Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ РАССМОТРЕНО: на заседании МО на заседании МО на заседании МО учителей музыки, изо, технологии, физической культуры. Протокол № __5____ от «10» июня 2021 г. ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №1 «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 ___________Е.С. Анисимова Приказ № __196_____ от «30» августа 2021 г. Рабочая программа учебного курса «Физкультура» Класс: 4а, 4б, 4в Уровень образования: начальное общее образование Уровень изучения предмета – базовый Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего – 102 ч/год; 3ч/неделю Рабочую программу составил: Грабовский В.С., учитель физкультуры Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 c изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) Примерной программы начального общего образования по физкультуре и авторской программы «Федеральной комплексной программы физического воспитания 1-11 классов» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. под. наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение, 2011. Учебник: Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю и др. Физкультура / под ред. Виленского М.Я./. 1-4 класс. Москва: «Просвещение». 2017 Улан-Удэ, 2021 Аннотация к рабочей программе Предмет Класс Учитель Срок реализации программы Место в учебном плане ОО УМК Цели и задачи Общая характеристика учебного предмета Основные образовательные технологии Физкультура 4 Грабовский В.С. 2021-2022 уч. год Обязательная часть: 102 ч. Итого: количество часов в неделю 3, в год 102 Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из: учебник Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю и др. Физкультура / под ред. Виленского М.Я./. 1--4 класс. Москва: «Просвещение». 2017 авторская программа «Федеральной комплексной программы физического воспитания 1-11 классов» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение, 2011. Цель курса: формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Задачи курса: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям в физкультурнооздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; воспитание к дисциплинированности, доброжелательного отношения, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психологических процессов (мышления, памяти, логике и т.д.) в ходе двигательной деятельности. Предметом обучения по физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определѐнные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Здоровье сберегающие технологии. Технологии коллективного обучения. Технологии разноуровнего обучения. Технология проблемного обучения. Технология встречных усилий учителя и ученика. Игровые технологии. Технологии личностно-ориентированного образования. Планируемые результаты изучения курса «Физкультура» Предметные результаты: – формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения; – выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности. Метапредметные результаты: – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. Патриотического 2. идентичности: культурному, воспитание воспитания ценностного историческому и и формирование отношения научному наследию, к российской отечественному понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества. 3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования. 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей. В результате освоения программы «Физкультура» Ученик научится: выполнять футбольные и волейбольные упражнения; рассказывать историю появления мяча и футбола; рассказывать, что такое зарядка и физкультминутка; рассказывать, что такое гимнастика и ее значение в жизни человека; давать оценку своим привычкам, связанными с режимом дня, с помощью тестового задания «Проверь себя»; составлять индивидуальный режим дня; отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток; характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; подавать строевые команды, вести подсчѐт при выполнении общеразвивающих упражнений; выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения; выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения. Ученик получит возможность научиться: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, гибкости и координации; вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений; излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать еѐ роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях; правилам тестирования наклона вперед из