной работы: Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура
будущего»; Выполнить эскиз 8-го чуда света – здания, способного удивить своей
конструкцией и формой.;
Учиться создавать современное здание как необычное архитектурное сооружение, типа
Сиднейского оперного театра или небоскрѐба Крайслер - билдинга в Нью – Йорке.)
Иметь представление о различных композиционных видов планировки города:
замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная
и др. Цветовая среда, умение выполнить макетно-рельефное моделирование фрагмента
города.
11

Рассуждать о создании информативного комфорта городской среды: устройство
пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков,
информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д. Создание рисунка-проекта
фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком,
скульптурой, бетонными вазонами и пр. или эскизный макет витрины магазина.
Иметь представление о дизайне вещно - пространственной среды жилища
Учиться создавать рисунок-проект интерьера одного из общественных мест (можно
фрагмент) или эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в
технике аппликации).
Понимать понятие «архитектурно – ландшафтное пространство». Рассказывать о синтезе
природы и архитектуре на примерах. Умение выполнить архитектурно-пейзажные
зарисовки на тему сочетания города с живой природой (с натуры, с репродукции).
Учиться создавать макет ландшафтно-городского фрагмента среды (например, сквер с
фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и пр.), использование
имитирующих фактур.
Тема 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры.8ч
Образ жизни и индивидуальное проектирование. Мой дом – мой образ жизни.
Функционально – архитектурная планировка своего жилища. Мечты и представления
учащихся о своѐм будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских
проектах. Принципы организации и членения пространства на различные
функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом –
мой образ жизни. Учѐт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Дизайн и архитектура моего сада. Сад (английский, французский, восточный) и
традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование
территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы
сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоѐмы и мини-пруды. Сомасштабные
сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель,
кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство
аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды.
Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и
манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия,
фасон.
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. О психологии индивидуального и
массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода.
«Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и еѐ
выражение в одежде.
Грим, визажистика и причѐска в практике дизайна. Искусство грима и причѐски. Форма
лица и причѐска. Макияж дневной, вечерний, карнавальный. Грим бытовой и
сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики
и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна. Лик или личина? Человек как объект
дизайна. Понятие имидж - дизайна как сферы деятельности, объединяющей моду,
визажистику, грим, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику,
фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь
имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой,
общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне
психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Моделируя себя – моделируешь мир. Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин
или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаѐшь и «душу». Моделируя себя,
моделируешь и создаѐшь мир и своѐ завтра. Понимание роли дизайна и архитектуры в
12

современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика,
понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.
Обобщение материала учебного года. Занимательная викторина. Выставка работ
учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Осозновать принципы организации и членения пространства на различные
функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Создание
поэтажного плана воображаемого дома; выбор особенностей дома – роскошь, удобство
или аскетизм; учѐт образа жизни людей (чертѐж).
или технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу,
домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация дома, влияние назначения
внутренних помещений на общий силуэт здания (задание может выполняться на
компьютере в программе 3D Architector Deluxe
и др.).
Рассуждать о саде как о дизайне вешно – пространственной среды, используя пример
русской усадьбы («Ясная поляна»), знать понятие «усадьба», развивать художественные
навыки.
Учиться умению создавать план-схему сада (рисунок или аппликация); макетирование
фрагмента сада из природных материалов; или создание композиции из цветов, веток и т.
д. по мотивам искусства икебаны.
Узнавать о истории костюма, понимать понятие « дизайн одежды», умение создать эскиз
своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма).
Рассуждать о специфике эскизов модных коллекций одежды – создание рисунка-копии
или сообщение на тему «Мода». Вести разговор о молодѐжной субкультуре и
подростковой моде. (Стереотип и кич).
Учиться создавать словесно список - перечня всех элементов воображаемого гардероба с
небольшими поясняющими зарисовками вещей или проектный рисунок одного из
комплектов костюма (для дома, для улицы, для работы…), подбор цветовой гаммы
(растяжки цвета).
Понимать роль макияжа в жизни человека. Применять навыки создания причѐски и
макияжа на фотографии. Упражнения в нанесении макияжа и создания причѐски на
«живой натуре» (попарно). Изменение образа средствами внешней выразительности.
Создание (по группам) имиджмейкерского сценария-проекта с использованием
различных визуальных элементов (например, «Иванова – в мэры», «Петров – лучший
спортсмен года», «Сидорова – мисс Европы»…). Соревновательно - игровой показ
проектов.
Понимание роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной
формирующей его социокультурного облика, понимание места этих искусств и их
образного языка в ряду пластических искусств.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Раздел, тема

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
Домашнее
проведения задание

13

1

Часть 1:
Художник –
дизайн –
архитектура.
Искусство
композиции
– основа
дизайна и
архитектуры
Глава 1:
Основы
композиции
в
конструктив
ных
искусствах.

2

3

4
5

6

7

Глава 2:
Буква строка текст
Глава 3:
Когда текст
и
изображение
вместе
Глава 4: В
бескрайнем
море книг и
журналов

8

9

10

Часть 2:
В мире
вещей и
зданий.
Художествен

Гармония, контраст
и выразительность
плоскостной
композиции.