положения стоя, подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись, виса на время, подъема туловища из положения лежа за 30 с; выполнять различные упражнения на кольцах бревне; вращения обруча; правильно оценивать свое самочувствие и контролировать, как организм справляется с физическими нагрузками; определять основные показатели физического развития и физических способностей и выявлять их прирост в течение учебного года; записывать результаты контрольных упражнений в дневник самоконтроля; осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр; излагать правила и условия проведения подвижных игр; осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр; взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх; правилам соревнований в беге, прыжках, метаниях; описывать технику беговых упражнений; осваивать технику бега различными способами; выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений; осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений. Содержание курса «Физкультура» (68 ч.) Знания о физической культуре(5ч) История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах). Способы физкультурной деятельности Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях. Физическое совершенствование Гимнастика с основами акробатики(11ч) Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например, мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги». Легкая атлетика(12ч) Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Низкий старт. Стартовое ускорение. Финиширование. Подвижные игры(20ч) На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела). На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель». На материале раздела «Плавание»: «Торпеды», «Гонка лодок», «Гонка мячей», «Паровая машина», «Водолазы», «Гонка катеров». На материале спортивных игр: Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»). Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»). Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол». Военно- спортивная подготовка ползанье по-пластунски под препятствием, прыжки через барьеры, метание мяча в цель, прыжки в высоту. Общеразвивающие физические упражнения Общеразвивающие физические упражнения(16ч) на развитие основных физических качеств. Тематическое планирование по курсу «Физкультура» №п/п Раздел 1 2 Легкая атлетика Тема урока Кол-во часов Дата проведения Домашнее задание Ходьба и бег. 1 01.09.21 Комплекс №1 Ходьба и бег. 1 02.09 Комплекс №1 3 ОФП Индивидуальные корригирующие упражнения. 1 07.09 Комплекс №1 4 Основы знаний о Физической культуре Когда и как возникли физическая культура и спорт. 1 09.09 Комплекс №1 5 Легкая атлетика Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной местности. Гимнастические упражнения, упражнения для укрепления мышц спины. Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной местности. 1 14.09 Комплекс №1 1 16.09 Комплекс №1 1 21.09 Комплекс №1 1 23.09 Комплекс №1 1 28.09 Комплекс №1 1 30.09 Комплекс №1 6 ОФП 7 Легкая атлетика 8 Подвижные Игры с элементами баскетбола 9 ОФП 10 Подвижные Игры с элементами баскетбола Техника безопасного поведения при подвижных играх. Гимнастические упражнения на формирование осанки. Ловля и бросок мяча. Основные направления воспитательной деятельности 1. Гражданского воспитания 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение 11 ОФП 12 Подвижные Игры с элементами баскетбола Индивидуальные корригирующие. 1 05.10.21 Комплекс №1 1 07.10 Комплекс №1 Ловля и бросок мяча 13 Основы знаний о физической культуре Современные Олимпийские игры. 1 12.10 Комплекс №1 14 ОФП Гимнастические упражнения на формирование осанки. 1 14.10 Комплекс №1 15 Подвижные Игры с элементами баскетбола 1 19.10 Комплекс №1 1 21.10 Комплекс №1 1 26.10 Комплекс №1 1 28.10 Комплекс №1 1 09.11.21 Комплекс №1 1 11.11 Комплекс №1 16 ОФП 17 Подвижные Игры с элементами баскетбола Ловля, передача и бросок мяча. Гимнастические упражнения на формирование осанки. Ловля, передача и бросок мяча. 18 ОФП Основные упражнения игрового стретчинга. 19 Подвижные Игры с элементами баскетбола Ловля, передача и бросок мяча. ОФП Гимнастика для глаз. Дыхатeльная гимнастика. 