1

04.09

с.15-20. з.1-4

Прямые линии и
организация
пространства
Цвет – элемент
композиционного
творчества
Свободные формы:
линии и пятна.
Буква – строка –
текст.

1

11.09

с.21-22.зад.2

1

18.09

с.23-24.зад.2,3

1

25.09

с.25-27.зад.2

1

02.10

с.29-31.зад.2-4

Композиционные
основы
макетирования в
графическом
дизайне
Композиционные
основы
макетирования в
графическом
дизайне
Многообразие форм
графического
дизайна.
Многообразие форм
графического
дизайна.
От плоского
изображения к
объемному макету.
Соразмерность и
пропорциональность

1

09.10

с.33-39.зад.2

1

12.10

с.33-39.зад.3

1

19.10

с.41-45.зад.1

1

26.10

с.41-45.зад.2

1

09.11

с.49-53.зад.3

14

11

12

13

14

15
16

17

18

19

.
ный язык
конструктив
ных
искусств.
Глава 1.
Объект и
пространство
.
Взаимосвязь
объектов в
архитектурном
макете.
Здание как
Глава 2:
Конструкция сочетание различных
: часть и
объемов. Понятие
целое.
модуля.
Важнейшие
архитектурные
элементы здания.
Вещь: как сочетание
Глава 3:
Красота и
объемов и образ
целесообразн времени.
ость.
Форма и материал.
Роль цвета в
Глава 4:
Цвет в
формотворчестве.
архитектуре
и дизайне.
Образы
Часть 3:
материальной
Город и
культуры прошлого.
человек.
Социальное
значение
дизайна и
архитектуры
в жизни
человека.
Глава 1:
Город сквозь
времена и
страны.
Пути развития
Глава 2:
Город
современной
сегодня и
архитектуры и
завтра.
дизайна.
Пути развития
современной
архитектуры и

1

16.11

с.54-57.зад.

1

23.11

с.59-64.зад.3

1

30.11

с.65-69.зад.2

1

07.12

с.71-75

1
1

14.12
21.12

с.76-81. зад.2
с.83-87.зад.1

1

28.12

с.91-101.зад.3

1

11.01

с.103-109.зад.2

1

18.01

с.103-109.зад.3

15

20

Глава 3:
Живое
пространство
города.

21
22

Глава4:Вещь
в городе и
дома.

23
24
25

26

Глава 5:
Природа и
архитектура

27

Часть 4:
Человек в
зеркале
дизайна и
архитектуры
. Образ
жизни и
индивидуаль
ное
проектирова
ние.
Глава 1: .
Мой дом –
мой образ
жизни.

28
29

30

31
32

33

Глава 2:
Мода,
культура и
ты.

дизайна.
Город, микрорайон,
улица.

1

25.01

с.111-115.зад.1

Город, микрорайон,
улица.
Городской дизайн.

1

01.02

с.111-115.зад.2

1

08.02

с.117-119.зад.2

Городской дизайн.
Интерьер и вещь в
доме.
Дизайн
пространственно вещной среды
интерьера.
Организация
архитектурно
ландшафтного
пространства.
Скажи мне, как ты
живѐшь, и я скажу,
какой у тебя дом.

1
1

15.02
22.02

с.117-119
с.120-125

1

01.03

с.120-125

1

15.03

с.127-131.зад.2,3

1

22.03

с.139-142.зад.

Интерьер, который
мы создаѐм.
Пугало в огороде,
или… Под шѐпот
фонтанных струй.
Композиционно –
конструктивные
принципы дизайна
одежды.
Мой костюм – мой
облик.
Встречают по
одежке. Дизайн
современной одежды
Автопортрет на

1

05.04

с.143-146зад.1,3

1

12.04

с.147-150.зад.1

1

19.04

с.155-161.зад.1,2

1

26.04

1

03.05

с.162-168.зад.1

1

10.05

с.169-173.зад.1
16

34

каждый день. Грим и
прическа дизайна.
Моделируя себя –
моделируешь мир.

1

17.05

с.174

Контроль обученности по предмету
Контроль за выполнением Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам
качества:
1.степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
17

2.характер деятельности (репродуктивная, творческая);
3.качество выполняемых работ и итогового рисунка.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими
критериями:
Устный ответ:
«5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими
словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и
обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки
в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на
дополнительные вопросы.
«3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает
значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ
конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«2» - учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими
словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные
вопросы учителя.
Практические работы оцениваются по следующим критериям:
1 качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
2 степень самостоятельности;
3 уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный,
продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка
на уроке, его творческим находкам.
Нормы оценки практической работы учащихся:
«5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения
поставленной задачи; правильно применяет приемы и изученные техники рисования.
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, качественно и творчески.
«4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно
исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время,
самостоятельно.
«3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их
практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность
создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное
время, с нарушением технологической последовательности.
«2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться
дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями,
умениями и навыками, определѐнными в образовательном стандарте.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)25-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».