20 1. Гражданского воспитания 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение 21 Подвижные Игры с элементами баскетбола 22 ОФП 23 Подвижные Игры с элементами баскетбола 24 ОФП 25 Подвижные Игры с элементами баскетбола 26 ОФП 27 Подвижные Игры с элементами баскетбола 28 ОФП 29 Основы знаний о физической культуре 1 16.11 Комплекс №1 1 18.11 Комплекс №1 1 23.11 Комплекс №1 1 25.11 Комплекс №1 1 30.11 Комплекс №1 1 02.12.21 Комплекс №1 1 07.12 Комплекс №2 1 09.12 Комплекс №2 1 14.12 Комплекс №2 Бросок мяча в цель. Упражнения в равновесии. Повышение тонуса и укрепление мышц стопы. Бросок мяча в цель. Упражнения в равновесии. Повышение тонуса и укрепление мышц стопы. Бросок мяча в цель. Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика. Бросок мяча в цель. Футбол-гимнастика. Что такое физическая культура. 1. Гражданского воспитания 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение 30 31 Основы знаний о физической культуре Подвижные Игры с элементами баскетбола 32 ОФП 33 Подвижные Игры с элементами баскетбола Твой организм.Основные части тела человека. 1 16.12 Комплекс №2 1 21.12 Комплекс №2 1 23.12 Комплекс №2 1 28.12 Комплекс №2 1 11.01.22 Комплекс №2 Безопасное поведения при подвижных играх. Основные упражнения игрового стретчинга. Бросок и ловля мяча снизу на месте. 35 Подвижные Игры с элементами баскетбола Бросок мяча в цель. 1 13.01 Комплекс №3 36 ОФП Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика. 1 18.01 Комплекс №3 37 Подвижные Игры с элементами баскетбола 1 20.01 Комплекс №3 1 25.01 Комплекс №3 1 27.01 Комплекс №3 34 38 ОФП 39 Подвижные Игры с элементами баскетбола Бросок и передача мяча от груди. Футбол-гимнастика. Ведение мяча. 1. Гражданского воспитания 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение 40 ОФП 41 Подвижные Игры с элементами баскетбола 42 ОФП 43 Подвижные Игры с элементами баскетбола 44 ОФП 45 Подвижные Игры с элементами баскетбола 46 ОФП 47 48 Подвижные Игры с элементами баскетбола ОФП Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота. 1 01.02.22 Комплекс №3 1 03.02 Комплекс №3 1 08.02 Комплекс №3 1 10.02 Комплекс №3 1 15.02 Комплекс №3 1 17.02 Комплекс №3 1 22.02 Комплекс №4 1 24.02 Комплекс №4 1 01.03.22 Комплекс №4 Ведение мяча. Гимнастика для глаз. Дыхатeльная гимнастика. Бросок мяча снизу на месте в щит. Основные упражнения игрового стретчинга. Бросок мяча снизу на месте в щит. Упражнения в равновесии. Повышение тонуса и укрепление мышц стопы. Эстафеты с элементами баскетбола. Пальчиковая гимнастика. 1. Гражданского воспитания 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение Суставная гимнастика. Подвижные Игры с элементами баскетбола Эстафеты с элементами баскетбола. 50 ОФП Футбол-гимнастика. 51 Подвижные Игры с элементами баскетбола Легкая атлетика 49 52 53 ОФП 1 03.03 Комплекс №4 1 10.03 Комплекс №4 1 15.03 Комплекс №4 Ходьба и бег. 1 15.03 Комплекс №4 Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота. 1 17.03 Комплекс №4 Ходьба и бег. 1 22.03 Комплекс №4 1 24.03 Комплекс №4 Эстафеты с элементами баскетбола. 54 Легкая атлетика 55 Основы знаний о физической культуре Сердце и кровеносные сосуды 56 ОФП Основные упражнения игрового стретчинга. 1 05.04.22 Комплекс №4 57 Легкая атлетика Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной местности. 1 07.04 Комплекс №4 58 ОФП Футбол-гимнастика. 1 12.04 Комплекс №4 59 Подвижные Игры с элементами баскетбола 1 14.04 Комплекс №4 Эстафеты с элементами баскетбола. 1. Гражданского воспитания 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение 60 Легкая атлетика 61 ОФП Ходьба и бег. 1 19.04 Комплекс №4 Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота. 1 21.04 Комплекс №4 Ходьба и бег. 1 26.04 Комплекс №4 62 Легкая атлетика 63 ОФП Индивидуальные корригирующие упражнения. 1 28.04 Комплекс №4 64 Основы знаний о Физической культуре Когда и как возникли физическая культура и спорт. 1 05.05.22 Комплекс №4 65 ОФП Индивидуальные корригирующие упражнения. 1 12.05 Комплекс №4 Ходьба и бег. 1 17.05 Комплекс №4 1 19.05 Комплекс №4 1 24.05 Комплекс №2 66 67 68 Легкая атлетика Кроссовая подготовка. Подведение итогов ИТОГО 68 1. Гражданского воспитания 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3. Духовное и нравственное воспитание 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудового воспитания и профессиональное самоопределение Контроль обученности учащихся по курсу Контрольные упражнения Подтягивание в висе, кол-во раз Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз. Бег 60 м с высокого старта, Мальчики Девочки Уровень Уровень Высокий Средний Низкий Высокий Средний (3 (5 (4 (5 (4 балла) баллов) балла) баллов) балла) Низкий (3 балла) 6 4 3 - - - - - - 18 15 10 10.0 10.8 11.0 10.3 11.0 11.5 4.30 5.00 5.30 5.00 5.40 6.30 сек. Бег 1000 м, мин. сек.